Автор: Фёдорова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 122 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Методика незаконченных предложений. Тест Сакса-Леви
Раздел: дошкольное образование
Методика незаконченных предложений.
Тест Сакса-Леви
Отношений проблемы — этот термин используется для обозначения трудностей в
отношениях, которые являются достаточно серьезными, чтобы стать объектом внимания
психолога-консультанта.
НАЗНАЧЕНИЕ
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является
модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам дополнения и
отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к
родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям,
школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей,
конфликтов и значимых переживаний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.
Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским
переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности
перевода и изменен порядок предложений.
Инструкция
— Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а
ты — заканчивать его.
— Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову
первым, но так, чтобы получалось законченное по смыслу предложение. Прежде чем
начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
— Каждое утро...
Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал
не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему
инструкцию еще раз.
Можно предложить еще один пример:
— Многое отдал бы за то, чтобы я...
При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал,
рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это
может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка.
Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока
ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 секунды и ставить в протоколе точку
после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в
устной форме.
В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической
направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам —
к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.
д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту
списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но
так, чтобы предложении на одну тему распределялись равномерно, а не группировались
вместе.
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Я думаю, что людей больше...
2. Ребенок в семье...
3. Мы любим маму, а...
4. Бываем среди детей, но...
5. Мой брат (сестра)...
6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...
9. Чтобы наш папа...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
11. Если бы мой брат (сестра)...
12. Мои друзья меня часто...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
14. Больной ребенок...
15. Я думал, что мама чаще всего...
16. Если бы не было школы...
17. Я весь трясусь, когда...
18. Когда думаю о школе, то...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если.бы я...
21. Я самый слабый...
22. Мой учитель (учительница, учителя)...
23. Всегда мечтаю...
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота
дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по
поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (дети говорят об
этом довольно часто).
«Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой
многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на
определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка
исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников,
учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех
окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны
привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах
межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор
методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные
нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).
Самопонимание ребенка изучается с помощью предложен ний, направленных на
исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также
рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ
12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие
думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки,
но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о
членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки
конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в
различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых,
как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же
теста незаконченных предложений.
Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы последующим
категориям:
а) отношение к матери — 3, 15,
б) отношение к отцу — 7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11,
г) отношение к семье — 2, 10,
д) отношение к ровесникам — 4, 8,12,
е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18,
ж) отношение к людям в целом — 1,
з) отношение к собственным способностям — 6, 21,
и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19, к) отношение к болезни — 14,
л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24.
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Я думаю, что людей больше...
2. Ребенок в семье...
3. Мы любим маму, а...
4. Бываем среди детей, но...
5. Мой брат (сестра)...
6. Я достаточно ловкий, чтобы... 7. Отцы иногда... ^ Дети, с которыми я играю...
9. Чтобы наш папа...
10. Мои близкие думают обо мне, что я...
11. Если бы мой брат (сестра)...
12. Мои друзья меня часто...
13. Я хочу, чтобы у меня не было...
14. Больной ребенок...
15. Я думал, что мама чаще всего...
16. Если бы не было школы...
17. Я весь трясусь, когда...
18. Когда думаю о школе, то...
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
20. Был бы очень счастлив, если.бы я...
21. Я самый слабый...
22. Мой учитель (учительница, учителя)...
23. Всегда мечтаю...
Диагностика тревожности детей. Методика
“Незаконченные предложения”
Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.
Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить
его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.
Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно
быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.
Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
1. Отношение к отцу – 13, 21
2. Отношение к матери – 8, 24
3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29
4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30
5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23
6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28
Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы
могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка
Эксперимент идет в быстром темпе.
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
1. Мой детский сад…
2. Мой друг…
3. Если меня наказывают, то…
4. Я играю чаще всего…
5. Мои сны…
6. Боюсь…
7. Моя мечта…
8. Моя мама и я…
9. Сделал бы все, чтобы забыть…
10. Не люблю, когда меня…
11. Плачу, когда…
12. Когда меня спрашивают…
13. Мой папа и я…
14. Когда смотрю “ужасы” в кино…
15. Когда я один дома…
16. Моя воспитательница…
17. Когда меня мама ругает…
18. Больше всего люблю…
19. Когда прихожу в детский сад…
20. Когда бывает темно…
21. Когда мой папа…
22. Ребята в детском саду…
23. Когда меня спрашивают на занятии…
24. Когда моя мама…
25. Когда все ругаются…
25. Когда я выхожу во двор…
27. Я всегда хотел…
28. Меня беспокоит…
29. Скрываю…
30. Старшие ребята…