Напоминание

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе учителя логопеда с детьми ОВЗ.


Автор: Степанова Маргарита Кузьминична
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО
Наименование материала: презентация
Тема: Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе учителя логопеда с детьми ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




« Использование ИКТ

в коррекционно-логопедической

работе учителя - логопеда с

детьми ОВЗ»

Учитель-логопед МБОУ СОШ №3: Степанова М.К.

«Детская природа требует

наглядности».

К.Д.Ушинский

Для

реализации

целей

коррекционного

обучения

возникает

необходимость применения в практике работы учителя логопеда

информационно-коммуникационных технологий. Согласно новым

требованиям

ФГОС,

внедрение

инновационных

технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить

мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить

процесс усвоения знаний.

Отмечаются

преимущества ИКТ

перед

традиционными

средствами

обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее.

2.

Движения,

звук,

анимация

надолго

привлекает

внимание

детей

и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию

памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая особенности мышления

детей с ОВЗ. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая,

моторная.

4.

Слайд-шоу

и

видеофрагменты

позволяет

показать

те

моменты

из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или

сложно

показать

и

увидеть

в

повседневной

жизни

(например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской

деятельности,

включая

и

поиск

в

сети

Интернет

самостоятельно или вместе с родителями.

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Реализуя ИКТ в ходе коррекционно – развивающего процесса,

решаются следующие задачи:

1.

Повышение

качества

образовательной

и

коррекционно

-

развивающей работы с обучающимися с ОВЗ.

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и

позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него

первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса во время

логопедического занятия.

4. Приобретение обучающимися практических навыков работы с

компьютером.

Сегодня у любого учителя имеется в распоряжении целая гамма

возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это

информация

из

Интернета,

электронные

учебные

пособия,

презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые

виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта и многое

другое.

Обучающиеся

с

ОВЗ

имеют

наглядно-образное

мышление,

поэтому

очень

важно

строить

их

обучение,

применяя

как

можно

больше

качественного

иллюстративного

материала.

Использование компьютерных технологий позволяет сделать занятия

более

интересными,

продуманными,

мобильными,

повышает

мотивацию

обучения,

обеспечивает

высокую

степень

дифференциации

обучения

(индивидуально

подойти

к

ученику,

применяя разноуровневые задания).

Разноуровневые

задания возможно

подобрать в

«Компьюторном

практикуме

для

проведения

логопедических

заданий

в

начальной

школе».

Компьютерный

практикум

для

проведения

логопедических

занятий

в

начальной

школе

Разработан

по

заказу

Управления

образования

Администрации

Калининградской

области

в

2005

году

Варченко В.И., Ларина А.Б

Актуальность:

логопедические

занятия

отнимают

дополнительное

время и силы; у проблемных детей наблюдается снижение интереса к

учебе, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость ресурсов

внимания; в начальной школе происходит смена ведущей деятельности

ребёнка с игровой на учебную; компьютер – универсальная игрушка.

Основные цели применения: предупреждение и исправление дисграфии

и

дислексии;

восполнение

пробелов

изучения

учебной

программы;

развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления.

Состав практикума: 20 компьютерных игр; конструктор урока; около

1300 дидактических упражнений.

Компьютерная игра имеет дидактические цели; использует оптимальное

сочетание учебных и развлекательных элементов; позволяет сохранять

статистические

результаты;

соответствует

возрастным

особенностям

развития детей; имеет ограниченную длительность (3-5 мин).

На

основе

предлагаемого

в

практикумах

дидактического

материала разрабатываю тематические маршрутные листы

Пример маршрутного листа по теме: «Дифференциация звуков [с],

[ш], букв с, ш в слогах, словах, предложениях».

Фрагмент

логопедического

занятия

по

теме:

«Дифференциация

звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап

занятия:

применение

знаний,

формирование

умений

(логопедический

практикум.

Программа

«Компьютерный

практикум для проведения логопедических занятий в начальной

школе")

Маршрутный лист по теме: «Дифференциация звуков [с], [ш], букв

с, ш в слогах, словах, предложениях».

В гостях у Логоши.

Маршрутный лист.

Название папки

№ задания

Раздели рисунки.

21

Обучение грамоте.

11, 24

Выбери

39

Физминутка для глаз.

Мостик.

32

Стыковка.

78

Соедини.

63

Покажи

картинку.

(Сюрприз

от

Логоши)

1, 16

Фрагмент

логопедического

занятия

по

теме:

«Дифференциация

звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях», этап

занятия: применение знаний, формирование умений (логопедический

практикум. Программа «Компьютерный практикум для проведения

логопедических занятий в начальной школе").

1.Развитие фонематического слуха.

1 задание. «Раздели рисунки», № 21.

Разделение графических объектов на две группы по

определённым признакам: распознать звуки [С], [Ш] в названиях

картинок, распределить их по столбикам: 1 столбик –со звуком

[Ш], 2 столбик –со звуком [С].

[Ш]

чашка

машина

лягушка

шар

карандаш

шишки

[С]

аист

кактус

оса

лиса

автобус

лист

[Ш]

чашка

машина

лягушка

шар

карандаш

шишки

[С]

аист

кактус

оса

лиса

автобус

лист

2.Связь

звука

с

буквой.

Дифференциация

букв

с,

ш

в

слогах,

словах,

предложениях.

2 задание «Обучение грамоте», № 11,№ 24.

Укажи букву (буквы с,ш, написанные разными шрифтами), вставить букву в

слово (начало, середина, конец слова).

3 задание «Выбери», № 39.

Выбор

одной

из

групп

символов

по

определённым

признакам.

Дифференциация

букв

с,

ш

в

словах..

Вставить

в

слово

вместо

точки

пропущенную букву с или ш.

Руба . ка, принё . , ве . на, кра . ка, . тихи, . пали, кро . ка, у . ы, о . ы, . палы,

пу . шок.

Офтальмологическая минутка для снятия напряжения с глаз при работе с

компьютером.

4 задание «Мостик», № 32.

Составление символьных последовательностей по определённым правилам.

Дифференциация букв с, ш в слогах. Составить из слогов слова.

5 задание «Стыковка», № 78.

Нахождение соответствия между парами слов или словосочетаний с одним

или

несколькими

признаками.

Дифференциация

букв

с,

ш

в

слогах.

Составить из слогов слова

.

6 задание «Соедини», № 63.

Нахождение

соответствия

по

заданным

признакам

между

графическими объектами. Распознать слова с буквами с, ш в ребусах:

роса,

гроза,

шарф,

шутка.

Какое

слово

можно

назвать

лишним?

Почему? (слово гроза, потому что в этом слове нет букв с, ш).

7 задание. Покажи картинку.

Сюрприз от Логоши: Логоша танцует при правильном выполнении

задания:

чтение

слов

и

указание

соответствующей

картинки.

Дифференциация звуков [с], [ш] в словах.

1 ученик - № 1(8 слов из 3-4 букв); 2 ученик - № 16 (16 слов из 4-8

букв).

шу но

фо ба

как шок

сти ки

шиш тус

страш кус

«Компьютерный практикум для

проведения логопедических занятий в

начальной школе»

Режимы проведения

Одной из программ, которую я успешно использую в работе с

детьми

ОВЗ,

является

специализированная

компьютерная

логопедическая программа «Игры для Тигры"(автор Л.Р.Лизунова, г.

Пермь,

2004).

Программа

представляет

системный

подход

к

коррекции

нарушений

речи,

создана

с

учётом

закономерностей

и

специфических

особенностей

развития

детей

с

особыми

образовательными

потребностями,

направлена

на

преодоление

нарушений речи, проявляющихся в рамках стёртой формы дизартрии,

дислалии, ринолалии, заикания, позволяет эффективно организовать

индивидуальную

и

подгрупповую

работу

с

детьми,

имеющими

системное

недоразвитие

речи,

добиваться

хороших

результатов

коррекции речи.

Основные принципы, положенные в основу программы «Игры для

Тигры»: системный и деятельностный подход к коррекции нарушений

речевого

развития,

игровая

форма

обучения,

интерактивность,

полисенсорное

воздействие,

при

котором

слуховое

восприятие

информации сочетается с опорой на зрительный контроль.

Большой объём упражнений, предлагаемых программой, позволяет

построить

коррекционную

работу

с

ребёнком,

исходя

из

индивидуальных образовательных потребностей.

Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую

работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития

ребёнка.

В

процессе

коррекционной

работы

происходит

развитие

словаря и грамматического строя речи. Упражнения содержат задания

возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на

зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка.

Проводимые

занятия

по

программе

«Игры

для

Тигры»

дали

положительную динамику с детьми с ОВЗ, с детьми, которые имеют

проблемы в общении, аутичного характера. При традиционной системе

обучения ребёнок не всегда может применить полученные знания в

ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы –

Тигрёнком - способствует развитию коммуникативных навыков у детей

за счёт того, что специально подобранные задания побуждают ребёнка

вступить с ним в диалог. Тигрёнок хвалит ребёнка при правильном

выполнении

задания:

«Хоррррошо!»,

подбадривает,

если

не

всё

получается:

«Не

унывай!»,

«Попробуй

ещё!»,

иногда

сердится:

«РРРРР», но интонация при этом добрая и ребёнку тут же хочется

выполнить задание лучше

.

Интерактивная доска –

это

устройство,

позволяющее

педагогу

объединить два различных инструмента:

экран

для

отображения

информации

и

обычную маркерную доску. С помощью

интерактивной

доски

можно

демонстрировать презентации, создавать

модели,

активно

вовлекать

учащихся

в

процесс

освоения

материала,

улучшать

темп и течение занятия.

«Акула съедает рыбок»

«Играем с Барашем»

«Играем с Карычем»

Компьютерные игры на звукопроизношение

.

Использование компьютерных игр и упражнений позволяет ускорять

процесс

звукопроизношения у детей

с ОВЗ, так как развиваются

возможности слухового внимания, фонематического слуха и слуховой

памяти.

Использование

данных

игр

создают

условия

для

многократного использования.

Логопедическая работа с детьми ОВЗ предполагает коррекцию не

только

речевых

расстройств,

но

и

личности

в

целом

(развитие

высших психических функций).

Коррекционная работа по развитию высших психических функций у

обучающихся

с

ОВЗ

должна

носит

комплексный

характер,

и

включать

в

себя

развития

памяти,

внимания,

наблюдательности,

творческого

и

причинного

мышления.

Строится

с

учетом

индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся

и

учитывать

принципы

поэтапного

формирования

умственных

действий.

Компьютерные «Игры на память» содержат игры направленные на:

- развитие зрительного и слухового внимания,

-

тренировку зрительной памяти,

-

активизацию процессов запоминания и сравнения,

-

запоминание и анализ зрительного образа,

-

развитие логического мышления,

-

активизацию мыслительной деятельности.

Использование

информационных

компьютерных

технологий

позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно

эффективным,

открывает

новые

возможности

образования

не

только для ребёнка, но и для самого педагога.

Таким образом , делают процесс коррекции речи у детей с ОВЗ

более

эффективным

и

динамичным,

по

сравнению

с

традиционными методиками, так как задания в ней представлены в

игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную

готовность

обучающегося

к

занятию,

что

положительно

сказывается на результатах логопедической работы.



В раздел образования