Автор: Шкарина Ксения Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "Северная СОШ №1"
Населённый пункт: п. Северный, Белгородского района, Белгородской области
Наименование материала: Дидактическая игра для определения и коррекции уровня толерантности.
Тема: Фольклор для коррекции толерантности в поликультурной среде
Раздел: начальное образование
Дидактическая игра для определения и коррекции уровня толерантности.
Шкарина К.В.
Магистрант
НИУ БелГУ
Белгород, Россия
Современные
процессы
миграции
обуславливают
необходимость
формирования толерантности к осмыслению новых точек зрения, помощь в
адаптации
к
незнакомым
формам
самовыражения
на
основе
уже
сформировавшихся в родной стране компетенций. Поэтому при обучении
значительное место уделяется поиску новых технологий, основанных на
культуросообразных,
личностно-ориентированных
принципах
обучения.
Формирование толерантного сознания мигрантов является одной из важных
задач обучения, что и станет предметом рассмотрения статьи.
В
процессе
самообразования
пришли
к
творческим
открытиям,
решающим
вышеперечисленные
проблемы
может
детский
фольклор.
Разнообразие
материалов
способствует
многогранному
воздействию
на
ребенка. За счет использования малых фольклорных форм при работе с детьми
мигрантами, имеется возможность развивать память, орфографию, навыки
коммуникации и необходимые универсальные учебные действия.
Пословицы, поговорки, загадки используются как средство развития
мышления, чистая речь - как средство закрепления правильного произношения,
а также помогают формировать умение говорить четко, интонационно четко,
воспитывать художественный вкус у детей.
Подготовительная
работа
с
текстами
малых
фольклорных
форм
начинается с предмета - практическая деятельность, основанная на внешних
действиях, находящихся в модерации т.к. развитие движется внутрь. На
основании развития темы занятия расширяют познания о материальном мире,
пополняют словарный запас, что способствует созданию специфических
коммуникативных и когнитивно-лингвистических ситуаций и приводит к
независимым открытиям языковых моделей.
Обобщение и усвоение абстрактных лингвистических понятий в процессе
работы с фольклорными материалами происходят обычным для ребенка
способом. Подборка развивающего фольклора осуществляется следующим
образом: материал осваивается в рамках изученных лексических тем с учетом
уровня языкового развития, тематического принципа и взаимосвязь разделов
программы.
Прежде чем приступить к определению основных методов и форм
использования фольклора в развитии языковых навыков у школьников из семей
мигрантов необходимо проанализировать ситуацию в группе детей.
Интересует, какой уровень развития языковых навыков у детей и в какой
степени владеют малыми формами фольклора. На основании этого я
разрабатываю диагностическую игру для опредения уровня толерантности с
использованием фольклора. В основе игры лежит сравнение фольклорных
героев из русских народных и авторских сказок. По результатам тестирования
ученик может наглядно наблюдать к какому герою он стремится: от лешего до
Василисы Премудрой, от Кощея до Ильи Муромца. Для этого используются
методики
тестирования
по
определению
уровня
толерантности
детей
обучающихся в поликультурной среде. Тем самым ученики могут наглядно
оценивать свой уровень, анализировать и прорабатывать на дальнейших
занятиях.
Диагностика
уровня
толерантности
детей
позволила
определить
следующие направления работы:
1. социально-педагогическое направление, обеспечивает интеграцию
усилий
различных
субъектов
поликультурной
среды
в
единой
логике
личностного и творческого развития детей.-ценностн
2. деятельностно - практическое направление, обеспечивает условия для
реализации ребёнком своего творческого потенциала, эстетических проб,
заботой о сохранении и обогащении окружающей среды, превращение ребёка в
субъекта поликультурной среды.
3.эмоционально-ценностное- связано с комплексным воздействием на
сознание и чувства учеников.
На основании поставленных задач был составлен план работы и
разработана
серия
уроков
по
формированию
толерантности
детей
в
поликультурной среде.
Мониторинг моей педагогической деятельности дал положительный
результат, прослеживается динамика изменения поведения школьников через
малые формы фольклора:
1. у детей повышенная мотивация использовать на своем языке
пословицы, поговорки, в играх используют фишки;
2. расширенный словарный запас;
3. повысилась общее взаимодействие;
4. отмечен интерес родителей к использованию фольклора.
жанры повседневного языкового общения;
5. проводятся оживленные внеурочные занятия;
6. расширили кругозор школьников.
За короткое время дети стали более свободными, смелыми, выражать
свои мысли, более интенсивно выполнять задания, стремиться запоминать
речевой материал и переносить его на общение со сверстниками. Занятия по
развитию уровня толерантности стали интереснее и для них, и для меня.
Таким образом, использование форм фольклора в педагогической работе
по развитию коммуникативных навыков и преодолению межличностных
барьеров будут способствовать положительному развитию динамики языкового
и межличностного взаимодействии.
Список литературы:
1. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для
педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры)
[Текст]
/ А. Б. Григорян – Ханты-Мансийск:
редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. –
72 с.
2.
Погребицкая,
Е.М.
Адаптация
детей-мигрантов
в
условиях
образовательной организации [Текст]
/ Е.М. Погребицкая // Пермский
педагогический журнал. – 2015. - №7 – С. 28-32.
3. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах
и диалогах: монография [Текст] / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А.
Шуклина. – Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2012. – 212
с.
©, Шкарина К.В. 2020