Автор: Василенко Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КГО "Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением математики"
Населённый пункт: г.Костомукша
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок в начальных классах.
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов МБОУ КГО «СОШ № 3» Василенко С.Н.
Урок окружающего мира в3 классе
(по УМК «Школа России».А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях)
Тема: «Семейный бюджет».
Раздел «Чему учит экономика»
Тип урока: изучение новой темы.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательные:
познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»;
сформировать представление о структуре семейного бюджета;
повторить изученные экономические понятия «бюджет», «доход», «расход» и
познакомить с новыми понятиями «семейный бюджет», «семейные доходы/расходы», «накопление», «экономия», «гонорар», «прибыль»;
– развивающие:
развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;
– воспитательные:
формировать умение работать в группе;
воспитывать организованность, бережливость, уважение к старшим.
Оборудование: интерактивная доска, учебник по окружающему миру, карточки-раздаточный материал (таблицы, словарики, карточка №1, карточка
№2).
Примечание: обучающиеся познакомились с понятием «государственный бюджет» на предыдущем уроке.
Домашнее задание: Практическая работа в рабочей тетради.
Планируемые результаты:
Личностные
-Осознание себя как ученика;
-Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения;
- Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению;
Метапредметные
Регулятивные
- Умение участвовать в оценке и обсуждении результата деятельности
- Умение самостоятельно работать, управлять своей деятельностью
- Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания
Коммуникативные
- Умение точно выражать свои мысли
- Навыки сотрудничества
-Умение анализировать, слушать, высказывать свою точку зрения, принимать чужую позицию
Познавательные
- Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания
- Умение добывать информацию из различных источников
Этапы урока
Содержание деятельности
Формирование
УУД
Результаты
реализации
общеобразовате
льной
программы
Примечание
Учителя
ученика
1.
Организационный
момент
Мотивационный момент
Приветствие учителя.
Проверка готовности к
уроку.
Эмоциональный и
организационный настрой
обучающихся (2 мин).
Ребята, здравствуйте,
сегодня урок окружающего
мира буду вести у вас я.
Меня зовут Светлана
Николаевна. Я люблю
знакомиться с новыми
людьми, поэтому пришла
познакомиться и с вами. У
нас сегодня присутствуют
гости, поприветствуем их.
Садитесь, пожалуйста.
Поднимите руку, кто готов
сегодня отправиться в
страну «Знаний» для новых
открытий.
Обучающиеся
проверяют, что
приготовили к
уроку.
Осознание себя как
ученика. Умение
приготовить все
необходимое к
уроку.
Личностные
Личностные
2.Актуализация знаний
обучающихся о
государственном бюджете и
основных экономических
понятиях (4 мин)
Расшифруйте слово.
О каком бюджете вы
говорили на прошлом
уроке? Из чего он состоит?
1 тест проверка знаний
(работа с интерактивной
доской) выходят по
одному . Соединить
стрелочками.
1. Что такое
государственный бюджет?
2. Что означает денежная
сумка, на рисунке в
учебнике?
3. Как называются деньги,
которые в нее кладут?
4. Как называются деньги,
которые тратят?
5. Как пополняется
бюджет? Как называются
платежи граждан и
организаций в
государственный бюджет?
Дети читают про
себя.
Делятся своими
мнениями.
(ответы)
1.
План доходов
и расходов
государства.
2.
бюджет
(рисунок)
3.
доходы
4.
расходы
5.
налоги
Коммуникативные
и познавательные
- Умение
наблюдать,
сравнивать,
анализировать и
структурировать
знания
Слайд №2 БЮДЖЕТ
3. . Постановка проблемы
урока (3 мин)
Вы уже знаете, из чего
может складываться
государственный бюджет.
Вопросы учителя:
1.Как называются люди,
которые живут вместе и
ведут общее хозяйство?
2.А может ли быть другой
бюджет, кроме
государственного?
3.Рассмотрите картинку и
скажите, что она
1.семья
2. Да
3.(семейный
бюджет) – картинка
в виде кошелька
4. (доходов и
расходов)
5.да
Коммуникативные,
личностные и
познавательные
- Умение
наблюдать,
сравнивать,
анализировать и
структурировать
знания
Слайд 3
обозначает?
4. А из чего складывается
семейный бюджет?
5. Может ли у семьи быть
свой бюджет?
Какая же цель сегодня
стоит на нашем уроке?
Формулируют цель
(тему) урока.
Познакомиться с
понятием
«Семейный
бюджет»
4. Открытие нового знания
4.1 Работа над понятием
«Семейный доход»
На уроке мы должны
заполнить данную таблицу
и разобраться, из чего
состоят доходы в семейном
бюджете и расходы.
У вас на столах карточки.
(Карточка №1) - в ней
записаны предложения,
вставьте подходящие слова.
Если какие-то слова
вызывают затруднения
посмотрите в словарики.
Пара, которая справится
быстрее, подает сигнал.
А теперь внесите новые
слова в табличку, выбрав
нужный столбик.
В какой столбик вы отнесли
слова?
Сверка с доской.
Сделайте вывод по таблице.
- Какие доходы могут
поступать в семейный
бюджет?
- Что такое доход семьи?
Записать в словарик.
Ученики выполняют
задания по парам.
Каждая пара читает
предложения со
вставленными
словами.
Объясняют свой
выбор.
Сверка с доской.
Вывод
З/плата, пенсия,
стипендия, пособие
деньги, заработан-
ные членами семьи
Личностные,
коммуникативные и
познавательные
Слайд №4, слайд №5
Карточка №1 приложение
№1
Словарик в приложении
№1
Слайд №5
Слайд №6
4.2 Работа над понятием
«Семейный расход»(5 мин)
Приглашаю 2 учеников-
папа и мама.
Как оценивается труд папы
и мамы на работе? Что они
получают за свой труд? Что
будем делать с
заработанными деньгами?
картинками (товары и
услуги).
Рассмотрите картинки. На
какие группы их можно
разделить?
Мы рассмотрели, из чего
состоит доход семьи, но
нам предстоит выяснить:
куда тратится семейный
бюджет..
Практическая работа (в
группах по 4 человека) с
таблицей.
- У вас, у каждой семьи, на
партах лежат
листочки(карточка №2) с
названиями товаров и услуг.
Выберите то, на что
потратите свой месячный
семейный бюджет.
Расставьте числа от 1 до 4
по степени важности
товаров и услуг.
- Послушаем семьи.
Проверка в группах.
за месяц.
Это расходы.
Дети делятся
своими мнениями.
Товары и услуги
Выполняют задание
по группам (4
человека)
Коммуникативные
и познавательные,
личностные.
Слайд №7
Слайд №8
Карточка №2 (приложение
№1)
4.3Работа над понятием
«Экономия»
Внесите наиболее важные
расходы в таблицу.
Сформулируйте понятие
семейный расход- запись в
словарик.
Ребята, я вас приглашаю в
гости к моим любимым
героям м/ф «Трое из
Простоквашино».
Внимательно посмотрите
фрагмент и ответьте на
вопрос: Почему Матроскин
поссорился с Шариком?
Как вы думаете, жадный и
экономный это одно и то
же? Прочти в словарике —
подсказках объяснение слов
«жадный» и «экономный».
Карточка-подсказка:
экономия — бережливое
ведение хозяйства;
жадный — стремящийся
получить побольше, не
желающий делиться тем,
что имеет;
экономный — бережливо
расходующий что-либо.
Матроскин жадный или
экономный?
Какой бы вы совет дали
Шарику?
Каждая семья
зачитывает свои
варианты.
Вносят в табличку.
(Шарик не умеют
планировать свой
семейный бюджет).
Он
жадный/экономный
Пользуются
словарем для
определения
понятий.
Выбирают нужный
вариант ответа.
Доказывают свое
мнение.
Дают советы
Шарику.
Познавательные,
коммуникативные и
личностные
Слайд № 9
Слайд №10
Слайд №11
словарик
Слайд №11
Видеофрагмент из
мультфильма «Трое из
Простоквашино»
5 Физкультминутка (0,5
мин)
Где-то через 20 мин
Слайд 12
6.Первичное закрепление
нового материала
1) «Работа с учебником»
Закрепим материал с
помощью учебника с 77(2-3
мин.)
Какие еще понятия
встретились в тексте.
Что же такое Процент от
сбережений? Гонорар?
прибыль?
Какую колонку выберем
для записи данных
определений?
Посовещайтесь в паре и
впишите их в таблицу.
Проверка записей новых
понятий. Таблица слайд
Попробуйте определить
какой ряд к какому понятию
относится.
Работают с
учебником,
проверяют в парах
Делятся своими
мнениями.
Определяют слова:
гонорар, прибыль и
процент от
сбережения.
Познавательные,
личностные и
коммуникативные
слайд №13
Слайд №14
5..Применение нового
знания
Решение экономических
задач. Один из учеников
зачитывает письмо с центра
«Экономики».
Почему так получилось в
семье Беляевых?
Какие советы по экономии
вы можете порекомендовать
семье Беляевых?
Выводим формулу.
Посоветуйтесь в группах.
Какой знак поставим между
расходами и доходами.
выберите формулы
успешного ведения
семейного бюджета.(слайд
№15)
Выполните тест.
Слайд №17 (проверка)
– обменяйтесь листочками
для проверки. Сверяются со
слайдом на доске. Какое
слово спряталось в тесте.
(Ответ: бюджет.)
(1 человек читает в
слух)
Экстренное
сообщение! В
“Центр
Экономики”
обратилась семья
Беляевых. Их
семейный бюджет
несёт
катастрофические
потери. Доход их
семьи составляет
15 тысяч рублей.
Но расходы
превышают эту
сумму.
Делятся мнениями и
дают советы.
Внимательно
слушают.
Делятся мнениями.
Взаимопроверка.
Слово БЮДЖЕТ
Познавательные,
коммуникативные и
личностные
Слайд №16
6.
Подведение итогов
урока. Рефлексия и
самооценка
обучающихся.
Домашнее задание
Рефлесия урока . Зачитайте
фразы и выберите
подходящий ответ.
.
учебник с75-77р.т. с 49 №3
(Составьте Бюджет для
семьи Сережи и Ани)с 50
№5 .
Подводят итог
работы на уроке
Слайд 17