Напоминание

"Практическая деятельность в работе над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков учащихся младших классов"


Автор: Лобастова Марина Сергеевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Практическая деятельность в работе над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков учащихся младших классов"
Дата публикации: 09.08.2017
Раздел: дополнительное образование





Вернуться назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Усинска

«Челядьлы искусств школа» Усинск карса содтӧд тӧдӧмлун сетан муни-

ципальнӧй сьӧмкуд учреждение

Методическая разработка

По теме: «Практическая деятельность в работе над интонацией по вос-

питанию вокально-хоровых навыков учащихся младших классов»

Автор-разработчик:

Лобастова Марина Сергеевна

преподаватель хоровых дисциплин

МБУДО «Детская школа искусств"

г. Усинска

г. Усинск

2017

Методическая разработка по теме: «Практическая деятельность в работе

над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков учащихся

младших классов»

Автор-разработчик: Лобастова Марина Сергеевна преподаватель хоро-

вых дисциплин МБУДО «Детская школа искусств» г. Усинска

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по раз-

витию вокально- интонационных навыков у учащихся младших классов.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении

всех ступеней его жизни. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуе-

мые в младшем звене, развивают музыкальность детей. Музыкальность раз-

вивается тем быстрей, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребен-

ка каким – либо видам музыкальной деятельности, и наиболее благоприят-

ным периодом начала обучения является младший школьный возраст.

В музыкальном воспитании детей ведущая роль принадлежит пению, так как

пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, особенно для

детей младшего школьного возраста. Петь могут и любят практически все,

поскольку голос – общедоступный инструмент. Кроме того, пение отличается

от всех способов музицирования, тем, что это самый искренний эстетический

эмоциональный отклик на музыкальное впечатление. Ведь он возникает

спонтанно, просто хочется повторить то, что понравилось. В вокальном сло-

варе дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскры-

тие содержания музыки средствами певческого голоса».

К сожалению, современная ситуация показывает, что дети, которые приходят

в школу не только не знакомы с пением, как таковым, но даже в семье, в по-

вседневной жизни мало кто из малышей слышит «живое» пение.

Большинство детей не только не знакомы с пением, они очень плохо говорят,

а ведь речь и общение – это показатель культуры и воспитания. Известно, что

ребенок не рождается с готовыми навыками разговорной речи. Первыми его

учителями в развитии речи являются родители и близкие, живущие с ним

люди. Таким образом, ребенок говорит, как окружающие его взрослые, а ма-

неру говорить непременно переносит в пение и поет с теми недостатками, ка-

кие у него встречаются и в речи. Можно сделать вывод, что все проблемы

идут из семьи. В семьях, где не поют, где отсутствует эмоциональное обще-

ние, растет ребенок, равнодушный к музыке. С каждым годом все труднее

побуждать детей к пению, приобщать их к музыкальной деятельности. Сколь-

ко сил, умений нужно приложить, что дети просто стали открывать рот и про-

говаривать нараспев простые слоги, реагировать на звучание голоса и инстру-

мента.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить еще об одной проблеме. При обуче-

нии детей младшего школьного возраста пению меня просто удручает ситуа-

ция, когда из целой группы интонируют 2-3 детей, Я имею в виду, что у этих

детей есть от природы музыкальный слух и правильная интонация, а осталь-

ная часть этих детей поют фальшиво. Среди них есть дети, которые поют

крикливо, а есть дети, которые поют очень тихо и застенчиво, но и те и дру-

гие не владеют голосовым аппаратом и не умеют воспроизводить звуки раз-

личной высоты, — их смело можно назвать «не поющими», потому что они

интонируют все песни на одном звуке. Что же такое правильная интонация?

Правильная интонация – это чистота пения мелодии, правильная координа-

ция звуковысотного слуха и голоса. Когда мы говорим о развитии вокальных

навыков, то подразумеваем развитие музыкального слуха и голосового аппа-

рата у детей. Музыкальный слух, в свою очередь-это звуковысотный слух,

ритмический, ладотональный, динамический, тембровая окраска. Развитие

голосового аппарата-это дыхание, артикуляция, дикция, звукообразование,

звуковедение, диапазон. Есть конечно и такие особенности коллективного пе-

ния, как ансамбль, строй и выразительность исполнения.

Но согласитесь, уважаемые коллеги, все это развивается, если ребенок пра-

вильно может интонировать мелодию, правильно владеть своим голосовым

аппаратом.

Именно эту способность я считаю главной в развитии первоначальных во-

кальных навыков. Именно на этой способности мне и хотелось остановиться

подробнее.

Поэтому я хочу обозначить тему своего выступления:

«Практическая деятельность по развитию интонации в воспитании во-

кально-хоровых навыков учащихся младших классов ».

Цель: «Приобщение учащихся младших классов к вокально-хоро-

вому искусству путем развития вокально- интонационных навы-

ков в музыкальной деятельности».

Задачи:

1.

Сформулировать определение вокальной интонации.

2.

Определить причины неточной интонации в пении у учащихся путем

анализа педагогической и методической литературы и вокально-хоро-

вой практики.

3.

Дать характеристику особенностей развития голосового аппарата в

младшем школьном возрасте.

4.

Определить основные направления и этапы по развитию интонацион-

ных навыков

5.

Выявить структуру и пути формирования и развития интонационных

навыков.

6.

Разработать методы и приемы работы по развитию интонации с опо-

рой на образное мышление учащихся.

7.

Использовать разработанные методы и приемы в практической деятель-

ности по воспитанию вокально- хоровых навыков.

Итак, что же собой представляет вокальное интонирование?

Прежде всего – это правильная передача мелодии с помощью голосового

аппарата.

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи ме-

лодии, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный об-

раз, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произ-

ведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей де-

тей. Главный смысл, зерно мелодии – интонация – самая малая смысловая

ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух и более звуков.

Термин «интонация» появился в обиходе несколько веков назад, широкое

применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение му-

зыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева

Б.В. В настоящее время термин «интонация» как важнейшее музыкально-тео-

ретическое и эстетическое понятие имеет три значения:

·

высотная организация тонов в единстве с временной организаци-

ей – ритмом;

·

сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказыва-

нии;

·

манера музыкального высказывания, качество осмысленного

«произнесения» музыки

Асафьев Б.В. отмечал, что «…Интонация – первостепенной важности фак-

тор…Без интонирования и вне интонирования музыки нет» [4, с.198]. Имен-

но интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального

смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии. Ее назы-

вают душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Кроме этого понятия, существует ещё и понятие «интонация исполнитель-

ская», то есть передача высоты звуков при исполнении. Музыкальная интона-

ция оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на осо-

бой музыкально-звуковой системе и ритмической организации.

«Подобно слову в живой речи, музыкальная интонация, как частица мело-

дии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесе-

нию», то есть интонированию, отсюда понятие исполнительской интонации»

[21, с.24]. Точное интонирование или чистая интонация – это верная передача

высоты звуков. Интонация как частица мелодии и интонация исполнитель-

ская связаны между собой, так как именно исполнение позволяет услышать

музыкальную интонацию. При неверной интонации не может быть выявлен

выразительный смысл музыки, не может эффективно осуществляться вокаль-

ное воспитание.

Проблема воспитания навыка вокального интонирования неоднократно воз-

никала в вокально-хоровой практике и нашла некоторое отражение в теории

музыкального воспитания детей.

Еще до революции вопросом работы над интонацией, в частности, проблемой

«гудошников», занимался Маслов А.Л. В результате проведенных исследова-

ний, он пришел к выводу, что неверная интонация многих детей связана у них

не с отсутствием музыкального слуха, а с несовпадением их реального диапа-

зона голоса с тем, который предлагался им в песенном репертуаре. Подобны-

ми вопросами занимался советский хоровой педагог Пономарьков И.П. Он

установил, что у неверно поющих детей звуки, которые они могут спеть, на-

ходятся ниже (на границе первой и малой октав), чем у остальных детей. В

основу своей работы он положил концентрический метод (подобно Глинке

М.И.) [35].

Одной из причин неверной интонации у детей называют неправильное голо-

сообразование, т.е. неправильное использование регистров голоса. Преобла-

дающим регистром для детей является пение в примарной зоне, в зоне разго-

ворной речи, естественным звуком. А исполнение более высоких звуков, ве-

дет либо к крикливому исполнению, либо к так называемому «гудошниче-

ству». Поэтому для многих педагогов обращение к головному резонированию

или фальцетному пению в работе над интонацией явилось хорошим результа-

тивным приемом.

Многие педагоги, такие, как Белобородова В.К., Луканин А.А., в процессе

обучения детей пению обращались к высоким звукам и тем самым добива-

лись чистого и естественного звучания детского голоса [6].

Левидов И.И. и Малинина Е.М. считали, что в процессе овладения головным

резонатором, в голосе у детей появляется звонкость, серебристость, и при пе-

нии в фальцетном регистре голосовая мышца, которая у детей еще слабо раз-

вита, принимает небольшое участие, поэтому утомления голоса не бывает и

вокальная интонация не страдает [12].

Раввинов А.Г.в работе над чистотой интонации предлагал говорить и читать

на высоких звуках, считая, что механизмы пения и речи схожи.

Музыкальная интонация родственна по происхождению речевой - и та и дру-

гая обращены к слушателям с целью воздействия на него, являясь таким об-

разом средством общения. Как музыкальная, так и речевая интонация опери-

рует звуковым материалом, обе они обращены к слуху. Выразительность му-

зыкальной и речевой интонаций обусловлена определенным эмоциональным

тонусом. Переживания человека, движение его чувств, их смена, состояние

горя или радости, спокойствия или напряжения передаются через интонацию,

ее эмоционально-образный смысл.

Теории о схожести речевого и голосового механизма придерживался и Ого-

роднов Д.Е.. Он предлагал в работе над голосообразованием использовать

гласный «у», который имеет сходный характер звучания в речи и пении. Но в

то же время опыт Огороднова Д.Е. показывает, что вокальные навыки необ-

ходимо воспитывать путем формирования у детей смешанного голосообразо-

вания. А главными условиями формирования механизма смешанного голосо-

образования является свобода звукоизвлечения, которая достигается при пе-

нии на пиано, и начало вокальной работы с примарных тонов [31].

Стулова Г.П. также считает, что в вокальном обучении необходимо формиро-

вать навык смешанного голосообразования, при этом она отмечает некоторые

различия в использовании регистров девочками и мальчиками. У девочек

преобладает фальцетное звучание, у мальчиков – грудное. Стулова Г.П. счита-

ет, что исправлять качество интонирования надо до 9-10 лет, так как этот пе-

риод является кульминацией способности детей к вокальному подражанию

[41].

Следующей причиной неточного интонирования является недостаточное раз-

витие звуковысотного слуха. Чистота интонации в пении требует постоянной

работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста, развитием

слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высо-

те, направлению движения мелодии.

Алмазовым Е.И. и Орловой Н.Д. было проведено исследование проблем ин-

тонации и выявлено, что основной причиной неверной интонации является

отсутствие координации между слухом и голосом. При этом дети, как прави-

ло, пассивны, несобранны, неорганизованны, у них недостаточно внимания

[2].Этого же мнения придерживаются такие педагоги, как Шереметьев В.А.,

Огороднов Д.Е. и др.

Белобородова В.К. считает, что на развитие чувствительности к точности

интонации у детей нужно обращать особое внимание. По ее мнению,

«способность слуха различать высотные соотношения звуков…служит для

развития очень важной характерной особенности музыкального слуха – чув-

ствительности к точности интонации» [6,с.7].

Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна

из главных составляющих в системе музыкальных способностей. Многолет-

ней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический

слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении игра-

ет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пе-

ние осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль,

тем чище интонация.

Еще Глинка М.И. в своей вокальной работе придавал большое значение раз-

витию музыкального слуха у детей, а также пению в удобной тесситуре.

Теплов Б.М. полагал, что «термин «музыкальный слух» имеет два значения.

В широкое значение он включал все виды музыкального слуха, а музыкаль-

ным слухом в узком смысле считал звуковысотный слух, так как звуковысот-

ное движение является основным носителем смысла в музыке».

Многие педагоги – Струве Г.А., Кирюшин В.В., Шатковский Г.И., Петрушин

В И. и др. – отмечают, что верность интонации в процессе пения зависит от

влияния ладово-смысловых связей между звуками [40, 17, 45].

Трудно переоценить роль слуха, этого главного регулятора вокальной и ре-

чевой функции. Голосовой аппарат может выразить только то, что во-

шло в мозг через слух или возникло в мозгу на основе слуховых впечатле-

ний. Значение слуховых впечатлений в связи с техникой вокального ис-

полнительства и развитием вокальных навыков весьма велико.

Многие педагоги – хоровики и вокалисты в своих работах указывают, что ды-

хание имеет чрезвычайно большое значение для выработки чистой интона-

ции. По мнению Сергеева А.А., детская подвижность, впечатлительность за-

ставляет учащихся часто менять не только скорость, но и тип дыхания. Такие

перемены неизбежно вызывают неравномерную работу голосовых связок и,

как следствие, нечистую интонацию [38]. При вялом дыхании вдох недоста-

точно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодей-

ствия дыхательных мышц, от этого не создается нужное подсвязочное давле-

ние. Работа голосовых мышц при таком дыхании неполноценна - говорят,

«нет опоры». При форсированном дыхании голосовые связки перенапрягают-

ся, чтобы противостоять сильному подсвязочному давлению, от чего наруша-

ется их нормальная работа. Большое влияние на голосообразование и на ин-

тонацию оказывает атака звука – то есть способ смыкания голосовых связок,

их переход от дыхательного положения к певческому.

Как показал анализ музыкально-педагогической литературы, неправильная

интонация напрямую зависит от:

1.

Голосообразование

2.

Правильной координации звуковысотного слуха и голоса

3.

Развития ладо-тонального слуха

4.

Певческого дыхания

Из этого можно сделать вывод, что развитие интонации неразрывно свя-

зано с развитием всех вокальных навыков и напрямую зависит от них.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного

развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому

я постоянно обращаю внимание на основы физиологии детского голоса, что-

бы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса

взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками

взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших

группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у

взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается

резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний груд-

ной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса за-

висит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают

головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голо-

су. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирова-

ния, голос у детей приобретает крикливое звучание. Дети дошкольного воз-

раста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсю-

да естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей.

Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет

необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и перехо-

дит в крик.

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов,

свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание го-

лосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапря-

жение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение

пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствую-

щий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания дет-

ского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется

интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пре-

делах которого хорошо звучит голос.

Какими же методами и приемами можно развить правильную интонацию, эту

главную, на мой взгляд, особенность певческого исполнительства?

Что касается детской вокальной педагогики, специальных методик и приемов

работы над интонацией до сих пор не существует. Особенности работы в

этом направлении обусловлены возрастом, детской психикой, спецификой

восприятия, от этого зависят педагогические приемы и методы.

Для реализации целей и задач, вокального воспитания необходимо

определить принципы организации и содержания процесса работы, вы-

строить структуру и этапы работы по развитию вокально-интонационных на-

выков дошкольников.

Процесс формирования вокально-интонационных навыков, как и любой

другой педагогический процесс, связан с выполнением определенных целе-

направленных действий, упражнений. Вокально- интонационные навыки –это

навыки, связанные с формированием музыкально-вокального слуха, пред-

ставлений о звуковысотности, тембровой окрашенности голоса, правильном

дыхании и четкой дикции.

Мною разработана система по формированию и развитию вокально-

интонационных навыков, этапы реализации этой системы, направления, мето-

ды и приемы.

Этапы работы по формированию вокально-интонационных навыков

(определены с учетом возрастных особенностей).

1этап Освоение вокально-интонационных навыков

2 этап Развитие вокально-интонационных навыков

3 этап Совершенствование вокально-интонационных навыков

Вокальная работа по развитию интонационных навыков имеет 3 направле-

ния:

1.

Освоение вокально-интонационных навыков с помощью игр и упраж-

нений;

2.

Накопление слухового опыта (слушание и анализ музыкального мате-

риала с опорой на звуковысотное и тембровое окрашивание)

3.

Исполнение, применение полученных умений в музыкально-творче-

ской и в самостоятельной деятельности.

(концерты, праздники, конкурсы, развлечения).

Содержание процесса включает методы, формы, средства и технологии.

Очень важно при этом помнить, чтобы содержание форм и методов педагоги-

ческого процесса соответствовала возрастным и индивидуальным особенно-

стям учащихся.

Чтобы определить методы и приемы в работе, необходимо помнить,

что «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» - так

говорил учителям Ушинский К.Д., призывая в начале обучения опираться на

эти особенности детского мышления и восприятия. Поэтому вокально – ис-

полнительское воспитание детей должно происходить на основе формирова-

ния ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с жизнен-

ными явлениями, то есть на основе ассоциативно – образного мышления.

Каждый метод и прием должен быть доступен, понятен, вызывать ин-

терес и побуждать к действию. Но музыка – это эмоция, это чувство, это эсте-

тический отклик, это воображение и фантазии. Одним словом, это то, что не-

льзя потрогать. Музыка либо околдовывает, либо ты остаешься к ней равно-

душным навсегда.

При вокальном воспитании детей и работе над точностью интонации, мы мо-

жем выделить следующие направления активизации ассоциативно – образно-

го восприятия, которые доступны детям в процессе понимания музыки, это:

- выражение характера – настроение человека, характер и изображение

животных и т.д.;

- изображение конкретных звуковых характеристик окружающего мира,

через которые ребенок сумеет постичь смысл музыкального языка – звуко-

изображение, звукоподражание и т.д.

Поэтому в своей работе я использую методы и приемы с опорой на об-

разный и эмоционально-образный тип музыкального восприятия. Образ и

эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа

передачи содержания музыкального произведения слушателю. В детской во-

кальной педагогике эмоционально-образные методы обучения, просто неза-

менимы. Они подбираются соответственно возрасту детей.

Хотелось бы остановиться и озвучить приемы и методы работы по разви-

тию звуковыстного слуха, которые я использую в своей практической работе

с младшими школьниками.

Практика показала, что развитие навыков звуковысотного восприятия необхо-

димо начинать через приобщение ребенка к звучанию голоса под музыку ,

поэтому наглядно-слуховой метод использую, как эмоциональный отклик:

нравится или не нравится, как эстетическое отношение услышанного. Если

понравилось, повтори или давай попробуем спеть вместе.

Правильному звуковому восприятию помогает и беседа об услышанном:

рассказ об эмоциональном впечатлении от песни, ее анализ: -Понравилась

песня? -Как я пела песню?- Каким голосом: громким или тихим, весело или

грустно, быстро или медленно, плавно или резко, отрывисто?

Практический: Спойте, так же как я или так, как звучала музыка, песня… -

А как бы спела эту песенку маленькая птичка или наоборот как бы спел ее

папа? и т. д. Необходимо побуждать ребенка к правильному голосообразова-

нию, к правильному восприятию высоты звука и повторению его голосом.

Музыкальные игры по формированию представлений о высоких и низ-

ких звуках

·

Птичка большая и маленькая,

·

Кошка и котята,

·

Кто кого позвал?

·

Большие и маленькие колокольчики,

·

Кто как поет?

·

Где поет птичка?

·

Мама и детки.

Музыкально-дидактические игры и наглядный материал

Для первых музыкальных впечатлений об интонации использую прием

Звукоподражания

Оно имеет особое значение в развитии интонационно-певческих способно-

стей младшего школьника. Интонационное копирование кого- либо из живот-

ных, птиц и т.д. у детей вызывает большой интерес. Звукоподражание являет-

ся основой «речевого» театра, когда произносимое позволяет перевоплотить-

ся в иной образ. В звукоподражании присутствуют многие моменты развития

речевых способностей ребенка: артикуляция, интонация, дикция, темп,

тембр.

Это конь по полю мчит: цок, цок, цок, цок

Это самолет летит: У---

Загудел мотор машины: Р-Р-Р---

Зашуршали чьи-то шины: Ш-Ш-Ш---

Вот поехал паровоз: Чух,чух,чух,чух

И вагончики повез: чух,чух,чух,чух

Тра та-та, тра-та-та, продолжается игра!

Упражнения для формирования правильного дыхания:

-комплекс упражнений с движениями;

- речевые игры для выработки правильного дыхания.

Упражнения для разминки голосового аппарата (Фонопедический метод

развития голоса В. Емельянов)

Веселый язычок, упражнения для разминки губ, щек, челюсти, мимика лица,

скольжение голосом, артикуляция(формирование) гласных, четкое произно-

шение согласных.

Дикционно-ритмические упражнения

Тексты попевок, потешки народного фольклора, пальчиковые игры.

Упражнения для распевания, с учетом интонационного диапазона

(начинаю с пения на1 звуке, 2 звуках и т. д.)

Андрей-воробей

Барашеньки-крутороженьки

Сорока

Гармошка

У кота Воркота

Василек

Активно использую движение руки для показа движения мелодии

Лесенку с птичкой , металлофон для наглядного показа движения мелодии

Речевые игры для формирования регистрового голосообразования

Проговаривание попевок и потешек в разных голосовых регистрах:

высоко(фальцет), низко (грудной), средний(смешанный-микст).

Вокальные упражнения

Музыкальные игры с пением на восприятие высокого и низкого звуча-

ния голоса, его тембровой окраски:

«Ну ка, угадайка»

«Догадайся, кто поет»

Музыкально - ритмические игры и движение на восприятие высокого и

низкого регистрового звучания и выражения этого звучания через игру,

движение.

Игру на музыкальных инструментах.

Слушание музыкальных примеров, их звуковой анализ.

Планируя музыкальные занятия, стараюсь следовать выбранной системе, все-

гда соблюдать структуру вокальной работы , использую все виды музыкаль-

ной деятельности, что помогает сделать занятие интересным, разнообразным,

полным и содержательным

Возрастные особенности определяют подбор певческого репертуара, упраж-

нений для развития слуха и голоса, игровой музыкальный материал и музы-

кально-дидактический материал. Для достижения результата в своей работе

руководствуюсь основополагающим принципом целеобразования и систем-

ности, наглядности и доступности, взаимодействия и сотрудничества. Разви-

вать певческие навыки у младших школьников нужно постоянно и планомер-

но, от простого к более сложному.

Ранее уже говорилось о том, что работа над интонацией неразрывно связана с

воспитанием всего комплекса вокально-хоровых навыков.

В работе над вокальными навыками использую разные методики и адапти-

рую их для младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных

возможностей.

Для развития вокальных и интонационных навыков я использую методы и

приемы в определенной системе. Каждое упражнение имеет какую – то уз-

кую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но реша-

ется она на фоне всего комплекса навыков.

Структура проведения занятия по вокальной работе:

1.Упражнения на формирование правильного дыхания

·

Понюхай цветок

·

Сдуй с ладошки пушинку

·

Задуй свечу

·

Дыхательные упражнения сдвижением: «кошечка», «Насос» и т. д.

·

Проговаривание поговорок, потешек с контролем за дыханием, напри-

мер:

«Оч,оч,оч, наступила ночь

Ча,ча,ча горит в комнате свеча

Чу,чу,чу погасили мы свечу»

«Большая снежинка лежит на ладошке

На эту снежинку подуем немножко

Подуем тихонько, снежинка лежит

Подуем сильнее, снежинка летит!»

2.Разминка артикуляционного аппарата

( фонопедические упражнения В. Емельянова).

«Веселый язычок»

«Комплекс для разминки артикуляционного аппарата(рта): языка, губ, щек,

челюсти»

Артикуляция гласных без звука и со звуком, скольжение голосом.

Четкое проговаривание согласных в ритме с движением рук

Большое значение для приобретения и закрепления певческих навыков име-

ют игры с голосом. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песенной де-

ятельности, делает более осознанным восприятие:

·

«Вопрос-ответ», скольжение на гласном вверх и вниз;

·

«Страшная сказка», скольжение гласными с различными интонациями:

удивления, возмущения, обиды, страха и т.д.

·

Моторчики большой и маленькой машины

·

Крики птиц: больших и маленьких

Одновременно с упражнениями на артикуляцию гласных веду работу над

различными способами звуковедения:

·

Пропевание гласных на 1 звуке, с контролем над вдохом, ( non leqato)

·

собираем бусинки-гласные на одну ниточку, как будто собираем бусы

для мамы ( пение на одном дыхании всех гласных: 3 или 5, в зависимо-

сти от возраста), выработка напевности, легато;

·

а теперь ниточка порвалась, бусинки рассыпались: поем отрывисто, на

стаккато, активно работая мышцами диафрагмы.

4.

Дикционно-ритмическая разминка

Работая над дикцией, применяю:

·

Проговаривание согласных-четко, внятно, активными губами с жести-

кулированием

·

Проговаривание скороговорок и потешек или речевое музицирование

Используя речевое музицирование, стараюсь совмещать воспитание разных

навыков: выразительного произношения, четкости произношения согласных,

правильного дыхания, правильного голосообразования, а также ритмическо-

го воспитания.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде все го по-

тому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упраж-

нений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричал-

ки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, небольшие стихотворе-

ния.

Чаще всего, тексты для речевого музицирования беру из попевок, которые ис-

пользую в распевании.

3.Распевание

Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – пре-

красный материал для развития певческих навыков детей, способствующий

развитию слуха и правильного голосообразования, выработке навыка чистого

интонирования, голосоведения и расширению его диапазона. А также пре-

красный материал для ритмического воспитания.

На занятиях я использую попевки в зависимости от задач по формированию

интонационного навыка и возрастных особенностей

·

Воспитание унисона, понятие и формирование фальцетного и грудного

голосообразования:

В небе песенки звенят

Андрей-воробей

Барашеньки-крутороженьки

·

Интонирование секунды:

Гармошечка

Сорока

·

Поступенное движение вверх и вниз в приделах терции:

У кота Воркота

·

Поступенное движение в приделах кварты со скачком

Василек

Скок, скок поскок

·

Поступенное движение в приделах квинты

Едет, едет паровоз

Лесенка и т. д.

·

Скачки в мелодии с заполнением

Паровоз(ч4)

Баю, баю, баю,бай(М3)

Слышишь песню у ворот(ч5)

·

Движение мелодии по трезвучию

«Бубенчики»

Попевки применяю по мере усложнения мелодического движения, начиная с

выстраивания унисона, пения на 1 звуке потом на 2 и т. д.

На этом этапе активно использую наглядные приемы:

·

Лесенка с птичкой

·

Наглядные пособия музыкально-дидактического материала

·

Использую металлофон, как наглядный пример для зрительного и слу-

хового восприятия движения мелодии.

·

Эффективным приемом в работе над чистым интонированием является

показ направления движения мелодии рукой

Работа с руками - непременное условие при работе над звуком. На занятии

обязательно создаются ситуации, когда ребенок начинает работать руками.

Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помо-

гают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, раз-

нообразно и выразительно. Даже с самыми слабыми детьми это позволяет

достичь хороших результатов. Низкий звук – руки внизу, высокий- вверху,

плавный звук- мягкие движения, отрывистый - руки совершают отрывистые

движения. Такой прием позволяет детям сознательно управлять своим про-

цессом извлечения звука.

Слышать, видеть, ощущать - необходимые для дошкольника процессы, он

узнает окружающий мир всем телом, сердцем, мыслями. Именно с помощью

этих процессов получение первых вокальных навыков доступно, понятно и

эффективно.

Важное место в воспитании вокальных навыков занимаете навык правиль-

ного звукообразования. Формироваие звукообразования основано на исполь-

зовании головного резонатора, легкого негромкого звучания фальцета. Пение

фальцетом создает наиболее благоприятные условия для выработки чистой

интонации и бережного использования детского голоса. Для формирования

навыка звукообразования применяю образное слово, беседую о характере

музыки, показываю приемы исполнения: спой, как я; спой так, как поет ма-

ленькая птичка; спой ласково, как мама; спой глубоко, как папа и т. д. Очень

важно, чтобы дети понимали, как надо спеть, ласково, нежно, сердито и глу-

боко, тоненько, прозрачно. Постоянный контроль за правильным звукообразо-

ванием на каждом этапе музыкально певческой деятельности является ре-

зультатом успешной работы.

4.Слушание музыки также активно использую музыкальный материал для

развития звуковысотного слуха. Слушая музыкальные примеры или новые

песни для разучивании, я обращаю внимание дошкольников на звучание ме-

лодии, где звучит мелодия: высоко или низко, определяем регистровое звуча-

ние на инструменте, определяем, находим нужные слова для раскрытия об-

щего характера звучания мелодии: легкая или твердая, упругая или напевная,

высокая, тоненькая или тяжеловатая, глубокая, полнозвучная и т. д.

5. Пение.Разучивание.

При разучивании песни применяю методы показа, беседы, анализа и практи-

ки.

Предварительно происходит показ и беседа о впечатлении, содержании, об-

щем характере песни, о движении и характере самой мелодии.

Начинаю разучивание с работы над текстом.

·

Проговаривание текста нараспев в фальцетном регистре с различной

динамикой

(шепотом, негромко), с активной артикуляцией гласных и четким про-

говариванием согласных

·

Проговаривание текста с контролем над дыханием перед каждой

фразой

Разучивание мелодии происходит по фразам с активным движением руки.

Если есть трудные места, стараюсь начинать именно с них, анализируя дви-

жение, подключая образные сравнения и ассоциативное мышление младших

школьников.

(привести пример песни «Буденовец, припев: «Цок, цок, цок -как будто

капельки падают с крыши и осторожно, как эхо: «слышно в тишине..»)

Использую пение мелодии на слоги «лю», «ра», «ру».

Дети учатся по показу, подражают педагогу, поэтому я показываю приемы ис-

полнения, а их закрепление происходит на практике. Для усвоения и закреп-

ления песенного материала использую такие приемы, как:

·

«Пение по цепочке»

·

пение по группам,

·

исполнение с солистами,

·

«педагог-дети»

Именно на этом этапе работы над песней закрепляются навыки звукообразо-

вания, дыхания, дикции, чистоты интонации.

6.Исполнение

Методы и приемы направлены на то, чтобы пробудить способности и жела-

ние петь, на стремлении ребенка познавать новое и экспериментировать с

приобретенным опытом.

Большое значение для приобщения детей к песенному исполнительству

имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песенной

деятельности, делает более осознанным восприятие к содержанию и прави-

лам игры.

Если петь, изображая то, о чем поется, двигаясь, а не сидя на одном месте,

ребенку не будет скучно, а мелодия и текст запомнятся быстрей. Главное,

чтобы приобщение к пению было процессом интересным и увлекательным.

Возможно, достичь больших результатов сразу не получится, но самым

большим подарком будет ощущение радости от происходящего на занятии. А

эмоции радости – это средство активизации резонансных механизмов пения,

а также дикции, дыхания, сохранение высокой позиции при пении, а также

своеобразный переход от пассивного к активному состоянию души и тела:

при радости, недаром говорится, и «душа поет».

Прием пения с образно-пластическими жестами позволяет учащимся вы-

разить свое отношение к песне, свои чувства через пластику тела. Образные

жесты представляют собой сочетание пения с имитацией разнообразных

действий, поведения птиц, зверей, песенных персонажей, профессий лю-

дей, явлений природы и т.п. Все это создает дополнительные возможности

для осознанного воспитания вокальных навыков, повышения интереса к пев-

ческой деятельности.

Особый интерес вызывает у младших школьников сочетание игры на музы-

кальных инструментах с песенным творчеством, данная деятельность разви-

вает звуковысотный слух, чувство ансамбля, выразительного исполнения в

передаче музыкального образа или характера песни.

Игра, фантазия, творчество, грамотные методы и приемы, правильный под-

бор музыкального материала, определенная система вокальной работы- все

это позволит добиться положительных результатов в развитии вокальных на-

выков школьников. Музыкальный слух, как и любая способность, поддается

тренировке и развитию, и чем раньше начинается соответствующая работа,

тем большего результата следует ожидать.

Спасибо за внимание!

Литература

1.

А.Н. Зимина “Основы музыкального воспитания и развития детей млад-

шего дошкольного возраста” – М., “Владос”, 2000.

2.

Т.М. Орлова, Е.И. Бекина “Учите детей петь” – М., “Просвещение”,

1988.

3.

В.Н, Шацкая “Детский голос: экспериментальные исследования” – М.,

1970.

4.

В.В. Емельянов “Развитие голоса. Координация и тренаж” – СПб, 1997.

5.

“Конвенция о правах ребенка”.

6.

Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.

7.

М.А. Михайлова “Развитие музыкальных способностей детей” – Яро-

славль, “Академия развития”, 1997.

1.

Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

2.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение,

1968.

3.

Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Про-

свещение; ВЛАДОС, 1994.

4.

Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:

Скрипторий, 2003, 2010

1. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников,

школьников

и

молодежи.

Развитие

детского

голоса

[Текст]

/

Е.И.Алмазов. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 198 с.

2. Анисимов,

В.П.

Диагностика

музыкальных

способностей

детей:

учебное

пособие

для

студентов

высш.

учеб.

заведений

[Текст]

/

В.П.Анисимов. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

3. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. избр. труды [Текст] /

Б.В.Асафьев. - М. : АПН СССР, 1957. – 386 с.

4. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Вып. 2

[Текст] /В.А.Багадуров. – Л., - 1971. – 236 с.

5. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] /

Н.А.Ветлугина // Восприятие музыки: сб. статей. Сост. В.Н.Максимов.

- М.,1980.

6. Войнова, А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников.

[Текст] / А.Д.Войнова. - М. : АПН РСФСР, 1960.- 151 с.

7. Выготский,

Л.С.

Психология

искусства

[Текст]

/

Л.С.Выготский.

Минск: соврем. слово, 1998. – 480 с.

8. Детский

голос

[Текст]

/Экспериментальные

исследования

под

ред.

Шацкой В.Н. – М. : Педагогика, 1970. – 232 с.

9. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б.Дмитриев. -

М. : Музыка, 2000. - 368 с.

10.Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре

[Текст] / Н.Н.Добровольская. – М. : Музыка, 1987. - 79 с.

11.Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности [Текст] /Д.К. Кирнарская.

- М. : Таланты XXI в., 2004. - 496 с.

12.Кирюшин, В.В. Хоровой коллектив [Текст] /В.В.Кирюшин. Сборник

статей. – М. : Профиздат, - 1976. – с.56 - 72.

13./ И.П.Козлянинова, Э.М.Чарели. – Екатеринбург: Русская жизнь, 1992.

-127 с.

14.Менабени, А.Г. Певческое голосоведение [Текст]: пособие для муз.

фак. пед. институтов / А.Г.Менабени, Т.К.Шаминова. –М. : Музыка,

1968. – 68 с.

15.Морозов, В.П. Вокальный слух и голос [Текст] / В.П.Морозов. – М. –

Л. : Музыка, 1965. – 85 с.

16.Музыкальное воспитание в школе. Вып.13 [Текст]: Сборник статей /

сост. О.Апраксина. – М. : Музыка, 1978. – 104 с.

17.Музыкальное

воспитание

дошкольников

[Текст]:

учеб.

для.

студ.

высш.

и

сред.

учеб.

заведений

/

О.П.Радынова,

АИ.Катинене,

М.Л.Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. –

240 с.

18.Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] /

Е.В.Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 240 с.

19.Огороднов,

Д.Е.

Музыкально-певческое

воспитание

детей

в

общеобразовательной школе [Текст] /Д.Е.Огороднов. – Л. :Музыка,

1972. – 149с.

20.Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]: учеб. пособие для

студентов сред. и высш. муз. учеб. заведений 2-е изд., испр. и доп.

/В.И.Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1997.

21.Пономарьков,

Н.Г.

Занятия

пением

с

детьми,

не

имеющими

достаточного музыкального слуха: методика музыкального воспитания

в начальной школе [Текст] / Н.Г.Пономарьков. – М. : Просвещение,

1954. – 237 с.

22.Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]:

учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /

Д.К.Кирнарская,

Н.И.Киященко,

К.В.Тарасова

и

др.

под

ред.

Г.М.Цыпина. - М. : Академия, 2003. - 368 с.

23.Ражников,

В.Г.

Резервы

музыкальной

педагогики

[Текст]

/

В.Г.Ражников. – М. : Знание, 1980. – 96 с.

24.Сергеев, А.А. Воспитание детского голоса [Текст] / А.А.Сергеев под

ред. В.А.Багадурова – М. : АПН РСФСР, 1950. – 110 с.

25.Соколов, В.Г. Работа с хором [Текст] / В.Г.Соколов. – М. : Музыка,

1967. – 76 с.

26.Струве, Г.А. Школьный хор: книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве. -

М. : Музыка, 1981. – 240 с.

27.Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению

[Текст] / Г.П.Стулова. – М. : Прометей, 1992. – 132 с.

28.Теплов,

Б.М.

Психология

музыкальных

способностей

[Текст]

/

Б.М.Теплов. – М. : Наука, 2003. – 378 с.

29.Терентьева,

Н.А.

Художественно-творческое

развитие

младших

школьников

на

уроках

музыки

в

процессе

целостного

восприятия

различных видов искусств [Текст] / Н.А.Терентьева. – М. : Прометей,

1990. – 184 с.

30.Шатковский,

Г.И.

Развитие

музыкального

слуха

[Текст]

/

Г.И.Шатковский. – М. : Музыка, 1996. – 298 с.



В раздел образования