Напоминание

"Мастерица Севера"


Автор: Еприна Людмила Прокопьевна
Должность: учитель ханты языка
Учебное заведение: МБОУ "Горковская СОШ"
Населённый пункт: село Горки, ЯНАО
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Мастерица Севера"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«

»

Горковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании

школьного методического

.

объединения

№____

Протокол

«___» _________2018

от

г

.

Руководитель ШМО

_____/___________/

Принято на заседании

педагогического совета

№___

Протокол

«___»________2018

.

от

г

Утверждена

Приказом

от

«___» _________2018

г

.

Директор

школы

_______/ .

.

В В

Харитонова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«

»

по внеурочной деятельности Мастерица Севера

5-7 классы

:

.

., 1

Составитель учитель Еприна Л П

категории

.

, 2018-19

.

.

с Горки

уч г

Пояснительная записка

Программа Мастерица Севера

имеет

-

,

,

художественно эстетическое краеведческое направление использует

:

межпредметные связи

,

,

технологии изобразительного искусства

,

культуры народов Ямала предметов регионального

;

цикла предназначена для обучающихся

11-13

лет

(5-7

).

классы

:

Цель программы

-

-

Формирование художественно эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно прикладным

.

творчеством народов Ямала

:

Задачи

Обучающие

:

Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере; дать

понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных ремесел.

Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, кожи и меха, с применением северного орнамента.

Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, вышивки, работы с тканью, сукном, мехом.

Научить технике составления схем для плетения, вышивки, дать основы технологической грамотности.

Научить расширять активный словарный запас слов на ханты языке: развивать диалогическую и монологическую речь, создавая максимум условий для

развития желания детей общаться между собой на родном языке;

Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении.

Развивающие:

Учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах быта, в окружающей жизни;

Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в технологии.

Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.

Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.

Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.

Воспитательные

:

Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.

Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.

Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные знания, для адаптации в

будущей жизни.

3

,

01.09.

31.05.,

35

.

Программа реализуется в течение

лет ежегодно в период с

по

что составляет

недель Занятия

1

2

,

1,5

40

(

2.42.11.78 – 2 [II])

проводятся

раз в неделю по

занятия что составляет

часа в день по

минут согласно Сан ПиН

с

10

.

перерывами на отдых по

минут

На занятиях объединения дополнительного обра

«

зования детей Мастерица Севера

»

применяются

следующие

:

методы и формы обучения

- объяснительно-иллюстративный

- практический

- творческого задания

- поисковый

- исследовательский

- метод проектов

- анкетирования

- интервьюрирования

- беседа, рассказ

- видеосъемка

активные формы обучения:

- игры и соревнования;

- конкурсы и выставки;

- праздники и утренники;

- экскурсии и походы;

- кроссворды и викторины,

- инсценировки и индивидуально-групповые занятия.

Содержание

курса

«

»

внеурочной деятельности Мастерица Севера

1.

-14

Работа по бисеру

.

.

Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности Знакомство с кружковцами Беседа о целях и задачах

,

.

занятий по программе инструктирование учащихся

1.Из истории бисера

2.Виды плетения:

а) современный вид плетения, бисер, леска;

б) плетение подвесок с параллельными кромками, кошельки;

3. Старинный вид плетения:

а) плетение из 4-х жил;

б) плетение на 8 жилах

4. вышивание на ткани бисером

2.

- 14

Орнаментальное искусство

1. Искусство маленького народа.

2. Творческая работа учащихся

3. Применение орнаментов в одежде.

4. Зарисовать орнаменты в тетрадь в клетку.

5. Оформить альбом с орнаментами

3.

- 14

Работа по бересте

а)Время и место снятия бересты. Экскурсия в лес

Посуда из бересты:

а) орнаментальное оформление берестяных изделий, подготовка к работе

б) пошив лукошки-сун

4.

- 14

Работа по меху и замше

Сушка шкур (соболь, заяц, лиса, песец, белка, ондатра)

Выделка для шкур. Растворы для выделки.

Выделка камуса, зайца,белки…

Пошив изделий из меха (игольница). Окаймление игольницы мехом

5.

- 14

Работа по ткани и сукну

1.Изделия, изготовленные из ткани, сукна:

а) платье, платок, ягушка летн.

б) основной шов

2. Пошив куклы акань из ткани

3. Пошив игольницы из сукна

Планируемые результаты освоения курса

«

»

внеурочной деятельности Мастерица Севера

учащиеся должны знать

:

-

,

;

историю возникновения северных орнаментов использование орнаментов в одежде народов Ямала

-

,

;

игрушки народов Ямала способы их изготовления

-

;

историю возникновения бисера и бисероплетения

-

,

;

меховую одежду народов Ямала свойства меха

-

,

;

инструменты и материалы для изготовления изделий из меха

-

,

;

одежду народов Ямала сшитую из ткани

-

-

;

виды декоративно прикладного искусства народов Ямала

-

,

;

культуру поведения в семье основы семейного уклада коренных жителей

-

,

,

.

семейные традиции праздники игры

:

учащиеся должны уметь

-

,

:

,

;

уметь работать с сукном раскраивать несложные изделия куклу игольницу

-

;

обрабатывать изделия косыми стежками

-

;

рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения

-

;

осваивать технологию плетения из бисера

-

,

;

выполнять аппликацию из полосок меха коллаж

-

;

определять лицевую и изнаночную сторону ткани

-

(

);

раскраивать и шить национальную одежду из ткани в уменьшенном виде

-

,

,

;

переводить рисунок вышивки на ткань подбирать иглы нитки и ткань

Тематическое планирование 5 класс, 2 ч. в неделю, 70 часов в год

Тема занятия

Количеств

о часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

Форма занятий

Работа по бисеру

14

Знать историю возникновения северных

орнаментов, использование орнаментов

,

Индивидуальная работа

групповая

;

Теоретическое

Практическое

в одежде народов Ямала;

- историю возникновения бисера и

бисероплетения;

- осваивать технологию плетения из

бисера;

Беседа

Орнаментальное искусство

14

-рисовать северные орнаменты и

составлять схему плетения;

Знать виды декоративно-прикладного

искусства народов Ямала;

- культуру поведения в семье, основы

семейного уклада коренных жителей;

,

Индивидуальная работа

групповая

;

Теоретическое

Практическое

Беседа

Оформление альбома

орнаментами в цвете

Работа по бересте

14

Знать технологию обработки

,

бересты умение наносить

орнамент на готовое изделие

,

Индивидуальная работа

групповая

;

Теоретическое

Практическое

Беседа

Экскурсия в лес

Работа по меху и замше

14

меховую одежду народов Ямала,

свойства меха;

- инструменты и материалы, для

изготовления изделий из меха;

- выполнять аппликацию из полосок

меха, коллаж;

,

Индивидуальная работа

групповая

;

Теоретическое

Практическое

Беседа

Работа по ткани и сукну

14

- определять лицевую и изнаночную

сторону ткани;

- раскраивать и шить национальную

одежду из ткани (в уменьшенном виде);

- переводить рисунок вышивки на ткань,

подбирать иглы, нитки и ткань;

- уметь работать с сукном, раскраивать

несложные изделия: куклу, игольницу;

- обрабатывать изделия косыми

стежками;

,

Индивидуальная работа

групповая

;

Теоретическое

Практическое

Беседа

Изготовление наглядных

изделий (орнаменты,

берестяная посуда,

игольницы) Выставка работ



В раздел образования