Автор: Новобрицкая Елена Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ Кимильтейская СОШ
Населённый пункт: с. Кимильтией Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Удивительный мир орнамента и композиции».
Раздел: среднее образование
Открытый урок
Тема: «Удивительный мир орнамента
и композиции».
Подготовила педагог дополнительного образования
Новобрицкая Елена Дмитриевна
1
Тема урока: «Удивительный мир орнамента и композиции».
Тип урока: комбинированный.
Учащиеся должны усвоить:
- определение понятия орнамент, его отличие от узора, понятие композиция;
- назначения, история возникновения и развития орнамента;
- принцип получения изображений в орнаменте и в композиции;
- виды орнаментов;
- порядок выполнения изображений.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простые орнаменты;
- составлять простые композиции.
Цели и задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с основными видами орнамента,
его символами и принципами композиционного построения. Расширить кру-
гозор учащихся.
Развивающие: Развивать творческие способности учащихся, навыки работы
цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное, способствовать разви-
тию познавательного интереса к национальным истокам орнамента.
Воспитательные: Способствовать формированию самосознания, уважения к
историческому, культурному наследию народов различных национальностей.
Способствовать развитию познавательного интереса, аккуратности и эстети-
ческого вкуса.
Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в
формате Power Point, раздаточный материал.
Ход урока.
1.
Организационный момент:
1.
1 Приветствие и эмоциональный настрой учащихся;
2.
1 Проверка готовности учащихся к уроку;
3.
1 Проверка организации своего рабочего места;
4.
1 Проверка отсутствующих в классе;
5.
1 Поиск темы урока через разгадывание ребуса.
I.
Основная часть
1.
Беседа
Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно отгадать ребус.
Наше сегодняшнее занятие будет посвящено его величеству орнаменту
и составлению композиций, используя полученные знания о нем.
(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)
В переводе с латинского языка слово «композиция» (composition)
означает украшение-узор из ритмически упорядоченных элементов.
Как вы думаете, что лежит в основе всех орнаментов или из чего состо-
ит любой орнамент? Конечно же это узор или рисунок, являющийся сочета-
нием линий, красок, теней.
Чем отличается орнамент от узора?
2
Орнамент (от лат.ornamentum - украшение) – узор из ритмически упо-
рядоченных элементов, предназначенных для украшения оружия, одежды,
керамики и т. д.
Но более точное определение, и я сказала бы более полное определение орна-
мента дано в Википедии — свободной энциклопедии:
орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляю-
щих его элементов; предназначается для украшения различных предметов
(утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архи-
тектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пласти-
ческих искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов так-
же самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент занимает важное место в шкале художеств. Он поднимает настрое-
ние и пробуждает самые высокие чувства, украшая и облагораживая предме-
ты повседневной жизни.
3
2. Рассказать историю возникновения и развития орнамента
Орнамент использовался с давних времен для оформления практически
всего, что было создано человеком, будь то предметы быта, посуда, одежда,
украшения, потолки и стены жилищ, мебель, оружие. Все, что окружало че-
ловека в каждодневном быту, заботливо украшалось орнаментом. Являясь
основным средством декоративно – прикладного искусства, он отражал и от-
ражает сложную историю формирования и развития любого народа, его
культуру и искусства.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древно-
сти. Его истоки уходят в те времена, когда человек начал изготавливать ору-
дия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения
были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. Состо-
ял он из вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном рас-
стоянии друг от друга.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая
сложные схемы. Каждая народность, иногда даже географическая область,
имела и имеет (где сохраняется культурное наследие) свой неповторимый ор-
намент, т. е. орнамент был всегда тесно связан с культурой, языком, происхо-
ждением и историей.
Источником для создания оригинальных орнаментов стала для человека сама
природа.
Приведите примеры узоров, созданных природой?
Действительно, любуясь природой, человек заметил в ней множество
необычных форм и интересных цветовых оттенков, например узоры на кры-
льях бабочек и птиц, плоды и листья различных растений, морозные узоры и
т. д. Само слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшение».
4
Так вот основное назначение орнамента – это украшение, орнамент имел еще
и обереговую функцию и был носителем информации.
Посмотрите на одежду наших предков.
Где располагался орнамент?
Обычно защищали те места, где ткань разомкнута (подол, низ рукава, горло-
вина) и плечевые швы, чтобы к телу человека не могла подобраться нечисть.
К сожалению со временем орнамент теряет свое господствующее положе-
ние, обереговую функцию и познавательное значение, сохраняя, однако, за со-
бой важную упорядочивающую и украшающую роль.
2. Виды орнамента.
В декоративно-прикладном искусстве основной многократно повторяемый
элемент композиции называется мотивом. Как мы уже говорили, узоры для
орнамента человек брал из наблюдений за природой. Однако формы, приме-
няемые в орнаменте, могли отличаться от своих природных форм.
5
По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, состоящий из
различных геометрических элементов;
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народ-
ном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышиваль-
щиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические
изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является
символом плодородия.
меандровый — в виде беспрерывных ломаных линий, широко применяв-
шийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извили-
стой реки Меандр.
растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизован-
ных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.
животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых.
6
птичий составлен из стилизованных фигур птиц.
человекообразный, или антропоморфный, с изображением человеческих
фигур и полуфигур.
шрифтовый (вязь), напоминающий стилизованные надписи, встречается в
среднеазиатских вышивках.
Орнамент – это выражение и воплощение ритма. Ритмическое повторение
одного или нескольких элементов – растения, фигуры, определенной комби-
нации линий или по другому – мотивов орнамента называется раппортом.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с фор-
мой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточный — в виде прямой
или криволинейной орнаментальной полосы.
Сетчатый, при котором вся поверхность заполнена узором;
центрический, или розеточный, в котором отдельные элементы орнамента
вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т.е. розетку), расположен-
ный в центре украшаемого изделия.
3. Приемы построения орнаментов.
Рассмотреть технологию получения композиции и орнамента
Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или ка-
кой-то его части (середине, углах, краях), не только украшали, но и подчер-
кивали его форму и размеры.
Ритмическое повторение.
Если взять за основу какую – либо фигуру, то простейший способ создания
орнаментального ряда – ее копирование и сдвиг по горизонтали или вертика-
ли, равномерный или в другом определенном порядке. Любой орнамент это
повторение, какого либо рисунка или сюжета, такое повторение мы можем
сравнить с музыкальным тактом.
7
Повторение фигуры по вертикали и горизонтали создает многорядный орна-
мент. Образовавшиеся при этом промежутки можно заполнить другими фи-
гурами.
II.Разминка: на доске расположен орнамент в полосе, учитель объясняет
(снежинка – хлопок, снеговик – стук ногой, ёлочка – приседание), все дети
встают на расстоянии и выполняют движение по заданному рисунку. При-
слушайтесь ребята у нас получился звуковой такт, вы можете запомнить, что
орнамент выстраивается, также-как и музыкальный такт.
III. Практическая работа учащихся (работа в группах)
А сейчас попробуем составить композицию. У каждой группы на столах есть
раздаточный материал (бумажная полоса и картинки: в 1 группе для оформ-
ления растительного орнамента, во 2 группе для оформления геометрическо-
го орнамента, в 3 группе для животного орнамента), клей карандаши.
Задача для каждой группы составить орнамент с соблюдением определенной
ритмичности. В конце занятия представить свой орнамент с шумовым сопро-
вождением ритмичности и назвать мотив своего орнамента, (например: сне-
жинка – хлопок, ёлочка – стук ногой и т. д).
IV.Рефлексия. Ответить на вопросы учителя на закрепление материала.
- Что такое композиция?
- Назовите виды орнамента?
- Назовите приемы построения орнамента?
V. Провести экспресс выставку работ учащихся и сделать открытки к
Новому году!
Оценить урок (если понравился – похлопать, если не очень – потопать).
8
9
10
11