Напоминание

"Мир, в котором я живу"


Автор: Зайцева Елена Александровна
Должность: заместитель директора, учитель химии
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Мир, в котором я живу"
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»

г. Нижний Новгород

Рабочая программа

курса

внеурочной деятельности

«Мир, в котором я живу»

Автор: Зайцева Е.А., учитель химии

Нижний Новгород

2019 год

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с

требованиями федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования, основной образовательной программы

МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85».

Курс рассчитан на 30 часов, в объеме 1 часа в неделю. Возрастная группа

учащихся:12-15 лет.

Цели программы курса:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся

рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения

экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к

личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы курса:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,

понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание курса предполагает следующие виды деятельности:

познавательная,

игровая,

трудовая,

художественная,

краеведческая,

ценностно-ориентировочная, беседы, экологические игры, природоохранные

акции.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной

деятельности:

Личностные:

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание

бережного

отношения

к

природе,

формирование

экологического сознания;

признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

развитие мотивации к получению новых знаний;

ответственного отношения к учению, труду;

целостного мировоззрения;

осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим

людям;

коммуникативной компетенции в общении; основ экологической

культуры.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

Работая

по

плану,

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,

исправлять

ошибки

самостоятельно

том

числе

и

корректировать план);

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

Выявлять причины и следствия простых явлений;

Строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-следственных связей;

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в

текст);

Определять

возможные

источники

необходимых

сведений,

производить

поиск

информации,

анализировать

и

оценивать

ее

достоверность;

Коммуникативные:

В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством

признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку

зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с

людьми иных позиций.

Предметные:

понимать смысл биологических терминов;

знать сущность биологических процессов;

объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого

ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль

человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды,

причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека,

роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на

здоровье человека;

выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья

человека,

анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды,

факторов риска на здоровье человека;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: в

тексте

книг,

биологических

словарях

и

справочниках,

терминов,

в

электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов;

ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах

животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях;

спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил

поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание программы курса внеурочной деятельности:

I.

Введение. Что такое экология? (2ч)

Что изучает экология. Зачем нам нужно изучать экологию. Экологические

науки. Вклад ученых в развитие экологии.

II.

Природные комплексы нашей местности. (11ч)

Сезонные изменения в природе. Природные комплексы родного края.

Растительный и животный мир Нижегородской области. Природа и человек.

Экологические проблемы родного края. Особо охраняемые природные

объекты и заповедные объекты Нижегородской области.. Охрана природных

комплексов. Заповедник « Керженский».

III.

Среда обитания человека. (4ч)

Современное

состояние

природной

среды.

Экологические

проблемы

биосферы.

Атмосфера

внешняя

оболочка

биосферы.

Загрязнение

атмосферы. Воздух, которым мы дышим. Вода – основа жизненных

процессов в биосфере. Загрязнение природных вод. Вода, которую мы пьем.

Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Радиоактивность в биосфере.

IV.

Дом, в котором мы живем. (3ч)

Вопросы экологии в современных квартирах. Санитарно-гигиеническая

оценка жилого помещения. Экология комнатных растений.

V . Здоровье человека - основа жизни. (7ч)

Вредное влияние наркотических веществ на организм ребенка. Мы за

здоровый образ жизни. Инфекционные болезни человека. Влияние звуков на

человека.

Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их значение и влияние на

организм человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.

Жевательная резинка: за и против. Неожиданные встречи с ядами. Оказание

первой

помощи

при

отравлениях.

Ландшафт

как

фактор

здоровья.

Компьютер и здоровье.

VI. Отходы как источник загрязнения окружающей среды. (3ч)

Что ты знаешь о бытовых отходах? Борьба с мусором - глобальная проблема

человечества. Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых

отходов.

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Введение.

2

2.

Природные комплексы нашей местности

11

3.

Среда обитания человека

4

4.

Дом, в котором мы живем.

3

5.

Здоровье человека - основа жизни.

7

6.

Отходы как источник загрязнения окружающей

среды.

3

Итого

30ч

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

проведения

План

Факт

1

Введение (2ч):

- Что изучает экология. Зачем нам нужно

изучать экологию.

- Экологические науки. Вклад ученых

в

развитие науки.

3.10

10.10

2

Природные комплексы нашей местности

(11ч)

- Сезонные изменения в природе. «Наблюдения

за сезонными изменениями в живой и неживой

природе».

- Природные комплексы родного края.

- Растительный мир Нижегородской области.

- Животный мир Нижегородской области.

-

Помощь

пернатым

друзьям.

Участие

в

городских акциях «Синичкин День». «Домик

для пернатого друга».

- Экологические проблемы родного края.

-

Подготовка

к

районному

конкурсу

экологических агитбригад по теме: «Экология

и здоровье Нижнего Новгорода».

- Участие в районном конкурсе экологических

агитбригад «Наш дом - Нижний Новгород».

17.10

24.10

14.11.

18.11

23.11

25.11

5.12

12.12

- Охраняемые объекты родного края.

- Охраняемые растения и животные.

- Красная книга

- Растительный и животный мир заповедника

«Керженский».

-

Заповедник

«Керженский».

Участие

во

Всероссийской акции «Марш парков».

19.12

26.12

16.01

3

Среда обитания человека (4ч)

- Современное состояние природной среды.

Экологические проблемы биосферы.

- Атмосфера – внешняя оболочка биосферы.

Загрязнение атмосферы.

- Воздух, которым мы дышим.

- Вода – основа жизненных процессов в

биосфере. Загрязнение природных вод.

- Вода, которую мы пьем.

- Почва – биокосная система. Загрязнение

почвы. Радиоактивность в биосфере.

23.01.

30.01

8.02

13.02

4

Дом, в котором мы живем (3ч)

- Вопросы экологии в современных квартирах.

- Экология комнатных растений.

- Животные в нашем доме

17.02

20.02

27.02

5

Здоровье человека – основа жизни (7ч)

- Вредное влияние наркотических веществ на

организм ребенка.

- Мы за здоровый образ жизни. Конкурс

рисунков «Вредным привычкам – нет!».

- Инфекционные болезни человека.

- Влияние звуков на человека.

5.03

12.03

21.03

2.04

- Питание и здоровье человека.

+Пищевые добавки, их значение и влияние на

организм человека.

- Рациональное питание. Экологически чистые

продукты. Жевательная резинка: за и против.

- Неожиданные встречи с ядами. Оказание

первой помощи при отравлениях.

- Компьютер и здоровье.

9.04

16.04

30.04

6

Отходы

как

источник

загрязнения

окружающей среды (3ч)

- Что ты знаешь о бытовых отходах?

- Борьба с мусором - глобальная проблема

человечества.

- Рациональное использование и утилизация

твёрдых бытовых отходов.

- Очистим мир от мусора

7.05

14.05

21.05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебстер К.,

Жевлакова М.А.,

Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От

экологического образования к образованию для устойчивого развития. –

СПБ.: Наука, САГА, 2005.

2. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе

дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е

издание, 2005.

3. Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 кл. /Миркин Б. М., Наумова

Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

4. Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений.

Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010..

5. Ильин

М.П.

Школьный

гербарий

(Пособие

для

учителей)

.

М.

«Просвещение»,

1971

г.

6. Прядко

К.А.,

Понятия

и

определения:

Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

7. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В.

Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005.

8. Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько.

–Мн. : ООО «Харвест», 2011.

9.. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И

доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

10.Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2012



В раздел образования