Автор: Еприна Людмила Прокопьевна
Должность: учитель ханты языка
Учебное заведение: МБОУ "Горковская СОШ"
Населённый пункт: село Горки, ЯНАО
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Мастерица Севера"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«
»
Горковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании
школьного методического
.
объединения
№____
Протокол
«___» _________2018
от
г
.
Руководитель ШМО
_____/___________/
Принято на заседании
педагогического совета
№___
Протокол
«___»________2018
.
от
г
Утверждена
№
Приказом
от
«___» _________2018
г
.
Директор
школы
_______/ .
.
В В
Харитонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«
»
по внеурочной деятельности Мастерица Севера
5-7 классы
:
.
., 1
Составитель учитель Еприна Л П
категории
.
, 2018-19
.
.
с Горки
уч г
Пояснительная записка
“
”
Программа Мастерица Севера
имеет
-
,
,
художественно эстетическое краеведческое направление использует
:
межпредметные связи
,
,
технологии изобразительного искусства
,
культуры народов Ямала предметов регионального
;
цикла предназначена для обучающихся
11-13
лет
(5-7
).
классы
:
Цель программы
-
-
Формирование художественно эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно прикладным
.
творчеством народов Ямала
:
Задачи
Обучающие
:
Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере; дать
понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных ремесел.
Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, кожи и меха, с применением северного орнамента.
Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, вышивки, работы с тканью, сукном, мехом.
Научить технике составления схем для плетения, вышивки, дать основы технологической грамотности.
Научить расширять активный словарный запас слов на ханты языке: развивать диалогическую и монологическую речь, создавая максимум условий для
развития желания детей общаться между собой на родном языке;
Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении.
Развивающие:
Учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах быта, в окружающей жизни;
Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в технологии.
Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.
Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.
Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.
Воспитательные
:
Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.
Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные знания, для адаптации в
будущей жизни.
3
,
01.09.
31.05.,
35
.
Программа реализуется в течение
лет ежегодно в период с
по
что составляет
недель Занятия
1
2
,
1,5
40
(
2.42.11.78 – 2 [II])
проводятся
раз в неделю по
занятия что составляет
часа в день по
минут согласно Сан ПиН
с
10
.
перерывами на отдых по
минут
На занятиях объединения дополнительного обра
«
зования детей Мастерица Севера
»
применяются
следующие
:
методы и формы обучения
- объяснительно-иллюстративный
- практический
- творческого задания
- поисковый
- исследовательский
- метод проектов
- анкетирования
- интервьюрирования
- беседа, рассказ
- видеосъемка
активные формы обучения:
- игры и соревнования;
- конкурсы и выставки;
- праздники и утренники;
- экскурсии и походы;
- кроссворды и викторины,
- инсценировки и индивидуально-групповые занятия.
Содержание
курса
«
»
внеурочной деятельности Мастерица Севера
1.
-14
Работа по бисеру
.
.
Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности Знакомство с кружковцами Беседа о целях и задачах
,
.
занятий по программе инструктирование учащихся
1.Из истории бисера
2.Виды плетения:
а) современный вид плетения, бисер, леска;
б) плетение подвесок с параллельными кромками, кошельки;
3. Старинный вид плетения:
а) плетение из 4-х жил;
б) плетение на 8 жилах
4. вышивание на ткани бисером
2.
- 14
Орнаментальное искусство
1. Искусство маленького народа.
2. Творческая работа учащихся
3. Применение орнаментов в одежде.
4. Зарисовать орнаменты в тетрадь в клетку.
5. Оформить альбом с орнаментами
3.
- 14
Работа по бересте
а)Время и место снятия бересты. Экскурсия в лес
Посуда из бересты:
а) орнаментальное оформление берестяных изделий, подготовка к работе
б) пошив лукошки-сун
4.
- 14
Работа по меху и замше
Сушка шкур (соболь, заяц, лиса, песец, белка, ондатра)
Выделка для шкур. Растворы для выделки.
Выделка камуса, зайца,белки…
Пошив изделий из меха (игольница). Окаймление игольницы мехом
5.
- 14
Работа по ткани и сукну
1.Изделия, изготовленные из ткани, сукна:
а) платье, платок, ягушка летн.
б) основной шов
2. Пошив куклы акань из ткани
3. Пошив игольницы из сукна
Планируемые результаты освоения курса
«
»
внеурочной деятельности Мастерица Севера
учащиеся должны знать
:
-
,
;
историю возникновения северных орнаментов использование орнаментов в одежде народов Ямала
-
,
;
игрушки народов Ямала способы их изготовления
-
;
историю возникновения бисера и бисероплетения
-
,
;
меховую одежду народов Ямала свойства меха
-
,
;
инструменты и материалы для изготовления изделий из меха
-
,
;
одежду народов Ямала сшитую из ткани
-
-
;
виды декоративно прикладного искусства народов Ямала
-
,
;
культуру поведения в семье основы семейного уклада коренных жителей
-
,
,
.
семейные традиции праздники игры
:
учащиеся должны уметь
-
,
:
,
;
уметь работать с сукном раскраивать несложные изделия куклу игольницу
-
;
обрабатывать изделия косыми стежками
-
;
рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения
-
;
осваивать технологию плетения из бисера
-
,
;
выполнять аппликацию из полосок меха коллаж
-
;
определять лицевую и изнаночную сторону ткани
-
(
);
раскраивать и шить национальную одежду из ткани в уменьшенном виде
-
,
,
;
переводить рисунок вышивки на ткань подбирать иглы нитки и ткань
Тематическое планирование 5 класс, 2 ч. в неделю, 70 часов в год
Тема занятия
Количеств
о часов
Планируемые результаты
Вид деятельности
Форма занятий
Работа по бисеру
14
Знать историю возникновения северных
орнаментов, использование орнаментов
,
Индивидуальная работа
групповая
;
Теоретическое
Практическое
в одежде народов Ямала;
- историю возникновения бисера и
бисероплетения;
- осваивать технологию плетения из
бисера;
Беседа
Орнаментальное искусство
14
-рисовать северные орнаменты и
составлять схему плетения;
Знать виды декоративно-прикладного
искусства народов Ямала;
- культуру поведения в семье, основы
семейного уклада коренных жителей;
,
Индивидуальная работа
групповая
;
Теоретическое
Практическое
Беседа
Оформление альбома
орнаментами в цвете
Работа по бересте
14
Знать технологию обработки
,
бересты умение наносить
орнамент на готовое изделие
,
Индивидуальная работа
групповая
;
Теоретическое
Практическое
Беседа
Экскурсия в лес
Работа по меху и замше
14
меховую одежду народов Ямала,
свойства меха;
- инструменты и материалы, для
изготовления изделий из меха;
- выполнять аппликацию из полосок
меха, коллаж;
,
Индивидуальная работа
групповая
;
Теоретическое
Практическое
Беседа
Работа по ткани и сукну
14
- определять лицевую и изнаночную
сторону ткани;
- раскраивать и шить национальную
одежду из ткани (в уменьшенном виде);
- переводить рисунок вышивки на ткань,
подбирать иглы, нитки и ткань;
- уметь работать с сукном, раскраивать
несложные изделия: куклу, игольницу;
- обрабатывать изделия косыми
стежками;
,
Индивидуальная работа
групповая
;
Теоретическое
Практическое
Беседа
Изготовление наглядных
изделий (орнаменты,
берестяная посуда,
игольницы) Выставка работ