Напоминание

Работа с родителями по обогащению предметно-пространственной развивающей среды в группе


Автор: Сибирякова Айталина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад
Населённый пункт: с.Дябыла Чурапчинский улус Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями по обогащению предметно-пространственной развивающей среды в группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с родителями по обогащению

предметно-пространственной развивающей среды в группе

«Только

вместе

с

родителями, общими усилиями,

педагоги

могут

дать

детям

большое человеческое счастье», –

В.А. Сухомлинский.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и

трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей

помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним,

как и к детям, нужен особый подход.

В работе с родителями у нас соблюдаются основные принципы:

– Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).

– Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

– Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы

к развитию личности в семье и детском коллективе.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель.

Достижения этой цели осуществляется через реализацию образовательной

программы. Среда, в котором живет ребенок, включая помещение, предметы

быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его

развитие и формирование.

Исходя из вышесказанного, в нашей группе созданы мотивационные условия

для развития деятельности детей. Перед этим была проведена работа с

родителями – консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как

можно больше информации о развивающей среде ребенка. Для меня важно, чтобы

родители не были пассивными слушателями, сторонними наблюдателями, а

активными

участниками

образовательного

процесса,

поэтому

предложила

родителям самим создавать разные центры, дидактические игры и т.д.

Развивающая среда нашей группы сформирована в соответствии с ФГОС. В

ней представлены все образовательные области и их интеграция. При построении

среды мы соблюдали принцип зонирования. В группе созданы условия для

разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, двигательной и

познавательно-исследовательской). Предметная среда в группе предоставляет

ребенку

право

выбора

деятельности,

возможность

максимально

активно

проявлять себя.

На решение этой задачи направлены наши совместные усилия с родителями

нашей группы (оформляли альбомы, лэпбуки, сделали развивающие игры, наши

папы сделали разные ширмы для ролевых игр, также ежегодно организуем

конкурсы по снежным или ледяным фигуркам, родители вместе с детьми

участвуют в разных конкурсах, играх, выполняют творческие задания) для

оформления группы.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной

деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, даже маленький, на

уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок

работы с семьей. Сюда можно отнести родительские собрания и мастер-классы,

оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители

становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в

любом деле.

Сегодня хочется поделиться самодельными развивающими играми, которые

сделали вместе с родителями.

Ведь самодельная игрушка – это уникальная,

индивидуальная вещь, изготовленная руками человека, с заранее определенной

игровой целью и вызывают у детей больший интерес, чем обычные игрушки из

магазинов. У нас получились разнообразные самодельные развивающие игры,

дидактический материал. Дети с удовольствием играют с ними.

«Найди пару»

Цель:Сформировать умение употреблять в речи существительных в единственном

и множественном числе; закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара»;

развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: игровое поле - четырехэтажный домик с окошками, на окошке

шторки и 16 шт., т.е. 8 пар тканевых карточек с разными пуговицами-фигурками

на липучке.

Правила игры: Педагог раскладывает на столе все карточки с разными фигурками

(пуговицами) вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет:

«Это яблоко и это яблоко. Два яблока - пара» и открывает шторку окошки и

яблоки прикрепляет на липучки, т.е. прячет под шторку. После этого предлагает

участникам игры самим, точно также подобрать пары и спрятать под шторку и

просит запоминать куда расставили фигурки. После этого дети по очереди

должны угадать и одинаковые парные фигурки. Кто угадает, где спрятана пара,

тот и возьмет карточку, набрав себе балл. Игра заканчивается, когда все пары

найдены. Тот, кто набрал наибольшую карточку, тот выигрывает. Игра

повторяется.

Вариант 2: Один набор карточек раздается играющим. Другой остается у

педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по

описанию угадать и назвать предмет. Тот кто угадал, пару прячет под шторку.

Когда все угаданы и прикреплены, то находят спрятавшиеся пары.

Вариант 3: Все карточки раздаются детям. Дети описывают свои картинки,

обращая внимание на его цвет, форму, части. У кого вторая картинка –

прикрепляет карточки на окошки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

«Лучики солнце»

Цель: развитие мелкой моторики рук детей, ловкость, внимания, быстроту,

скоординированность движения пальцев и кистей рук, сосредоточенность;

закрепить основные цвета.

Оборудование: сшитый напольный поролоновый круг с личиком солнце, с

широкими атласными лентами по периметру. На ленточке прикреплены старые

маркеры.

Правила игры: дети сами выбирают цвет лучика и садятся вокруг. По команде

воспитателя дети накручивают ленточку, приближаясь к солнцу. Кто быстрее

дойдет до солнышка, тот побеждает.

«Забавные прищепки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, конструктивного мышления; формирование

положительного настроя на работу, а так же научить различать цвета, считать.

Оборудование: прищепки разных цветов, фигурки сшитые из фетра.

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать. Для

поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

Фигурка «Рыбка»

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

Дети. Это рыбка.

Воспитатель: (показывает картинку с изображением рыбки): Правильно, это

рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазки?

(Дети показывают глазки)

Воспитатель. А где у нее ротик?

(Дети показывают на рисунке ротик рыбки).

Воспитатель: А где у нее хвостик и плавники?

(Дети показывают хвостик и плавники).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что рыбки плавают с помощью плавников и

хвоста. Хвост, как руль, помогает им поворачивать вправо и влево.

Посмотрите ребята вот рыбка, у нее есть глаза, ротик. Вот только плыть она не

может. Почему?

Дети: У нее нет хвоста.

Воспитатель: Верно. Давайте поможем рыбке снова вернуться в море и плавать в

воде. Возьмите прищепки и добавьте рыбке хвостик.

(Воспитатель выкладывает перед детьми фигурки рыбок сшитого из фетра -

заготовки рыбок, на них есть рты и глаза, но отсутствуют хвосты. Детям

необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке

хвостики).

Фигурка «Ёжик»

Ребята, отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки,

Длинные, колкие.

А свернётся в клубок -

Ни головы, ни ног.

Дети: Это ёжик.

Правильно, это ёжик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? (Дети

показывают). А вы видели когда-нибудь ежика?

- Этот ёжик (показывает ёжика без иголочек) похож на того, которого вы видели

на телевизоре, на картинках?

- Чем похож?

- Чем отличается? (у него нет иголочек).

- Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

(Воспитатель дает каждому ребенку заготовку ежика, на которой есть глаза, уши,

нос, но нет иголок. Дети выбирают из коробки прищепки и прикрепляют ёжику её

иголочки)

Воспитатель (поглаживая ежика по его новым иголкам): Ой! Какой ёжик стал

колючий.

Фигурка «Солнышко»

Воспитатель: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучи

у солнца?

Дети. Желтого.

Воспитатель: Правильно. Давайте поможем солнышку снова заиграть своими

лучиками.

Воспитатель раздает детям, желтые кружочки - заготовки солнца. Малыши

выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.

Воспитатель: Какое красивое солнышко! Как оно ярко светит!

Фигурка «Морковка»

Дети с педагогом рассматривают сюжетную картинку «Зайкин огород»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где сидит зайчик?

Дети: В огороде.

Воспитатель: Что держит зайка в лапках?

Дети: Морковку.

Когда он спал кто-то наступил на огород и посмотрите что сделал (показывает

фигурки морковок), зайчик утром проснулся и очень расстроился. Хотите помочь

зайчику, сделаем верхушки морковке. Посмотрите наш зайчик очень обрадовался.

Фигурка «Божья коровка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на наше окошко?

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Да, похожа. Такая же красная, как божья коровка. На спинке

точечки, будто веснушки. И глазки есть, как у любого жучка. Вот только чего-то у

нее не хватает?

Дети: Лапок.

Воспитатель: Конечно. Давайте сделаем лапки из прищепок.

(Дети выполняют задание педагога)

Воспитатель: А теперь отпустим божью коровку. Пусть летит на небо.

Фигурка «Кактус»

Воспитатель: На горшочке растет кактус. Но вот подул ветер и сорвал все иголки

с кактуса и она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь,

кактус! Мы тебе поможем.

Давайте подберем иголочки нужного цвета и вернем их кактусу.

(Дети выбирают из коробки прищепки-иголки кактусу и прикрепляют их кактусу

и возвращают, таким образом, кактусу иголки).

Воспитатель: Какие красивые у нас кактусы получились!

«Волшебные шарики из конских волос»

Цель:

эффективное воздействие на различные функции кисти как органа

анализатора

и

психо-эмоциональную

сферу

ребенка,

снятие

мышечного

пальчикового утомления, улучшение кровотока кистей и пальцев рук.

1 вариант игры: Самомассаж кистей и пальцев рук:

-Сжимание

и

разжимание

шарика

пальцами;

- катание шарика круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки

- прокатывание шарика между ладоши вверх-вниз (при разном положении рук:

вертикальном, горизонтальном).

- прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз, вперед-назад;

- сжимание мяча пальцами рук;

-катание мяча круговыми движениями поочередно по одной и другой ладони;

- вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;

- перебирание мяча кончиками пальцев;

- прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев к локтю и обратно;

- прокатывание мяча от себя и к себе круговыми движениями (сидя на полу, ноги

расставлены).

2 вариант игры: дети прокатывают шарики пальцами по выбранным дорожкам

Настольная дидактическая игра «Лесная полянка»

Цель

игры: создать

условия

для

развития

познавательных

способностей

дошкольников (внимания, памяти, логического и творческого мышления).

Оборудование:

игровое поле, на тему лета; значки – цветочки и божьи коробки,

сшитые

из мягкого и приятного на ощупь материала (ткани и фетра).

Дополнительно к игре сшиты кармашек для хранения фигур.

Правила игры: Это логическая игра между двумя противниками на квадратном

поле 3 на 3 клетки. Игроки по очереди ставят знаки (цветочки и божьи коробки)

на игровом поле. Побеждает игрок, которому удастся во время игры выстроить в

один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака. Если

игрокам не удается выстроить три свои знака подряд, то игра повторяется вновь.

2 вариант игры: Игру можно использовать при викторине. Тогда участниками

будут две команды. Каждой команде задается вопрос. При правильном ответе,

команда помещает на игровое поле свой знак (цветок или божью коробку).

Выигрывает та команда, которая сумеет на игровом поле выстроить ряд (по

горизонтали, вертикале или диагонали). Если командам не удается выстроить три

своих знака подряд, то побеждает та команда, у которой больше знаков на

игровом поле.

Игра «Сосчитай семена фруктов»

Цель: стимулирование речевой активности детей; развитие мелкой моторики рук,

повторения цвета, счета.

Ход игры: дети на ощупь считают «семена»(бусинки) фруктов, которые находятся

внутри. У каких фруктов здесь наибольшее количество семян? Сколько семени у

этого яблока? У яблоко 3 семени, а у сливы? Если у яблоки больше семени чем у

сливы, то семена сливы ….чем у яблока…и так далее.

Таким образом, в результате реализации нашего проекта, формировалась

конструктивное

детско-родительское

отношение

в

процессе

совместной

творческой деятельности, все эти самодельные игры интересны, увлекательны и

очень полезны для развития наших детей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное

учреждение – два важных института социализации ребенка. Т.е., стоит отметить,

что обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) по

вопросам

образования

ребёнка,

непосредственного

вовлечения

их

в

образовательную

деятельность

способствует

обогащению

развивающей

предметно-пространственной

среды

и

является

показателем

эффективного

сотрудничества,

при

котором

родители

постепенно

от

наблюдателей

педагогического процесса переходят к позиции инициаторов и активных

участников.

Литература:

1.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .

2.

Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного

образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

3.

Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия

[Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

4.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.2010



В раздел образования