Напоминание

Методика незаконченных предложений. Тест Сакса-Леви


Автор: Фёдорова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 122 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Методика незаконченных предложений. Тест Сакса-Леви
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика незаконченных предложений.

Тест Сакса-Леви

Отношений проблемы — этот термин используется для обозначения трудностей в

отношениях, которые являются достаточно серьезными, чтобы стать объектом внимания

психолога-консультанта.

НАЗНАЧЕНИЕ

Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является

модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и

отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к

родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям,

школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей,

конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским

переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности

перевода и изменен порядок предложений.

Инструкция

— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а

ты — заканчивать его.

— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову

первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем

начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

— Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал

не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему

инструкцию еще раз.

Можно предложить еще один пример:

— Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал,

рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это

может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка.

Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока

ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 секунды и ставить в протоколе точку

после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в

устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической

направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам —

к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.

д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту

списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но

так, чтобы предложении на одну тему распределялись равномерно, а не группировались

вместе.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Я думаю, что людей больше...

2. Ребенок в семье...

3. Мы любим маму, а...

4. Бываем среди детей, но...

5. Мой брат (сестра)...

6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...

9. Чтобы наш папа...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

11. Если бы мой брат (сестра)...

12. Мои друзья меня часто...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

14. Больной ребенок...

15. Я думал, что мама чаще всего...

16. Если бы не было школы...

17. Я весь трясусь, когда...

18. Когда думаю о школе, то...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если.бы я...

21. Я самый слабый...

22. Мой учитель (учительница, учителя)...

23. Всегда мечтаю...

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота

дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по

поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (дети говорят об

этом довольно часто).

«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой

многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на

определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка

исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников,

учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех

окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны

привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах

межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор

методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные

нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложен ний, направленных на

исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также

рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ

12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие

думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки,

но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о

членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки

конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в

различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых,

как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же

теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы последующим

категориям:

а) отношение к матери — 3, 15,

б) отношение к отцу — 7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11,

г) отношение к семье — 2, 10,

д) отношение к ровесникам — 4, 8,12,

е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18,

ж) отношение к людям в целом — 1,

з) отношение к собственным способностям — 6, 21,

и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19, к) отношение к болезни — 14,

л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Я думаю, что людей больше...

2. Ребенок в семье...

3. Мы любим маму, а...

4. Бываем среди детей, но...

5. Мой брат (сестра)...

6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...

9. Чтобы наш папа...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

11. Если бы мой брат (сестра)...

12. Мои друзья меня часто...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

14. Больной ребенок...

15. Я думал, что мама чаще всего...

16. Если бы не было школы...

17. Я весь трясусь, когда...

18. Когда думаю о школе, то...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если.бы я...

21. Я самый слабый...

22. Мой учитель (учительница, учителя)...

23. Всегда мечтаю...

Диагностика тревожности детей. Методика

“Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить

его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно

быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу – 13, 21

2. Отношение к матери – 8, 24

3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30

5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы

могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка

Эксперимент идет в быстром темпе.

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю “ужасы” в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

25. Когда я выхожу во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие ребята…



В раздел образования