Напоминание

Формирование специальных навыков учебной деятельности (письма) при подготовке дошкольников с ТНР к обучению к школе


Автор: Груздева Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 59
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Формирование специальных навыков учебной деятельности (письма) при подготовке дошкольников с ТНР к обучению к школе
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

на тему:

Формирование специальных навыков учебной

деятельности (письма) при подготовке дошкольников с ТНР

к обучению к школе

Пояснительная записка

Подготовка

детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей

социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного

учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в

дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,

создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития

навыков ручной умелости. Умение выполнять мелкие движения с предметами

развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается

созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей

детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана

с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,

письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких

движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим

его

предметным миром.

Вопрос развития

мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно

подчеркивается

педагогами,

психологами

и

другими

специалистами

в

области

дошкольного образования.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях

детской

руки,

тем

тоньше

взаимодействие руки

с

орудием

труда (ручкой,

карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем

ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем

ребёнок умнее.

Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (письма),

также

навыков,

необходимых

для

осуществления

художественно-графической,

музыкальной, конструктивной и других видов деятельности, а также для полноценного

развития тех отделов мозга ребёнка, которые функционально связаны с деятельностью

рук, является способность ребёнка к произвольной регуляции мышечной активности и

сформированности правильного способа захвата различных объектов.

Способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и

достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным

обеспечивают ребёнку высокую пластичность в сфере мелкой моторики. Развитие мелкой

моторики происходит в процессе овладения указанными видами деятельности (их

операционно-технической стороной) и предметными средствами, необходимыми для их

осуществления.

Важен и тот факт, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от

степени сформированности тонких движений пальцев. К сожалению, в последние годы

отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь.

Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной

сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника.

Известный исследователь детской речи Кольцова М. М. в своей работе «Двигательная

активность и развитие функций мозга ребёнка» подробно раскрывает вопрос о важности

развития мелкой моторики рук у детей. М.М. Кольцова рекомендует стимулировать

речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Она пришла к заключению,

что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических

импульсов от рук.

Актуальность разработки данных методических рекомендаций связана с тем, что всё

больше детей с ОНР испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется

рабочая строчка, не получается правильное и аккуратное написание букв. У них

трудности в штриховке, закрашивании.

Эти затруднения обуславливаются слабым

развитием

мелкой

моторики

и

недостаточной

сформированностью

зрительно-

двигательной координацией. Воспитателям методические рекомендации

помогут

избежать неопределенности в построении образовательного процесса по формированию

специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма)

через

развитие

мелкой моторики .

В связи с этим целью данных методических рекомендаций

является оказание

методической помощи педагогам-практикам по формированию специальных навыков

учебной деятельности (прежде всего письма) при подготовке дошкольников с ОНР к

обучению в школе.

Ожидаемый результат от использования данных рекомендаций в работе педагогов с

детьми дошкольного возраста:

Овладение методикой обследования у детей уровня развития мелкой

моторики рук

Составление педагогами алгоритма организации педагогического процесса

по формированию специальных

навыков учебной деятельности (прежде

всего письма) при подготовке дошкольников с ОНР к обучению в школе.

Вычленение наиболее трудных моментов в организации и проведении

работы по формированию навыков письма средствами развития мелкой

моторики рук.

Разработка комплекса мероприятий по организации процесса формирования

специальных навыков учебной деятельности ( письма).

Оценка результативности созданных условий для овладения детьми

специальных учебных навыков (письма) и их корректировка.

Отбор наиболее приемлемых методов и приемов.

Данный опыт является новым, так как используются развивающие игровые технологии,

проблемный метод обучения, проектная деятельность.

Предложенные авторами

педагогических трудов (Кольцовой, Максимовой, Ткаченко) задания и игры приведены в

систему в соответствии с проблемами данной группы и используются с учетом

индивидуальных особенностей развития детей. Предлагают

рациональные варианты

практической деятельности педагогам по формированию специальных учебных навыков

(письма).

Содержание методических рекомендаций

1.Методика обследования у детей уровня развития мелкой моторики рук

Для диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой

моторики и координации движений рук можно использовать следующие методики:

«Домик» Н.И.Гуткиной; «Дорожки» Л.А.Венгер; «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

С помощью этих методик выявляется исходный уровень развития мелкой моторики рук

детей.

Данные методики рассчитаны на детей от 5 лет.

«Домик», разработанная Н.И. Гуткиной;

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец,

умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания,

пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

«Дорожки» (по Л.А. Венгеру);

Эта методика позволяет выявить какой нажим на карандаш или ручку; как ребенок

работает с образцом (часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии,

повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом по ходу работы);

сверяет ли выполненное задание с образцом после завершения работы; собственное

отношение ребенка к выполненной работе.

«Графический диктант». Д.Б. Эльконина

Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью

также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого,

правильно воспроизводить заданное направление линии.

Определение уровня развития у детей мелкой моторики и координации движений рук даёт

возможность:

- правильно спланировать свою работу на учебный год и узнать степень

продвижения детей в данном направлении.

- составить алгоритм организации педагогического процесса по формированию

специальных навыков учебной деятельности.

2.Алгоритм организации педагогического процесса по формированию специальных

навыков учебной деятельности (прежде всего письма) при подготовке дошкольников с

ОНР к обучению в школе.

Алгоритм организации можно представить в следующем виде:

Группировка детских проблем по развитию мелкой моторики рук

Соотнесение проблем с конкретными детьми

Подбор игр, упражнений, заданий для решения затруднений

Изготовление

пособий,

атрибутов

к

данным

упражнениям

(изготовление

раздаточного материала)

Составление технологических карт по индивидуальной работе с детьми с

указанием

конкретных

детей,

сроков

проведения

данной

работы

и

вида

деятельности

Подбор и распределение материала для фронтальной работы по лексическим темам

Организация, анализ осуществляемой деятельности и корректировка

Внесение коррективов в технологические карты.

3.Наиболее трудные моменты в организации и проведении работы по формированию

навыков письма средствами развития мелкой моторики рук.

При составлении алгоритма организации педагогического процесса нужно вычленить

наиболее трудные моменты.

Часто у детей возникают трудности с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая

строка, не получается написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы.

Для устранения данных проблем нужно развивать все компоненты двигательной сферы

ребенка.

4. Комплекс мероприятий по организации процесса формирования специальных навыков

учебной деятельности (письма).

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать

важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей

интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий

высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него

достаточно развиты память и внимание, связная речь. А при недостатках развития мелкой

моторики, он затруднен и в рассуждениях, и в письме. Ему трудно формировать

правильные траектории движений при выполнении графического элемента (буквы,

цифры, геометрической фигуры). У него неустойчивый почерк (неровные штрихи,

различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разно

наклонные буквы).

Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе

графических упражнений. Рисование графических фигур – отличный способ разработки

мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого

скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать

движения руки и глаза. Ведь при обучении в школе детям нужно будет одновременно

смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Работа по

подготовки руки к письму с детьми старшего дошкольного возраста ведется в течение

всего

учебного

года

в

тетрадях

со

специально

подобранными

графическими

упражнениями.

Она

способствует

лучшей

ориентации

в

условиях

двухмерного

пространства листа бумаги, готовит руку ребенка к обучению письму, развивает

аккуратность,

графические

умения,

глазомер,

а

также

делает

этот

процесс

занимательным и увлекательным. При частом выполнении таких упражнений ребенок

начинает хорошо владеть карандашом. У детей появляется устойчивое, сосредоточенное

внимание, они начинают легко справляться с материалом и прекрасно его усваивают.

При этом у них сохраняется интерес к данным упражнениям.

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной

деятельности, так и в вечернее время.

Также существенное влияние на развитие мелкой моторики оказывают различные виды

продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Изобразительная деятельность

способствует развитию эмоциональной отзывчивости,

воспитанию

чувства

прекрасного;

развитию

воображения,

самостоятельности,

настойчивости,

аккуратности,

трудолюбия;

умению

доводить

работу

до

конца;

способствуют формированию изобразительных умений и навыков; является одним из

естественных специфических детских видов деятельности. Чем чаще ребенок держит в

руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать

авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Нужно использовать

любую возможность: рисуйте вместе с детьми на бумаге и картоне, на снегу и песке, на

асфальте и на манке.

Один из широко известных и проверенных способов развития мелкой моторики является

лепка. Преимущество ее перед другими видами изобразительного искусства в том, что

основным инструментом в лепке являются обе руки, следовательно, уровень умения

зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Технику лепки можно оценить как самую доступную для самостоятельного усвоения.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то,

что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому во

время лепки умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются

особенно активно.

Работа по развитию мелкой моторики базируется на комплексном подходе - сочетании

развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.

В образовательной деятельности гимнастику для пальчиков можно использовать

в

качестве физкультминутки, ведь дети быстро устают, внимание их улетучивается, а после

проведенной игры, они вновь готовы сосредоточиться и слушать воспитателя. Простые

движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,

снимают умственную усталость, помогают расслабиться.

Детям особенно нравятся пальчиковые игры с использованием атрибутики. Пальчиковая

гимнастика или массаж рук в стихах с предметами (карандашами, массажными мячами,

грецкими орехами, зубными щетками,

разнообразными шишками).

В результате

пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а

это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Такие игры и упражнения

формируют пространственно-образное мышление; зрительное и слуховое восприятие;

творческое воображение, внимание, память. Ребенок проговаривает свои действия,

проверяет

правильное

выполнение

задания.

Эти

игры

очень

эмоциональны,

увлекательны, а, как известно, игра, увлекающая детей, не перегружает ни умственно, ни

физически.

Работу по развитию движений рук надо проводить регулярно,

стараясь, чтобы

предложенные задания приносили ребенку радость, не допуская скуки и переутомления,

вызывая у детей интерес, положительные эмоции. А это все – достоинства игрового

метода и приемов. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра,

задания должны носить игровой характер, что позволяет сделать более увлекательным и

интересным процесс познания и формирования умения и навыков, а, следовательно,

приносит больше пользы. Сюрпризный момент – беспроигрышный прием вовлечения

детей в игру. Обратите внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и

полно

осуществлять

развитие

мелкой

моторики

в

атмосфере

легкости

и

заинтересованности, активности детей. В играх надо равным образом развивать движения

пальцев обеих рук.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру:

игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, пальчиковые игры,

театрализованная деятельность, упражнения с предметами, игры на выкладывание, на

нанизывание; игры с конструктором, занятие тестопластикой.

- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.

- Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

- Пальчиковая гимнастика в стихах с предметами (карандашами, массажными

мячами, грецкими орехами, зубными щетками, разнообразными шишками).

- Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика,

шнурки и т.д.)

- Игры на координацию движений (с мячами).

- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях.

- Работа с нитками (рисования картинок по силуэту, создания картин из ниток -

мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету).

- Работа с соленым тестом, пластилином (пластилиновое панно - картины из

кусочков пластилина,

выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами,

пластилиновые узоры).

- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян

и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия

развивают также и воображение, фантазию ребенка.

- Штриховки, работа с трафаретами, лабиринты, дорисовка (по принципу

симметрии). Во время штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но

также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура,

активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать

границу фигуры. Вначале происходит изучение трафарета, обследование пальчиком

(указательным); затем

знакомим с простейшими видами штриховки (параллельные

отрезки, волнистые линии.).

Совместно с детьми выучите и закрепите правила штриховки:

-штриховать только в заданном направлении;

-не выходить за контуры;

-соблюдать одинаковые расстояния между штрихами;

При рисовании, штриховке, раскрашивании, дети испытывают удовольствие и радость,

что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

При разработке

комплекса мероприятий по организации процесса формирования

специальных

навыков

учебной

деятельности

(письма)

нужно

учитывать

индивидуальные особенности детей. Материал лучше распределить в соответствии с

лексико – грамматическими темами, где прописывается содержание предполагаемой

работы в соответствии с

5 направлениями, указанными в ФГОС ДО, описав, как

совместную образовательную деятельность (в НОД и в режимные моменты), так и

создание условий

для самостоятельной деятельности детей,

взаимодействие

в

образовательной деятельности с семьей. Работа должна проводиться систематически в

соответствии с комплексно-тематическим планом, в течение учебного года с сентября по

май с учетом основных принципов:

целенаправленности. Цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда,

когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста.

поэтапности.

Упражнения,

задания

составляются

с учётом возрастных

особенностей ребёнка от простого к сложному.

наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, методика

показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.

интегрированности.

Осуществляется

интеграция

используемых

заданий,

упражнений в разные виды детской деятельности.

индивидуализации.

В зависимости от индивидуальных и психофизических

особенностей каждого ребёнка применяются различные приёмы.

прочности.

Заключающийся

в

многократном

повторении

и

закреплении

полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Методика, используемая в работе с детьми, строится в направлении личностно –

ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делается акцент на самостоятельное

экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при

выполнении заданий, так как следует развивать механизмы, необходимые для овладения

письмом,

а

также

создать

условия

для

накопления

ребенком

двигательного

и

практического опыта, развития навыков ручной умелости.

5. Условия, которые необходимо создать для овладения детьми специальных учебных

навыков (письма) и их корректировка.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его

индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не

только должна обеспечивать совместную деятельность, направленную на развитие мелкой

моторики детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка,

своеобразной формой его саморазвития.

При создании среды учитываются:

Индивидуальные социально-психологические и возрастные особенности каждого

ребенка. Дошкольный возраст предполагает стремление ребенка участвовать в

совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени уединяться.

Поэтому в группе должны быть ширмы, которые позволяют ограничивать игровое

пространство согласно игровому замыслу и потребностям детей. Уголок моторики

должен быть расположен

так, чтобы по необходимости ребенок мог бы

самостоятельно

заниматься

развивающими

играми,

но

при

желании

мог

объединиться и с другими детьми.

Интересы и предпочтения. При подборе оборудования и игрового оборудования

учитывала интересы, как мальчиков, так и девочек.

Развитие любознательности и исследовательского интереса.

Окружающая среда должна определять направленность детской деятельности и в тоже

время решать поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Поэтому для

реализации задач, в данном направлении в группе предметно – пространственная среда

может быть представлена следующими компонентами:

- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами, крупами, семенами. Угадывать

на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Упражнения с крупой,

зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение,

внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев

развивают тактильные ощущения детей.

- Контейнеры с разнообразным материалом: болты и гайки, скрепки, бусины, прищепки.

Прищепки и скрепки можно использовать не только как бросовый материал, но и как

упражнения для счета.

- Магнитный алфавит

- Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья. Дети в

самостоятельной деятельности могут использовать нужный материал для поделок.

- различные виды мозаики, мелкий конструктор

- Разрезные картинки, пазлы

- Разнообразные шнуровки. Продернуть шнурки в отверстия, это дети делают с

удовольствием, но на этом и заканчивается. Теперь даже обувь родители стараются

купить на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. В

данной ситуации можно использовать метод соревнования: кто быстрее завяжет шнурок.

- Нитки, тесьма и ленты для плетения. Дети в свободное время могут плести косички из

тесьмы или заняться плетением ковриков. Работа с нитками (рисование нитками картинок

по силуэту или создание картин из ниток – мелкое их нарезание и приклеивание к

трафарету). Детям очень нравиться выкладывание ниток по контуру, какого – либо

изображения. Нужно сначала научить детей с помощью ниток выкладывать контуры

простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик). Надо учесть что, это

занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.

- Спички, палочки, счетные палочки для выкладывания различных сюжетов. В своей

работе можно использовать такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек,

пуговиц: фигурок, букв, сюжетных картинок, это очень интересный и эффективный вид

работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у

старших

дошкольников

развивается

мелкая

моторика

рук,

глазомер,

творческое

воображение, память. При этом нужно всегда соблюдать главное условие – задания давать

от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести спичек, а затем

превратить его во флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из

спичек на небольшой картонке с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

- Макароны (разной формы и размера), крупы, семена для поделок

- Пластилин, соленое тесто. Занятия по лепке с использованием природного материала -

составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый,

интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику -

согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

- Мел, краски, карандаши, фломастеры.

Развитию

моторики

способствует

и

материал

для

поисково-исследовательской

деятельности экспериментирования. Дети должны иметь свободный доступ, чтобы всегда

могли экспериментально проверить свои гипотезы. Желательно иметь как можно больше

необходимым детям предметов для экспериментирования, так как согласно ФГОС ДО

среда должна

мотивировать ребенка на поисково-исследовательскую деятельность

экспериментирования.

6. Наиболее приемлемые принципы, методы и приемы работы

При формировании специальных учебных навыков (письма) при подготовке к школе

детей с ОНР

наиболее приемлемыми являются принципы: целенаправленности,

поэтапности,

наглядности обучения, интегрированности,

прочности

с учетом

индивидуализации.

Среди используемых методов наиболее эффективными являются игровые технологии с

продуктивной

деятельностью

детей,

поисково-исследовательская

деятельность

экспериментирования, реализация детско-родительских проектов, работа в мини-музеях.

Эффективность проводимой работы зависит от совместных согласованных действий

родителей и педагогов. Поэтому нужно повысить педагогическую грамотность родителей,

разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как

правильно подготовить его к школе.

С этой целью можно провести семинар - практикум на тему «Многообразие способов

развития мелкой моторики у детей», консультацию «Умные пальчики». Подготовить

рекомендации для родителей в виде памяток. Родителям можно предложить игры с

детьми в домашних условиях (игры с предметами домашнего обихода). Достоинством

этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки

и пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме:

прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. В начале учебного года можно провести

анкетирование родителей на тему «Что такое мелкая моторика? Как ее развивать» с целью

выяснения преставлений и возможностей родителей по данной теме.

Родителям можно предложить осуществлять работу с детьми в двух направлениях:

- Использовать специальные игры – упражнения для развития мелких движений

пальцев,

различных настольных и пальчиковых игр

-Целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать

навыки самообслуживания;

В родительском уголке возможно разместить рекомендации по развитию мелкой

моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например:

«Игры с прищепками», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять

ребенка».

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой

информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся

трудными. Не забывать хвалить ребенка.

Использование игр в домашних условиях

позволяет закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.

Положительных результатов удается добиться, благодаря:

Правильной организации развивающей среды

Накоплению необходимого методического материала

Встречами и обсуждениями проблем со специалистами

Внесению

своевременных

коррективов

в

комплексный

план

реализации

поставленных задач по развитию навыков письма

Установлением тесных контактов с родителями

Таким образом, подготовка детей к овладению специальным учебным навыком письма,

является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на

обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного

учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной

функции – функции ученика. Подготовка руки детей к письму – очень сложный и

длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном

подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если

стремиться к радостному, успешному результату.

Список литературы:

1.

Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук»/ Москва 2005г.

2.

Безубцева Г.В. «Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой

моторики и графических навыков у детей 5-7 лет». М: Издательство ГНОМИД, - 2003

г.

3.

Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». М, 1992г.

4.

Гаврина С.Е., Топоркова И.Г. «Развиваем руки – чтоб учится, и писать и красиво

рисовать»/ Ярославль 2007г.

5.

Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» М, 1983

г.

6.

Максимова Е. «Готовим пальчики к письму» Москва, Обруч 2011 г.

7.

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр:

8.

развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл 2001г.

9.

Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков» М: Издательство

ЭКСМО 2010 г.

10. Нищева Н.В. «Логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» /М. 2007г.

11.

Солнцева Е.А., Белова Т.Б. «200 упражнений для развития общей и мелкой

моторики»/ М. 2007г.

12. Сергиенко Г.Н. «Учимся, говорим, играем» / Воронеж 2006г.

13. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»/ СПб. 1996г.

14. Сухарева Э.Л. «Учим, играя»/ Ярославль 1992г.

15. Рыжанкова Е. Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»/ М.

2010г.

16.

Соковых С. В. «Использование нетрадиционных приемов развития мелкой

моторики»/«Логопед» 2009г. №3

17. Степанова М. А. «Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев

рук детей»/ Логопед 2009г. №7

18. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика»/ СПб. 2006г.

19. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Москва,

1999г.

20. Поваляева М. А. «Сказки о веселом язычке»/ Ростов н/Д., 2002г.

21. Узорова О. В. «Пальчиковая гимнастика»/ Москва, 2003г.

22. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях»

23. Рыжанкова Е. Н., Зиновьева Л. В. «Пальчиковая азбука: подготовка детей к школе»/

Архангельск, 2001г.

24. Толбанова А. А. «Пальцы помогают говорить» / «Дошкольное воспитание» №10,

1989г.

25. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика»/ Москва, 2008г.

26. «Дыхательная гимнастика в детском саду»/ «Логопед» №3, 2008г.

27. «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого» бассейна»/ «Логопед»

№3, 2008г.

28. «Играем пальчиками»/ «Воспитатель ДОУ» №6, 2010г.

29. Эльконин Д.Б. «Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу»

М, 2011 г.



В раздел образования