Автор: Смоленская Альбина Сагитовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ п.Трусово"
Населённый пункт: Астраханская область Наримановский район п.Трусово
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль семьи в образовательном процессе»
Раздел: начальное образование
«Роль семьи в образовательном процессе»
• Смоленская Альбина Сагитовна,
учитель начальных классов
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо
знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности, не только в
педагогике, но и в обществе в целом.
Одна из таких тем «Роль семьи в образовательном процессе». В процессе изменения
современного общества, происходящего в нашей стране, в сложных экономических,
политических и социальных условиях наиболее важной становится роль семьи как гаранта
мира и общественной нравственности.
Поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов
и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались
ребёнком.
Это
осуществимо,
если
педагоги
и
родители
станут
союзниками
и
единомышленниками,
заинтересованно
и
согласовано
будут
решать
проблемы
воспитания.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные
ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.
Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных
знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают
трудности в установлении контактов с детьми. Да, и семьи очень разные, у каждой свои
проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный
ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции,
мастерства
педагога,
который
должен
проанализировать
комплекс
различных
обстоятельств,
чтобы
принять
нужное
решение
в
выборе
способов
и
средств
взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы,
основанной
на
взаимодействии
педагогического,
ученического
и
родительского
коллективов как равноправных партнеров.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с
родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им
захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании
присутствовали почти все родители?
Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с
включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть
убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а
потому, что это важно для развития их ребёнка.
1
Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать
проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между
воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на
его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому, сделать родителей
активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Строить систему отношений с родителями мы начинаем ещё тогда, когда их дети
посещают детский сад. Для этого в школе организуются встречи:
Например,“День открытых дверей”, где родители знакомятся со школой, с её
традициями и программами обучения.
Взаимодействие с родителями надо строить на основе следующих идейных
принципах :
•обращение к чувству родительской любви;
•умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
•уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной
деятельности.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три
основных направления:
*психолого-педагогическое просвещение родителей; *вовлечение родителей в учебно-
воспитательный процесс; *участие родителей в управлении учебно-воспитательным
процессом.
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей
предполагает
организацию
следующих форм работы с семьёй:
•родительские лектории;
•конференции;
•индивидуальные или тематические консультации; родительские собрания.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих
форм деятельности:
•дни творчества детей и их родителей;
•открытые уроки и внеклассные мероприятия;
•помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-
технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно
организовать с помощью следующих форм деятельности:
•участие родителей класса в работе Совета школы;
2
•участие родителей в работе родительского комитета.
Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если
педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в
классе и в школе.
*Как можно привлечь родителей к совместной деятельности с детьми? Это
- чтение книг совместно с ребенком;
- выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
- участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
- проведение дней здоровья;
- проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из
числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
-проведение родителями мастер-классов;
В общении с коллективом родителей нужно проявлять учтивость и корректность,
умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку
родителей во всем.
Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными
рекомендациями для родителей и самого ученика. Формы работы разнообразны, и часто
они определяют позицию родителей .
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и
индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными
руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания
ребёнка, консультации, посещение детей на дому.
Посещая семьи и беседуя с
родителями, учителя узнают об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к
родителям, о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют,
кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества
семьи и школы;
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое
просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы
взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями
— предметниками, администрацией.
С целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету,
методикой преподавания, требованиями в начальной школе учителя проводят открытые
уроки. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям
присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов,
вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной
деятельности в сегодняшней школе. Самой распространенной формой групповой работы с
родителями является родительское собрание. По содержанию родительские собрания
могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
3
Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные
Нетрадиционные
● Родительские собрания
● Общеклассные
и
общешкольные
конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы- Родительские ринги
● Родительские
вечера-
Родительские
чтения
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения
педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он
позволяет
вовлечь
всех
присутствующих
в
обсуждение
поставленных
проблем,
способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на
приобретенные навыки и накопленный опыт.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня
сформированности педагогических умений участников.
К
нетрадиционным
формам
работы
с
родителями
можно
также
отнести:
родительские
чтения,
родительские
вечера,
родительские
тренинги,
презентации
семейного опыта.
Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая
даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу
по проблеме и выступать на собраниях с лекциями.
Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые
осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным
ребёнком, сделать его более открытым и доверительным.
Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта
воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах
воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных,
инициативных родителей является классный родительский комитет.
Во многих классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это концерты,
посвященные Международному женскому дню 8 марта, мастер-классы «Встреча с
4
профессией», концерты художественной самодеятельности, конкурсы, соревнования,
поездки и др..
Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не
известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является
диагностика семей. Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных
семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию
поведения с родителями , изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения
взрослых по отношению к ребенку.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как
мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального
поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Мы прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих
детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном
сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Монолог о воспитании
Что значит человека воспитать
Таким, чтоб за него не стыдно было.
Как сложно на себя всю тяжесть взять
Когда кругом темно от негатива.
Как справиться с той грубостью и злом,
Что нам несут ТВ и интернеты
Повсюду лжи и хамства торжество,
Реклама про вино и сигареты.
А мы должны ребенка воспитать
Хорошим, благородным человеком.
Должны мы научить его мечтать
Как нам бы трудно не было при этом.
Кто как не мы в ответе за детей,
За их судьбу, характер, поведение.
Такая доля у учителей-
Воспитывать, хватило бы терпения.
Воспитывать, а не дрессировать,
5
Вот наше с вами главное призвание,
И мы должны для этого отдать
Всю душу, даже если нет желания.
Воспитывайте, но не кулаком,
Душой воспитывайте, сердцем, добрым словом.
И лишь тогда для всех учеников
Любимым домом станет ваша школа!
Вы скажете: «Мы тоже люди!». Да,
Согласна с вами, люди, но какие,
Судьба детей нам в руки отдана,
А может и грядущее России!
Учитель как садовник и ему
Доверен лучший сад на этом свете,
Ведь испокон веков известно всем,
Что лучшие цветы, конечно, дети.
Так будьте солнцем, ярким и большим.
Не обжигайте, а тепло дарите.
Любите не по долгу, от души,
И лишь тогда красивый сад взрастите!
6