Автор: Рябова Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 38
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Путешествие по сказкам.
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в
подготовительной группе.
Воспитатель: Рябова Наталия Анатольевна
Тема: «Путешествие по сказкам».
Цель: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по
фрагментам, иллюстрациям, предметам. Продолжать работу над
делением слов на слоги, уметь составлять схемы для звукового
анализа слова и схематически делить слова на слоги.
Образовательные задачи:
формировать образную речь.
Формирование навыка координации движения руки при
закрашивании схем.
Учить делать звуковой анализ слова.
учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
Развивающие задачи:
развивать речь, память.
образное мышление, фантазию и творчество.
Воспитательные задачи:
воспитывать эстетические качества.
учить выслушивать рассказы товарищей.
воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Предварительная работа с детьми:
знакомство со сказками, с героями сказок
чтение сказок.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция областей: Речевое, социально-коммуникативное,
физическое развитие.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам: «Волк и семеро козлят»,
«Красная шапочка», «Дюймовочка», «Три медведя», «Айболит»,
«Колобок», «Маша и медведь».
Выставка книг по сказкам. Мяч.
Картинки: Лиса, медведь, волк.
Карточки со словами: волк, лиса, медведь.
Схемы для звукового анализа.
Квадраты: синий, красный, зелёный.
Карандаши: синий, красный, зелёный, простой.
Приглашение на каждого ребёнка.
1. Организационный момент. На ковре.
У нас сегодня необычное занятие, оно волшебное и сказочное. Но
чтобы попасть в сказку, надо каждому получить приглашение. А
дают эти приглашения
герои волшебных сказок. Они сами
рассказывают о себе. Угадайте их!
1.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка).
2.
Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».
(Золушка).
3.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино).
4.
А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, – ….
(Мальвина).
--- Все дети получают приглашение на занятие.
1.
Основная часть.
- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И
вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые
сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.
Итак, путешествие в страну сказок начинается!
1.
Чтение стихотворения Ф. Кривина
«О чем-то скрипит половица».
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По группе ходит сказка ...
2.
Игра: «Ты мне – я тебе».
Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч
детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке
встречается этот герой.
Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза – Волк и семеро козлят. Коза – Дереза. Коза обманщица.
Медведь – Заюшкина избушка. Вершки да корешки.
Маша и медведь. Три медведя. Царевна лягушка.
Волк – Волк и лиса. Иван царевич и серый волк. Три поросёнка.
Красная шапочка. Зимовье зверей. Волк и семеро козлят.
Гуси – Гуси – лебеди. Зимовье зверей.
Лиса – Буратино. Лиса и волк. Лиса и журавль. Лисичка со
скалочкой. Кот петух и лиса. Лиса и дрозд. Заюшкина избушка.
Рукавичка.
Курица – Бобовое зёрнышко.
Заяц – Заяц – Хваста. Лиса, заяц и петух.
Молодцы!
Тихо садимся на стульчики на ковре.
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают
разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?
(Потому что, их сочинил народ).
Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки
относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими?
(Потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло
всегда…(наказывается).
3. Игра: «Узнай сказку по загадке».
- Ребята, давайте поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы
будете называть сказку.
** Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка).
**Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
**Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
**Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок).
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте
узнать сказку по иллюстрации. (На доске развешаны иллюстрации
к сказкам «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»).
4. Игра: «Узнай сказку по картинке». Стоя, возле доски.
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта
иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро
козлят».
(Это сказка «Волк и семеро козлят».)
- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка
братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в
устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете
получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать
дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть
добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? -
показывает иллюстрацию из сказки «Красная шапочка».
(Это сказка «Красная шапочка».)
- А какая Красная шапочка в этой сказке – хорошая или плохая?
( Хорошая. Добрая. Смелая.)
5. Игра: «Узнай сказку по героям». За столом.
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия
сказок, в которых они действуют.
1. Дед, баба, внучка, медведь, собаки. (Сказка «Маша и медведь»).
2. Пирожки, шапочка, лес, лесорубы, волк. (Сказка «Красная
шапочка»).
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка
«Дюймовочка»).
4. Баба Яга, Иванушка, речка, печка, яблонька. (Сказка «Гуси –
лебеди»).
5.Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»).
6. Лиса, петух с косой, заяц. (Сказка «Заюшкина избушка»).
5. Физминутка: «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Задание. Звуковой анализ слова.
-
Ребята, перед вами животные, которые встречаются во многих
сказках.
Картинки со схемами: волк, лиса, медведь.
Звуковой анализ слов: волк, лиса, медведь.
Слоговой анализ слов: волк, лиса, медведь.
1.
Выкладываем на столе.
2.
Делаем в тетради.
Рефлексия.
Ну, вот, ребята, наше занятие и подошло к концу. Сегодня мы с
вами путешествовали по разным сказкам, вспомнили, что сказки
бывают народные и авторские. Мы знаем, что в сказках всегда
побеждает добро, а зло наказывается. Сказки учат нас быть
добрыми, отзывчивыми и смелыми. Ну, а сказочные герои:
Мальвина и Буратино, Красная шапочка, Золушка, которые пришли
к нам в гости и помогли вам получить приглашение на посещение
волшебного и сказочного занятия, пришли к нам с гостинцами, как
и положено, ходить в гости.
Вставайте.
Забирайте свои приглашения, их вы покажите родителям и
расскажите, чем вы сегодня занимались на сказочном занятии.
А сейчас всех вас ждут ваши угощения.