Напоминание

"Интарсия"


Автор: Ганган Ольга Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Интарсия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытое занятие по декоративно – прикладному творчеству

на тему: «Интарсия»

Ганган О.В.

МБУ ДО «Дом Детского Творчества», Красноярский край город Норильск район

Кайеркан

Тема: Интарсия

Цель занятия: Усвоение обучающимися особенностей создания мозаики.

Задачи:

Образовательные:

усвоение обучающимися понятий: мозаика, орнамент;

создание представления об истории развития мозаики, о материалах, используемых

для изготовления мозаики;

формирование навыков последовательной работы в технике «паркетри» с

использованием ручного труда.

Развивающие:

развитие логического мышления и художественного вкуса.

Воспитательные:

воспитание у учащихся аккуратности в работе;

формирование коммуникативных навыков.

Тип занятия: формирования и совершенствования знаний.

Методы

обучения:

рассказ,

демонстрация

наглядных

пособий,

устный

опрос,

практическая работа.

Объект труда: мозаичный набор, выполненный в стиле «паркетри».

Методическое оснащение занятия:

-практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов

мозаики;

мультимедийная презентация;

мозаичные готовые наборы из шпона;

образцы работ.

Ход занятия

Организационный этап

Приветствие педагога! Сегодня мы с вами познакомимся с мозаикой на изделиях из

дерева. Наша цель – усвоить особенности создания мозаичного орнамента.

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое"

тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом

народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы,

относящиеся к IX – XIV столетиям.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким

узорам относится мозаика.

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или

различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости,

перламутра, металла и т. д.).

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии —

это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго

забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Мозаика может представлять собой орнамент.

Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

(«Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть

выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много

орнаментов и в вышивке.

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней

Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах

создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная

культура народов.

Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи

и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников – символа плодородия.

Изображение птицы в русском орнаменте - символа счастья.

Можно ли в нашем городе увидеть рисунок, выполненный в стиле мозаики?

- Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Ответить на

данный вопрос вам поможет следующая работа.

Задание:

- Группа обучающихся делиться на 4 (3) подгруппы. Работая в группах, соберите

по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, композиции у

вас получатся.

Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики

заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например,

дерева.

А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности

пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.

Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.

Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в

основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются

деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки – маркетри.

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона

различных пород и текстуры.

В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по

определенному рисунку.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой

является – паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок

типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов

шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке – максимально плотно уложить

кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.

Когда рисунок заполняет

всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной

бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. (Демонстрация

образцов).

Физкультминутка:

«Сделаем зарядку»

Ребята, вижу вы устали?

Тогда скорее дружно встали

Зарядку сделаем сейчас

Поднимите руки вверх

К солнцу, звездам, выше всех!

А теперь перед собой,

Скрещивай одной, другой!

Руки все на пояс ставим

И наклоны начинаем

Влево - вправо, сели - встали,

Вы надеюсь, все размялись

За работу снова взялись.

Рассаживайтесь по местам.

Практическая часть

Закрепление изученного материала.

- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А

теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? (ответ учащихся:

инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри).

На данных листочках написаны виды

мозаики, прикрепите их к соответствующим иллюстрациям на доске.

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу

только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный

орнамент.

Организация рабочего места.

- Для выполнения практического задания вам понадобятся кусочки шпона

различных пород, клеящая лента, ножницы, линейка, карандаш.

- Для того чтобы понять, как создается орнамент, посмотрите видеоролик.

Вводный инструктаж.

Задание:

Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона и клеящей ленты, которые

лежат у вас на столах, самостоятельно соберите и склейте мозаичный орнамент.

При этом помните: склеиваемые кусочки шпона должны очень плотно прилегать

друг к другу.

Инструктаж по технике безопасности:

Соблюдать организацию рабочего места. Инструмент использовать только по

назначению. При работе ножом-резаком левая рука должна находиться перед правой или

на расстоянии, исключающем возможность пореза.

Выполнение задания:

Обучающиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.

Текущие наблюдения педагога, контроль соблюдения правил ТБ, ответы на

возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.

Подведение итогов урока

Давайте посмотрим, что получилось. (выбор и демонстрация лучших работ,

обучающихся), а также разберем допущенные ошибки и проанализируем причины, их

возникновения.

- Как вы считаете, действительно ли вы создали орнамент? А в какой технике вы

выполнили мозаичный орнамент? Где можно применить полученные знания, умения и

навыки?

Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал немного художником, который

рисует, не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый

мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.

Уборка рабочих мест.



В раздел образования