Автор: Прядко Ирина Иосифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №49
Населённый пункт: ЮЗАО г. Москвы
Наименование материала: Конспект урока по Литературному чтению 3 класс
Тема: "Великие русские писатели"
Раздел: начальное образование
Конспект
урока
Литературное
чтение
3
класс
Тема
: «
Великие
русские
писатели
»
Цель
:
систематизация
и
обобщение
знаний
и
умений
по
разделу
«
Великие
русские
писатели
»,
Задачи
:
формирование
коммуникативных
,
личностных
,
регулятивных
,
познавательных
универсальных
учебных
действий
.
Оборудование
:
портреты
писателей
(
А
.
С
.
Пушкин
,
Крылов
И
.
А
.,
Лермонтов
М
.
Ю
.,
Толстой
И
.
А
.),
карточки
с
заданиями
,
памятки
,
оценочные
листы
,
сигнальные
карточки
(«
маячки
»),
компьютер
,
экран
,
мультимедийный
проектор
,
наклейки
–
смайлики
.
I.
Организационный
момент
.
-
Начинаем
итоговый
урок
изучения
темы
«
Великие
русские
писатели
» .
Работать
вы
сегодня
будете
в
группах
.
Но
,
прежде
чем
мы
приступим
к
выполнению
заданий
,
необходимо
вспомнить
правила
работы
в
группе
.
-
Высказывай
и
доказывай
свое
мнение
.
-
Выслушивай
и
уважительно
относись
к
мнению
других
.
-
Ответственно
выполняй
порученную
тебе
часть
задания
-
Соблюдай
правила
культурного
общения
-
На
столах
у
вас
стоят
«
маячки
» .
За
каждое
задание
вы
ставите
отметку
своей
работе
на
«
маячок
» .
Красный
шарик
– «
справились
легко
,
без
ошибок
»
,
зеленый
–
«
небольшие
затруднения
,
неточности
»,
синий
– «
трудности
,
ошибки
».
Работать
мы
будем
по
следующему
плану
:
1.
Авторы
(
биография
и
творчество
)
2.
Литературные
жанры
.
3.
Сравнение
литературных
произведений
.
4.
Творческая
работа
(
мини
–
проект
)
-
Вспомните
,
творчество
каких
великих
русских
писателей
мы
с
вами
изучили
? (
Пушкин
А
.
С
,
Толстой
Л
.
Н
,
Лермонтов
М
.
Ю
.,
Крылов
А
.
И
.)
-
Какие
их
произведения
вам
запомнились
? (
ответы
детей
)
-
А
хорошо
ли
вы
знаете
писателей
и
их
биографию
,
вы
сейчас
проверите
.
Задание
1.
-
Перед
вами
на
столах
лежат
файлы
.
В
них
портреты
писателей
,
отрывок
из
биографии
,
список
произведений
.
Вам
необходимо
создать
карточку
о
писателе
,
наклеив
на
нее
портрет
,
список
произведений
и
его
биографию
.
Давайте
проверим
.
Каждая
группа
зачитывает
1
карточку
.
Оцените
работу
группы
.
-
Скажите
,
а
в
каких
жанрах
работал
А
.
С
.
Пушкин
?
И
.
А
.
Крылов
?
Л
.
Н
.
Толстой
?
М
.
Ю
.
Лермонтов
?
Задание
2.
А
сейчас
мы
проверим
,
хорошо
ли
вы
разбираетесь
в
литературных
жанрах
.
Запишите
на
карточках
одним
словом
-
жанр
данного
произведения
:
1 .
Небольшое
произведение
,
написанное
стихами
или
прозой
,
в
котором
высмеиваются
пороки
и
недостатки
людей
не
прямо
,
а
иносказательно
,
представляя
людей
в
виде
животных
или
предметов
- ________________
2.
Небольшое
по
объему
художественное
произведение
,
написанное
в
поэтической
форме
,
особенностью
которого
является
наличие
рифмы
и
ритма
- _________________
3.
Небольшое
прозаическое
произведение
в
основном
повествовательного
характера
,
в
котором
есть
сюжет
,
композиция
сгруппированные
вокруг
отдельного
эпизода
,
характера
-______________________
Давайте
проверим
,
что
у
нас
получилось
(
на
экране
).
Оцените
свою
работу
.
Задание
3.
-
Прочитайте
произведения
.
Сравните
их
по
критериям
,
данным
в
таблице
.
Критерии
«
Тучи
»
из
«
Азбуки
»
«
Лебедь
,
щука
и
рак
»
1.
Автор
2.
Форма
написания
(
стих
,
проза
)
3.
Жанр
(
стих
,
рассказ
,
басня
)
4.
Герои
5.
Сюжет
(
о
чем
?)
6.
Мораль
(
чему
учит
)
-
Давайте
проверим
.
Скажите
,
пожалуйста
,
что
общего
у
всех
этих
жанров
?
Что
особенного
у
каждого
из
них
?
Молодцы
!
Оцените
работу
вашей
группы
.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Потрудились
—
отдохнём
,
(
Ходьба
на
месте
.)
Встанем
,
глубоко
вздохнём
.
(
Потягивания
.)
Руки
в
стороны
,
вперёд
,
(
Повороты
туловища
.)
Влево
,
вправо
поворот
.
(
Наклоны
влево
-
вправо
.)
Три
наклона
,
прямо
встать
.
(
Приседания
.)
Руки
вниз
и
вверх
поднять
.
(
Прыжки
.)
Руки
плавно
опустили
,
(
Ходьба
на
месте
.)
Всем
улыбки
подарили
.
Теперь
пришел
черед
самим
стать
писателями
.
Задание
5
-
Выполнить
мини
-
проект
«
Стих
–
проза
–
рисунок
».
Группа
составляет
по
отрывку
из
стихотворения
произведение
в
прозе
(
рассказ
,
сказку
),
выполняет
иллюстрацию
.
Тем
,
кто
испытывает
трудности
,
рекомендую
воспользоваться
памяткой
–
алгоритмом
.
Алгоритм
1.
Не
повторяйте
в
точности
слова
автора
,
заменяйте
их
близкими
по
смыслу
.
2.
Опишите
место
,
где
происходит
действие
(
природу
,
помещение
)
3.
Опишите
персонажей
(
какие
они
?)
4.
Опишите
сюжет
(
что
делают
герои
?)
5.
Выделите
главную
мысль
(
что
нужно
понять
?)
-
Зачитайте
оригинал
произведения
и
ваши
проекты
.
Покажите
иллюстрацию
.
Эти
странички
мы
соединим
в
одну
общую
книгу
наших
сочинений
.
Оцените
работу
группы
.
Рефлексия
.
-
Вот
и
подходит
к
концу
наш
урок
.
Как
вы
думаете
,
мы
достигли
цели
обобщить
и
закрепить
знания
о
великих
писателях
?
-
Вы
все
оценили
работу
своей
группы
на
маячках
.
А
теперь
на
оценочных
листах
пусть
каждый
из
вас
поставит
себе
отметку
за
работу
на
уроке
.
Спасибо
!