Авторы: Маркелова Наталья Александровна, Леднева Евгения Вадимовна
Должность: старший воспитатель, педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Урень
Наименование материала: Сценарий семинара - практикума
Тема: "Игры и упражнения на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум (старший воспитатель, педагог – психолог)
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов,
позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников,
используя развивающие игровые инновационные технологии.
Задачи:
- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
- обучение педагогов методам применения игровых инновационных
технологий.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
«Путешествие по развивающим играм»
Ход:
«Дерево ожидания»
Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм,
познакомимся с некоторыми из игр В.В. Воскобовича и многое другое.
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже
включиться в игру.
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с
каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили,
что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то,
что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
«Купите билетик»
(Вхождение в игру.)
Цель: интеллектуальная разминка.
- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы
отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить
билеты». Вы вытягиваете один вопрос – отвечаете на него и проходите в
игру)
1. Не летает, не поет, а клюет? (рыба)
2. На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
3. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько всего времени сыграл каждый
игрок? (4 часа)
4. Средство передвижения, имеющее два колеса, но без мотора и без педалей.
(самокат)
5. Что меньше 60 центнеров или 6 тонн? (одинаково)
6. Что делает человек всю жизнь, не останавливаясь? (дышит)
7. Чего больше яблок или фруктов? (фруктов)
8. Кого больше, девочек или детей? (детей)
9. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
10. Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на 5
минут на дно моря? (будет мокрым)
11. Как можно пронести воду в решете? (заморозить)
12. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (буква р)
13. Сколько минут надо варить крутое яйцо (нисколько, оно уже сварено)
14. У бабушки жил внук Фёдор, пёс Шарик, кот Васька. Сколько внуков у
бабушки? (Один внук.)
15. Какое хлебобулочное изделие ушло от бабушки и дедушки? (Колобок)
Педагоги делятся на две команды
Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При
этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий
определенные логические правила, конструкции и понятия.
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом
возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором
формируются психические функции, важные для перехода к следующему
этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный
период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте.
Важнейшим
из
них
является
логическое
мышление,
способность
«действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического
мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может
пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.
Виды логических игр для детей:
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у
дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
1. Графические игры
– эти игры направлены на развитие мелкой
моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению
педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной
школы.
К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими
предметами:
- графический диктант,
- раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой
гаммы,
- рисование по точкам и многое другое. Такие диктанты помогают
ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.Графические
диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений
руки, но и формируют пространственное мышление.
Также к графическим играм можно отнести
- соединение точек по номерам,
- продолжение узора,
- различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают
развитию не только логики, но и концентрации внимания.
Задания серии «Соедини по точкам» помогают в развитии мелкой
моторики рук у дошкольников, развивают внимательность, аккуратность, а
также формируют математические знания у дошкольников (развивают и
закрепляют знания цифр). Всё это необходимо для подготовки детей к
обучению счёту.
2. Математические игры – такие игры являются основополагающими
в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения
устного счета, абстрактного мышления, логики.
К таким играм относится дидактическая игра «
Танграм
».
Данная игра
научит детей думать логически,
выделять геометрические фигуры и
создавать заданную фигуру.
Это игра способствует развитию у детей
комбинаторных способностей, воображения, образного мышления, внимания
и умения действовать по инструкции. Кроме того, для малышей «Танграм»
станет еще и пальчиковым тренажером. Ребенок должен использовать
обязательно все фигуры. И второе условие - детали не должны перекрывать
друг друга.
Логические блоки Дьенеша.
(педагог – психолог)
Блоки предназначены для обучения математике в игровой форме.
Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения,
речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать,
анализировать аналитическую информацию.
Работа с логическими блоками Дьенеша научит детей:
- Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят
различия и сходства;
- Подкреплять свои рассуждения доводами.
- Логически мыслить.
- Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
- Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,
фантазию, навыки моделирования и конструирования.
- Сейчас, я вам предлагаю применить на практике блоки Дьенеша. Но, чтобы
было интереснее я одной команде дам задание с блоками Дьенеша, а второй с
логическими кубиками. Вам нужно, глядя на картинку составить объемную
фигуру! Задание понятно? Тогда приступаем!
Старший воспитатель: А сейчас немного отвлечемся.
- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей? (ответы
педагогов).
- Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.
- А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей,
используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу
и решить ее.
- Предлагаю перейти к следующей игре «Каша из топора»
Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки
сотрудничества.
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры,
поставить цель и презентовать.
- В корзинке у каждой команды есть различные предметы. Вам нужно в
течение 5 минут создать логическую игру. Вы должны после создания игры
презентовать ее и рассказать о ней. Задание понятно? Тогда приступайте.
Старший воспитатель: Следующий вид логических игр – это речевые игры.
3. Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и
четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши
они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в
помощи логопеда.
В
ходе
речевых
логических
игр
дети
учатся
исследовать
и
анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух
произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой:
апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.
Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным
признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который
рассказывает взрослый. Например:
- Он желтый, вытянутый и сладкий (банан); (1 команда)
- Бурый ,косолапый ,неуклюжий (медведь); (2 команда)
- Холодный ,белый ,пушистый (снег); (1 команда)
- Рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) (2 команда)
Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и
запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать
предметы по их качествам и свойствам.
Задание «Найди закономерность и подбери пару к слову».
Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка -...
Учитель - школа . Врач -...
Утро -завтрак .Вечер -...
Человек -руки . Кошка -...
Осень - дождь . Зима -...
Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в
том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
- «Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
- «Кот сытый, а волк – (голодный);
- «Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
- «Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух.
1 команда:
- Вася выше ростом Саши, но ниже Леши. Кто выше Саша или Леша?
(Леша)
2 команда:
- В кафе заглянули два папы, два сына и дед с внуком. Сколько мужчин
зашли в кафе? (Трое)
1 команда:
- В одном семействе было пять сыновей. У каждого по одной сестре.
Сколько всего детей в семье? (Шесть)
2 команда:
- Трое шагали по дороге, нашли десять гвоздей. Если следом пройдут
шестеро, сколько гвоздей они найдут? (Ни одного – предыдущие трое все
забрали)
1 команда:
- Три девочки играли в куклы час. Сколько часов играла каждая
девочка? (Один час)
2 команда:
- Один молодой человек сказал, что он предскажет счет баскетбольного
мачта до того, как он начнется с вероятностью 100%. Как ему это удастся?
(До начала любого матча счет 0:0)
Старший воспитатель:
Следующий вид логических игр – это
настольные логические игры и головоломки.
Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое
мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать,
обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий. К настольным
играм:
Лото
Домино
«Крестики – нолики»
«Судоку»
Паззлы
Карточки с ребусами
«Кто лишний»
Кубик Рубика
А также можно использовать счетные палочки или спички.
И сейчас следующее задание:
- сложить 2 треугольника из пяти спичек;
- сложить из 16 спичек 5 квадратов, какие 4 спички нужно убрать, чтобы
осталось 3 равных квадрата?
Выполнение заданий командами.
Также очень популярны игры В.В. Воскобовича.
Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой
квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы"
сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все
больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета
умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем
появились и методические сказки.
И сейчас Евгения Вадимовна расскажет вам об игре «Геоконт».
(Даются задания обеим командам).
«Дерево ожидания»
(рефлексия)
Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами,
полученными в ходе семинара.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без того он – засушенный цветок.