Автор: Фаязова Оксана Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Большой Камень Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение уровня безопасности учащихся в интернет пространстве. "
Раздел: полное образование
Повышение уровня безопасности учащихся в интернет пространстве.
О.В.Фаязова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1, г. Большой Камень Приморский край.
Смена исторических эпох
определяется сменой
коммуникационных технологий...
Герберт Маршалл Маклюэн
Современному
обществу
нужны
мобильные
люди,
которые
могут
самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях и способны к
сотрудничеству.
Одной
из
целей
воспитательной
деятельности
школы
является
формирование
высокого
уровня
информационной
культуры
выпускников. Ведущую роль в решении этой проблемы играет способность
детей владеть информационно-коммуникационными технологиями.
Как очевидно, применение Интернета в образовании и для образования
имеет и положительные, и отрицательные стороны. Какова природа
позитивных и отрицательных факторов, влияющих на обучение в сети, каких
больше, а каких меньше – все это устанавливается педагогической наукой и
практикой. Тем не менее процесс широкомасштабного внедрения сети
Интернет в систему образования начат и его не остановить. Образовательное
учреждение, не использующее сеть Интернет, сейчас редкость. Не применять
Интернет в учебном процессе считается отставать от времени, хотя во многих
случаях остается проблематичным насколько это эффективно.
Современные информационные и коммуникационные технологии,
созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной
революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система
образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место
средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п.
Это естественный путь, которому нет альтернативы.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности
детей,
при
котором
отсутствует
риск,
связанный
с
причинением
информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный
закон
от
29.12.2010
No
436-ФЗ
«О
защите
детей
от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В
Интернете,
как
и
в
реальной
жизни,
учащихся
подстерегают
опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман
и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера,
пропаганда
насилия
и
экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к
суициду и т. п.
Интернет-зависимость
-
это
навязчивое
желание
подключиться
к
Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
По
данным
различных
исследований,
интернет-зависимыми
сегодня
являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые
учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают
предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в
день.
Видами
интернет-зависимости
являются
навязчивый
веб-серфинг,
пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие
объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность
знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение
компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы
указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков,
сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в
Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования
Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для
учащихся
по
основам
информационной
безопасности
(«основы
медиа-
безопасности»);
знакомить
родителей
с
современными
программно-
техническими
средствами
(сетевыми
фильтрами,
программами
«родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к
ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить
специальные
мероприятия
по
вопросам
информационной
безопасности
несовершеннолетних.
В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет
для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку,
пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все
более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен
сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут
себе
позволить
делать
без
разрешения
взрослых,
является
абсолютно
нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся
10-15 лет необходимо:
познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в
Интернете;
рассказать
об
основных
опасностях
и
правилах
безопасного
использования сети Интернет;
убедить
никогда
не
выдавать
личную
информацию,
в
том
числе
фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес
электронной
почты,
фамилии
друзей
или
родственников,
свои
имена
в
программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения,
по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями,
регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы
в Интернете;
объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без
присутствия взрослых;
убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит
или угрожает им.
ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их,
что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения
сплетен или угроз другим людям.
Организуя
работу
с
учащимися
старших
классов
по
безопасному
использованию
информации
в
Интернете,
следует
обратить
внимание
на
неформальные
молодежные
объединения,
которые
возникают
в
образовательной
организации. Сетевая безопасность подростков – трудная
задача,
поскольку
об
Интернете
они
знают
зачастую
больше,
чем
их
родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:
Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем
они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по
мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются
подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых
(контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в
приватном режиме.
Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не
соглашались
вовсе
на
личные
встречи
с
друзьями
из
Интернета.
Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по
электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями,
регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы
в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.
Помогите
подросткам
защититься
от
спама.
Научите
их
не
выдавать
в
Интернете
своего
электронного
адреса,
не
отвечать
на
нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с
ними риск.
Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики
националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска
вовлечения подро стков в
противоправную
деятельность
педагогам
необходимо
проводить
разъяснительную
и консультационную
работу
с
родителями
учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления
детям средств связи с выходом в Интернет.
Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на
классных
и
общешкольных
родительских
собраниях
или
при
индивидуальных
встречах;
информирование
через
школьный
сайт
на
страничке
для
родителей.
На
таких
страничках
можно
разместить
рекомендации
по профилактике
компьютерной
зависимости
у
детей,
по
обеспечению безопасности детей в Интернете.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В
ИНТЕРНЕТЕ
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от
опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ребенок должен
предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:
• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или
учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или
проведения досуга.
• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных
намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и
опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто
посещаете или планируете посетить, и пр.
• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его.
Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали
у вас смущение или тревогу.
• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и
нежелательных сообщений.
• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы
познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно
расскажите родителям.
• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена
мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать
вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.
Расскажите об этом родителям.