Напоминание

« От зернышка к караваю» для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Купцова Надежда Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО г.Североморск
Населённый пункт: н.п.Североморск-3 Мурманской области
Наименование материала: Познавательно – исследовательский, практико-ориентированный проект
Тема: « От зернышка к караваю» для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5

,

Познавательно – исследовательский,

практико-ориентированный проект

« От зернышка к караваю»

для детей старшего дошкольного возраста

н.п. Североморск-3

2020 год

Информационная карта проекта

Вид проекта: познавательно – исследовательский практико-ориентированный

проект

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь.

Участники проекта: дети подготовительной группы, старший воспитатель,

воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Проблема: недостаточный уровень знаний и представлений детей о хлебе, о его

значении для человека и бережном к нему отношении.

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Цель

проекта

: формирование целостного представления у детей старшего

дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба, его ценности; воспитание

бережного отношения к хлебу, Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим

его; вовлечение родителей в реализацию проекта.

Задачи.

Познавательные:

формировать у детей представление о значении хлеба в жизни человека, о

процессе его выращивания;

расширять кругозор детей в процессе совместной деятельности педагогов и

родителей;

изучить историю возникновения хлеба;

познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его

изготовлении.

знакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба;

формировать первоначальные навыки исследовательской и поисковой

деятельности, формировать основы экологического мышления

Развивающие:

совершенствовать лексико-грамматический строй на материале

лексической темы «Хлеб»;

развивать связную речь и интонационную выразительность речи;

совершенствовать коммуникативные навыки детей;

способствовать повышению речевой мотивации и познавательной активности

детей;

развивать творческое воображение, креативность;

развивать внимание, память, мышление;

совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;

формировать умение пользоваться доказательной речью для обоснования своих

суждений;

развивать умение делать элементарные умозаключения и выводы;

развивать эмоциональную сферу детей;

учить видеть необыкновенное в обычном.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей;

воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к

людям сельскохозяйственного труда.

учить получать радость от собственного труда;

приобщать родителей к воспитанию детей посредством совместных мероприятий.

Социализирующие:

побуждать интерес детей и родителей к совместной деятельности;

способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и

детьми;

развивать навыки сотрудничества между детьми;

способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой

продуктивной деятельности.

Актуальность:

В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей

ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Во все времена небрежное

отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только

можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к

куску хлеба, как к самому большому богатству.

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка.

Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.

Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас на

протяжении всей жизни. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Хлеб - символ

благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К

хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой

жизнью.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб -кормилец остаётся

самым большим богатством на земле. Почтительное отношение к хлебу, к

нелёгкому крестьянскому труду определяет уровень культуры человека и

общества в целом.

К сожалению, в наше время дети имеют недостаточное представление о хлебе, о

его полезных свойствах. Многие воспитанники

не знают о труде людей,

выращивающих хлеб (анкета), плохо употребляют его в пищу, порой небрежно

относятся к нему (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают

недоеденные куски).

Надеемся, что с помощью этого проекта у детей значительно расширятся знания

и представления о хлебе. Вместе с ребятами мы проследим весь путь хлеба - от

зёрнышка до каравая. Также этот проект ставит перед собой

профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий,

связанных с производством хлеба

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на

нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей

четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и

воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с

детьми.

Разработка проекта:

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой

деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Создать мини-музей «

Предания старины глубокой» макет русской печи.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Составить перспективный план работы.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит

сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих

людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей,

участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Предварительная работа:

• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о

хлеборобах, о народных традициях.

• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал,

злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта старины.

• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки,

чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

Интегрируемые образовательные области:

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Социально-коммуникативное развитие;

• Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:

Беседы:

«Как на наш стол хлеб пришел»;

«Кто такой хлебороб»,

«Хлеб всему голова!»

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб в домашних условиях»;

«Берегите хлеб».

Т.А Шорыгина « Беседы о хлебе»

Народный календарь:

основные земледельческие даты –

по старому стилю (апрель, май, июнь).

• Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых

хлебов.

• Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей

яровым хлебом.

• Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.

• Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени

появляется первая трава - весна в самом разгаре.

• Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России

появляются комары.

• Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры,

примерно на две недели в России холодает.

• Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.

• Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.

• Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне

выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.

• Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России

появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые

беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом,

отмахиваясь от вредителей.

• Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к

этому времени прогревается.

Наблюдения и рассматривание

- альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

Рассматривание иллюстраций и репродукций:

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь

московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр диафильмов

«От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр,

мукомол, пекарь.

«История про хлеб»;

«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;

Просмотр мультфильмов

:

«Золотые колосья» белорусская сказка;

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса

Христиана Андерсена;

«Хлеб» белорусская сказка;

«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:

• Агроном;

• Комбайнер;

• Пекарь;

• Кондитер;

• Продавец.

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея.

Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание ростка пшеницы из семян пшеницы и овса.

- Замешивание соленого теста и лепка.

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы о хлебе.

В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В.

Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д.

Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова

«О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки,

пословицы, поговорки, приметы о хлебе. Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка»,

«Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;

Н.Смирнова « Степанов хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба всё приестся.

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Приметы о хлебе:

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его

счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба,

еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин

и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-

ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

4. Разучивание стихов, танцев и песен о хлебе

Социально - коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

Расскажите детям о хлебе

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями дома найти и выучить стихи,

пословицы и поговорки о хлебе.

2.В домашних условиях с родителями сделать хлебобулочное изделие - поделку из

соленого теста для выставки в детском саду «Хлеб наше богатство».

3.Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

4. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

6. Итог проекта- Праздник « От зёрнышка к караваю»

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

• определение объектов изучения;

• подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;

• подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.

2. Основной этап:

• получение муки из зерна;

• изучение свойств муки, теста.

• выпечка лепёшек из муки с детьми

• дегустация мучных изделий, принесённых из дома, испечённых родителями

3. Заключительный этап:

обобщение результатов работы; оформление экспозиции поделок из теста;

Драматизация русской народной сказки « Колосок»

Праздник в подготовительной группе « Каша - Мать наша, Хлеб - кормилец

ПРАЗДНИК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

« КАША - МАТЬ НАША, ХЛЕБ - КОРМИЛЕЦ!»



В раздел образования