Напоминание

русский язык 10 класс


Автор: Сенченко Елена Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Нагольненская СОШ
Населённый пункт: с.Нижненагольная, Миллеровского района, Ростовской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: русский язык 10 класс
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нагольненская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

и рекомендовано к утверждению

на заседании педагогического

совета школы

Протокол от 31.08.2020г № 1

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ от 31.08.2020г № 71

Директор школы

___________ А.Я.Сурнин

Председатель педагогического совета

______________ А.Я. Сурнин

Рабочая программа

по русскому языку для 10 класса

на 2020-2021 учебный год

Учебник: Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов

общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. М.: ООО

«Русское слово – учебник», 2019.

Составитель:

учитель русского языка

первой квалификационной категории

Сенченко Елена Борисовна

с. Нижненагольная

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе

государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного

общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов

Гольцовой Н.Г. Русский язык (программа), базовый уровень 10 – 11 класс.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык»10-11 класс

(базовый уровень) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.- 7-е издание- М.: ООО

«Русское слово – учебник», 2019.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как государственный язык входит в федеральный компонент учебного

плана. Он является обязательным учебным предметом всех общеобразовательных школ,

выступает средством развития логического мышления,

нравственной,

эстетической и

коммуникативной культуры учащихся, активно влияя на качество усвоения других школьных

предметов.

Основой программы изучения русского языка в старшей школе на базовом уровне

является Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего

образования, которое призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную

адаптацию обучающихся, что предопределяет направленность целей на формирование

социально грамотной и социально мобильной личности. Владение русским языком, умение

общаться на любом уровне и в любых условиях, добиваться успеха в процессе коммуникации

являются теми значимыми характеристиками личности, которые во многом определяют

достижения выпускников общеобразовательных учреждений практически во всех областях

жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Основной целью обучения русскому языку в старших классах на базовом уровне

являются:

совершенствование

общеучебных

умений

и

навыков

учащихся:

речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

формирование всех видов компетенции (языковой, лингвистической

(языковедческой), коммуникативной, культуроведческой), функциональной грамотности;

совершенствование

умений

школьников

осмысливать

закономерности

языка,

правильно, стилистически верно использовать единицы языка в устной и письменной речи.

Задачи обучения:

воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование

отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;

развитие

познавательной

активности,

коммуникативных

способностей,

речи

и

мышления

на

межпредметной

основе,

навыков

самообразования

и

самоорганизации,

использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми

видами лингвистических словарей;

усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания

среднего (полного) общего образования;

закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях,

единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-

стилистической системе языка;

расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;

овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать

языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты

и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

учащихся;

применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических

знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение

уровня речевой культуры;

формирование

навыков

орфографической

и

пунктуационной

грамотности,

индивидуально-речевого стиля учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МБОУ Нагольненской СОШ на 2020-2021 учебный год на

изучение учебного предмета «Русский язык» в 10 классе отводится 70 часов (из расчета 2 часа

в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2020-2021 учебный год, данная

рабочая программа составлена на 68 часов. В связи с выходным днём 23.02.2021 г. рабочая

программа сокращена на 1 час за счет уплотнения тем раздела «Морфология и правила

правописания частей речи». Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.

Программа является адаптивной.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 10 классе языковых

явлений, речеведческих понятий, пунктуационых правил, обосновывать свои ответы, приводя

нужные примеры.

знать/понимать

‒связь языка и истории, культуры русского и других народов;

‒смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,

культура речи;

‒основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

‒орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-

культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

‒осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки

зрения

языкового

оформления,

эффективности

достижения

поставленных

коммуникативных задач;

‒анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности

их употребления;

‒проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка;

аудирование и чтение

‒использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-

реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

‒извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных

текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в

электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

‒создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания

различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),

социально-культурной и деловой сферах общения;

‒применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка;

‒соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного

русского литературного языка;

‒соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том

числе при обсуждении дискуссионных проблем;

‒использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного

текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

‒осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

‒развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной

деятельности;

самореализации,

самовыражения

в

различных

областях

человеческой

деятельности;

‒увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых

средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной

речью;

‒совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому

взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке

Язык как общественное явление. Функции языка. Русский язык — национальный язык

русского народа. Русский литературный язык как высшая форма существования национального

языка. Языковая норма, ее функции и типы. Использование лингвистических словарей и

справочников разных типов.

Фонемный уровень языковой системы.

Фонетика, графика, орфография, орфоэпия

Звук

речи.

Соотношение

звука и

буквы.

Фонема.

Слог,

ударение,

интонация.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и

согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического

словаря. Основные интонационные нормы. Нормы письменной речи: правописание безударных

гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/ё после

шипящих и ц. Правописание приставок на з- — с-. Правописание и — ы после приставок.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Лексико-фразеологический уровень языковой системы.

Лексика и фразеология

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Многозначность слова и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексические средства

выразительности речи. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Синонимы,

антонимы, паронимы, их изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и

антонимы. Антитеза. Оксюморон. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения и

употребления. Активный и пассивный словарный запас русского языка. Фразеологизмы, их

роль в речи. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Лексические ошибки и их

исправление.

Ошибки

в

употреблении

фразеологических

единиц

и

их

исправление.

Лексические и фразеологические словари.

Морфемный и словообразовательный уровень языковой системы.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Виды морфем. Многозначность и омонимия морфем. Морфемы-синонимы.

Основа слова. Виды основ. Способы словообразования в русском языке. Понятие об

этимологии.

Этимологический

анализ

слова.

Нормы

письменной

речи:

правописание

чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- — пре-. Правописание

сложных слов.

Морфологический

уровень

языковой

системы.

Морфология

и

правила

правописания частей речи

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и

синтаксическая

функция).

Знаменательные

и

незнаменательные

части

речи.

Их

текстообразующая функция.

Имя существительное. Грамматические признаки существительного. Употребление в

речи форм имен существительных.

Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательных. Правописание имён

прилагательных.

Имя

числительное.

Грамматические

признаки

числительных.

Правописание

числительных. Употребление имен числительных в речи.

Местоимение. Грамматические признаки местоимений. Употребление местоимений в

речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глаголов. Употребление форм

глагола в речи. Морфологические нормы.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Грамматические признаки

причастий и деепричастий. Образование причастий и деепричастий. Правописание суффиксов

причастий и отглагольных прилагательных. Синтаксические нормы употребления причастий и

деепричастий

в

текстах

разных

стилей.

Построение

предложений

с

причастным

и

деепричастным оборотом.

Наречие.

Грамматические

признаки

наречий.

Употребление

наречий

в

речи.

Морфологические нормы. Использование местоимённых наречий для связи предложений в

тексте.

Слова категории состояния. Их грамматические признаки. Употребление слов категории

состояния.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.

Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение

и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Союзы

и частицы как средство связи предложений в тексте.

Нормы письменной речи: правописание грамматических форм слов.

Междометия и звукоподражательные слова.

Система оценки планируемых результатов

Оценка устных ответов учащихся «5» ставится, если ученик:

1)

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых

понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять

знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и

самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного

языка.

«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для

оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в

последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» ставится,

если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений

данной темы, но:

1)

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и

формулировке правил;

2)

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести

свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении

излагаемого.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего

раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений.

Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания,

выставляются две оценки за каждый вид работы.

«5» выставляется за безошибочную работу,

а также при наличии

1

негрубой

орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

«4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4

пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических

ошибках, если среди них есть однотипные.

«3» выставляется при

4

орфографических и

4

пунктуационных ошибках,

или

7

пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается

выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3»

может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и

других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5

орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных

ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При

оценке

выполнения

дополнительных

заданий

рекомендуется

руководствоваться следующим:

«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

«4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

«3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

«2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют. Содержание

излагается последовательно. Работа отличается

богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью

словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и

выразительность текста. В целом в работе

допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых

недочета.

Допускается: 1

орфографическая, или 1

пунктуационная, и 1

грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме

(имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются

единичные фактические неточности, незначительные

нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи

достаточно разнообразен. Стиль работы отличается

единством и достаточной выразительностью. В целом

в работе допускается не более 2 недочетов в

содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2

орфографические, или 2

пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3

пунктуационная ошибки, или

4 пунктуационные ошибки

при отсутствии

орфографических ошибок, а

также 2 грамматические

ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от

темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются

отдельные фактические неточности. Допущены

отдельные нарушения последовательности

изложения. Беден словарь и однообразны

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление. Стиль работы не

отличается единством, речь недостаточно

выразительна. В целом в работе допускается не более

4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4

орфографические и 4

пунктуационных ошибок, или

3 орфографические и 5

пунктуационных ошибок, или

7 пунктуационных при

отсутствии орфографических

ошибок (в 5 классе – 5

орфографических и 4

пунктуационные ошибки), а

также 4 грамматические

ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много

фактических неточностей. Нарушена

последовательность изложения мыслей во всех

частях работы, отсутствует связь между ними, работа

не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа

написана короткими однотипными предложениями со

слабо выраженной связью между ними, часты случаи

неправильного словоупотребления. Нарушено

стилевое единство текста. В целом в работе допущено

6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7

орфографических и 7

пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8

пунктуационных ошибок, 5

орфографических и 9

пунктуационных ошибок, 8

орфографических и 6

пунктуационных ошибок, а

также 7 грамматических

ошибок.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)

оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся

в том случае, когда ученик не допустил или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор

одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью

аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием

или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для

данного класса, для оценки «4» допустимо 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного

умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок,

оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестовых работ

Тест 10-15 вопросов используется для периода контроля.

Тест 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

81 -100 % - «5»

61 -80 % - «4»

40 – 60 % -«3»

Менее 40 %- «2»

Критерии оценивания контрольных работ с бально - рейтинговой системой

«5» - 81 -100 % от максимального количества баллов

«4» - 61 – 80 % от максимального количества баллов «3»

- 40 – 60 % от максимального количества баллов «2» -

менее 40 % от максимального количества баллов

Тематическое планирование по русскому языку

10класс

Кол-во

Календарные

Тема

часов

сроки

п/п

по

факт

плану

Общие сведения о языке - 3 ч

1.1

Русский язык – хранитель истории и духовной

культуры народа.

1

1.09

2.2

Язык как система. Уровни языка.

1

3.09

3.3

Активные процессы в русском языке. Экология языка.

1

8.09

Лексика. Фразеология. Лексикография - 13 ч

4.1

Слово и его значение

1

10.09

5.2

Однозначность и многозначность слов.

1

15.09

6.3

Изобразительно-выразительные средства русского

языка

1

17.09

7.4

Омонимы и их употребление

1

22.09

8.5

Синонимы и их употребление

1

24.09

9.6

Антонимы и их употребление

1

29.09

10.7

Паронимы и их употребление

1

1.10

11.8

Происхождение лексики современного русского языка 1

6.10

12.9

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая

ограниченную сферу употребления

1

8.10

13.10

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

1

13.10

14.11

Фразеологические единицы и их употребление

1

15.10

15.12

Лексикография

1

20.10

16.13

Контрольная работа по теме «Лексика»

1

22.10

Фонетика. Графика. Орфоэпия – 4 ч

17.1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

1

5.11

18.2

Орфоэпия.

1

10.11

19.3

Ударение

1

12.11

20.4 Сочинение-рассуждение по тексту

1

17.11

Морфемика и словообразование – 3 ч

21.1

Состав слова.

1

19.11

Морфемный разбор слова

22.2

Словообразование. Словообразовательный разбор

1

24.11

23.3

Формообразование

1

26.11

Морфология и орфография – 11 ч

24.1

Принципы русской орфографии

1

1.12

25.2

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в

корне слова

1

3.12

26.3

Чередующиеся гласные в корне слова

1

8.12

27.4

Употребление гласных после шипящих и Ц

1

10.12

28.5

Правописание непроизносимых согласных и двойных

согласных

1

15.12

29.6

Правописание гласных и согласных в приставках

1

17.12

30.7

Приставки пре- и при-

1

22.12

31.8

Гласные Ы и И после приставок

1

24.12

32.9

Употребление Ь и Ъ

1

12.01

33.10

Употребление прописных букв. Правила переноса

слов

1

14.01

34.11

Контрольная работа по теме «Морфология и

орфография»

1

19.01

Самостоятельные части речи.

Имя существительное – 5 ч

35.1

Имя существительное как часть речи

1

21.01

36.2

Правописание падежных окончаний имён

существительных

1

26.01

37.3

Гласные в суффиксах имён существительных

1

28.01

38.4

Правописание сложных имён существительных

1

2.02

39.5

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

4.02

Имя прилагательное – 5 ч

40.1

Имя прилагательное как часть речи

1

9.02

41.2

Правописание суффиксов и окончаний имён

прилагательных

1

11.02

42.3

Правописание Н и НН в суффиксах имён

прилагательных

1

16.02

43.4

Правописание сложных имён прилагательных

1

18.02

44.5

Контрольная работа по теме «Правописание имён

прилагательных»

1

25.02

Имя числительное – 4 ч

45.1

Имя числительное как часть речи

1

2.03

46.2

Правописание имён числительных

1

4.03

47.3

Употребление имён числительных в речи

1

9.03

48.4

Сочинение-рассуждение по тексту

1

11.03

Местоимение – 2 ч

49.1

Местоимение как часть речи. Местоимение как

средство связи предложений в тексте

1

16.03

50.2

Правописание местоимений

1

18.03

Глагол – 7 ч

51.1

Глагол как часть речи

1

23.03

52.2

Правописание глаголов

1

25.03

53.3

Причастие как форма глагола

1

6.04

54.4

Образование причастий. Правописание суффиксов

причастий

1

8.04

55.5

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1

13.04

56.6

Деепричастие как форма глагола

1

15.04

57.7

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

20.04

Наречие. Слова категории состояния – 3 ч

58.1

Слова категории состояния. Их грамматические

1

22.04

признаки.

59.2

Наречие как часть речи

1

27.04

60.3

Правописание наречий

1

29.04

Служебные части речи – 7 ч

61.1

Предлог как часть речи

1

4.05

62.2

Правописание предлогов

1

6.05

63.3

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

1

11.05

64.4

Правописание союзов

1

13.05

65.5

Частица как часть речи. Правописание частиц

1

18.05

66.6

Слитное и раздельное написание не и ни с разными

частями речи

1

20.05

67.7

Междометия как особый разряд слов.

Звукоподражательные слова

1

25.05

Повторение – 1 ч

68.1

Обобщающий урок по теме «Морфология и

орфография»

1

27.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей гуманитарного цикла

МБОУ Нагольненской СОШ

от 31.08.2020 г. № 1

Руководитель ШМО

__________ /Е.Б. Сенченко/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________ /О.Н. Семенютина/

___________________ 2020 г.



В раздел образования