Напоминание

«Роль семьи в образовательном процессе»


Автор: Смоленская Альбина Сагитовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ п.Трусово"
Населённый пункт: Астраханская область Наримановский район п.Трусово
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль семьи в образовательном процессе»
Раздел: начальное образование





Назад




«Роль семьи в образовательном процессе»

• Смоленская Альбина Сагитовна,

учитель начальных классов

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо

знать его семью”

В.А.Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности, не только в

педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Роль семьи в образовательном процессе». В процессе изменения

современного общества, происходящего в нашей стране, в сложных экономических,

политических и социальных условиях наиболее важной становится роль семьи как гаранта

мира и общественной нравственности.

Поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов

и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались

ребёнком.

Это

осуществимо,

если

педагоги

и

родители

станут

союзниками

и

единомышленниками,

заинтересованно

и

согласовано

будут

решать

проблемы

воспитания.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные

ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных

знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают

трудности в установлении контактов с детьми. Да, и семьи очень разные, у каждой свои

проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный

ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции,

мастерства

педагога,

который

должен

проанализировать

комплекс

различных

обстоятельств,

чтобы

принять

нужное

решение

в

выборе

способов

и

средств

взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы,

основанной

на

взаимодействии

педагогического,

ученического

и

родительского

коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с

родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им

захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании

присутствовали почти все родители?

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с

включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть

убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а

потому, что это важно для развития их ребёнка.

1

Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать

проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между

воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на

его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому, сделать родителей

активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

Строить систему отношений с родителями мы начинаем ещё тогда, когда их дети

посещают детский сад. Для этого в школе организуются встречи:

Например,“День открытых дверей”, где родители знакомятся со школой, с её

традициями и программами обучения.

Взаимодействие с родителями надо строить на основе следующих идейных

принципах :

•обращение к чувству родительской любви;

•умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

•уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной

деятельности.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три

основных направления:

*психолого-педагогическое просвещение родителей; *вовлечение родителей в учебно-

воспитательный процесс; *участие родителей в управлении учебно-воспитательным

процессом.

Психолого-педагогическое

просвещение

родителей

предполагает

организацию

следующих форм работы с семьёй:

•родительские лектории;

•конференции;

•индивидуальные или тематические консультации; родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих

форм деятельности:

•дни творчества детей и их родителей;

•открытые уроки и внеклассные мероприятия;

•помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-

технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно

организовать с помощью следующих форм деятельности:

•участие родителей класса в работе Совета школы;

2

•участие родителей в работе родительского комитета.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если

педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в

классе и в школе.

*Как можно привлечь родителей к совместной деятельности с детьми? Это

- чтение книг совместно с ребенком;

- выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

- участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;

- проведение дней здоровья;

- проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из

числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

-проведение родителями мастер-классов;

В общении с коллективом родителей нужно проявлять учтивость и корректность,

умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку

родителей во всем.

Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными

рекомендациями для родителей и самого ученика. Формы работы разнообразны, и часто

они определяют позицию родителей .

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и

индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными

руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания

ребёнка, консультации, посещение детей на дому.

Посещая семьи и беседуя с

родителями, учителя узнают об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к

родителям, о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют,

кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества

семьи и школы;

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое

просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы

взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями

— предметниками, администрацией.

С целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету,

методикой преподавания, требованиями в начальной школе учителя проводят открытые

уроки. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям

присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов,

вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной

деятельности в сегодняшней школе. Самой распространенной формой групповой работы с

родителями является родительское собрание. По содержанию родительские собрания

могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

3

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные

и

общешкольные

конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы- Родительские ринги

● Родительские

вечера-

Родительские

чтения

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения

педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он

позволяет

вовлечь

всех

присутствующих

в

обсуждение

поставленных

проблем,

способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на

приобретенные навыки и накопленный опыт.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня

сформированности педагогических умений участников.

К

нетрадиционным

формам

работы

с

родителями

можно

также

отнести:

родительские

чтения,

родительские

вечера,

родительские

тренинги,

презентации

семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая

даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу

по проблеме и выступать на собраниях с лекциями.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые

осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным

ребёнком, сделать его более открытым и доверительным.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта

воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах

воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных,

инициативных родителей является классный родительский комитет.

Во многих классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это концерты,

посвященные Международному женскому дню 8 марта, мастер-классы «Встреча с

4

профессией», концерты художественной самодеятельности, конкурсы, соревнования,

поездки и др..

Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не

известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является

диагностика семей. Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных

семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию

поведения с родителями , изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения

взрослых по отношению к ребенку.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как

мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального

поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Мы прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих

детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном

сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Монолог о воспитании

Что значит человека воспитать

Таким, чтоб за него не стыдно было.

Как сложно на себя всю тяжесть взять

Когда кругом темно от негатива.

Как справиться с той грубостью и злом,

Что нам несут ТВ и интернеты

Повсюду лжи и хамства торжество,

Реклама про вино и сигареты.

А мы должны ребенка воспитать

Хорошим, благородным человеком.

Должны мы научить его мечтать

Как нам бы трудно не было при этом.

Кто как не мы в ответе за детей,

За их судьбу, характер, поведение.

Такая доля у учителей-

Воспитывать, хватило бы терпения.

Воспитывать, а не дрессировать,

5

Вот наше с вами главное призвание,

И мы должны для этого отдать

Всю душу, даже если нет желания.

Воспитывайте, но не кулаком,

Душой воспитывайте, сердцем, добрым словом.

И лишь тогда для всех учеников

Любимым домом станет ваша школа!

Вы скажете: «Мы тоже люди!». Да,

Согласна с вами, люди, но какие,

Судьба детей нам в руки отдана,

А может и грядущее России!

Учитель как садовник и ему

Доверен лучший сад на этом свете,

Ведь испокон веков известно всем,

Что лучшие цветы, конечно, дети.

Так будьте солнцем, ярким и большим.

Не обжигайте, а тепло дарите.

Любите не по долгу, от души,

И лишь тогда красивый сад взрастите!

6



В раздел образования