Напоминание

Фольклор для коррекции толерантности в поликультурной среде


Автор: Шкарина Ксения Васильевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "Северная СОШ №1"
Населённый пункт: п. Северный, Белгородского района, Белгородской области
Наименование материала: Дидактическая игра для определения и коррекции уровня толерантности.
Тема: Фольклор для коррекции толерантности в поликультурной среде
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактическая игра для определения и коррекции уровня толерантности.

Шкарина К.В.

Магистрант

НИУ БелГУ

Белгород, Россия

Современные

процессы

миграции

обуславливают

необходимость

формирования толерантности к осмыслению новых точек зрения, помощь в

адаптации

к

незнакомым

формам

самовыражения

на

основе

уже

сформировавшихся в родной стране компетенций. Поэтому при обучении

значительное место уделяется поиску новых технологий, основанных на

культуросообразных,

личностно-ориентированных

принципах

обучения.

Формирование толерантного сознания мигрантов является одной из важных

задач обучения, что и станет предметом рассмотрения статьи.

В

процессе

самообразования

пришли

к

творческим

открытиям,

решающим

вышеперечисленные

проблемы

может

детский

фольклор.

Разнообразие

материалов

способствует

многогранному

воздействию

на

ребенка. За счет использования малых фольклорных форм при работе с детьми

мигрантами, имеется возможность развивать память, орфографию, навыки

коммуникации и необходимые универсальные учебные действия.

Пословицы, поговорки, загадки используются как средство развития

мышления, чистая речь - как средство закрепления правильного произношения,

а также помогают формировать умение говорить четко, интонационно четко,

воспитывать художественный вкус у детей.

Подготовительная

работа

с

текстами

малых

фольклорных

форм

начинается с предмета - практическая деятельность, основанная на внешних

действиях, находящихся в модерации т.к. развитие движется внутрь. На

основании развития темы занятия расширяют познания о материальном мире,

пополняют словарный запас, что способствует созданию специфических

коммуникативных и когнитивно-лингвистических ситуаций и приводит к

независимым открытиям языковых моделей.

Обобщение и усвоение абстрактных лингвистических понятий в процессе

работы с фольклорными материалами происходят обычным для ребенка

способом. Подборка развивающего фольклора осуществляется следующим

образом: материал осваивается в рамках изученных лексических тем с учетом

уровня языкового развития, тематического принципа и взаимосвязь разделов

программы.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм

использования фольклора в развитии языковых навыков у школьников из семей

мигрантов необходимо проанализировать ситуацию в группе детей.

Интересует, какой уровень развития языковых навыков у детей и в какой

степени владеют малыми формами фольклора. На основании этого я

разрабатываю диагностическую игру для опредения уровня толерантности с

использованием фольклора. В основе игры лежит сравнение фольклорных

героев из русских народных и авторских сказок. По результатам тестирования

ученик может наглядно наблюдать к какому герою он стремится: от лешего до

Василисы Премудрой, от Кощея до Ильи Муромца. Для этого используются

методики

тестирования

по

определению

уровня

толерантности

детей

обучающихся в поликультурной среде. Тем самым ученики могут наглядно

оценивать свой уровень, анализировать и прорабатывать на дальнейших

занятиях.

Диагностика

уровня

толерантности

детей

позволила

определить

следующие направления работы:

1. социально-педагогическое направление, обеспечивает интеграцию

усилий

различных

субъектов

поликультурной

среды

в

единой

логике

личностного и творческого развития детей.-ценностн

2. деятельностно - практическое направление, обеспечивает условия для

реализации ребёнком своего творческого потенциала, эстетических проб,

заботой о сохранении и обогащении окружающей среды, превращение ребёка в

субъекта поликультурной среды.

3.эмоционально-ценностное- связано с комплексным воздействием на

сознание и чувства учеников.

На основании поставленных задач был составлен план работы и

разработана

серия

уроков

по

формированию

толерантности

детей

в

поликультурной среде.

Мониторинг моей педагогической деятельности дал положительный

результат, прослеживается динамика изменения поведения школьников через

малые формы фольклора:

1. у детей повышенная мотивация использовать на своем языке

пословицы, поговорки, в играх используют фишки;

2. расширенный словарный запас;

3. повысилась общее взаимодействие;

4. отмечен интерес родителей к использованию фольклора.

жанры повседневного языкового общения;

5. проводятся оживленные внеурочные занятия;

6. расширили кругозор школьников.

За короткое время дети стали более свободными, смелыми, выражать

свои мысли, более интенсивно выполнять задания, стремиться запоминать

речевой материал и переносить его на общение со сверстниками. Занятия по

развитию уровня толерантности стали интереснее и для них, и для меня.

Таким образом, использование форм фольклора в педагогической работе

по развитию коммуникативных навыков и преодолению межличностных

барьеров будут способствовать положительному развитию динамики языкового

и межличностного взаимодействии.

Список литературы:

1. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для

педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры)

[Текст]

/ А. Б. Григорян – Ханты-Мансийск:

редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. –

72 с.

2.

Погребицкая,

Е.М.

Адаптация

детей-мигрантов

в

условиях

образовательной организации [Текст]

/ Е.М. Погребицкая // Пермский

педагогический журнал. – 2015. - №7 – С. 28-32.

3. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах

и диалогах: монография [Текст] / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А.

Шуклина. – Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2012. – 212

с.

©, Шкарина К.В. 2020



В раздел образования