Автор: Новоселова Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №43"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Учебная рабочая программа
Тема: Математика. 3 класс. Школа России
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по предмету «Математика»
3 класс
1.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по математике составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования. Положения о рабочей программе и примерной учебной программы
курса математика для четырехлетней школы ассоциации «Школа России», разработанная
авторами
М.И.Моро,
М.А.Бантова,
Г.В.Бельтюкова,
С.И.Волкова,
С.В.Степанова.
(«Образовательная «Школа России», Издательство «Просвещение» 2018г.)
МБОУ «СОШ№43» города Чебоксары является общеобразовательной школой.
Математика в 3 классе изучается на базовом уровне. Предмет «Математика» входит в
обязательную предметную область «Математика и информатика».
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе
содержание обучения по математике. По программе на изучение математики в 3 классе
отводится 140 часов (35 недель, 4 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки,
отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ
№43» г. Чебоксары.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в
3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
У обучающегося будут
сформированы:
Обучающийся получит
возможность для формирования:
– внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к
урокам математики;
– понимание роли математических
действий в жизни человека;
– интерес к различным видам учебной
деятельности, включая элементы
предметно-исследовательской
деятельности;
– ориентация на понимание предложений
и оценок учителей и одноклассников;
– понимание причин успеха в учебе;
– понимание нравственного содержания
поступков окружающих людей.
– интереса к познанию математических
фактов, количественных отношений,
математических зависимостей в
окружающем мире;
– первоначальной ориентации на оценку
результатов познавательной
деятельности;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются
формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научится:
– принимать учебную задачу и следовать
инструкции учителя;
– планировать свои действия в
соответствии с учебными задачами и
инструкцией учителя;
– выполнять действия в устной форме;
– учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном материале;
– в сотрудничестве с учителем находить
несколько вариантов решения учебной
задачи, представленной на наглядно-
– общих представлений о рациональной
организации мыслительной
деятельности;
– самооценки на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
– первоначальной ориентации в
поведении на принятые моральные
нормы;
– понимания чувств одноклассников,
учителей;
образном уровне;
– вносить необходимые коррективы в
действия на основе принятых правил;
– выполнять учебные действия в устной и
письменной речи;
– принимать установленные правила в
планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять пошаговый контроль под
руководством учителя в доступных видах
учебно-познавательной деятельности.
– представления о значении математики
для познания окружающего мира.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так
и в предложенных учителем информационных источниках.
Добывать новые знания:
извлекать
информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научится:
– проводить сравнение (по одному или
нескольким основаниям, наглядное и по
представлению, сопоставление и
противопоставление), понимать выводы,
сделанные на основе сравнения;
– выделять в явлениях существенные и
несущественные, необходимые и
достаточные признаки;
– проводить аналогию и на ее основе
строить выводы;
– в сотрудничестве с учителем проводить
классификацию изучаемых объектов;
– строить простые индуктивные и
дедуктивные рассуждения.
– принимать разнообразные учебно-
познавательные задачи и инструкции
учителя;
– в сотрудничестве с учителем находить
варианты решения учебной задачи;
– первоначальному умению выполнять
учебные действия в устной и письменной
речи;
– осуществлять пошаговый контроль
своих действий под руководством
учителя;
– адекватно воспринимать оценку своей
работы учителями, товарищами.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся научится:
Обучающийся получит
возможность научится:
– стремиться к координации
различных мнений о математических
явлениях в сотрудничестве;
договариваться, приходить к общему
решению;
– использовать в общении правила
вежливости;
– использовать простые речевые средства
для передачи своего мнения;
– контролировать свои действия в
коллективной работе;
– понимать содержание вопросов и
воспроизводить вопросы;
– следить за действиями других
участников в процессе коллективной
познавательной деятельности.
– строить понятные для партнера
высказывания и аргументировать свою
позицию;
– использовать средства устного общения
для решения коммуникативных задач.
– корректно формулировать свою точку
зрения;
– проявлять инициативу в учебно-
познавательной деятельности;
– контролировать свои действия в
коллективной работе;
осуществлять взаимный контроль.
Предметными результатами
изучения курса «Математика» в 3-м классе являются
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать
заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых,
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя
изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм
2
= 100 см
2
, 1 м
2
=
100 дм
2
; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между
ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные,
сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Арифметические действия
выполнять табличное умножение и деление чисел;
выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a; выполнять
внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со
скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на
все указанные предметы и др.;
задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Геометрические величины
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Работа с информацией
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных
действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь,
масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
Учащийся
получит возможность
научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
различать треугольники по соотношению длин сторон;
по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
,квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…;
каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о
числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Чтение. Работа с текстом
Обучающиеся научатся осознанно
читать тексты с
целью
удовлетворения
познавательного
интереса,
освоения
и
использования
информации,
овладеют
элементарными
навыками
чтения
информации,
представленной
в
наглядно-
символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки,
таблицы.
Обучающиеся
смогут
использовать
полученную
из
разного
вида
текстов
информацию
для
установления
несложных
причинно-следственных
связей
и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях.
Обучающиеся
получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
–
находить в тексте конкретные
сведения, факты, заданные в явном
виде;
–
определять тему и главную
мысль текста;
–
делить тексты на смысловые
части, составлять план текста;
–
вычленять содержащиеся в
тексте основные события и
устанавливать их последовательность;
сравнивать между собой объекты,
описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
–
понимать информацию,
представленную в неявном виде
(например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих
приведенное утверждение;
Обучающийся получит возможность
научиться:
–
использовать формальные
элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации;
–
работать с несколькими
источниками информации;
–
сопоставлять информацию,
полученную из нескольких источников.
характеризовать явление по его
описанию; выделять общий признак
группы элементов);
–
понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
–
ориентироваться в
соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
–
пересказывать текст подробно
устно и письменно;
–
соотносить факты с общей
идеей текста, устанавливать простые
связи, не показанные в тексте
напрямую;
–
формулировать несложные
выводы, основываясь на тексте;
–
сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных частях текста
информацию;
Обучающийся получит возможность
научиться:
–
делать выписки из
прочитанных текстов с учетом цели их
дальнейшего использования;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
–
высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте;
–
оценивать содержание,
определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
–
участвовать в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность
научиться:
–
соотносить позицию автора с
собственной точкой зрения;
–
в процессе работы с одним или
несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую)
информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых
учебных и практических ситуациях.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
–
использовать безопасные для
органов зрения, нервной системы,
опорно двигательного аппарата
эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами
ИКТ; выполнять компенсирующие
физические упражнения (мини
зарядку);
–
организовывать систему
папок для хранения собственной
информации в компьютере.
Технология
ввода
информации
в
компьютер:
ввод
текста,
запись
звука,
изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
–
вводить информацию в
компьютер с использованием
различных технических средств;
сохранять полученную информацию,
набирать небольшие тексты на родном
языке;
–
рисовать (создавать простые
изображения)на графическом
планшете;
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
–
описывать по определенному
алгоритму объект или процесс
наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую
информацию о нем, используя
инструменты ИКТ;
–
редактировать тексты,
последовательности изображений,
слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей,
-пользоваться основными функциями
стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический
орфографический контроль;
–
искать информацию в
соответствующих возрасту цифровых
словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера;
Обучающийся получит возможность
научиться грамотно формулировать
запросы при поиске в сети Интернет и базах
данных, оценивать, интерпретировать и
сохранять найденную информацию;
критически относиться к информации и к
выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
–
создавать текстовые сообщения с
использованием средств ИКТ,
Обучающийся получит возможность
научиться:
- представлять данные;
редактировать, оформлять и
сохранять их;
–
создавать простые сообщения в виде
последовательности слайдов с
использованием иллюстраций,
текста;
–
готовить и проводить презентацию
перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации,
–
создавать простые схемы,
диаграммы, планы и пр.;
–
создавать простые изображения,
пользуясь графическими
возможностями компьютера;
–
размещать сообщение в
информационной образовательной
среде образовательной организации;
–
пользоваться основными средствами
телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной
деятельности в информационной
образовательной среде
2. Содержание программы
3 класс 140 часов
Структура программы.
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
7ч
2
Табличное умножение и деление
28 ч
3
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
29 ч
4
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
28 ч
5
Числа от 1 до 1000. Нумерация
15ч
6
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
11ч
7
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
17ч
8
Итоговое повторение
5ч
ИТОГО
140 часов
Предмет математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, геометрии
и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие
взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов
и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений
- счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление);
демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости,
времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий,
а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем.
Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах
на
вычисление
геометрических
величин.
Числа
помогают
установить
свойства
арифметических
действий,
знакомят
с
алгебраическими
понятиями:
выражение,
уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность
записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают
представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор
ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как
непрерывный процесс активного познания мира. Таким образом, цели, поставленные
перед
преподаванием
математики,
достигаются
в
ходе
осознания
связи
между
необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего
мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные
отношения.
Программа
курса
создаёт
условия
для
мотивации
продуктивной
познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому
требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности
составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или
избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы,
чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности
мышления, интереса к умственному труду. В процессе обучения математике школьники
учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к
общему
мнению,
распределять
обязанности
по
поиску
информации,
проявлять
инициативу и самостоятельность.
В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
1. Числа и величины
2. Арифметические действия
3. Текстовые задачи.
4. Элементы геометрии.
5. Элементы алгебры.
1.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 7ч
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения
компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Элементы алгебры.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания.
Истинные
и
ложные
высказывания.
Логические
задачи.
Арифметические лабиринты, магические фигуры.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить на...»; «уменьшить на...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
2.
Табличное умножение и деление 28ч
Таблица умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и
деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0.
Понятия
«увеличить
в...»,
«уменьшить
в...»,
«во
сколько
раз
больше».
Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с
остатком. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения
числового
выражения.
Использование
свойств
арифметических
действий
в
вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в
произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного
сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы
проверки
правильности
вычисления
(алгоритм,
обратное
действие,
оценка
достоверности, прикидка результата).
Элементы алгебры.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок
действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b.
Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания.
Истинные
и
ложные
высказывания.
Логические
задачи.
Арифметические лабиринты, магические фигуры.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
3.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 29 ч
Умножение на 1 и на 0. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0 и
невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов
решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).
Вычерчивание окружностей с
использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки.
4.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 28ч
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23
.
4, 4
.
23.
Приемы умножения и деления для случаев вида 20
.
3, 3
.
20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a
.
b, c : d (d≠0), вычисление их
значений при заданных числовых значениях букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка.
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
5.
Числа от 1 до 1000. Нумерация 15ч
Устная
и
письменная
нумерация.
Разряды
счетных
единиц.
Натуральная
последовательность трехзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен)
в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм. Соотношение между ними.
6.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 11 ч
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный (равносторонние);
прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
7.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 17ч
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100.
Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Приемы устного умножения и деления.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
8.
Итоговое повторение 5ч
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в
пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование по математике 3 класс
«Школа России» (4 часа в неделю, 140 часов в год)
№ п/
п
Раздел, тема урока
Количество
часов
Примечание
Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание
7ч
1
Сложение и вычитание
1
2
Сложение и вычитание двузначных чисел с
переходом через десяток
1
3
Решение уравнений с неизвестным слагаемым
1
4.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым
1
5
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым
1
6.
Обозначение геометрических фигур буквами
1
7.
Входная контрольная работа №1
1
Табличное умножение и деление
28
8.
Работа над ошибками. Связь между компонентами
и результатом умножения
1
9.
Четные и нечетные числа. Таблица умножения и
деления на 3.
1
10.
Решение задач с величинами: цена, количество,
стоимость
1
11-
12.
Решение задач с величинами: масса одного
предмета, количество предметов, общая масса
2
13.
Порядок выполнения действий
1
14.
Тест №1 «Проверим себя и оценим свои
достижения»
1
15.
Самостоятельная работа по теме «Табличное
умножение и деление»
1
16.
Закрепление пройденного «Что узнали?», «Чему
научились?»
1
17.
Контрольная работа по теме «Таблица
умножения и деления на 2, 3» №2
1
18.
Работа над ошибками. Умножение четырех и на 4 и
соответствующих случаев деления
1
19.
Закрепление пройденного. Таблица умножения
1
20.
Задачи на увеличение числа в несколько раз
1
21.
Закрепление. Задачи на увеличение числа в
несколько раз
1
22.
Задачи на уменьшение числа в несколько раз
1
23.
Умножение пяти, на 5, и соответствующие случаи
деления
1
24.
Задачи на кратное сравнение
1
25.
Закрепление. Задачи на кратное сравнение
1
26.
Контрольная работа по теме «Решение задач»
№3
1
27.
Работа над ошибками. Умножение шести, на 6, и
соответствующие случаи деления
1
28.
Решение задач.
1
29.
Закрепление. Решение задач.
1
30.
Решение изученных видов задач.
1
31.
Умножение семи, на 7, и соответствующие случаи
деления
1
32.
Контрольная работа за 1 четверть №4
1
33.
Работа над ошибками. Закрепление.
1
34.
Таблица умножения
1
35.
Проект «Математическая сказка»
1
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и
29 ч
деление
36.
Площадь, единицы площади
1
37.
Квадратный сантиметр
1
38.
Площадь прямоугольника
1
39.
Умножение восьми, на 8, и соответствующие
случаи деления
1
40.
Решение задач
1
41.
Решение задач изученных видов
1
42.
Умножение девяти, на 9, и соответствующие случаи
деления
1
43.
Квадратный дециметр
1
44.
Таблица умножения
1
45.
Закрепление. Таблица умножения
1
46.
Квадратный метр
1
47-
48.
Решение задач
2
49.
Контрольная
работа
по
теме
«Табличное
умножение и деление» №5
1
50.
Работа над ошибками
1
51.
Умножение на 1
1
52.
Умножение на 0
1
53.
Деление на 1
1
54.
Деление нуля на число
1
55.
Решение задач
1
56.
Тест №2 Проверим себя и оценим свои достижения
1
57.
Доли
1
58.
Контрольная работа за 2 четверть №6
1
59.
Работа над ошибками
1
60.
Окружность. Круг
1
61.
Диаметр окружность
1
62.
Единицы времени
1
63.
Соотношения между единицами времени
1
64.
Повторение
пройденного
«Что
узнали,
чему
научились»
1
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и
деление.
28 ч
65.
Приемы умножения и деления для случаев 20.3,
60:3
1
66.
Случаи деления 80:20
1
67.
Умножение суммы на число
1
68.
Способы умножения суммы на число
1
69.
Умножение двузначного числа на однозначное
1
70-
71.
Закрепление. Умножение двузначного числа на
однозначное
2
72.
Контрольная
работа
по
теме
«Умножение
двузначного числа на однозначное» №7
1
73.
Работа над ошибками. Выражения с двумя
переменными
1
74.
Деление суммы на число
1
75.
Закрепление. Деление суммы на число
1
76.
Приемы деления вида 69:3, 78:2
1
77.
Связь между числами при делении
1
78.
Проверка деления
1
79.
Прием деления для случаев 87:29, 66:22
1
80.
Проверка умножения делением
1
81.
Решение уравнений
1
82.
Закрепление пройденного. Самостоятельная работа
по теме «Внетабличное умножение и деление»
1
83.
Что узнали? Чему научились?
1
84.
Контрольная работа по теме «Внетабличное
умножение и деление» №8
1
85.
Работа над ошибками. Деление с остатком
1
86.
Решение примеров на деление с остатком
1
87.
Закрепление. Деление с остатком.
1
88.
Задачи на деление с остатком
1
89.
Самостоятельная
работа
по
теме
«Деление
с
остатком»
1
90.
Проверка деления с остатком
1
91.
Закрепление. Проверка деления с остатком.
1
92.
Тест № 3 Проверим себя и оценим свои достижения
1
Числа от 1 до 1000. Нумерация
15 ч
93.
Устная нумерация чисел в пределах 1000
1
94-
95.
Состав чисел в пределах 1000
2
96.
Разряды счетных единиц
1
97-
98.
Закрепление. Разряды счетных единиц
2
99.
Письменная нумерация чисел в пределах 1000
1
100.
Запись и чтение чисел в пределах1000
1
101.
Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз.
1
102.
Контрольная работа за 3 четверть №9
1
103.
Работа над ошибками
1
104.
Сравнение трехзначных чисел
1
105.
Самостоятельная работа по теме «Нумерация чисел
в пределах 1000»
1
106.
Единицы массы
1
107.
Тест № 4 Проверим себя и оценим свои достижения
«Что узнали и чему научились?»
1
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
11 ч
108.
Приемы устных вычислений
1
109.
Приемы устных вычислений вида: 450+30,620-200
1
110.
Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90
1
111.
Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140
1
112.
Приемы письменных вычислений
1
113.
Письменное сложение трехзначных чисел
1
114.
Письменное вычитание трехзначных чисел
1
115.
Виды треугольников
1
116.
Закрепление. Решение задач
1
117.
Контрольная работа «Приемы письменного
сложения и вычитания трехзначных чисел» №10
1
118.
Работа над ошибками.
1
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
17 ч
119.
Приемы устных вычислений вида: 180.4, 900:3
1
120.
Приемы устных вычислений вида: 240.4, 960:3,
203.4
1
121.
Приемы устных вычислений вида: 100:50, 800:400
1
122.
Виды треугольников
1
123.
Приемы устных вычислений в пределах 1000.
Закрепление
1
124.
Приемы письменного умножения в пределах 1000
1
125.
Приемы письменного умножения в пределах 1000
1
126.
Приемы письменного умножения в пределах 1000
1
127.
Самостоятельная
работа по теме «Умножение
трехзначного числа на однозначное»
1
128.
Приемы
письменного
деления
на
однозначное
число
1
129.
Решение примеров на деление на однозначное
число
1
130.
Проверка деления
1
131.
Самостоятельная работа по теме «Деление на
однозначное число»
1
132.
Знакомство с калькулятором
1
133.
Тест № 5 Проверим себя и оценим свои
достижения «Что узнали и чему научились?»
1
134.
Контрольная
работа
«Приемы
письменного
умножения и деления в пределах 1000» №11
1
135.
Работа над ошибками. Анализ контрольной работы.
1
Итоговое повторение
5 ч
136.
Решение задач
1
137.
Нумерация.
Сложение
и
вычитание.
Геометрические фигуры
1
138.
Промежуточная
аттестация.
Итоговая
контрольная работа за год №12
1
139.
Геометрические фигуры и величины
1
140.
Правила о порядке выполнения действий
1
Итого
140ч
Приложение.
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Математика».
Оценивание письменных работ (в основе данного оценивания лежат следующие
показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания).
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих
зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его
выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и
навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих
на получение правильного ответа;
-
несоответствие
пояснительного
текста,
ответа
задания,
наименования
величин
выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным
параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических
выкладок;
- неверные выделения в случае, когда цель задания не связана с проверкой
вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов (в основу оценивания устного ответа обучающихся
положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность,
полнота).
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
-
при
правильном
ответе
неумение
самостоятельно
или
полно
обосновать
и
проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью
школьника; - неправильное произношение математических терминов.
Нормы оценок по математике:
Математические диктанты
Работа, состоящая из примеров:
«5» – без ошибок.
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 негрубых ошибки.
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» – 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 ошибки.
«3» – 3–4 ошибки.
«2» - 5 и более ошибок.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида):
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
-
допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех
остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
- при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры):
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или
- допущено в решении.
Математический диктант:
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест (тестирование):
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий