Напоминание

Тема свободы и своеволия в поэме А.С. Пушкина "Цыганы"


Автор: Жамбалова Полина Филипповна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Еланцынская СОШ"
Населённый пункт: с. Еланцы Иркутская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Тема свободы и своеволия в поэме А.С. Пушкина "Цыганы"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 9 классе по поэме А.С. Пушкина «Цыганы»

Тема свободы и своеволия в поэме «Цыганы». Столкновение Алеко с жизненной

философией цыган. Черты романтизма в поэме. «И всюду страсти роковые, и от

судеб защиты нет».

Цель: Знакомство с поэмой А.С.Пушкина «Цыгане», раскрытие проблемы свободы

в поэме.

Задача: 1. Познакомить учащихся с поэмой «Цыганы», отметить черты романтизма,

выяснить причину столкновения героя с жизненной философией цыган, раскрыть

понятия свободы и своеволия.

2. Развивать эмоциональную чуткость учащихся к слову, их логическое и

творческое мышление.

3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока

I. Организация урока.

II. Слово учителя

Многим из вас близко понятие «романтика», даже, наверное, называете себя

романтиками.

-Кого можно назвать романтиком? Расскажите, пожалуйста, друг другу, какими

представляете романтиков.

- Кто желает нарисовать образ романтичных людей?

- А теперь скажите, что такое романтизм как литературное направление.

- Каковы особенности романтизма? Опять расскажем в парах друг другу.

- Послушаем небольшое сообщение о романтизме.

Выступление 1 ученика об особенностях романтизма и о романтической поэме.

-Вспомните поэму «Цыганы». Докажите, что поэма романтическая.

III. Этап анализа произведения. Беседа по выявлению восприятия.

- Что вам показалось необычным?

-Какие эпизоды были вам интересны?

-Какая история заставила вас больше всего переживать? Почему?

-Сегодня

на

уроке

попытаемся

исследовать

побуждения,

мотивы

поступков

героев поэмы и к чему они приводят.

- Прочитайте, как живут цыганы?

- Устно нарисуйте их образ жизни?

- Нравится ли вам такая жизнь? Почему?

- Теперь подумайте, почему Пушкин разворачивает события на фоне цыганского

табора?

Выступление 2 ученика.

В поэме видим мирную картину жизни цыган: «весел их ночлег; спокойно

все;

тихий

табор».

Их

жизнь

легка,

беззаботна.

Эта

нация

любит

свободу, их девушки «привыкли к резвой воле». Цыганский народ близок

природе, живет «естественной жизнью». Но автор говорит, что «все

скудно, дико, все нестройно, так чуждо мертвых наших нег…»

- Как понимаете выражение «так чуждо мертвых наших нег»? Какую картину

жизни рисует эта метафора?

- Кто главный герой поэмы? Как он оказался в обществе цыган, людей

«вольных» и «естественных»?

- Почему «уныло он глядел»? «Какой заботой он томим»?

- Почему появляется песня о божьей птичке?

-Что же еще узнали об Алеко из сопоставления с божьей птичкой.

- Прочитайте, что он говорит о цивилизации, о «душных городах».

- Сделайте вывод: почему он бежал? От чего? Что он ищет?

- Напоминает ли он романтического героя стихотворения другого поэта? Какое это

стихотворение и кто автор? Сравните романтических героев? Что их объединяет? Чем

непохожи?

Выступление 3 ученика.

Алеко

главный

герой

поэмы.

Он

напоминает

нам

лирического

героя

стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус», потому что оба героя находятся в разладе с

обществом, ищут смысл своего существования. Алеко приводит в табор молодая

цыганка, из её уст узнаем, что юношу преследует закон. Он бежал от цивилизации, о

которой отзывается:

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысль гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Этот герой законы общества воспринимает как неволю, рабство. Он ценит свободу и

мечтает

её

обрести

в естественной

вольной

жизни.

Пушкин

стремится

создать

обобщенный характер молодых людей того времени.

- Прочитайте, пожалуйста, что автор говорит о его измученной душе.

- Какие страсти играли его послушною душой?

- Любил ли Алеко молодую цыганку?

-Вспомните любовную лирику Пушкина, особенно его стихотворение «Я вас

любил», где великий поэт говорит об одухотворенном и бескорыстном чувстве.

- Умеет ли любить Алеко так, как нас этому учит Пушкин?

- Главный герой не признает законы общества и считает себя свободным от них.

Нашел ли Алеко свободу?

Выступление 4 ученика: Алеко считает себя свободолюбивым и сильным

человеком. Но неправильно понимает понятие свободы. Он заблуждается и идет

неправильной дорогой, поэтому приносит беду. Мы слышим предостережение

Пушкина.

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Давно ль, на долго ль усмирели?

Они проснутся, погоди!

Алеко

думает

о

себе,

желает

личной

свободы,

дорожит

своим

личным

счастьем. Сердцем молодого героя играет страсть и эгоизм, ведь источником его

страстей

является

эгоистическая

любовь.

Ему

также

дела

нет

до

судьбы

народа. Злоба и ревность - вот те страсти, которые проснулись, когда Земфира

полюбила молодого цыгана. В нем нет истинной свободы. Он поступает так, как

хочет, не думая о других людях. Это уже своеволие. Когда человек перестает

слышать свою совесть и переступает границы человеческого и Божьего закона,

то

он

совершает

преступление

против

людей,

против

своей

души.

Алеко

становится убийцей. Его поступки противоречат тем же принципам, которые

провозглашает сам же.

- Может тогда образ Земфиры выражает истинную свободу? Поговорите в

группах, поделитесь своими размышлениями.

-Расскажите о ней.

(Земфира умеет любить, она беззаботна, весела, вольна, но она легкомысленна,

непостоянна, в ней нет ответственности за свои поступки. Она тоже поступает

своевольно).

- Какое впечатление на вас произвел старый цыган?

- Прочитаем, что говорит старый цыган, когда впервые Земфира привела Алеко к

ним.

- Как его характеризуют эти слова?

- Прочитайте ответ старика на речь Алеко о жизни людей в городах?

( Но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен…)

-Вот

уже

появляется

первый

намек

о

невозможности

существования

цивилизованного человека среди «дикого» народа. Затем эта мысль подчеркнута образом

городского жителя в изгнанье, который, как ребенок, не может привыкнуть к чуждой

доле, к чуждому условию.

- А для чего старый цыган рассказывает о своей жизни, о Мариуле? Почему автор

проводит параллель любовных историй Алеко и старика?

- Почему Алеко страшен старому цыгану?

-Как

происходит

столкновение

мировоззрения

молодого

героя

с

жизненной

философией цыган?

- Сравните их поведения, их мировоззрения и устно составьте сравнительную

характеристику героев.

-Откройте учебник на странице 196, рассмотрим иллюстрации к поэме. Подумайте,

как удалось художнику передать характеры героев.

Выступление

5

ученика:

Старый

цыган

понимает

причину

злодеяния

человека

цивилизации. Он говорит, что «для себя лишь хочешь воли». Умудренный жизненным

опытом,

старик-цыган

отвергает

философию

Алеко

и

принимает

естественный

порядок бытия. Он понимает закон любви как закон свободы. В стихийных чувствах

цыганки видит естественный ход жизни, выплеск природных сил, поэтому не судит ни

жену,

ни

дочь.

Они

свободны

в

своем

выборе

и

не

подлежат

человеческому

суду.

Жизненная

позиция

главного

героя

приходит

в

столкновение

с

философией

«естественного» народа.

- Как автор относится к своему герою?

(Пушкин

осуждает

героя-индивидуалиста

и

выносит

приговор

человеческому

своеволию.)

-Прочитаем финальные строки поэмы. Как вы понимаете их?

(

Мир

«европейский»

и

мир

«естественный»

лишены

гармонии:

всюду

противоречия, и страсти роковые. Человек имеет несовершенную природу, он иногда

подчиняется своим страстям и сходит с дороги, определенной ему Богом. Идет по

ложному пути и совершает ошибки и преступления.)

- Подумайте, что значит быть свободным? Что такое свобода и что такое своеволие?

Сделайте вывод и выразите свою позицию по этой проблеме.

Выступление 6 ученика: А.С. Пушкин, как и многие поэты начала 19 века, был увлечен

романтизмом. В вольнолюбивых стихах воспевал свободу, обличал рабство. Его герои

необыкновенные личности, они не мирятся с повседневной пошлостью жизни, желают

чего-то высокого, небесного. По-настоящему свободный человек прекрасен душой,

благороден в своих поступках. Поэт утверждает: «Мой друг, Отчизне посвятим души

прекрасные порывы». Значит, понятие свободы и понятие любви к Родине и человеку

неразделимы. А своеволие - тяжкий человеческий порок, потому что содержит только

любовь к себе, это эгоизм, оно несет угрозу миру. Нельзя быть равнодушным человеком,

нужно бороться с этим злом и сейчас .

Слово учителя

Противоречие между цивилизацией и цыганами, «дикими» и простыми людьми остаются.

Алеко и цыгане относятся к разным мирам, поэтому столкновению разных мировоззрений

было неизбежно. По мнению Пушкина, Алеко трагический герой, он эгоист не по природе

своей, это следствие воспитания в цивилизованном обществе с его законами.

Позиция автора неоднозначна, но мы понимаем, что свобода и ответственность,

дисциплина духа должны идти вместе, рука об руку. Непонимание свободы приводит к

своеволию, если свое желание человек ставит превыше всего. Такой человек приносит

много зла людям. Великий гуманист развенчал героя-индивидуалиста романтических

поэм. Не может быть сильной личности, если эгоизм и себялюбие преобладают.

В портрете героя начала 19 века Пушкин показал заблуждения современной ему

молодежи. Но эта проблема и до сих пор актуальна. Так как многие наши современники

путают свободу со своеволием. Не может быть истинной свободы там, где «кипят

страсти», где мое «хочу» перевешивает все разумные доводы, где человек не желает

слушать свою совесть и взять ответственным за несение добра людям.

IV. Рефлексия Я понял(а), что ….

V/ Дом. задание Прочитать статью в учебнике

Написать мини-сочинение «Свобода в моем понимании…»



В раздел образования