Напоминание

"Формирование эстетического воспитания школьников"


Автор: Савинцева Алена Владиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ЦДО "Дземги"
Населённый пункт: г. Комсомольск-на Амуре,Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование эстетического воспитания школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема по самообразованию:

Формирование эстетического воспитания школьников

Выполнила: Савинцева А.В.,

Комсомольск на Амуре

2017-2018

Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников

В

наше

время

проблема

эстетического

воспитания,

развития

личности,

формирования

ее

эстетической

культуры

одна

из

важнейших

задач,

стоящих

перед

школой.

Указанная

проблема

разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди

них Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая

и другие. Б.Т Лихачев, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное

воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны

развить

их

сенсорную

сферу,

обеспечить

глубокое

постижение

эстетических

явлений,

красоты

действительности и прекрасного в человеческой личности.

На

современном

этапе

развития,

общество

предъявляет

образованию

задачу

подготовки

разносторонне образованной, творческой, морально и физически здоровой личности. Существующее

противоречие

между

уровнем

образования

и

воспитания

молодого

специалиста

и

требованиями

общества приводят к плохой адаптации человека в новых условиях, коллективе.

Школьная

педагогика

в

процессе

воспитания

и

обучения

ориентируется

на

следующие

принципы: «гуманитарный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и

здоровья

человека,

свободного

развития

личности.

Воспитание

гражданственности,

трудолюбия,

уважения к правам и свободам человека, любви к окружающим, свободе, родине, семье», чем на

данный момент занимается нравственное и трудовое воспитание. Соблюдение этих принципов должно

обеспечить оптимальные условия для разностороннего развития личности ребенка, сохранения и

укрепления его здоровья, формирования у него универсальных способностей. Эта цель ставится перед

системой образования как приоритетная, тем самым упускается то, что содержание образования

должно обеспечивать интеграцию личности национальную и мировую культуру, успешную адаптацию

в профессиональной среде, а значит и качественное применение полученных знаний. А это можно

достигнуть только при хорошем эстетическом воспитании личности. Но, к сожалению, считается, что

эстетическое воспитание школьников можно достигнуть и косвенным путем: в процессе изучения

предметов, проведении культурно-развлекательных мероприятий и т.д.

Качество эстетического воспитания школьников зависит от того, какие методы обучения и

воспитания применяются. Выдающимися педагогами и психологами, были разработаны условия,

принципы, критерии и методы обучения и воспитания, позволяющие существенно повысить качество

эстетического

воспитания

школьников.

Однако,

совершенствование

обучения

опять

же

предусматривает второстепенность эстетической направленности личности. В то время, как должны

существовать методы, напрямую связанные с эстетическим воспитанием школьников.

Эстетическое воспитание будет более эффективным, при условии предоставлении учащимся

возможности самостоятельно «открывать» законы красоты и гармонии и применять их в процессе

собственной творческой деятельности. Таким образом, проводится более качественное получение и

усвоение знаний, а также, развитие кругозора

В

России

теория

и

практика

эстетического

воспитания

в

своём

развитии

опираются

на

концепции

М.М.Бахтина,

Л.С.Выготского,

П.Е.Георгиевского,

Д.С.Лихачёва,

А.Ф.Лосева,

Ю.М.Лотмана, П.А.Флоренс-кого, Ф.Шиллера и др., определяющие процесс эстетического воспитания

на

основе

принципа

бинарности

духовного

и

материального,

прекрасного

и

выразительного

в

эмоционально-чувственном

освоении,

оценке

личностью

эстетических

свойств

реальности

и

искусства.

Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и психологи, как Безрукова Н.С.,

Горбатов Д.С., Олешкевич Д.И., Пидкасистый П.И., Полат Е.С. и другие. Проектная деятельность

рассматривается ими как связь теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе

работы с этим методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности,

повышается качество технологической подготовки, и формируются исследовательские качества. Кроме

того, с помощью метода проектов более успешно реализуется задача социализации и социальной

адаптации учащегося. Таким образом, обучающие и развивающие свойства метода проектов успешно

используются

в

современной

системе

образования,

тогда

как

использование

проекта

как

метода

эстетического воспитания школьников изучено мало.

Эстетическое

воспитание

- система

мероприятий,

направленных

на

выработку

и

совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить, формировать

способности

у

школьников

видеть

красоту

в

искусстве

и

жизни,

оценивать

ее,

через

создание

эстетических вкусов и идеалов личности, развития способности к самостоятельному творчеству.

Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте

Эстетическому

отношению

свойственна

возрастная

постепенность

становления,

об

этом

следует

помнить

при

планировании

учебных

задач,

содержание

которых

должно

соответствовать

возможностям и средствам ребенка на данном этапе его развития, учитывая физиологические и

психические данные ребенка.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него

появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится

учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы,

предпочтения становятся их собственными.

Опытно-экспериментальной

базой

исследования

выступали

учащиеся

5-х

классов

МОУ

СОШ№6 г. Комсомольска-на-Амуре. Всего на разных этапах

исследования приняли участие 33

ученика.

Методологической базой исследования является положение педагогики и психологии о том, что

эстетическое

воспитание

является

неотъемлемой

частью

формирования

всесторонне

развитой

личности;

приобщение

учащихся

к

красоте

духовно

обогащает

их,

способствует

стремлению

школьников создавать прекрасное в трудовой, игровой, спортивной и других видах деятельности

(Коджаспирова

Г.М.,

Макаренко

А.С.,

Подласый

И.П.,

Шацкий

С.Т.);

метод

проектов

позволяет

обеспечить качественное усвоение учебного материала каждым учеником на доступном ему уровне

(Пидкасистый П.И., Полат Е.С.).

Внедрение эстетического воспитания на занятиях

Для

теории

и

практики

эстетического

воспитания

представляют

серьезный

интерес

особенности эстетического развития учащихся средних классов. Начальный подростковый возраст —

период

становления

личности,

особенно

активного

освоения

многогранного

мира.

Это

возраст

переживаний, возвышенных чувств и устремлений. Это возраст, в котором проявляется склонность к

самоанализу, стремление к самоосознанию, самоутверждению. Именно в этом возрасте закладываются

основы

мировоззрения,

эстетических,

нравственных,

трудовых,

социальных

установок

личности,

системы оценочных суждении, формируется определенный тип личности.

Приобщение к искусству в

средних классах — это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. В

среднем

звене

программой

предусмотрены

целостные

годичные

блоки

искусств

(декоративные,

изобразительные, конструктивные). Первым видом искусства для средней школы выбраны искусства

декоративно-прикладные, так как они по своему языку ближе всего детскому мышлению.

Данное занятие– попытка показать, что именно технология способна стать экспериментальной

творческой

площадкой,

на

которой,

путем

интеграции

с

другими

предметами,

применения

нетрадиционных

форм

проведения

уроков,

создаются

идеальные

условия

для

формирования

эстетических вкусов и идеалов личности, развития способности к самостоятельному творчеству и

созданию

прекрасного.

Взаимодействие

учителя

и

класса

идет

через

атмосферу

сотрудничества,

учитель должен увлечь ребят поиском истины, стимулировать их активность и творчество, обеспечив

урок современными технологиями.

При

изучении

темы

«Вышивка

как

вид

декоративно-прикладного

искусства»

учащиеся

знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают

последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и

оригинальностью узоров, восхищают утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и

зависят от географического положения страны, ее истории, культуры.

Тема моего урока называется «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства», которая

входит в раздел- рукоделие, в программе по данной теме отводится 6 ч.

Этот урок первый, где учащиеся познакомятся с историей вышивки, инструментами, материалами,

творчеством народных умельцев; организации рабочего места, правилам техники безопасности труда,

творческое применение знаний и умений.

У учащихся будет развиваться внимание, комплекс сенсорных и моторных навыков. Важным

элементом является формирование трудовых и эстетических качеств по средствам последовательности

и аккуратности в работе, совершенствования эстетического вкуса, привития интереса и любви к

национальной народной вышивке, к искусству и культуре труда.

Основным объектом труда на уроке будет являться непосредственно вышивка, виды ручных

ш в о в . Технико-технологические

сведения:

познакомить

с

понятиями

декоративно-прикладное

искусство, вышивка

Методическое обеспечение: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты,

схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги

Основные этапы урока: изучение нового материала, выдача практического задания

Оборудование: иголки для вышивания, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы

Межпредметные связи: история, мхк, изо

Организационный этап включает в себя

организацию рабочего места, приветствие и проверку

посещаемости, которые сообщают дежурные учителю. Вначале урока делаю краткое введение.

Формирование эстетического вкуса учащихся идет через сообщение детям

о декоративно-

прикладном искусстве и его места в жизни человека. Что декоративное искусство наиболее прочно

Этапы

Приемы, методы

Время

1.Организационный момент

Словесный, наглядный

3

2.Изучение нового материала

Объяснение, беседа

14

3.Практическая работа

Практический

50

4.Закрепление изученного материала

Словесный

10

5.Анализ урока

Словесный, практический

5

6.Домашние задание

Словесный

3

7.Уборка рабочих мест

Практический

5

связано с повседневной жизнью и бытом человека. Именно с произведениями декоративного искусства

люди

встречаются

повсеместно.

Все

предметы,

окружающие

человека,

должны

быть

не

только

удобными, практичными, но и красивыми. Декоративно – прикладное искусство - это художественное

оформление предметов, которые человек использует в быту.

Обращаю внимание учащихся, на разновидности ДПИ, привожу в пример им виды ДПИ-

вязание

на

спицах и

крючком,

бисероплетение,

макраме,

вышивка,

соломоплетение,

пэчворк,

фриволитэ и другое. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить

руки,

чтобы

получилась

эта

красота.

Польза

и

красота

всегда

рядом.

Таким

образом,

сообщаю

учащимся тему урока и начинаю показывать презентацию.

Следующий этап развития эстетической красоты идет через изучение нового материала урока,

где

необходимо

заинтересовать

учащихся

показом

красивой

презентации,

иллюстративным

материалом, журналами, готовыми образцами вышивки. Чтобы ученики были заинтересованы сделать,

что нибудь в декоративно-прикладном творчестве. Сообщаю детям, что вышивка- это украшение

изделий из различных материалов орнаментом или сюжетным изображением. Вышивка выполняется

нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Привлекаю внимание и заинтересованность учеников через историю возникновения вышивки,

что она тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные

вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Возникнув

в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в

убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода. Наиболее древние вышивки, дошедшие

до наших дней, относятся к 17 в. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях

шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.

Акцентирую детей на исторический аспект

вышивки нашей страны, что она тоже имеет

древнюю

историю.

Ею

украшали

одежду,

обувь,

конскую

сбрую,

жилище,

предметы

быта.

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданное. Перед свадьбой

устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии

невесты, об формирование эстетического вкуса, самостоятельности и терпении. Которыми должны

обладать и учащиеся в их возрасте. И что к приходу сватов в девичьем сундуке было до 100 вышитых

полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста,

сотканного ее руками. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы,

что говорило о ее широкой душе, большом сердце, дружелюбие, доброте.

Для

русской

вышивки

характерны

мотивы

геометрического

и

растительного

орнаментов,

расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах,

украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений.

Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко

- валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры

и многие другие техники.

Обращаю

внимание

детей,

что дизайнеры одежды смело, используют

вышивку в современной одежде, вышивка стала популярной снова, она преобладает как в одежде, так

и в аксессуарах, сумках, обуви. Она делает вещи эксклюзивными и красивыми. Поэтому вышивка

является актуальной и увлечение таким полезным творчеством формирует мышление и воображение,

укрепляет силу воли, делает человека настойчивым и организованным, а также дисциплинированным.

Существуют

различные

виды

вышивки

крестом,

гладью,

бисером,

лентами,

машинная

вышивка, теневая вышивка, рококо.

Обращаю внимание учащихся на инструменты и приспособления

для вышивки, которые они должны знать и уметь ими пользоваться это нитки, ткань, пяльцы, иголки,

наперсток,

ножницы.

Разновидностей

ниток

много,

но

в

основном

используют

мулине,

ирис,

штапельные, шелковые, шерстяные. Ткань используют как специальную – канву, так и льняную, х/б,

рогожку, холст, полотно.

Иглы для вышивания используют специальные, для вышивания крестиком

иглы должны быть с тупым острием, которые не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, и с

длинным ушком для вдевания нитки, а для вышивания гладью игла должна быть острой и короткой.

Вышивают крестом обычно иглами под номерами 22, 24, 26, 28.

Пяльцы необходимы для удержания

ткани

в

натянутом

состоянии

и

предохранения

вышитой

работы

от

стягивания.

Они

бывают

деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы.

Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях

республики и отдельных селах. Как правило, это техника счетной и свободной глади, белых и цветных

мережек, полукреста и креста, низи - вышивки с изнаночной стороны и другое.

Существуют основные ручные швы, эти швы очень просты в исполнении и применяются в

шитье и вышивании. Если в шитье они служат для соединения отдельных частей ткани

или изделий и обработки их краев, то в вышивании на их основе создано множество

вариантов декоративных швов.

Шов "вперед иголку" - самый простой, выполняется стежками справа налево. Длина стежков, частота

и расстояние между ними зависит от назначения шва. Если менять длину стежков и расстояние

между ними, увеличивать количество рядов и выполнять их разноцветными нитками, можно

создать

множество

вариантов

шва

для

оформления

одежды

и

предметов

быта

(салфеток,

скатертей).

Шов "за иголку" можно применять как соединительный, для скрепления деталей, а также в

вышивке. Стежки прокладывают справа налево так, чтобы иголка с ниткой все время входила в ткань

сзади от прокола (начала стежка), а выходила спереди от него.

Ш о в "краевой"

или "петельный" применяется для обметывания края изделия, обшивки

петель

и

в

вышивке.

Выполняется

слева

направо

и

состоит

из

петлеобразных

стежков.

Ткань

прокалываем иглой сверху вниз по вертикальной линии, нитка при этом всегда остается под иглой,

после этого протягиваем рабочую нитку для образования петли.

Шов "козлик" представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и 2 ряда

параллельных горизонтальных мелких стежков на изнанке.

Тамбурный шов представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Стебельчатый

шов - используют для вышивания контурных узоров, стебельков цветов. Этот шов применяется как

самостоятельный и в сочетании с другими швами. Выполняется этот шов слева направо или сверху

вниз и наоборот. Каждый новый стежок начинается с середины предыдущего.

После характеристики ручных швов, делаю вывод, что в вышивке применяются много простых

и декоративных швов, украшающих современную одежду, белье, предметы интерьера. Прекрасные

произведения декоративно прикладного искусства восхищают, хранящиеся во многих музеях страны,

где

проявились

самобытность

и

мастерство,

умелый

подбор

материала

по

цвету

и

фактуре,

рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. В

наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры,

используют как старинные, более сложные, так и новые декоративные, более легкие в исполнении

швы, создавая новые образцы народного творчества.

Непосредственно перед практической работой, провожу вводный инструктаж, где вместе с

учениками повторяем технику безопасности перед началом работы. На практической работе учащиеся

пробуют выполнить образцы простых ручных швов, пользуясь описанием швов в учебнике, плакатом

виды ручных швов, инструкционными картами и рекомендациями учителя. Учитель проводит текущий

инструктаж в процессе выполнения учащимися практической работы. Проверяет правильность и

качество выполняемой работы с эстетической стороны.

На

закрепление изученного материала, проверяю полученные знания на уроке с помощью

карточек опроса, задаю детям вопросы по теме урока, называет шов, а учащиеся отвечают на вопросы

и

показывают

образец

данного

шва. Подвожу итоги по окончанию практической работы, провожу

заключительный

инструктаж, анализирую

занятие,

отвечаю

на

вопросы

учащихся,

отмечаю

допущенные ошибки, указываю, как их можно устранить, на что обратить внимание. При оценке

усвоения

нового

материала

отмечается

полнота

и

качество

выполнения

учащимися

упражнений,

раскрываются причины неправильного выполнения отдельных операций (несоблюдение требований

безопасности труда, несобранность учащихся, медлительность, слабые знания правил). Анализ ошибок

учащихся заключается в выяснении причин их возникновения, объяснении и показе трудовых приемов

выполнения операций, в которых наиболее часто ошибались учащиеся.

После выполнения практической работы, ответов на вопросы, выставляю оценки по следующим

критериям:

«5» ставлю, если ученик

- излагает материал эстетически правильно;

- усваивает объем всех знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

- активно участвует в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении

- легко дает правильные ответы на вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

«4» ставлю, если ученик

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные стороны эстетического

воспитания;

-

обладает

умением

применять

знания

на

практике,

но

испытывает

затруднения

при

отве те

на

видоизмененные вопросы;

-

в

устных

и

письменных

ответах

допускает

неточности,

легко

устраняет

замеченные

учителем

недостатки.

«3ставлю, если ученик

- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном

воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

«2» ставлю, если ученик

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки

Выдаю учащимся домашнее задание, согласно учебному плану и говорю учащимся чтобы они

подготовили

инструменты

и

материалы

для

изготовления

образцов.

описать

рабочее

место

вышивальщицы, подобрали рисунки для вышивания салфетки. На этом урок завершен, уборку рабочих

мест производят дежурные класса.

В заключение хочется отметить, что эстетическое воспитание, формирование культуры труда

зависит не только от учителей в школе, но и прежде всего от семьи, родителей, которые должны

участвовать в воспитание ребенка, прививать ему вкус к культуре и традициям родного края.

Все элементы эстетического воспитания тесно взаимосвязаны между собой, ведь от того, какой

эстетический идеал сформируется в голове ребенка зависит, как он будет воспринимать произведение

искусства, каким образом и по каким критериям его оценивать, будет ли он сопереживать автору

произведения, его героям и все это будет свидетельствовать о его эстетическом вкусе.

Метод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания

школьников

Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного

совершенствования

образования

в

нашей

стране,

создания

возможностей

для

реализации

и

развития

прогрессивных технологий.

Новая интерпретация целей и задач трудового обучения, в которых эстетическая составляющая играет

немаловажную роль потребовала использования нового комплекса форм и методов работы со школьниками.

Педагогическая технология стала многооперационной. На вооружении современного учителя труда, а теперь

«учителя

технологии»,

появился

проект,

как

метод

обучения,

и

в

то

же

время

-

это

самостоятельная

творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е

годы

прошлого

столетья

в

США.

Его

называли

также

методом

проблем,

и

связывался

он

с

идеями

гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и

педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной

основе, через целесообразную деятельность ученика. Сообразуясь с его личным интересом именно в этом

знании.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного

обучения

в

России

возникли

практически

параллельно

с

разработками

американских

педагогов.

Под

руководством

русского

педагога

С.Т.Шацкого

была

организована

небольшая

группа

сотрудников,

пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания[36,65-66].

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно внедряться

в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не

предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Изменения

произошли лишь в пост перестроечный период, когда вместе с изменением политической и экономической

ситуацией в стране пришел черед менять и образовательную систему.

Суть метода проектов состоит в том, что ученик самостоятельно ставит цели и задачи, проводит

анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической

работы выводит новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой

основе

составляет

доклады

и

рефераты,

содержащие

свои

выводы,

обобщения,

решения.

Учитель

организатор. Ученики должны работать самостоятельно.

Введение

в

педагогические

технологии

элементов

исследовательской

деятельности

учащихся

позволяют педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную

и творческую деятельность. Поэтому одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда

школьников в процессе обучения сегодня и является метод проектов. Существует множество определений,

раскрывающих сущность метода проектов:

И.Чечель:

«Метод

проектов

-

педагогическая

технология,

ориентированная

не

на

интеграцию

фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования)»[39].

Е.С.Полат:

«Метод

проектов

-

обобщенная

модель

определенного

способа

достижения

познавательной

деятельности»[27].

Но

наиболее

полное,

на

наш

взгляд

определение

предлагает

В.Д.

Симоненко: «Метод проектов (от греческого - путь исследования) - это система обучения, гибкая модель

организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося,

развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в

процессе

создания

новых

товаров

и

услуг

под

контролем

учителя,

обладающих

субъективной

или

объективной новизной, имеющих практическую значимость»[53,82-83].

Отличие метода проектов от других заключается в том, что он сочетается с самим обучением и сам по

себе является учебным процессом, а не выступает лишь средством подачи знаний и умений. Метод проектов

-

это

способ

организации

познавательно-трудовой

деятельности

учащихся

с

целью

решения

проблем,

связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда)[47].

В образовательной области «Технология» метод проектов - это комплексный процесс, формирующий

у

школьника

общеучебные

умения,

основы

технологической

грамотности,

культуры

труда,

творческие

способности и основанный на овладении ими способов преобразования материалов, энергий, информации,

технологиями

их

обработки[39].

С

помощью

чего

у

учащихся

активно

развиваются

основные

виды

мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с

«непослушными

инструментами»,

«неподатливыми

материалами»,

«умными

конструкциями»,

технологическими системами и др.

У

учащихся

должна

выработаться

и

закрепиться

привычка

к

анализу

потребительских,

экономических,

экологических

и

технологических

ситуаций,

способность

оценивать

идеи,

исходя

из

реальных

потребностей,

материальных

возможностей

и

умение

выбирать

наиболее

технологичный,

экономичный, отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности

(продукта труда).

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического мышления. Метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную,

групповую)

деятельность

учащихся,

которую

учащиеся

выполняют

в

течение

определённого

отрезка

времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы. Причём в процессе работы над проблемой,

предусматривается использование разнообразных методов; интегрирование знаний, умений из различных

областей науки и техники, искусства. Работа по методу проектов включает чёткое планирование действий,

наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме работы.

Результаты выполненных проектов должны быть реальными, ощутимыми. В случае теоретической проблемы

должно быть найдено конкретное её решение, в случае практической проблемы - получен конкретный

практический результат, готовый к применению.

Существуют

основные

требования

к

использованию

метода

проектов[53]:

назначение

в

исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей знания по широкому кругу предметов и

исследовательского

поиска

для

ее

решения;

практическая,

теоретическая

и

познавательная

значимость

предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

структурирование

содержательной

части

проекта;

использование

исследова-тельских

методов,

предусматривающих определенную последовательность действий:

-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

-выдвижение гипотезы их решения;

-обсуждение методов исследования;

-обсуждение способов оформления конечных результатов;

-сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Результатами

проектов

могут

быть

изделия,

услуги,

системы,

технологии,

разработки

по

благоустройству окружающей среды и др. Навыки работы с материалами, инструментами и информацией

учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов

строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

- постепенное увеличение объёма знаний и навыков;

- выполнение проектов в различных областях, начиная от хорошо знакомых (дом, шкода, места

отдыха) и заканчивая более сложными (местное общество, бизнес, индустрия и др.);

-

постоянное

усложнение

требований,

предъявляемых

к

решению

проблем

(использование

комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов и т.п.);

- постепенное осознание учащимися собственных способностей и возможностей в удовлетворении

потребностей личности и общества;

-

возможность

акцентировать

внимание

на

местных

условиях,

так

как

проблемы

для

проектов

выбираются в основном из окружающей жизни.

Очень важно правильно выбрать проект. Первоначально выбор делает, конечно же, учащийся, но

преподаватель должен особенно внимательно проконтролировать этот процесс и направлять учащегося в

сторону проекта, развивающего как можно больше его кругозор и знания в различных областях науки, а не

умения и навыки работы в какой-то отдельной области. Вполне удачен выбор проекта, в котором выполнение

одного проекта, как за ниточку, потянет за собой желание учащегося работать над другим, дополняющим

первую работу проектом, но уже в несколько иной технике.

Выбор

тематики

проектов

в

разных

ситуациях

бывает

различным.

В

одних

случаях

учитель

определяет

тематику

с

учётом

учебной

ситуации

по

специальности,

естественных

профессиональных

интересов, интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных

для внеурочной деятельности, предлагается самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при

этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной

программы

трудового

обучения

«Технология»,

быть

актуальной

для

практической

жизни

и

требовать

привлечения

знаний

учащихся

из

разных

областей

с

целью

развития

их

творческого

мышления,

исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать

целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема может казаться интересной и практически

значимой.

Методика выбора темы проектов в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях

учитель

определяет

тематику

с

учётом

учебной

ситуации

по

своему

предмету,

естественных

профессиональных интересов, творческих способностей учащихся. В других - тематика проектов может быть

предложена и самими учащимися, которые естественно, ориентируются при этом на собственные интересы,

не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

В

тематике

проектных

заданий

следует

учитывать

вопросы

экономики,

экологии,

современного

дизайна,

моды.

Правильный

выбор

темы

с

учётом

названных

требований,

возрастных

и

личностных

интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует

самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Разрабатывая

тематику

творческих

проектов,

надо

стремиться,

чтобы

в

неё

входили

изделия

народных промыслов, работа над которыми может сочетаться с изучением истории и быта народа той

местности, где живут школьники. Знание истоков народного творчества способствует восприятию таких

качеств, как патриотизм, любовь к Родине, своему народу.

При разработке темы проекта следует также учитывать количество учащихся, которые будут над ним

работать. По количеству участников проекты делятся на групповые и индивидуальные. В первом случае

проект является совместным делом учителя и отдельного ученика, во втором - делом целой группы, в

которую входит и сам учитель, причём доля участия учителя как будто более ограничена, но роль его,

пожалуй, ещё ответственнее. Он равный среди равных в праве инициативы, но в то же время он первое

ответственное лицо во всяком споре, в каждом затруднительном положении, за ним остаётся последнее

слово. Ни одна детская инициатива не должна пропасть даром, всякий предложенный проект должен

учитываться, всякое предложение подлежит обстоятельному обсуждению.

Но

порой

проекты

сыплются

на

голову

ребёнка

как

из

рога

изобилия.

У

каждого

здорового,

жизнерадостного ребёнка есть что сказать. У каждого ребёнка своя фантазия - на то он и ребёнок. Как же

справиться с разбушевавшимся морем детских желаний? Как ввести этот беспорядочный поток предложений

в спокойное русло, определённое целями и задачами технологического образования школьников?

Помощь учащемуся, неустанное деятельное руководство в выборе проектов, посильных школьнику,

реально выполнимых с учётом существующих материальных и других ресурсов и вместе с тем наиболее

многообещающих, с точки зрения расширения опыта, кругозора, знаний и умений учащихся, всей тяжестью

ложится на плечи учителя. Чтобы облегчить выбор методов работы с детьми в настоящее время в программе

«Технология» предлагается сведущая классификация проектов по содержанию:

1. Интеллектуальные:

- о п и с а н и е

м о д е р н и з и р о в а н н ы х ,

о р и г и н а л ь н ы х ,

н о в ы х

т е х н о л о г и й

обработки материалов, продуктов, почвы;

-дизайнерские разработки жилых производственных помещений и т.н.

2.Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств

малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий, объектов технического и декоративно-

прикладного творчества.

3.Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесохозяйственных угодий,

водоёмов, сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащихся.

4.Сервисный.

Сбор,

оформление

и

предоставление

информации

обслуживание

и

ремонт

оборудования, ремонт и благоустройство жилья.

5.Комплексные.

Включает

интеллектуальные,

материальные,

экологические

и

сервисные

составляющие.

Творческие

проекты

могут

быть:

конструкторско-технологическими,

художественно-

конструкторскими

и

исследовательскими.

В

соответствии

с

учебной

программой

учителю

желательно

разработать тематику творческих проектов для каждого года обучения, чтобы дать учащимся возможность

подумать над ней самостоятельно с учетом своих способностей и возможностей, а потом воспользоваться

советом учителя, имея уже свои представления о темах.

Чаще,

однако,

темы

проектов

относятся

к

какому-то

практическому

вопросу,

актуальному

для

повседневной жизни, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных

областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Реализация метода проектов на практике

ведет

к

изменению

позиции

учителя.

Из

носителя

готовых

знаний

он

превращается

в

организатора

познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат, так как учителю

приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные

виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового,

творческого характера. Направление работы учителя зависит, в том числе, и от выбранного учащимся типа

проектной деятельности.

Определим типологические признаки проектов[39]:

-доминирующая

в

проекте

деятельность:

исследовательская,

поисковая,

творческая,

ролевая,

прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и другие;

-предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный

проект;

-

характер

координации

проекта:

непосредственный

(жёсткий,

гибкий),

скрытый

(неявный,

имитирующий участника проекта);

- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города» региона, страны, разных стран

мира);

- количество участников проекта;

- продолжительность выполнения проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные

возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить

уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

За функциями помощи детям в свободном выборе проекта следует целый ряд других: помощь в

планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов. Помощь учителя

школьникам следует направить на:

- снабжение учащихся всякого рода материалами, справочниками, информацией, инструментами и

т.п.;

-

обсуждение

различных

способов

преодоления

возникающих

трудностей,

путём

косвенных,

наводящих вопросов;

- одобрение или неодобрение различных фаз рабочей процедуры;

- обучение фиксированию (записи) результатов своей проектной деятельности;

чёткий анализ результатов выполнения проекта.

Кроме того, при выполнении проекта у учащихся возникают проблемные вопросы:

как определить сферу деятельности;

как выбрать вид изделия; как разработать технологию изготовления;

как провести экономический расчёт;

как оформить отчёт по проекту.

Для решения этих проблем необходимо знать последовательность выполнения творческого проекта.

При составлении календарно-тематического плана работа над проектом может быть выделена в

отдельный блок уроков или распределена на весь учебный год.

Выбрав тему проекта, учащемуся необходимо определиться с после-довательностью изготовления

проекта, то есть, составить план.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к различным справочникам, используют internet,

другие источники информации, советуются с родителями, членами семьи, компетентными лицами данной

области знаний, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначально

составленный

план

реализации

проекта,

разумеется,

предполагает

постоянный

пересмотр,

исправление

возможных упущений.

Структура плана проектной деятельности может быть условно разделена на пять основных этапов и

несколько отличаться от профессиональной проектной деятельности:

1.

Подготовительный

этап.

На

первом

этапе

проектной

деятельности

необходимо

применить

исследовательский метод, который является одним из вариантов проектного метода обучения (о котором

более подробно будет сообщено позже). Основное содержание метода - обеспечить овладение учащимися

методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить

условия

успешного

формирования

мотивов

творческой

деятельности,

способствовать

формированию

осознанных,

оперативно

и

гибко

используемых

знаний.

Сущность

метода

-

обеспечение

организации

поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Эти проблемы должны

быть поставлены самими учащимися с помощью учителя.

2. Конструкторский этап предполагает формирование идеи реализации конструкции

разрабатываемого объекта и разработку самой конструкции. При разработке конструкции швейного изделия

этот

этап

представляет

собой

построение

основы

конструкции

швейного

изделия

и

прикладное

моделирование определённого фасона.

3.Технологический этап. Этот этап включает в себя анализ конструкторского решения

на основе мероприятий по подготовке и изготовлению изделий от раскроя до окончательной отделки и

утюжки. На этой стадий разработки проекта необходима концентрация внимания со стороны учащихся и

постоянный контроль и максимальная помощь со стороны учителя.

4. Защита проекта. Этот этап проектирования предполагает большую подготовительную

работу со стороны учителя, которому необходимо помочь учащимся провести коррекцию готового изделия,

если

в

этом

возникнет

необходимость;

проверить

проектную

документацию,

сообщить

учащимся

о

выявленных

недостатках

и

указать

пути

их

исправления.

Если

защита

проекта

заменяет

экзамен

по

технологии, то экзаменационная комиссия должна быть в составе трёх человек: председателя, руководителя

проекта и ассистента.

5. Подведение итогов по проекту - это анализ объекта проектирования, структуры и

полученных результатов, а так же выставление оценок в баллах или по четырёх бальной системе.

Руководителю проекта на каждом этапе проектирования необходимо реализовать дидактические принципы,

такие как:

принцип связи теории с практикой,

принцип научности,

принцип систематичности и последовательности,

принцип доступности и посильности труда,

принцип сознательности и активности учащихся,

принцип прочности усвоения умений и навыков проектирования,

принцип наглядности,

дидактический принцип воспитания в процессе обучения по методу проектов.

Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной, как

и сами проекты. Самое главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот. По окончании работы учащихся

над проектом, необходимо проанализировать результаты деятельности.

Анализ результатов работы учащихся по выполнению проекта следует направить по двум линиям:

специальной и общей.

Специальный анализ имеет целью выяснить, удачно или неудачно выполнен тот или иной проект (или

часть его), и если неудачно, определить причины. Под общим анализом понимается разбор ошибок общего

характера,

например

небрежность

формулировки

задачи,

неаккуратность

в

техническом

исполнении,

незначительные отступления от намеченного плана и др.

Анализ хода выполнения проекта должен иметь место не только в конце работы, но и в любой

момент. Самая лучшая форма его проведения - это неофициальная беседа, в процессе которой и учитель и

ученик свободно выражают своё мнение. Живое участие и заинтересованность учителя в выполнении

школьниками своего проекта имеет огромное педагогическое значение.

Подчеркнём необходимость внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно

отслеживать их эффективность, сбои, своевременно корректировать по этапам. При этом здесь оценка

необязательно

выражается

в

виде

отметок.

В

творческих

проектах

часто

бывает

невозможно

оценить

промежуточные результаты, отслеживать работу всё равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь,

если

потребуется

(но

не

в

виде

готового

решения,

а

в

виде

совета).

Учитель

проводит

постоянный

мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, в случае необходимости оказывая

ребятам помощь.

Главным принципом в работе над проектом является то, что результаты выполненных проектов

должны

быть

материальны,

т.е.

как-либо

оформлены.

В

ходе

решения

какой-то

проектной

проблемы

учащимся приходится привлекать знания и умения их разных областей: химии, физики, родного языка,

иностранных языков, черчения, информатики, истории и многих других.

Введение в технологическую подготовку школьников метода проектов ставит перед учителем ряд

проблем, среди которых можно выделить следующие

содержание задания для проектов;

методика выполнения проектов учащимися разных возрастов;

знания и умения, которыми должен обладать учитель для разработки заданий для

проектов и

руководства их выполнением;

знания и умения, которыми должны обладать учащиеся для успешного выполнения проектов.

Обращая

внимание

на

большую

ценность

метода

проектов,

не

следует

упускать

из

виду

и

определённые трудности его применения. Школьники ещё поверхностно знают окружающую жизнь, да и

сама жизнь мало приспособлена к воспитательным задачам, она педагогически не организована. Поэтому

учителю следует оказывать помощь детям в выборе тем проектов.

Как бы ни были ценны в воспитательном и образовательном отношении задачи, которые выдвигает

окружающая

жизнь

и

жизнь

самого

ребёнка,

школа

далеко

не

всегда

богата

всем

образовательным

материалом. Необходимо привлекать дополнительный искусно подобранный материал для отработки умений

и навыков.

При выполнении проектов может возникнуть ситуация, при которой образовательный материал и

целый ряд технических и других навыков будет даваться без строгой методической последовательности,

которая выработана временем и обеспечивает успешность их усвоения учениками.

Определённый круг знаний, которые мы считаем необходимым для учащихся, бывает трудно связать с

проектами. Поэтому метод проектов не может быть единственным в учебно-воспитательном процессе.

Итак, в результате теоретического исследования возможностей использования метода проектов в

целях эффективного эстетического воспитания школьников, мы выяснили, что:

метод проектов является эффективным методов обучения и воспитания, так как школьники сами

выбирают интересующую их тему работы и самостоятельно проводят исследования по интересующим их

вопросам;

существуют различные виды и типы проектов, которые позволяют применить личностный подход к

процессу воспитания каждого школьника;

работа

над

проектом

всегда

предусматривает

развитие

коммуникативных

качеств,

а

значит,

и

культуры межличностного общения школьников;

результаты

проектной

деятельности

должны

быть

материальны,

то

есть,

как-то

оформлены.

Следовательно, на этом этапе также резвиваются эстетические качества детей;

в процессе работы над проектом у учащихся развиваются все виды мышления, а также творческие

способности.

Стоящая перед нами цель исследования возможностей метода проектов в процессе эстетического

воспитания школьников приводит нас к необходимости выявления условий эффективного эстетического

воспитания школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.

Заключение

Анализ

научно-методической

литературы

на

теоретическом

этапе

исследования

показал

необходимость

эстетического

воспитания

школьников

в

подростковом

возрасте,

что

подтверждается

исследованиями в области возрастной психологии, показавшими, что именно в возрасте Эстетические

восприятия

и

чувства

связываются

у

подростка

с

более

или

менее

самостоятельным

суждением

о

прекрасном.

При создании условий для эффективного эстетического воспитания школьников нужно учитывать

психологические

особенности,

а

также

познавательные

и

творческие

способности

детей

конкретного

возраста.

Использование метода проектов на уроках технологии, является тем средством воспитания, которое

способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом воспитании школьников, поскольку направлен

на достижение интересов учащихся, посредством их исследовательской, познавательной и практической

деятельности.

Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности школьников наиболее

эффективно в рамках проведения уроков технологии, так как именно этот предмет позволяет наиболее полно

удовлетворить потребность детей в творческой и исследовательской деятельности.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического образования, а

также создавать условия, настраивающие на восприятие прекрасного.

Стремление человека к гармонии является естественной, и неудовлетворении этой потребности

возможно замещение понятия о прекрасном, чем то уродливым, дисгармоничным.

Библиографический список

1.

Алексеева Т.Н. Эстетическое воспитание на занятиях по технологии / Алексеева Т.Н. //

Школа и производство.- 2001.- №5.- с.59.

2.

Алиева Т. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы / Алиева Т.

// Дошкольное воспитание. - 1997. - №11.- с.92-106.

3.

Антонова А. Дифференциация и интеграция содержания образования / Антонова А. //

Дошкольное воспитание.-1996 .- №7. – с.101-103.

4.

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб пособие для инженерно – пед.

ВУЗов / Безрукова В.С.- Екатеринбург: 1998.

5.

Белонин И.В. Работаем над проектом // Школа и производство -2004.- №6. – с.44-45.

6.

Борев Ю.Б. Эстетика / Борев Ю.Б.– М.: Политиздат, 1988.

7.

Васин Е.К. Подготовка учащихся к выполнению проекта / Васин Е.К. // Школа и

производство. - 2003.- №7. – с.95 -101.

8.

Гик М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / Гик М.– М. : Изд-во всесоюз. акад.

Архитектуры, 1936.-309 с.

9.

Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Горбатов Д.С. -М. : Бахрах-

2000.- 248с.

10. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл.

общеоб. учреждений / Горяева Н.А., Островская О.В. – М.:Просвещение,2000 г. -176 с.

11.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Давыдов В.В. – М. : ИНТОР, 1996. – 348с.

12. Домоводство / Сост. М.И.Никифорова, О.Н.Кагановская. –М.: Колос,2000.

13. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практ. Пособие / Драгунский В.В.- М. : АСТ:

Минск: Харвест, -2000. – 187с.

14. Евстигнеева О. Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и

уверенность / Евстигнеева О. // Директор школы. –2003.-№6. – с.44-48.

15. Захарова Л.П. Из опыта художественно-эстетического воспитания / Л.Захарова //Воспитание

школьников.-2003.-№9.-с.48-51.

16. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / Карачев А.А. // Школа и

производство. – 1997 г. № 2 - с.10-11.

17. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания предметов эстетического

цикла: (из опыта работы) / Кириллова Г. // Исскусство в школе. - 1997. - №5.- с.44-45.

18. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись / Кирцер Ю.М. -М. : Высш.шк.: Академия, 2000. – 272 с.

19. Коваленко Л. Как стать красивой: Посоветуйте девушкам. / Коваленко Л. // Воспитание

школьников.-1994.-№1.- с.52-53.

20. Концептуальные основы образовательной области

²

Технология

²

/ Под ред. Ю.Л. Хотунцева.

– М. : РАО, 1999.

21. Королев Ю.А. Эстетическое воспитание учащихся / КоролевЮ.А. //Физика в школе.-2000. –

№3.-с.23-29.

22. Крылов А.В. Проектирование в технологии / Крылов А.В. // Школа и производство.-2002.-

№1.- с. 65-68.

23. Крылова Н.М. Эстетический потенциал культуры / Крылова Н.М. – М. :Прометей-1990. –

243с.



В раздел образования