Автор: Ганган Ольга Васильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Интарсия"
Раздел: дополнительное образование
Открытое занятие по декоративно – прикладному творчеству
на тему: «Интарсия»
Ганган О.В.
МБУ ДО «Дом Детского Творчества», Красноярский край город Норильск район
Кайеркан
Тема: Интарсия
Цель занятия: Усвоение обучающимися особенностей создания мозаики.
Задачи:
Образовательные:
усвоение обучающимися понятий: мозаика, орнамент;
создание представления об истории развития мозаики, о материалах, используемых
для изготовления мозаики;
формирование навыков последовательной работы в технике «паркетри» с
использованием ручного труда.
Развивающие:
развитие логического мышления и художественного вкуса.
Воспитательные:
воспитание у учащихся аккуратности в работе;
формирование коммуникативных навыков.
Тип занятия: формирования и совершенствования знаний.
Методы
обучения:
рассказ,
демонстрация
наглядных
пособий,
устный
опрос,
практическая работа.
Объект труда: мозаичный набор, выполненный в стиле «паркетри».
Методическое оснащение занятия:
-практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов
мозаики;
мультимедийная презентация;
мозаичные готовые наборы из шпона;
образцы работ.
Ход занятия
Организационный этап
Приветствие педагога! Сегодня мы с вами познакомимся с мозаикой на изделиях из
дерева. Наша цель – усвоить особенности создания мозаичного орнамента.
Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое"
тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.
Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом
народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы,
относящиеся к IX – XIV столетиям.
Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким
узорам относится мозаика.
Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или
различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости,
перламутра, металла и т. д.).
История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии —
это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго
забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.
Мозаика может представлять собой орнамент.
Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.
(«Орнамент» в переводе с латинского означает «узор».) Орнаменты могут быть
выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много
орнаментов и в вышивке.
Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней
Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах
создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная
культура народов.
Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи
и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников – символа плодородия.
Изображение птицы в русском орнаменте - символа счастья.
Можно ли в нашем городе увидеть рисунок, выполненный в стиле мозаики?
- Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Ответить на
данный вопрос вам поможет следующая работа.
Задание:
- Группа обучающихся делиться на 4 (3) подгруппы. Работая в группах, соберите
по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, композиции у
вас получатся.
Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики
заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например,
дерева.
А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.
Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности
пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.
Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.
Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия.
Интарсия – инкрустация деревом по дереву.
Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в
основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются
деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.
Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.
Еще один вид отделки – маркетри.
Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона
различных пород и текстуры.
В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по
определенному рисунку.
Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой
является – паркетри.
Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок
типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.
Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов
шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке – максимально плотно уложить
кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.
Когда рисунок заполняет
всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной
бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. (Демонстрация
образцов).
Физкультминутка:
«Сделаем зарядку»
Ребята, вижу вы устали?
Тогда скорее дружно встали
Зарядку сделаем сейчас
Поднимите руки вверх
К солнцу, звездам, выше всех!
А теперь перед собой,
Скрещивай одной, другой!
Руки все на пояс ставим
И наклоны начинаем
Влево - вправо, сели - встали,
Вы надеюсь, все размялись
За работу снова взялись.
Рассаживайтесь по местам.
Практическая часть
Закрепление изученного материала.
- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А
теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов? (ответ учащихся:
инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри).
На данных листочках написаны виды
мозаики, прикрепите их к соответствующим иллюстрациям на доске.
- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу
только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный
орнамент.
Организация рабочего места.
- Для выполнения практического задания вам понадобятся кусочки шпона
различных пород, клеящая лента, ножницы, линейка, карандаш.
- Для того чтобы понять, как создается орнамент, посмотрите видеоролик.
Вводный инструктаж.
Задание:
Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона и клеящей ленты, которые
лежат у вас на столах, самостоятельно соберите и склейте мозаичный орнамент.
При этом помните: склеиваемые кусочки шпона должны очень плотно прилегать
друг к другу.
Инструктаж по технике безопасности:
Соблюдать организацию рабочего места. Инструмент использовать только по
назначению. При работе ножом-резаком левая рука должна находиться перед правой или
на расстоянии, исключающем возможность пореза.
Выполнение задания:
Обучающиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.
Текущие наблюдения педагога, контроль соблюдения правил ТБ, ответы на
возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.
Подведение итогов урока
Давайте посмотрим, что получилось. (выбор и демонстрация лучших работ,
обучающихся), а также разберем допущенные ошибки и проанализируем причины, их
возникновения.
- Как вы считаете, действительно ли вы создали орнамент? А в какой технике вы
выполнили мозаичный орнамент? Где можно применить полученные знания, умения и
навыки?
Итак, ребята, каждый из вас сегодня почувствовал немного художником, который
рисует, не красками, а деревом, что под силу только настоящим мастерам, а каждый
мастер заслуживает аплодисментов, так давайте поаплодируем друг другу.
Уборка рабочих мест.