Автор: Зайцева Елена Александровна
Должность: заместитель директора, учитель химии
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Мир, в котором я живу"
Раздел: среднее образование
МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85»
г. Нижний Новгород
Рабочая программа
курса
внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу»
Автор: Зайцева Е.А., учитель химии
Нижний Новгород
2019 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, основной образовательной программы
МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85».
Курс рассчитан на 30 часов, в объеме 1 часа в неделю. Возрастная группа
учащихся:12-15 лет.
Цели программы курса:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся
рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения
экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к
личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы курса:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание курса предполагает следующие виды деятельности:
познавательная,
игровая,
трудовая,
художественная,
краеведческая,
ценностно-ориентировочная, беседы, экологические игры, природоохранные
акции.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности:
Личностные:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание
бережного
отношения
к
природе,
формирование
экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний;
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим
людям;
коммуникативной компетенции в общении; основ экологической
культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Работая
по
плану,
сверять
свои
действия
с
целью
и,
при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно
(в
том
числе
и
корректировать план);
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст);
Определять
возможные
источники
необходимых
сведений,
производить
поиск
информации,
анализировать
и
оценивать
ее
достоверность;
Коммуникативные:
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.
Предметные:
понимать смысл биологических терминов;
знать сущность биологических процессов;
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого
ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль
человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды,
причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека,
роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на
здоровье человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья
человека,
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в
тексте
книг,
биологических
словарях
и
справочниках,
терминов,
в
электронных изданиях и Интернет-ресурсах.
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов;
ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах
животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях;
спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил
поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание программы курса внеурочной деятельности:
I.
Введение. Что такое экология? (2ч)
Что изучает экология. Зачем нам нужно изучать экологию. Экологические
науки. Вклад ученых в развитие экологии.
II.
Природные комплексы нашей местности. (11ч)
Сезонные изменения в природе. Природные комплексы родного края.
Растительный и животный мир Нижегородской области. Природа и человек.
Экологические проблемы родного края. Особо охраняемые природные
объекты и заповедные объекты Нижегородской области.. Охрана природных
комплексов. Заповедник « Керженский».
III.
Среда обитания человека. (4ч)
Современное
состояние
природной
среды.
Экологические
проблемы
биосферы.
Атмосфера
–
внешняя
оболочка
биосферы.
Загрязнение
атмосферы. Воздух, которым мы дышим. Вода – основа жизненных
процессов в биосфере. Загрязнение природных вод. Вода, которую мы пьем.
Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Радиоактивность в биосфере.
IV.
Дом, в котором мы живем. (3ч)
Вопросы экологии в современных квартирах. Санитарно-гигиеническая
оценка жилого помещения. Экология комнатных растений.
V . Здоровье человека - основа жизни. (7ч)
Вредное влияние наркотических веществ на организм ребенка. Мы за
здоровый образ жизни. Инфекционные болезни человека. Влияние звуков на
человека.
Питание и здоровье человека. Пищевые добавки, их значение и влияние на
организм человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.
Жевательная резинка: за и против. Неожиданные встречи с ядами. Оказание
первой
помощи
при
отравлениях.
Ландшафт
как
фактор
здоровья.
Компьютер и здоровье.
VI. Отходы как источник загрязнения окружающей среды. (3ч)
Что ты знаешь о бытовых отходах? Борьба с мусором - глобальная проблема
человечества. Рациональное использование и утилизация твёрдых бытовых
отходов.
Тематическое планирование
№
п/п
Название темы
Количество
часов
1.
Введение.
2
2.
Природные комплексы нашей местности
11
3.
Среда обитания человека
4
4.
Дом, в котором мы живем.
3
5.
Здоровье человека - основа жизни.
7
6.
Отходы как источник загрязнения окружающей
среды.
3
Итого
30ч
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Дата
проведения
План
Факт
1
Введение (2ч):
- Что изучает экология. Зачем нам нужно
изучать экологию.
- Экологические науки. Вклад ученых
в
развитие науки.
3.10
10.10
2
Природные комплексы нашей местности
(11ч)
- Сезонные изменения в природе. «Наблюдения
за сезонными изменениями в живой и неживой
природе».
- Природные комплексы родного края.
- Растительный мир Нижегородской области.
- Животный мир Нижегородской области.
-
Помощь
пернатым
друзьям.
Участие
в
городских акциях «Синичкин День». «Домик
для пернатого друга».
- Экологические проблемы родного края.
-
Подготовка
к
районному
конкурсу
экологических агитбригад по теме: «Экология
и здоровье Нижнего Новгорода».
- Участие в районном конкурсе экологических
агитбригад «Наш дом - Нижний Новгород».
17.10
24.10
14.11.
18.11
23.11
25.11
5.12
12.12
- Охраняемые объекты родного края.
- Охраняемые растения и животные.
- Красная книга
- Растительный и животный мир заповедника
«Керженский».
-
Заповедник
«Керженский».
Участие
во
Всероссийской акции «Марш парков».
19.12
26.12
16.01
3
Среда обитания человека (4ч)
- Современное состояние природной среды.
Экологические проблемы биосферы.
- Атмосфера – внешняя оболочка биосферы.
Загрязнение атмосферы.
- Воздух, которым мы дышим.
- Вода – основа жизненных процессов в
биосфере. Загрязнение природных вод.
- Вода, которую мы пьем.
- Почва – биокосная система. Загрязнение
почвы. Радиоактивность в биосфере.
23.01.
30.01
8.02
13.02
4
Дом, в котором мы живем (3ч)
- Вопросы экологии в современных квартирах.
- Экология комнатных растений.
- Животные в нашем доме
17.02
20.02
27.02
5
Здоровье человека – основа жизни (7ч)
- Вредное влияние наркотических веществ на
организм ребенка.
- Мы за здоровый образ жизни. Конкурс
рисунков «Вредным привычкам – нет!».
- Инфекционные болезни человека.
- Влияние звуков на человека.
5.03
12.03
21.03
2.04
- Питание и здоровье человека.
+Пищевые добавки, их значение и влияние на
организм человека.
- Рациональное питание. Экологически чистые
продукты. Жевательная резинка: за и против.
- Неожиданные встречи с ядами. Оказание
первой помощи при отравлениях.
- Компьютер и здоровье.
9.04
16.04
30.04
6
Отходы
как
источник
загрязнения
окружающей среды (3ч)
- Что ты знаешь о бытовых отходах?
- Борьба с мусором - глобальная проблема
человечества.
- Рациональное использование и утилизация
твёрдых бытовых отходов.
- Очистим мир от мусора
7.05
14.05
21.05
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вебстер К.,
Жевлакова М.А.,
Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От
экологического образования к образованию для устойчивого развития. –
СПБ.: Наука, САГА, 2005.
2. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе
дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. М.: 5 –е
издание, 2005.
3. Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 кл. /Миркин Б. М., Наумова
Л. Г. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
4. Басов В.М. Практикум по анатомии, морфологии и систематике растений.
Учебное пособие. – М. Книжный дом «Либроком», 2010..
5. Ильин
М.П.
Школьный
гербарий
(Пособие
для
учителей)
.
М.
«Просвещение»,
1971
г.
6. Прядко
К.А.,
Понятия
и
определения:
Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
7. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М. Аксенова, ,В.
Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005.
8. Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько.
–Мн. : ООО «Харвест», 2011.
9.. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И
доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
10.Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2012