Напоминание

"Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом"


Автор: Упировец Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с.Мельница Нижнеудинского района Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом"
Раздел: среднее образование





Назад




Н.С.Упировец

МКОУ «СОШ с.Мельница»

Нижнеудинского района

Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом.

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе

носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относят к

универсальным учебным действиям.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор

№ 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все

вместе взятые.

Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика

определило перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и

работы с текстом по окончании основной школы, который в предлагаемой программе

представлен следующим образом.

Психологами установлено,

что полноценное

чтение

— это сложный и

многогранный

процесс,

предполагающий

решение

таких

познавательных

и

коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль,

восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная

расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее

содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов,

нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и

пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью

привлечения

имеющихся

знаний,

интерпретация

текста.

Здесь

происходит

упорядочивание

и

классифицирование,

объяснение

и

суммирование,

различение,

сравнение

и

сопоставление,

группировка,

анализ

и

обобщение,

соотнесение

с

собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых

новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на

первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание,

пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения

образования.

В связи с этим психологи выделяют несколько уровней понимания текста при

чтении.

Первый, самый поверхностный, это понимание фактов, того, о чём говорится.

Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится,

но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин,

следствий, скрытых за словами текста, а именно, подтекста.

Третий уровень

предполагает осознание читателем общего настроения

произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а

также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Виды чтения

Виды чтения

по

участию

психических

процессов

Виды

чтения

по

целям

Виды

чтения

по

степени

осмысления

информации

Виды чтения по

мотивам

Виды

чтения

по скорости

1.

Рациональное

1.

Функциональ

1.

Репродуктивное

1. Досуговое чте-

ние

связано

с

1.

Быстрое

чтение — это

1

чтение

(ознакомитель

ное,

просмотровое,

аналитическо

е)

ное чтение —

это чтение с

целью поиска

информации

для решения

конкретной

задачи

или

выполнения

определенног

о задания. В

нем

применяют

приемы

сканирования

и

анали-

тического

чтения

различных

сочетаниях)

чтение — это

первая

фаза

чтения,

когда

воспринимают

его

общий

смысл

отдыхом,

развлечением;

в

таком чтении во-

ля

и

память

практически

не

участвуют

просмотровое

(поисковое)

чтение

2.

Эмоционально

е чтение — это

творческая дея-

тельность

читателя,

в

которой

ведущую роль

играют вообра-

жение

и

чувства.

При

эмоцио-

нальном

чтении

читатель

вы-

ступает

как

соавтор

писателя,

он

домысливает и

обогащает

читаемый текст

2.

Эстетическое

чтение пред-

полагает

глубокое

понимание и

переживание

художествен-

ного

текста.

При

таком

чтении

используют

приемы

аналитиче-

ского чтения

2.

Творческое

чтение — это

вторая и третья

фаза чтения, в

которых

главная

роль

отведена

интерпретации,

оценке

и

рефлексии

2. Деловое

чтение связано с

учебной

деятельностью

школьника

2. Медленное

чтение — это

аналитическое

чтение с целью

исследования и

запоминания

Сегодня в повседневной жизни и учебе мы постоянно встречаемся с различными

электронными документами, поэтому сегодня особо выделяют экранное чтение —

работу с электронными документами, чтение их с экрана монитора.

Из перечисленных видов чтения ученики основной школы должны овладеть в ходе

обучения

следующими

видами:

ознакомительным,

направленным

на

извлечение

основной информации или выделение основного содержания текста;

изучающим

(смысловым, критическим),

имеющим целью извлечение, вычерпывание полной и

точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

поисковым

(просмотровым), направленным на нахождение конкретной информации, конкретного

факта; выразительным.

2

Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем

школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это

постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество

человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях

деятельности и общения.

Под влиянием исследований PISA сегодня в России чётко сформулированы понятия

«функциональная грамотность» и «грамотность чтения», а также требования к умениям

ученика основной школы в области чтения и осмысления текстов разного вида.

Функциональная грамотность — это способность человека использовать навыки

чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке,

прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д.), то есть это тот уровень

грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней

средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности,

сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях

получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном

общении, общении при помощи текстов и других сообщений

1

.

Функциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для решения

конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении

используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения

(выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Под грамотностью чтения понимают способность человека к осмыслению

письменных текстов и рефлексии на них,

к использованию их содержания для

достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного

участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в

овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших

планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в

труде и жизни общества. Таким образом, грамотность чтения характеризуется четырьмя

главными умениями, которыми должен овладеть ученик:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

нахождение информации;

интерпретация текста;

рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может

«свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста

— для его понимания, сжатия, преобразования и т. д.» (А. А. Леонтьев). Ученик, у

которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться раз-

личными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен

переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной

данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять

навыки чтения.

1.

Задания «множественного выбора»:

выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих

содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;

установление

истинности

/

ложности

информации

по

отношению

к

содержанию текста.

2.

Задания «на соотнесение»:

нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

3

пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

нахождение

соответствующих

содержанию

текста

слов,

выражений,

предложений, картинок, схем и т. п.;

соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение

синонимов/ антонимов).

3.

Задания «на дополнение информации»:

заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним

словом;

дополнение (завершение) предложений.

4.

Задания «на перенос информации»:

заполнение таблиц на основе прочитанного;

дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

5.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

расположение

«перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

6.

Задания с ответами на вопросы: могут иметь различные целевые установки и

соответственно различаться по степени сложности. В зависимости от цели и конкретного

содержания вопросы можно разделить на три основные группы:

а) поиск и целенаправленное извлечение информации («общее понимание текста» и

«выявление информации»):

нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)?

Где? Когда? Что делал(а)?»;

определение темы;

выявление информации, явно не выраженной в тексте;

б) обобщение и интерпретация содержания текста («интерпретация текста»):

нахождение в тексте заданной информации;

нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определенную мысль; х

использование информации из текста для подтверждения своей точки

зрения;

установление

смысловых

связей

между

частями

текста

или

двумя

(несколькими) текстами;

определение основной мысли (идеи) текста;

соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

выяснение намерений автора текста;

интерпретация (комментирование) названия текста;

формулирование

вывода

на

основании

анализа

информации,

представленной в тексте;

в)

оценка содержания и формы текста, рефлексия («рефлексия содержания» и

«рефлексия формы подачи текста»):

сопоставление содержания текста с собственным мнением;

соотнесение информации текста с собственным опытом;

оценка поступков (действий) героев текста;

обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и

сведений из текста;

оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний

и системы ценностей;

определение назначения, роли иллюстраций;

«предугадывание»

поведения

(поступков)

героев

текста,

последовательности событий;

«предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем

информации;

определение жанра и стиля текста;

4

выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);

нахождение средств художественной выразительности и определение их

функций.

Типовые упражнения и задачи

для формирования навыков смыслового чтения.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

1.

прочитайте

план/утверждение,

определите,

соответствует

ли

он/оно

последовательности изложенных в тексте фактов;

2.

расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности,

соответствующей содержанию текста;

3.

выберите правильный ответ из 3 — 4 вариантов;

4.

найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

5.

составьте план текста;

6.

найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

7.

подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить

как несущественные;

8.

просмотрите текст и озаглавьте его;

9.

перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

10. составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

11. передайте содержание текста в устной/письменной форме;

12. составьте выводы на основе прочитанного;

13. назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите,

где можно использовать эти сведения;

14. укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

15. прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и

др.);

16. на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;

17. выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся

в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

1.

распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

2.

назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

3.

добавьте факты, не меняя структуру текста;

4.

найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;

5.

составьте аннотацию/реферат;

6.

поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

7.

напишите тезисы по содержанию прочитанного; . составьте письменную оценку

(рецензию);

8.

прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими

словами;

9.

переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

1.

определите тему/проблему текста (статьи);

2.

прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

3.

найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

4.

прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в

количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

5

5.

найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию,

рецепт, рекомендации и т.д.;

6.

просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

7.

найдите абзацы, посвященные указанной теме;

8.

найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

9.

просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

10. найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;

11. разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

12. выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным

опытом и др.

Понимание научного текста.

Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять

краткий конспект.

Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст

познавательного характера (1-2 страницы).

Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нём ответы на вопросы,

данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.

Материал: карточки с вопросами и заданиями.

1. Что составляет предмет обсуждения в тексте? ________________________

2. Дайте определение предмета.______________________________________

3. Какова структура (строение) предмета? Из каких компонентов состоит предмет?

4. С какими другими предметами (понятиями) связан предмет? ___________

5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?_______________

6. Назовите основные функции предмета и области его применения. _______

7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают возможность реализации

указанных функций?

8. Как осуществляется производство предмета?_________________________

9. Укажите типологию предметов. ___________________________________

Формирование смыслового чтения.

Типовые задачи

Задание «Диалог с текстом»

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе

овладения приёмом «диалог с текстом».

Возраст: 11-12 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и

выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений

предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом

(буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.

Задания включают:

В – вопрос, задать вопрос к тексту;

О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт,

как будут развиваться события;

П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с

описанием будущего с тексте.

6

Литература

1. Бондаренко С.М. Как учить работать с книгой / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А.

Концева.- М.: Просвещение, 1995.

2.Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум.

8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. - М.: Педагогика,

2001.

3. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной и

научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.

4.Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные

проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

5.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования №1897 от 17 декабря 2010 года.

6. ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с

текстом».

7



В раздел образования