Автор: Кужугет Чойганмаа Ховен-Ооловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чечек"
Населённый пункт: село Кызыл-Мажалык, республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: История кукол
Раздел: дошкольное образование
История кукол
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек
соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.
Кукла,
как
отражение
владельца,
связана
с
ним
физиче скими,
психологическими и мировоззренческими связями.
Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый между
миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь
полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная
возможность
вернуться
в
мир
детства.
Но
они
не
всегда
считались
исключительно детскими игрушками. Наши предки придавали таким ручным
поделкам особое значение и называли их куклами оберегами, уделяя большое
внимание таинству материнства и способам защиты от зла маленьких детей.
Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в
колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос,
учился ходить, произносил первые слова.
В первые месяцы жизни биополе
ребёнка
особенно
уязвимо
для
дурного
глаза.
Поэтому,
чтобы
уберечь
ребенка,
родня
изготавливались
различные
талисманы
из
дерева
или
агальматолита, в виде образов зверей.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в
которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические
и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их
различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это
потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой
крестьянин учились у одного великого мастера — природы. И в роскошном
дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были
разными.
У
одних
игрушкой
служила
деревянная
чурка,
завернутая
в
тряпицу,
у
других
—
дорогостоящие
затейливые,
сделанные
на
заказ
механические куклы.
В Туве куклы (ойнаар-кыс)изготавливались из войлока. Им придавали
человеческие черты и одевали: в
тыва тон (национальное пальто) и тыва
борт (шапка), сапоги тыва идик, обязательным было также и наличие пояса
куржаныр кур. Интересно, что от цвета пояса зависел и цвет одеяния куклы.
Например, синее одеяния – красный пояс.
Традиционная кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и
фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Как
спутник игры она приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в
себе,
реализацию
своих
личностных
потребностей.
Игры
с
куклой
пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и
нежность,
помогают
накопить
опыт
положительных
нравственных
переживаний. Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой -
ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка:
ум, физические и нравственные качества.