Автор: Гамзаева Анжела Гаджиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Камчатский край, г.Петропавловск- Камчатский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок обучения грамоте "Звук [й’] , буква Й, й."
Раздел: начальное образование
Урок обучения грамоте
1класс
УМК « Начальная школа ХХI века»
Тема урока:
«Звук [й’], буква Й, й».
Урок обучения грамоте по программе «Школа 21 века»
Тема: Звук [й’] , буква Й, й.
Задачи: познакомить учащихся с новой буквой Й,й,
углубить знания о звуке[ й
’],
учить
распознавать звук [ й
’]
и соответствующую букву
,совершенствовать умение составлять
звуковую модель слова, формировать навыки правильного, выразительного чтения слов,
предложений; учить работать с текстом, развивать речь, работать индивидуально, в паре.
Универсальные учебные действия:
П о з н а в а т е л ь н ы е : распознавать звук и соответствующую букву, составлять звуковые
модели слов, формулировать ответы на вопросы; осознанно строить речевое высказывание
в устной форме, читать слоги, слова и предложения.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие;
адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия
К о м м у н и к а т и в н ы е : формулировать собственное мнение и позицию.
Л и ч н о с т н ы е : высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
I.Организационный момент.
Слайд:
Звенит звонок, зовет ребят
К работе – к нашей, школьной.
-А для чего нам нужна наша школьная работа? ( Чтобы добывать знания.)
- Желаю вам, чтобы наша совместная работа на уроке прибавила вам знаний.
II. Актуализация знаний.
Слайд. ( Пирамидка)
Слайд.
-Чем звуки отличаются от букв?
III.Артикуляционная гимнастика.
« Хомячок», « Слоник».
-Послушайте загадку и повторите за мной.
Летом серый, зимой белый.
-Повторите медленно, шёпотом, громко, чётко.
IV. Мотивационно- целевой этап.
-Какой звук слышите на конце трех последних слов?
- Когда мы уже встречались с этим звуком?
-Что вы о нём знаете? ( Он согласный, звонкий, всегда мягкий).
-Какие гласные могут его обозначать? ( йотированные)
Слайд: Я,Ё,Е,Ю
- Повторим эти гласные и два звука, которые они обозначают.
- Когда они обозначают два звука?
-Вспомните загадку, назовите отгадку.( Заяц, заюшка, зайчик)
Слайд.
- Герой многих сказок пришёл к вам в гости, он именинник, но очень огорчён, т.к. не знает,
какая буква пишется в его имени.
Слайд: ЗА ? КА
- Произнесите слово. Какой звук слышите в середине?
- Подходят буквы Е,Ё,Ю,Я? ( нет)
-Значит, есть какая-то другая буква для обозначения этого звука.
-Сформулируйте ТЕМУ урока.
Слайд: Звук [Й ’] и буква, которая его обозначает.
- Какие ЦЕЛИ поставим на уроке?
Слайд: (читает ученик)
1.Составлять звуковые модели.
2.Узнать новые сведения о звуке.
3.Познакомиться с новой буквой.
4. Читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
V. Работа по теме урока.
1) Составим звуковую модель слова ЗАЙКА.
(Дети на партах, учитель на интерактивной доске.)
Слайд
-Произносим, выделяя первый звук, даем характеристику, обозначаем фишкой нужного
цвета,выделяем второй звук и т.д. ( Обозначим фишкой синего цвета…)
-Вернёмся к звуку
[ й
’], произнесите его. Что о нём мы уже знаем? ( Перечисляют)
- А теперь попробуйте произнести этот звук твёрдо. Получается?
- Какой вывод можно сделать?
- Это звук мягкий непарный, у него нет твёрдой пары.
- Дайте полную характеристику. ( Согласный, звонкий, мягкий непарный)
-НЕ УБИРАЙТЕ МОДЕЛЬ, она нам пригодится.
2) Физминутка « Поймай звук»
[Й’] есть- хлопок, [й’] нет- прыжок.
Листок,лайка,герой,портфель,чай,тарелка,скамейка,лейка,скакалка,муравей,трамвай,
тарелка, бой, лицо, умывальник, соловей, машина, змей.
3) Доскажи словечко:
- Как на Зайкины именины испекли мы … КАРАВАЙ.
Индивидуальная работа у доски с контролёром. ( Один ученик составляет звуковую
модель слова, второй стоит рядом и, в случае необходимости, помогает или
исправляет).
-Составить звуковую модель слова КАРАВАЙ.
Для класса:
4) Работа в парах по учебнику, с 71.
- К каким словам надо составить звуковые модели?
- Подумайте в паре, к какому слову подойдёт модель, которую мы оставили, а ко второму
составьте с товарищем.
-Поднимите руки домиком.
ПРОВЕРКА: Слайд.
- Для какого слова не пришлось составлять модель?
-Что изменилось во второй модели? Почему?
ПРОВЕРКА модели слова КАРАВАЙ.
-Читаем слова по моделям: гайка, чайка, каравай.
-Где встретился звук [й’]? ( В середине и в конце слова.)
5) Знакомство с буквой.
Слайд:
- Всегда мягкий согласный звонкий звук обозначает буква – хором: «И краткое»
- О букве «И краткое» есть стихотворения.
Читающие ученики:
Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому что запятая на плечах её сидит.
Наверху у Й кавычка,
Словно маленькая птичка.
- На какую букву похожа буква «И краткое»? Чем отличается?
Чтение стихотворения по учебнику,с.71.
- Чему завидует буква И?
6) Место на ленте букв.
-Найдите букву на ленте букв.( 1 ученик)
- Почему она стоит в верхнем ряду?
7) Письмо печатной буквы.
-Чтобы помочь Зайке, научимся писать печатную букву.
ЛИСТ.
-Из каких элементов она состоит? ( Две прямых и одна наклонная)
( Образец учителя)
- Напишите строчку ручкой.
– Теперь мы знаем, какой буквой надо обозначать звук Й?
- Вставьте в имя Зайки нужную букву.( 1 ученик) ( Слово на карточке на доске: За?ка)
- Читаем: Зайка.
8) ФИЗМИНУТКА
- Зайка теперь очень рад.
Скок -поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт .
9) ЧТЕНИЕ СЛОГОВ.
- Мы поработали со звуком, познакомились с буквой, что мы теперь можем делать?
Слайд.
Чтение хором, по рядам, индивидуально.
ОЙ ЁЙ ИЙ ЫЙ АЙ ЯЙ ЭЙ ЕЙ УЙ ЮЙ
Ой! Ай! Эй! - Когда мы так говорим?
Дай, май. Рой, пой, сей, вей.
10) ЧТЕНИЕ СЛОВ по учебнику с .72.
-Хором.
-Индивидуально.
-Прочитайте только те столбики, где есть буква «И краткое».
-Какие два слова в третьем столбике записаны с большой буквы? Почему?
-Какие два слова звучат одинаково, а записаны по- разному? Почему?
-Какие слова в четвёртом столбике читаются одинаково, а записаны по- разному?
- Про что можно сказать не мой, а про кого- немой?
11) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Что мы можем читать после слов?
Слайд.
- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, чем кот угощает Зайку?
12) Дифференцированная работа в парах.
- Три пары будут читать текст и подчеркнут слова с буквой «И краткое».( Лист)
- Остальные дети выполняют задание « Буква потерялась»: нужно вставить букву и
почитать друг другу предложение. (Сигнал- руки домиком.)( Лист)
( У детей листочки для работы в паре)
1группа (Желтые листочки)
Зайчику обед несут.
Лук, капуста, клевер тут.
Из морковки есть салат.
Вот ушастый будет рад!
2группа.( Зелёные листочки)
– Э…., посто….., За….ка мо……, лапы мо….. перед едо….. !
ПРОВЕРКА
1группа.
- Кто хочет прочитать, чем угощали Зайку?
- Какие слова подчеркнули?
2группа.
- Какую букву вставили?
-Какой совет дадим Зайке?
Чтение индивидуальное.
Чтение хором с выражением.
VI.Рефлексия.
- Как звучала тема урока?
- Какие цели мы ставили?
- Мы достигли целей?
-Как вы думаете, на сегодняшнем уроке у вас прибавилось знаний?
-Какие новые сведения о звуке
[ й
’]узнали?
- Оцените себя:
Слайд:
-Я знаю…
-Я умею…
-Какое у вас настроение в конце урока и почему?
-Вот и Зайка благодарит вас за помощь и за вашу работу и дарит вам свой портрет.
Слайд:
Спасибо вам, ребята, за работу!Все вы сегодня молодцы! Урок окончен.