Автор: Купцова Надежда Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО г.Североморск
Населённый пункт: н.п.Североморск-3 Мурманской области
Наименование материала: Познавательно – исследовательский, практико-ориентированный проект
Тема: « От зернышка к караваю» для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5
,
Познавательно – исследовательский,
практико-ориентированный проект
« От зернышка к караваю»
для детей старшего дошкольного возраста
н.п. Североморск-3
2020 год
Информационная карта проекта
Вид проекта: познавательно – исследовательский практико-ориентированный
проект
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь.
Участники проекта: дети подготовительной группы, старший воспитатель,
воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Проблема: недостаточный уровень знаний и представлений детей о хлебе, о его
значении для человека и бережном к нему отношении.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Цель
проекта
: формирование целостного представления у детей старшего
дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба, его ценности; воспитание
бережного отношения к хлебу, Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим
его; вовлечение родителей в реализацию проекта.
Задачи.
Познавательные:
формировать у детей представление о значении хлеба в жизни человека, о
процессе его выращивания;
расширять кругозор детей в процессе совместной деятельности педагогов и
родителей;
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его
изготовлении.
знакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба;
формировать первоначальные навыки исследовательской и поисковой
деятельности, формировать основы экологического мышления
Развивающие:
совершенствовать лексико-грамматический строй на материале
лексической темы «Хлеб»;
развивать связную речь и интонационную выразительность речи;
совершенствовать коммуникативные навыки детей;
способствовать повышению речевой мотивации и познавательной активности
детей;
развивать творческое воображение, креативность;
развивать внимание, память, мышление;
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
формировать умение пользоваться доказательной речью для обоснования своих
суждений;
развивать умение делать элементарные умозаключения и выводы;
развивать эмоциональную сферу детей;
учить видеть необыкновенное в обычном.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца;
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к
людям сельскохозяйственного труда.
учить получать радость от собственного труда;
приобщать родителей к воспитанию детей посредством совместных мероприятий.
Социализирующие:
побуждать интерес детей и родителей к совместной деятельности;
способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и
детьми;
развивать навыки сотрудничества между детьми;
способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой
продуктивной деятельности.
Актуальность:
В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей
ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Во все времена небрежное
отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только
можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к
куску хлеба, как к самому большому богатству.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка.
Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.
Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас на
протяжении всей жизни. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Хлеб - символ
благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К
хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой
жизнью.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб -кормилец остаётся
самым большим богатством на земле. Почтительное отношение к хлебу, к
нелёгкому крестьянскому труду определяет уровень культуры человека и
общества в целом.
К сожалению, в наше время дети имеют недостаточное представление о хлебе, о
его полезных свойствах. Многие воспитанники
не знают о труде людей,
выращивающих хлеб (анкета), плохо употребляют его в пищу, порой небрежно
относятся к нему (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают
недоеденные куски).
Надеемся, что с помощью этого проекта у детей значительно расширятся знания
и представления о хлебе. Вместе с ребятами мы проследим весь путь хлеба - от
зёрнышка до каравая. Также этот проект ставит перед собой
профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий,
связанных с производством хлеба
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на
нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей
четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и
воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с
детьми.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой
деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Создать мини-музей «
Предания старины глубокой» макет русской печи.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план работы.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит
сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих
людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,
участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о
хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал,
злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта старины.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки,
чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые образовательные области:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Берегите хлеб».
Т.А Шорыгина « Беседы о хлебе»
Народный календарь:
основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).
• Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых
хлебов.
• Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей
яровым хлебом.
• Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
• Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени
появляется первая трава - весна в самом разгаре.
• Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России
появляются комары.
• Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры,
примерно на две недели в России холодает.
• Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
• Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
• Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне
выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
• Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России
появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые
беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом,
отмахиваясь от вредителей.
• Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к
этому времени прогревается.
Наблюдения и рассматривание
- альбомов;
- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
- репродукций картин русских художников на заданную тему;
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь
московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».
Просмотр диафильмов
«От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр,
мукомол, пекарь.
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
Просмотр мультфильмов
:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса
Христиана Андерсена;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.
Исследовательская деятельность
Посещение мини-музея.
Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Опытно – экспериментальная деятельность:
- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
- Выращивание ростка пшеницы из семян пшеницы и овса.
- Замешивание соленого теста и лепка.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы о хлебе.
В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В.
Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д.
Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова
«О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе. Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка»,
«Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;
Н.Смирнова « Степанов хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:
Будет хлеб, будет и обед.
Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без хлеба всё приестся.
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Приметы о хлебе:
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его
счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба,
еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):
1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин
и иллюстраций о хлебе.
2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-
ролевых игр.
3. Составление узоров и рисунков из круп.
4. Разучивание стихов, танцев и песен о хлебе
Социально - коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»; «Булочная», «Кулинария».
Дидактические игры:
Расскажите детям о хлебе
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями дома найти и выучить стихи,
пословицы и поговорки о хлебе.
2.В домашних условиях с родителями сделать хлебобулочное изделие - поделку из
соленого теста для выставки в детском саду «Хлеб наше богатство».
3.Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
4. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
6. Итог проекта- Праздник « От зёрнышка к караваю»
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
• определение объектов изучения;
• подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
• подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
• получение муки из зерна;
• изучение свойств муки, теста.
• выпечка лепёшек из муки с детьми
• дегустация мучных изделий, принесённых из дома, испечённых родителями
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы; оформление экспозиции поделок из теста;
Драматизация русской народной сказки « Колосок»
Праздник в подготовительной группе « Каша - Мать наша, Хлеб - кормилец
!»
ПРАЗДНИК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
« КАША - МАТЬ НАША, ХЛЕБ - КОРМИЛЕЦ!»