Напоминание

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Борисова Людмила Николаевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: ГАПОУ НСО
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ И

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во всем мире законодательство в разных формулировках ставит одну

существенную

цель

-

воспитание

гражданина

высокой

нравственной

культуры, ориентированного на свое непрерывное самообразование и

саморазвитие. Одно из условий для всестороннего развития и социализации

личности в организациях среднего профессионального образования является

нравственно-этическое воспитание. Учебно-воспитательная деятельность в

колледже

имеет

свои

особенности

она

становиться

учебно-

профессиональной,

реализующей

профессиональные

и

личностные

устремления юношей. Работодатели давно определили критерии отбора

рабочих на свои предприятия. Мы понимаем, что ценятся не только высокие

профессиональные качества человека, но и его социальная направленность,

культура личности, жизненные и нравственные позиции, отношение к

здоровью своему и окружающих (модель выпускника). Сегодня наблюдается

страшный процесс грабежа основной массы России, нравственное насилие

сознание граждан многими программами телевидения, поскольку оно стало

основным средством идеологического влияния на сознания людей. На

сегодняшний день статистические данные показывают, что рождается

примерно 17% детей с умственными отклонениями, в России 15 млн.

наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится 25

литров алкоголя в год, тогда как при 8 л. алкоголя в год начинается

вырождение нации. Могут быть признаки оздоровления лишь 15-19%

подростков. По данным экспертов ЮНЕСКо и Всемирной Организации

Оздоровления, коэффициент жизнеспособности по шести балльной шкале, в

России он составил всего 1,4. Это смертный приговор нации. 161 В

настоящее время к нам поступают не только дети из благополучных семей,

но и «трудные подростки», у которых страдает нравственно-этические

нормы. Это не должен упускать из поля зрения ни один воспитатель и

педагог. Таким образом, проблема, вынесенная сегодня на общее обсуждение

актуальны и своевременны. Поэтому в колледжах ведется большая работа по

нравственному,

патриотическому

воспитанию,

все

участники

воспитательного

процесса

работают

с

полной

отдачей

из

чувства

самоуважения и сознания, что ребята не могут ждать, они растут,

формируются, им нужна наша поддержка, наше влияние. И мы остаемся

сейчас гарантом общественной нравственности. Сейчас речь идет о новых

подходах к организации воспитательной работы. Время поставило нас перед

необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические позиции,

внести изменения в содержание, формы и методы работы со студентами.

Нравственное воспитание - это важнейшая составляющая в формировании

личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между

людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет

поведение людей. Общая задача нравственного воспитания - сформировать у

человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми,

выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и

детях и др. Проведенные социологические исследования показывают, что

выше всего учащейся молодежью ценятся справедливость, ответственность,

гуманизм.

Негативные

нравственные

качества,

которые

чаще

всего

встречаются среди молодежи, это эгоизм, грубость, лживость, жадность,

агрессивность. Демократизация нашего государства создает в первую

очередь условия для нравственного преображения человека. По мере

дальнейшего

развития

общества

мораль

должна

стать

регулятором

взаимоотношений между людьми, проникнуть во все сферы жизни,

формировать

сознание,

быт.

К

задачам

организаций

среднего

профессионального образования по нравственному воспитанию учащейся

молодежи

следует

отнести:

воспитание

гуманизма

-

заботливого,

доброжелательного отношения к людям, умения гармонически сочетать свои

интересы с общественными, чувства единства слова и дела как повседневной

нормы поведения;

воспитание непреходящих человеческих ценностей -

любви и дружбы, милосердия;

воспитание принципиальности, честности,

глубины

чувств;

воспитание

ответственного

отношения,

правовой

культуры;

воспитание трудолюбия, потребности в труде, как высшему

смыслу жизни, источнику творчества, материального благополучия;

воспитание культуры поведения, культуры общения;

воспитание чувства

собственного

достоинства.

Эффективность

работы

по

нравственно-

этическому воспитанию учащийся молодежи во многом определяет знание

куратора и тьютора 162 психолого-педагогических особенностей студентов и

учет их при реализации воспитательной работы. Очень важно, чтобы в

период нравственного становления студентов в учреждении образования, они

находились в ситуации возможности свободного выбора, самостоятельного

определения линии поведения или отдельного поступка. В этих условиях

задача педагога состоит в том, чтобы не снимая жизненных противоречий и

трудностей, направить выбор студентов на приобретение ими ценностных

жизненных ориентаций. В отличие от норм права нормы морали официально

нигде не зафиксированы и в отличие от правового регулирования, где за

соблюдением закона надзирают специальные государственные органы,

контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно

совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно

поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти

полностью зависит от личного выбора каждого. Педагогический коллектив

колледжа призван организовать демократический уклад жизнедеятельности,

содействовать процессу формирования гуманных, социально-одобряемых

ценностей и образцов гражданского поведения, создать ту воспитательную

среду, в которой развивается индивидуальность каждого студента. Ведущая

роль в организации этой работы принадлежит куратору и тьютору учебной

группы. От их педагогического мастерства зависит уровень сплоченности

ученического коллектива, комфортность условий для обучения и воспитания

студентов. Именно они должны ненасильственно и ненавязчиво наладить

взаимоотношения

со

студентами

на

основе

дружбы,

сотворчества,

партнерства. Огромную значимость в формировании нравственно-этических

ориентаций студентов имеет ученическое самоуправление в группах.

Уровень

его

сформированности

свидетельствует

о

высоком

уровне

коллективной ответственности, которая проявляется в добросовестном

выполнении студентами своих обязанностей, готовности отвечать за свои

поступки и поступки своих товарищей. Хорошей традицией в колледже

является ежемесячное подведение итогов соревнований между группами в

критерии оценок входят не только успешность обучения, но и воспитание

(участие в художественной самодеятельности, спортивные соревнования,

оформление тематических газет, трудовой десант, участие в классных и

внеклассных

мероприятиях,

кружковая

работа).

Важно

также,

чтобы

воспитательное воздействие на студентов не было эпизодическим, а носило

системный,

целенаправленный

характер.

Нравственная

деятельность

формирует у студентов нормы морали, принятые в обществе, способствует

пониманию их значимости. Студент учится анализировать поступки,

соотносить их со своими, осуществлять выбор нравственных решений.

Важно, чтобы в колледже и в каждой учебной группе царила культура

нравственных отношений, носителями которой являются педагоги. На уроках

и во время внеклассной работы педагоги развивают у 163 студентов

способность осмысливать жизненные явления, критически воспринимать

противоречивые идеи, самостоятельно искать истину. Этому способствуют

такие формы работы со студентами, как:

Дискуссия, содержание которой

являются

проблемы

ученической

жизни.

Сократовские

беседы

-

коллективное

раздумье

над

какой-то

жизненно

важной

проблемой,

поочередная постановка вопросов, учитывающих условие главного вопроса

(сократовский метод состоял в предъявлении ученикам системы вопросов,

последовательные ответы на которые приводят к истине).

Разговор при

свечах - дружеские беседы о проблемах жизни, актуальные для юношества.

Круглый стол - дискуссионная форма, коллективное размышление над

вопросом, в котором все выступают " на равных".

Этический театр -

драматизированное представление на основе литературного материала,

освещающее этические проблемы жизни человека. Целесообразно проводить

экскурсии в музеи, по памятным и историческим местам, посещение

выставок, кинотеатров, театров, проведение выставок художественного и

технического творчества, фотовыставок, выпуск тематических стенгазет (по

материалам проведенных мероприятий, экскурсий т.д.). В организации

нравственно-этического воспитания могут использоваться такие формы

работы,

как

конкурсно-игровые

и

дискуссионные

мероприятия

по

нравственно-этической тематике (турниры знатоков, диспуты "Кем быть или

каким быть?", " Искусство быть красивым", творческие конкурсы-проекты,

лекции-рассуждения, литературные гостиные, проблемные лаборатории,

деловые игры, брейн-ринги, устные журналы, нравственные воспитательные

часы, часы общения и др.). В воспитательной работе со студентами

необходимо широкое использование деловых игр, тренингов по обучению

умениям нравственного выбора, по развитию способности эффективно

разрешать конфликтные ситуации. В нравственно-этическом воспитании

студентов рекомендуется должное внимание уделить воспитанию правовой

культуры, формированию ответственного поведения на основе знания

существующего законодательства. С этой целью куратор и тьютор учебной

группы в организации воспитательной работы со студентами должен

организовать правовой всеобуч студентов через проведение бесед по

правовой тематике, встреч с работниками правоохранительных органов,

решение ситуационных задач и т.д. Задача классного руководителя учебной

группы - сформировать в каждом молодом человеке законопослушного

гражданина своей республики, выполняющего конституционные нормы

поведения по отношению к государству, людям, знающего свои права и

обязанности,

уважающего права

других.

Формированию

нравственно-

этических

качеств

студентов

содействует

правильно

организованная

досуговая деятельность. Необходимо максимально вовлечь студентов в

работу клубов, кружков различной направленности и соответствующих их

интересам и склонностям. 164 Отношение к труду в настоящее время должно

признаваться как важнейшая нравственная ценность. Большие возможности в

решении проблемы формирования положительной мотивации к труду

представлены на уроках производственного обучения. Кураторам и тьюторам

учебных групп необходимо изыскать те механизмы мотивации, которые

стимулировали бы творческую активность и инициативу молодежи, новые

формы ее самоутверждения в труде. Волонтерство, благоустройство учебных

помещений, облагораживание и озеленение территорий, помощь детским

домам,

школам-интернатам

-

далеко

не

полный

перечень

форм

общественнополезной деятельности. Нравственным остается отношение

человека к своему здоровью как моральной ценности, так как от состояния

здоровья

зависит

его

работоспособность,

позитивное

отношение

к

окружающему миру. Работа по формированию здорового образа жизни

должна стать составляющей системы нравственно-этического воспитания.

Практика предлагает разнообразные формы работы в этом направлении, в

основу которой целесообразно положить формирование здорового образа

жизни через занятия физкультурой и спортом, проведение просветительской

работы о культуре питания, рациональной организации времени, воспитание

опасности

наркотического,

токсического,

алкогольно-никотинового

отравления и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Содержание

воспитания по формированию здорового образа жизни должно быть

построено на утверждении идеалов и норм здоровой, гармоничной и

счастливой

жизни

каждого.

Повышению

эффективности

работы

по

нравственно-этическому

воспитанию

содействует

мониторинг

качества

воспитания, который отслеживается в результатах анкетирования и помогает

своевременно выявить проблемы в формировании личностных ценностей

студентов,

в

организации

воспитательной

работы

и

своевременно

организовать коррекционную работу. Таким образом, процесс нравственного

воспитания

представляет

собой

сложное

явление,

в

ходе

которого

происходит присвоение студентом объективно заданных норм человеческого

общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социально

значимого субъекта. И задача всего педагогического состава в организациях

среднего профессионального образования не только сформировать систему

научных, технических знаний, умений и навыков, но и подготовить студента

как личность с правильной жизненной, культурной и патриотической

позицией.



В раздел образования