Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе с учетом ФГОС"


Автор: Осянина Анастасия Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бирюлинская СОШ"
Населённый пункт: РТ, Высокогорский район, д. Бирюли
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе с учетом ФГОС"
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бирюлинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Методическая разработка мастер – класса с практическим применением

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе с учетом ФГОС»

Состави

ла :

Учитель начальных классов

«Бирюлинской СОШ»

Осянина

Анастасия Александровна

Мастер - класс

Тема

мастер-

класса

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе с учетом ФГОС

Цель

мастер -

класса

Представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Задачи

-Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий , познакомить с методикой проведения;

- Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с

учащимися;

-Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих

технологий.

Планируем

ый

результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Укреплять здоровье обучающихся

посредством здоровьесберегающих

образовательных технологий.

Формировать стойкий познавательный

интерес к сохранению здоровья.

Способствовать воспитанию

нравственных и волевых качеств, умения

работать в коллективе

Управлять своей

деятельностью, контролировать

и корректировать двигательные

действия.

Формировать умение

воспроизводить и

систематизировать полученную

информацию.

Способствовать развитию

физических качеств и

координационных

способностей посредством

игровых заданий.

Формировать двигательные

умения и навыки.

Материальн

о-

техническо

е

обеспечени

е

-

Место

проведения

Учебный класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

Подготовит

ельная

часть

1.Организацио

нный момент.

Приветствие.

Свой мастер класс я хочу начать с легенды.

Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп

жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать

человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким

должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен

быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть

здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но

один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он

будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у

человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его

спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее

море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал:

“Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с

давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не

каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”

Для того, чтобы создать положительный настрой на работу,

установление контакта между учениками,

начать урок можно необычно , предложив ученикам

поздороваться глазами.

Упражнение «Поздоровайся глазами»

- Начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не

словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами

показать, какое у вас сегодня настроение.

Слушание

Проявлят

ь

дисципли

нированн

ость и

внимание

(Личност

ные

УУД)

Использо

вать

имеющие

ся знания

и опыт

(Регуляти

вные

УУД)

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как

здоровье школьников, в качестве одного из важнейших

результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья –

в качестве приоритетного направления деятельности

образовательного учреждения.

2.Целеполагани

е.

Здоровьесберегающая

технология

-

это

система

мер,

включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов

образовательной среды, направленных на сохранение здоровья

ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий

обеспечить

ребенку

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового

образа жизни, научить использовать полученные знания в

повседневной жизни.

Важно понимать что Здоровье - это состояние полного

физического, психического и социального благополучия, а не

просто отсутствие болезней или физических дефектов.

- Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально

много сделать для изменения проблемы здоровья школьников.

Главное, понимать значимость проблемы, последовательно

следовать выбранному направлению, уметь применять на

практике здоровьесберегающие технологии.

Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто

сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток,

соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному

обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья.

Слушают

учителя,

отвечают.

Формулирую

т тему урока.

Отвечают

для чего это

нужно

Самоопре

деление к

задачам

урока и

принятие

цели

занятия

(Личност

ные

УУД)

Определе

ние

собствен

ной

деятельно

сти по

достижен

ию цели

(Регуляти

вные

УУД)

Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все

очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья

учащихся.

В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на

уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного

процесса. Он должен способствовать созданию комфортной

обстановки на уроке для каждого ученика, он должен создавать

условия для выбора деятельности в зависимости от

индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем

самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На

таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится

тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге,

зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.

Прийти к этому невозможно, применяя традиционные

педагогические технологии проведения урока.

Особенности здоровьесберегающих образовательных

технологий

отсутствие назидательности и авторитарности,

воспитание, а не изучение культуры здоровья,

элементы индивидуализации обучения,

наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и

учеников,

интерес к учебе, желание идти в школу,

наличие физкультминуток,

наличие гигиенического контроля.

Основные принципы здоровьесберегающих технологий

учет возрастно-половых особенностей;

учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных

психофизических особенностей при выборе форм,

Диагност

ическое

оцениван

ие

методов и средств обучения;

структурирование урока на три части в зависимости от

уровня умственной работоспособности учащихся

(вводная часть, основная и заключительная)

Основная

часть

Практическая

часть

Учитель объясняет правила выполнения заданий. Обращает

внимание на правильность выполнения упражнений.

1) Упражнение на профилактику нарушений осанки и

плоскостопия.

В течение учебного дня постепенно нарастает утомление

учащихся, снижается их внимание, работоспособность.

Дальнейшее сидение за партой вызывает застойные явления,

ведет к утомлению мышц спины, шеи, ног. Утомившись,

учащиеся обычно опускают плечи и голову, перекашивают

туловище влево или вправо и т.п. Все это отрицательно влияет

на формирование правильной осанки.

Естественно, надо так строить свою жизнь, чтобы по

возможности исключить все эти причины искажения осанки.

Например, противостоять утомлению на учебных занятиях

помогают физкультминутки

.

Поза дерева.

Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки

опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки

плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем

телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

-«Медвежьи покачивания».

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

Выполнение

команд и

методически

х

рекомендаци

й учителя.

Следят за

правильной

осанкой.

Соблюдение

техники

безопасности

, правильное

выполнение.

Правильност

ь

выполнения

Контроли

ровать

свои

действия,

ориентир

уясь на

показ

движений

учителем

(Регуляти

вные

УУД)

Проявлят

ь

дисципли

нированн

ость

(Личност

ные

УУД)

Мы проверили осанку.

Мы проверили осанку, ( становятся прямо, ноги вместе, голова

немного поднята).

-И И свели лопатки, ( отводят плечи назад).

-М Мы ходим на носках, ( идут на цыпочках).

Мы идем на пятках, (идут на пятках).

-М Мы идем как все ребята, (шагают маршеобразно).

- И как мишка косолапый, ( идут размашисто, вразвалку).

2) Дыхательная гимнастика – упражнения направленные на

укрепление дыхательной мускулатуры (прерывистое

произношение звуков на вдохе и выдохе, заучивание

скороговорок) . Помогает повысить возбудимость коры

больших полушарий мозга, активизировать детей.

-На одном вдохе произнести 5 звуков «в», делая между

ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка:

«Водовоз вез воду из водопровода».

3)

Массаж пальцев

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

• Развивает у ребенка психические процессы: мышление,

внимание, память, воображение.

• Снимает тревожность

Массаж большого пальца повышает деятельность головного

мозга.

Массаж указательного пальца улучшает работу желудка;

движения.

Уметь

ориентир

оваться в

простран

стве

(Регуляти

вные

УУД)

Уметь

сочетать

физическ

ие

действия

с

дыханием

(Регуляти

вные

УУД)

среднего пальца - кишечника и позвоночника;

безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе

сердца;

Например, на контрольной работе тщательно помассируйте

большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам

быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав

указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет

легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей

работой.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного

эмоционального напряжения или физических нагрузок,

помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее

успокоиться и начать работать в привычном ритме.

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них

капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и

оздоравливайте свой организм

-

Будем

мы

варить

компот

(Левую

ладошку

держат

«ковшиком»),

Фруктов нужно много – вот… (Указательным пальцем правой

руки «мешают»),

Будем яблоки крошить (Загибаем большой палец),

Грушу будем мы рубить (…указательный палец),

Отожмем лимонный сок, (…средний палец)

Слив положим, сахарный песок (…безымянный и мизинец),

Варим, варим мы компот (Указательным пальцем правой

руки «мешают»),

Угостим честной народ (Руки протягивают).

«Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь

ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой

рукой, затем синхронно.

«Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за

протипротивоположное ухо, отпустить, хлопнуть в ладоши и

поменять положение рук наоборот.

4) Оздоровительная минутка

“Солнышко”

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у

вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики

солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились,

отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики

согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы

отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте

живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка

поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается,

становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

5) Цветотерапия — это одно из самых перспективных и

надежных методов оздоровления. Цвет служит мощным

стимулятором эмоционального и интеллектуального развития

детей.

На уроках в начальной школе дети быстро утомляются,

поэтому необходима минутка отдыха.. Эти презентации можно

использовать как в середине урока, так и в конце, для

поддержания эмоционального настроя.

Красный

обеспечивает

здоровье,

физическую

силу,

выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает

внутреннюю

энергию,

способствует

активизации

кроветворения,

нормализации

кровообращения

и

обмена

веществ.

Оранжевый

повышает

уровень

нейроэндокринной

регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию,

неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт

надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху

глаз,

оказывает

умеренное

противовоспалительное

и

противоаллергическое действие. К тому же он помогает при

кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет

на работу щитовидной железы.

Голубой помогает

при

бессоннице,

снимает

страхи,

вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение,

снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу

при энергетическом истощении, не дает места депрессии,

пессимизму и бессилию.

6) Упражнения на релаксацию позволяют успокоить ребят,

снять мышечное и эмоциональное напряжение, развивать

воображение и фантазию.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям

небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее

настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не

нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный

материал.

Релаксация «Штанга»

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую

штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно

поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали,

бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно

опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают.

Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза»

Упражнение называется «Каракули».

У вас на столах листочки и ручки. Вы погружаетесь в свои

мысли… Погружайтесь!

В хаотичном порядке вы рисуете различные фигуры,

линии, образы, поддаваясь мыслям. (Рисуют…)

Затем ему нужно рассмотреть рисунок и объяснить, что же

это за образ. В это время можно уже осознанно его

дорисовывать, добавляя дополнительные штрихи.

Одной из важнейших форм релаксации является игра.

После трудного устного упражнения или другого

утомительного занятия веселая игра – это идеальная

возможность расслабиться.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить

из них элемент соревнования или свести к минимуму.

Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно

и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто

повеселиться, а не считать очки и выигрывать.

Игра «Здравствуй»

— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

— Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают

головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо

соседа).

Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на

грудь).

Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями

соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать

на уровне груди)

Жить (каждый участник хлопает в ладоши),

Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на

уровне груди).

Игра «КАК ЖИВЕШЬ?»

Как живешь? (Вот так)

Как идешь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

Как даешь?

Как берешь?

Как шалишь? (Надуть щеки)

Как грозишь?

«Зарядка »

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)

Правой левую достанем

(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)

А потом наоборот.

Будет вправо поворот.

(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)

Раз – хлопок, два – хлопок.

Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)

Раз- два-три-четыре,

Плечи выше, руки шире!

(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)

Опускай-ка руки вниз и на корточки садись

«Если нравится тебе»

Учитель поет песню и показывает движения.

Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над

головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками)

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе, то и другим ты покажи

«Делай , как я»

На пол наклеить картонные заготовки в виде стопы.

Расположить в хаотичном порядке. Нужно, чтобы дети

пропрыгали по стопам.

7) Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том,

что

музыка

способна

изменить

душевное

и

физическое

состояние человека, знали еще в древней Греции и других

странах. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,

головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от

характера произведения, от инструмента, на котором она

исполняется.

Так,

например,

скрипка

и

фортепиано

успокаивают

нервную

систему,

а

флейта

оказывает

расслабляющее действие.

Слушание Фридерика Шопена «Осенний вальс»

Заключител

ьная часть

Подведение

итогов урока.

Давайте не будем забывать, что в школе необходимо

сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь,

не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и

качество процесса обучения. У каждого из вас, наверняка, есть

свои

секреты

эмоционального

восстановления,

снятия

утомления, благополучного выхода из стрессовой ситуации.

Мастер-класс подошёл к концу…

Применяйте в своей работе здоровьесберегающие технологии.

Это повысит результативность образовательного процесса,

сформирует у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и

здоровому образу жизни.



В раздел образования