Напоминание

Ментальная арифметика


Автор: Кудлаева Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №281 ДО№3
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Учебная программа дошкольного дополнительного образования
Тема: Ментальная арифметика
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы «Школа № 281»

«Утверждаю»

Заместитель директора

Юрчикова Е.В.

_______________________2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Ментальная арифметика»

направленность: техническая

уровень программы: углублённый

Автор-составитель программы:

Кудлаева Е.В., педагог

дополнительного образования.

Возраст обучающихся: 4 – 6 лет

Срок реализации: 1 год

Объём программы: 56ч.

Москва, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

Комплекс основных характеристик

1.1.

Пояснительная записка……………………………………… стр. 3

1.2.

Цель и задачи программы…………………………………… стр. 4

1.3.

Планируемые результаты…………………………………….стр. 5

Раздел 2.

Содержание программы

2.1.

Учебно-тематический план………………………………….

стр. 7

2.2.

Содержание программы……………………………………..

стр. 8

Раздел 3.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.3.

Методическое обеспечение программы……………………. стр. 9

2.4.

Условия реализации программы……………………………. стр. 9

2.5.

Формы и виды контроля (аттестации)……………………… стр. 9

2.6.

Информационное обеспечение программы…………………стр.10

Приложения:

1.

Календарно-тематический план………………………………...

стр.11

2.

Примерный репертуарный план………………………………..

стр.16

Раздел 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы включает в себя следующие элементы.

Направленность (профиль) программы – техническая.

Уровень программы углублённый.

Актуальность

программы

— «Ментальная

арифметика»

-

это

программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей

с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус, решения

нестандартных

задач,

выполнения

творческих

заданий.

Социально-

педагогической направленности.

В основе курса лежит восточная методика устного счета, история которой

насчитывает уже более шести столетий. Технология обучения устному счету с

помощью счетов Абакус (Соробан) по сей день остаётся обязательной в

начальной школе в Японии и ряде других азиатских стран. Помимо этого, на

сегодняшний день в Японии работает более 25 000 частных учебных заведений

по обучению устному счету.

Отличительные особенности программы – в отличие от занятий по

традиционной программе, где ребенок на одном уроке, например, математике,

задействует в основном левое полушарие головного мозга для логических

расчетов, а на следующем уроке, например, ИЗО, работает в основном правое

полушарие головного мозга, то есть мыслит творчески.

На занятиях по ментальной арифметике, одновременно задействуются

оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует

правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая

левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому

стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет

задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к

генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных

ситуаций.

Адресат программы – ребёнок от 4 до 6 дет умеющий считать до 10.

Возраст обучающихся по программе - возраст обучающихся 5 - 6 лет.

Срок реализации программы - срок реализации программы 1 год.

Объём программы – 56 часов.

Принцип комплектования групп – свободный, 5 – 6 лет.

Форма обучения – очная.

Методы обучения – наглядные, словесные, практические.

Формы и виды занятий - групповые.

Режим занятий: Занятия проводятся _2__ раза в неделю по __25_ минут.

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – Целью программы «Ментальная арифметика» является

максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а

также

возможностей

восприятия

и

обработки

информации,

через

использование методики устного счета.

Задачи программы

Обучающие:

1. Формирование вычислительных навыков;

2. формирование навыков устного счета без использования электронных

вычислительных устройств;

3. формировать у ребенка потребность в саморазвитии;

4. формирование приёма ментального счёта;

5. формирование навыков написания цифр (постановка руки при письме);

6. формирование знаний арифметических знаков (числа от 1 до 100 и

больше, знак «+», «-»).

Развивающие:

1. развитие концентрации внимания и скорости реагирования на

поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд

познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;

2. развитие образного мышления;

3. развитие логического мышления;

4. развитие воображения, творческого мышления;

5. развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере

освоения техники ментального счета;

6. развитие памяти и внимания через выполнение заданий на онлайн-

платформе;

7. развитие мелкой моторики для активации внутреннего

интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

8. развитие лидерских качеств.

Воспитательные:

1.

способствовать сплочению коллектива детей;

2.

воспитывать дружеские навыки.

1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы:

Ребёнок должен знать:

Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

Ребенок познакомился со счетами (абак), умеет работать на них

считая двумя руками одновременно.

Освоил прием ментального счета.

Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с

ними по очереди. Умение работать в тетради (постановка руки при

написании цифр)

Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии

Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+»,

«-»)

уметь:

Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально

(«+», «-»):

Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность

решения арифметических действий: на счётах «Абакус», при

ментальном счете (скорость, кол-во чисел).

С легкостью и увлечённостью выполняет упражнения на развитие

логического мышления, упражнения на глазодвигательную

реакцию.

Проходит

активное

взаимодействие

с

семьей,

повышенная

вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание

комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более

20 минут в день).

Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из

цепочки от 10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр)

Умеет одновременно выполнять математические действия и другие

действия (н-р: рассказывать стихотворение, играть на музыкальном

инструменте, петь и т.д.)

Предметные

результаты – у ребёнка будет сформирован навык

последовательного счёта,

сложение и вычитание чисел на Абакусе, и

ментально.

Личностные

результаты

дружеские

отношения

между

детьми,

взаимопомощь, сплоченность коллектива группы.

Метапредметные

результаты -

развитие умственных способностей,

усидчивость, воображение и развитие скорости мышления. За счёт моторики

(счёта на Абакусе) развивается речь, память. Развитие пространственного

мышления, слуховой и визуальной памяти.

Ребёнок владеет не сложными

вычислениями на сложение и вычитание на абакусе. Свободно ориентируется в

числовом ряду в пределах 100. Учится отличать верно выполненное задание от

неверного.

Раздел 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/

п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Входная диагностика.

2.

Раздел 1. Знакомство с

ментальной арифметикой.

1

0,5

0,5

Решение примеров

3.

Раздел

2.

Знакомство

и

изучение

цифр

1–4,

5-9.

Сложение

и

вычитание

простых примеров без формул,

в пределах 10.

8

2

6

Решение примеров

4.

Раздел 3. Набор чисел о 10 до

99.

8

2

6

Решение примеров

5.

Раздел 4. Формулы «Хорошие

братья» и «Плохие братья».

Сложение и вычитание, состав

числа 5.

8

1

7

Решение примеров

6.

Раздел 5. Формулы «Хорошие

друзья» и «Плохие друзья».

Сложение и вычитание, состав

числа 10.

18

1

17

Решение примеров

7.

Раздел 6. Формулы «Хорошие

соседи» и «Плохие соседи»

Сложение и вычитание.

8

1

7

Решение примеров

8.

Раздел 7.

Сложение, вычитание

комбинированно.

3

1

2

Решение примеров

9.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итоговая аттестация-

онлайн

тренажёр

(решение примеров).

Итого:

56

9,5

46,5

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Вводное занятие (1 час).

Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей.

Практика: Увлекательные задания и интересные игры.

Формы контроля: текущий - Порядковый счёт до 10.

2.

Раздел 1. Знакомство с Абакусом (1 часа).

Теория: Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция.

Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного

пальцев.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.

Формы контроля: Решение примеров.

3.

Раздел 2.

Знакомство и изучение цифр 1–4, 5-9.

Сложение и

вычитание простых примеров без формул, в пределах 10. (8 часов).

Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4. Добавление и

вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Выполнение

заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров за закрепление темы.

Формы контроля: Решение примеров.

4.

Раздел 3. Набор чисел о 10 до 99. (8 часов).

Теория: Определение чисел от 10 - 99 на абакусе. Выполнение упражнений на

простое сложение и вычитание.

Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.

Формы контроля: Решение примеров.

5.

Раздел 4. Формулы «Хорошие братья» и «Плохие братья».

Сложение и вычитание, состав числа 5. (8 часов).

Теория: Состава числа 10. Формулы, на сложение и вычитание.

Практика: Выполнение заданий на сложение и вычитание, использую каждую

формулы «Хорошие друзья» и «Плохие друзья»

Формы контроля: Решение примеров.

6.

Раздел 5. Формулы «Хорошие друзья» и «Плохие друзья».

Сложение и вычитание, состав числа 10. (18 часов)

Теория: Состав числа 5. Формулы на сложение и вычитание.

Практика: Выполнение заданий используя формулы на сложение.

Формы контроля: Решение примеров.

7.

Раздел

6.

Формулы

«Хорошие

соседи»

и

«Плохие

соседи»

Сложение и вычитание. (8 часов)

Теория: Изучение формул.

Практика: Счёт на формулы «Хорошие соседи» и «Плохи соседи».

Формы контроля: Решение примеров.

8.

Раздел 7. Сложение, вычитание. Все формулы, на Абакусе и

ментально. (3 часов )

Теория: повторение всех формул

Практика: решение примеров на скорость с помощью абака и ментально с

использованием всех формул.

Формы контроля:

контрольная диктант, решение примеров с помощью

Абакуса и ментально.

9.

Итоговое занятие. (1 час)

Раздел 3.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Каждое

занятие

насыщенно

работой

по

полноценному

интеллектуальному развитию детей, поэтому для эффективности занятий

необходимо полная методическая база, а именно:

Рабочие тетради;

Методическая литература;

Индивидуальное рабочее место;

Индивидуальные счёты Абакус

Демонстрационные (большие счеты) Абакус

Канцелярские принадлежности;

Ноутбук;

Проектор;

Интерактивная доска.

Обучающий материал:

наглядные пособия (картинки, флеш - карты, цифры, числовые домики),

учебные тетради, печатные листы, видео курсы, компьютерные программы,

сайты в интернете в дополнение к учебным тетрадям.

3.2УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия в каждой возрастной группе проводятся 2 раз в неделю,

длительность занятия – 25 мин.

3.3 ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ (АТТЕСТАЦИИ)

В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного

года используются контрольные задания – решения примеров, наблюдения

педагога, устные опросы, самооценка обучающихся.

В качестве итоговой аттестации обучающихся, по окончанию освоения

программы,

применяется онлайн тренажёр решения примеров при помощи

современных технологий, ноутбука.

3.4 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

1)

Дмитрий Вендланд, «Ментальная арифметика», 2019г.

2)

«Формирование элементарных математических представлений», под

ред. И.А.Помараева, В.А.Позина 2018г.

3)

“Математика в детском саду”, под. Ред. Метлиной Л.С., 2017г.

4)

«Игралочка. Практический курс математики», под ред. Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, 2019г.

5)

«Раз-ступенька, два-ступенька. Практический курс математики», под

ред. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина, 2019г.

6)

«Математика в детском саду», под ред. В.П.Новикова, 2017г.

7)

Игровые занимательные задачи, под ред. З.А.Михайловой, 2017г.

8)

«Праздник числа», под ред. В.В. Волина, М.: АСТ-ПРЕСС,1996г.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1)

«Цветные числа» — дидактический материал Палочки Х. Кюзенера

2) Дьенеша (логические блоки),

3) ТРИЗ - педагогика, развиваем мышление дошкольников» Игра «Сложи

квадрат»

Игра

«Сложи

узор»

-

разноцветные

кубики,

под

ред.

Т.В.Пристяжная, 2015г.

Приложение 1

Примерный календарно-тематический график

1 год обучения

занятия

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма

проведения

занятия

Форма

контроля

Октябрь

Вводное занятие

1

Групповая

-

1.

I. Знакомство с детьми. Знакомство с

ментальной арифметикой. Абакус и

его конструкция. Правила передвиж.

бусинок,

использов.

большого

и

указательного пальцев. Пропись цифр.

1

Групповая

Тренировка

пальцев

2.

II. Знакомство и изучение цифр 1–4 на

абакусе.

1

Групповая

Решение

примеров

3.

Сложение и вычитание на абакусе

чисел 1-4. Пропись цифр.

1

Групповая

Решение

примеров

4.

Работа с ментальной картой

1

Групповая

Решение

примеров

5.

Изучение цифр 5-9 на абакусе.

1

Групповая

Решение

примеров

6.

Работа с ментальной картой

1

Групповая

Решение

примеров

7.

Работа на онлайн - тренажёре

1

Групповая

Решение

примеров

8.

Выполнение заданий на абакусе в

пределах 1-9.

1

Групповая

Решение

примеров

9.

Работа на онлайн - тренажёре

1

Групповая

Решение

примеров

Ноябрь

10.

III. Набор чисел от 10 до 99. Пропись

цифр. Выполнение заданий простого

сложения в пределах 10.

1

Групповая

Решение

примеров

11.

Работа с ментальной картой

1

Групповая

Решение

примеров

12.

Выполнение

заданий

простого

вычитания в пределах 10.

1

Групповая

Решение

примеров

13.

Работа с ментальной картой

1

Групповая

Решение

примеров

14.

Работа на онлайн - тренажёре

1

Групповая

Решение

примеров

15.

Определение чисел на абакусе. Набор

чисел от 10 до 99. Пропись цифр.

1

Групповая

Решение

примеров

16.

Работа с ментальной картой

1

Групповая

Решение

примеров

17.

Выполнение упражнений на простое

1

Групповая

Решение

сложение в пределах 10-99. Пропись

цифр.

примеров

Декабрь

18.

IV.

Формулы

«Хорошие

братья»,

состав числа 5.

Формула + 4 = + 5 – 1

Формула + 3 = + 5 – 2

1

Групповая

Решение

примеров

19.

Формула + 2 = + 5 – 3

1

Групповая

Решение

примеров

20.

Формула + 1 = + 5 – 4

1

Групповая

Решение

примеров

21.

Формулы «Плохие братья», состав

числа 5.

Формула - 4 = + 1 - 5

1

Групповая

Решение

примеров

22.

Формула - 3 = + 2 - 5

1

Групповая

Решение

примеров

23.

Формула - 2 = + 3 - 5

1

Групповая

Решение

примеров

24.

Формула - 1 = + 4 - 5

1

Групповая

Решение

примеров

25.

Закрепление пройденного материала

1

Групповая

Решение

примеров

Январь

26.

V.«Хорошие друзья», состав числа 10.

Формула на + 9 = - 1 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

Формула на + 8 = - 2 + 10

1

27.

Формула на + 7 = - 3 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

28.

Формула на + 6 = - 4 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

29.

Формула на + 5 = - 5 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

30.

Формула на + 4 = - 6 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

31.

Формула на + 3 = - 7 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

Февраль

32.

Формула на + 2 = - 8 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

33.

Формула на + 1 = - 9 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

34.

«Плохие друзья», состав числа 10

Формула на - 9 = - 10 + 1

1

Групповая

Решение

примеров

35.

Формула на - 8 = - 10 + 2

1

Групповая

Решение

примеров

36.

Формула на - 7 = - 10 + 3

1

Групповая

Решение

примеров

37.

Формула на - 6 = - 10 + 4

1

Групповая

Решение

примеров

38.

Формула на - 5 = - 10 + 5

1

Групповая

Решение

примеров

39.

Формула на - 4 = - 10 + 6

1

Групповая

Решение

примеров

Март

40.

Формула на - 3 = - 10 + 7

1

Групповая

Решение

примеров

41.

Формула на - 2 = - 10 + 8

1

Групповая

Решение

примеров

42.

Формула на - 1 = - 10 + 9

1

Групповая

Решение

примеров

43.

VI. Формулы «Хорошие соседи» и

«Плохие

соседи».

Сложение

и

вычитание.

Формула на + 6 = + 1 – 5 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

44.

Формула на + 7 = + 1 – 5 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

45.

Формула на + 8 = + 1 – 5 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

46.

Формула на + 9 = + 1 – 5 + 10

1

Групповая

Решение

примеров

47.

Формула на - 6 = - 10 + 5 - 1

1

Групповая

Решение

примеров

48.

Формула на - 7 = - 10 + 5 – 2

1

Групповая

Решение

примеров

Апрель

49.

Формула на - 8 = - 10 + 5 – 3

1

Групповая

Решение

примеров

50.

Формула на - 9 = - 10 + 5 – 4

1

Групповая

Решение

примеров

51.

VII.

Сложение

и

вычитание,

Комбинированным

методом.

Сложение двухзначных чисел

1

Групповая

Решение

примеров

52.

Вычитание двухзначных чисел

1

Групповая

Решение

примеров

53.

Работа на онлайн - тренажёрах

1

Групповая

Решение

примеров

54.

Повторение пройденного материала

1

Групповая

Решение

примеров

55.

Диагностика

1

Индивидуал.

Решение

примеров

56.

Итоговое занятие

1

Групповая

Решение

примеров



В раздел образования