Автор: Казанцева Ирина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №293
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий активизирующего общения для детей старшей группы "В стране добрых поступков"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий активизирующего общения для детей старшей группы
«В Стране добрых поступков»
Методическое пособие.
Автор: Казанцева Ирина Михайловна, воспитатель, МКДОУ № 293
«Лесная полянка», г. Новосибирск.
Актуальность: Данное пособие содержит практические материалы,
помогающие обогащать и активизировать словарный запас детей старшей
группы детского сада на специальных занятиях с использованием игровой
обучающей ситуацией. Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования выступает как форма
непосредственно образовательной деятельности с чередованием видов
детской деятельности, с физкультминуткой, с переключением внимания, с
шуткой – прибауткой, с игрой, с соревновательным моментом, с
кооперацией, с наглядностью, с метафорами и аналогиями, с опорой на
спонтанный опыт ребенка, с познавательным интересом, с удивлением.
Обучение игровому (диалогическому) общению осуществляется в форме
сценариев активизирующего общения, которые являются методической
основой игровых развивающих ситуаций (аналогично тому, как занятие
проводилось всегда на основе конспекта). В этом методическом пособии
представлен сценарий, который разработан и составлен на основе
активизирующего общения с помощью игровой ситуации. В сценариях
активизирующего общения ставятся и решаются такие задачи, как
познавательное и коммуникативное развитие детей, пробуждение
собственной речевой и социальной активности каждого ребенка.
В своей работе я систематически использую сценарии с элементами
активизирующего общения с помощью игровой ситуации.
Основной
замысел игровой обучающей ситуации состоит в том, чтобы раскрыть
содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым,
и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания
.
Предлагаю вашему вниманию сценарий активизирующего общения, в
котором показана игровая обучающая ситуация, способствующая речевому
развитию детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий активизирующего общения для детей старшей группы
«В Стране добрых поступков»
Цель: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через
ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
- Обогатить положительными эмоциями опыт общения старших
дошкольников в процессе активного участия в ИОС через знакомство с
произведениями Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого;
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом
общении со взрослыми и сверстниками;
- Продолжать учить использовать в практике общения описательные
монологи и элементы объяснительной речи;
- Поддерживать стремление детей задавать и правильно формулировать
вопросы;
- Развивать умение делиться впечатлениями с окружающими, используя
художественные средства выразительности;
- Развивать умение составлять связное высказывание;
- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;
- Развивать интерес к выполнению заданий в малых группах, формировать
умение договариваться и доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, Л.Н. Толстого, Л. Пантелеева
о детях и их поступках;
- Рисование на нравственные темы;
- Подбор пословиц и поговорок о дружбе, честности, смелости и доброте.
Материалы и оборудование: сюжетные разрезные картинки с
изображениями разных поступков детей.
Ход ситуации:
Дети находятся в игровой комнате, воспитатель предлагает им сесть
полукругом на ковре и начинает разговор.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вы любите сказки?
Дети: В сказках много чудес и добро побеждает зло.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых добро побеждает зло ?
Дети: «Три поросенка», «Красная шапочка», «Царевна лягушка» и другие.
Воспитатель: Правильно, мы любим сказки за то, что в них всегда
происходит что-то волшебное, добро всегда побеждает зло.
Если в сказку очень верить,
То она к тебе придет.
Волшебство откроет двери,
За собою позовет.
В мир чудесный и прекрасный,
Где всем правит доброта.
И тогда поймешь, как важно,
Что на сердце есть мечта.
- Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись
сказочным героям. И если вы сейчас вспомните и произнесете их правильно,
у нас тоже произойдет маленькое волшебство.
Воспитатель: Какие слова говорят при встрече ?
Дети: Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый вечер, добрый день.
Воспитатель: Какие слова говорят при прощании?
Дети: До свидания, пока, прощай.
Воспитатель: Какие слова произносят, если хотят что-то попросить ?
Дети: Пожалуйста. Будьте добры.
Воспитатель: Какие слова произносят, если кого – то обидели?
Дети: Извините, простите.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно. Вот и
произошло маленькое волшебство: мы оказались в Стране добрых поступков.
Что такое «добрые поступки»?
Дети высказываются; если есть необходимость что-то уточнить, педагог
задает им вопросы. Взрослый поощряет желание детей при ответах на
вопросы использовать элементы объяснительной речи. После того как все
дети выскажутся, взрослый продолжает разговор.
Воспитатель: Все люди на земле разные, у одних много достоинств, а у
других меньше, у одних нет недостатков, у других они есть. Одни
совершают хорошие поступки, а другие приносят в этот мир зло. Наш народ
всегда высмеивал глупость, жадность, осуждал жестокость и злобу,. С
уважением относился к добрым людям, готовым всегда помочь ближним.
Ребята, вы еще маленькие, взрослый человек, конечно, может сделать
больше хороших дел, но даже самая маленькая помощь не может быть
лишней. Мы живем среди людей, и очень важно для каждого человека знать,
что о нем думают другие люди.
Воспитатель: Ребята, вы знаете писателей, которые создавали рассказы о
детях и их поступках ?
Дети: Знаем, это Носов, Осеева, Толстой.
Воспитатель: О каких добрых поступках, своих или ваших друзей, вы
можете рассказать?
Педагог внимательно выслушивает ответы детей в форме небольших
рассказов, обязательно просит обосновать свои высказывания.
Воспитатель: Ребята, в Стране добрых поступков случилась беда: подул
сильный ветер и перенес из страны Ленивцев и Нехочух трех злых
волшебников: Нехочуху, Немогу и Небуду. Стали они в стране свои порядки
наводить, все доброе превращать в злое, ленивое и жадное. Жители страны
просят, чтобы вы помогли им выгнать злых волшебников. Как вы думаете,
что для этого надо сделать?
Дети: Нужно все исправить и сделать так, чтобы все, что изменилось,
вернулось на свое место, тогда волшебники исчезнут.
Воспитатель: Вы согласны помочь жителям Страны добрых поступков?
Дети: Да, согласны!
Воспитатель: В этой стране все совершали только хорошие поступки.
Жители приготовили картинки с изображениями добрых дел. Но после того
как подул ветер, разлетелись они по разным сторонам и перепутались.
Помогите их собрать, из отдельных частей сложить целые картинки с
изображениями добрых поступков.
Дети собирают из отдельных частей (четвертинок) картинки с
изображениями добрых поступков. Если у детей возникают затруднения,
взрослый приходит им на помощь. Те дети, у кого из отдельных частей
складывается общая картинка, становятся членами одной команды.
Таким образом, дошкольники делятся на 4-5 команд.
Воспитатель: Первая помощь жителям Страны добрых поступков состоит в
следующем: вам надо придумать конец истории «Случай в лесу».
Послушайте его.
«Произошел такой случай в лесу. Как – то гуляя по лесу, ежик нашел
большое красное яблоко. Мимо бежал заяц, увидел ежика с яблоком и
говорит: «Мне тоже очень хочется яблока!» Ежик его угостил. Почуяв
ароматный запах, прибежала лиса, но, увидев зайца, ей захотелось
полакомиться зайчатинкой».
Помогите ежику и зайчику спастись от лисы.
Педагог дает детям возможность обдумать в своих командах свое
предложение, выбрать наилучший вариант выхода из этой ситуации, а потом
команды высказываются. Например: «Ежик свернулся клубочком. Лиса
укололась о его иголки и от боли убежала. А еж и заяц побежали дальше, а
потом съели яблоко».
Во время работы в группах педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за
ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает
помощь.
Воспитатель: Вторая помощь жителям Страны отвечает одна из команд (по
очереди), если ответ не верен, подключаются другие команды.
Примеры вопросов и предполагаемых ответов, из которых дети должны
выбрать правильный.
1.
Вошли в троллейбус мама и мальчик лет шести. Мама усадила
мальчика на свободное место, а сама встала рядом. На следующей
остановке вошла старушка и тоже встала рядом с мальчиком, а он
сидел, смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу. Скажите,
пожалуйста, как бы вы поступили на месте этого мальчика ?
(Отвечающая команда должна заметить, что мальчик поступил
неправильно дважды.)
2.
Если ты съел конфету во время прогулки в парке, что ты сделаешь с
фантиком?
- Бросишь на землю, когда никто не видит…
- Бросишь в урну…
- Отдашь маме…
3. Можно ли включать телевизор на всю громкость, если бабушка
легла отдыхать ?
4. Можно ли обманывать своих родителей, если не хочешь их
огорчать?
5. Как бы поступили, если бы нечаянно разбили чашку или опрокинули
вазу?
6. Мама попросила вас полить цветы, а вы забыли. Она пришла с
работы и спросила, почему цветы не политы? Как вы поступите?
- Промолчите, не отрываясь от своих дел.
- Быстренько сбегаете за водой и польете цветы.
- Признаетесь, что забыли, а цветы польет за вас мама.
7. Подошел к остановке троллейбус, водитель открыл двери, а
пассажиры выйти не могут. Как ты думаешь, почему ?
(Потому что к двери подошли невоспитанные люди и загородили
дорогу выходящим.)
Педагог предлагает детям поиграть.
Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».
Ребенок – водящий – по жестам и мимике детей должен определить, где
были дети и чем занимались. По окончании игры дети продолжают
оказывать помощь жителям Страны добрых поступков.
Предлагаю вам новую игру.
Воспитатель: Третья помощь жителям Страны добрых поступков состоит в
том, что вам надо вспомнить и назвать волшебные предметы из сказок,
узнать и назвать персонажей сказок. Для этого мы с вами поиграем в игру
«Что лишнее».
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Дети рассматривают карточки, на которых изображены картинки:
волшебные предметы и персонажи из сказок. Также на карточках
изображены предметы, не относящиеся к сказкам. Необходимо выбрать те
картинки, которые относят к сказкам (волшебные предметы и персонажи).
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Воспитатель: Четвертая помощь жителям Страны добрых поступков состоит
в том, что вам надо изображать то, что я буду называть. Для этого мы с вами
поиграем в игру «Попробуй изобрази».
Игра «Попробуй изобрази».
Дети разбиваются по парам (с учетом симпатий) и выполняют следующие
задания:
- Взаимное приветствие;
- Изобразить радость при встрече;
- Пригласить друг друга пройти в комнату;
- Познакомить со своей комнатой.
После этого педагог просит детей с помощью мимики изобразить чувства:
радость, грусть, печаль, горе, веселье, удивление.
Педагог предлагает детям всем встать в круг и выполнить всем вместе
следующие задания.
1.
Нахмуриться, как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница;
- сердитый дедушка;
- как волк, увидевший свою добычу.
2. Улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- Буратино;
- хитрая лиса;
- радостный ребенок;
- будто ты увидел чудо.
3. Разозлиться, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое;
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили;
- как ученик, которому поставили двойку;
- как мама, когда дети ее не слушаются.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все были очень выразительны и
убедительны в выражении чувств, как настоящие артисты. Давайте, как
артистам, подарим друг другу улыбки и аплодисменты.
Дети, стоя в кругу, улыбаются друг другу и аплодируют. Затем педагог
предлагает детям игру – этюд.
Игра – этюд «Спаси птенца».
Педагог вовлекает детей в воображаемые обстоятельства:
«Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните
руки ладонями вверх (полюбуйтесь на птенчика). А теперь согрейте его
(медленно, по одному пальчику сложите ладони), спрячьте в них птенца,
подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием,
приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу тепло и доброту своего
сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец
ожил, радостно взмахнул крылышками и… полетел. Проводите и вы его
радостным взглядом. Счастливой тебе жизни, птенчик!»
Воспитатель: Какие вы молодцы, помогли жителям Страны добрых
поступков! А когда помогаешь другим, сам становишься не только добрее,
но и взрослее. Вы отправили обратно в страну Ленивцев и Нехочух трех
злых волшебников: Нехочуху, Немогу и Небуду. Жители страны благодарят
вас. И в знак благодарности и признательности передали вам волшебный
сундучок. Давайте заглянем и посмотрим, что в нем.
Дети получают от воспитателя красивую коробочку, открывают ее. В ней они
находят красивые медали на ленточках (на медалях надпись: Самый добрый
человек). Воспитатель раздает детям медали. Воспитатель и дети покидают
Страну добрых поступков, выходят из игровой комнаты.
Используемая литература:
1. Бочкарева О. И. Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая
группа. Волгоград: «Корифей», 2009.
2.
Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое
развитие» в форме игровых ситуаций. Старшая группа (5-6 лет). Санкт-
Петербург «Детство-Пресс», 2016.
3. Поглазова О.Т., Попова С.В. Готовимся к школе. Методические
рекомендации к учебному пособию для дошкольников. Вместе со сказкой.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – Смоленск:
Ассоциация 21 век, 2010.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. (Издание 2-е, исправленное и дополненное), -
М.: Мозаика - Синтез, 2011
5.
Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая
группа. Волгоград: «Корифей». 2009.
6. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие
речи. 2-е изд., доп. – М.: 2017.