Напоминание

"Комнатные растения-наши друзья"


Автор: Дигина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №58 "Гнёздышко""
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Комнатные растения-наши друзья"
Дата публикации: 11.08.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




Экологический проект

«Комнатные растения – наши друзья»

Авторы проекта: воспитатель I квалификационной категории Дигина Ольга Викторовна,

Участники проекта: воспитатели группы, дети второй младшей группы №7, родители.

Место реализации проекта: МОУ Детский сад № 58

Тип проекта:

по методу: исследовательский;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: краткосрочный.

Цель проекта:

Развивать

экологическую

культуру

детей

младшего

дошкольного

возраста

на

основе

информации

о

жизни

растений,

способах

ухода

за

ними,

эмоциональных

переживаний,

практических действий (дидактические игры с цветами, уход за растениями, проведение

опытов, посадка фикуса).

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Познакомить с понятием «комнатные растения», с их значением в жизни человека;

помочь запомнить и правильно называть части растений, отличительные особенности

внешнего вида растений: фикуса, кактуса, фиалки и герани.

2. Дать понятие, что нужно растениям для их роста (вода, тепло, свет).

3.

Учить

детей

ухаживать

за

комнатными

растениями

(поливать,

протирать

листья,

опрыскивать).

Воспитательные:

1. Поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за ними.

2. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.

2. Упражнять в приёмах по уходу за комнатными растениями (поливе, опрыскивание,

протирание листьев).

Актуальность проекта

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу,

наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений,

так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Комнатные растения – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь,

охранять и знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

И, конечно же, важно развивать желание ребенка быть творцом этой красоты.

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает

вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно

найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить

первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для

поисково-исследовательской деятельности малышей.

Мы считаем, что использование комнатных растений в формировании экологических

понятий в младшем дошкольном возрасте целесообразно, т. к. в мире растений наглядно

проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.

Проблема проекта:

Что мы знаем про это?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Они красивые.

Хорошо пахнут.

Цветы растут.

У них есть листья

Зачем нам растения?

Из каких частей состоит

цветок?

Нужен ли растениям свет?

Зачем растения поливают?

Рассказ воспитателя.

Рассматривание

иллюстраций.

Проведение опытов.

В процессе наблюдения за цветами в уголке природы, были выявлены недостаточные

знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. Дети задавали вопросы: «

Почему пожелтели листочки комнатных растений? Зачем цветы поливают?» - так была

сформулирована проблема проекта.

Виды детской деятельности:

Содержание

поставленных

задач

проекта

реализуется

в

разных

видах

детской

деятельности, в режимных моментах и в совместной деятельности:

Виды

деятельност

и

Методы работы

Игровая

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди такой же»,

«Угадай растение по описанию», «Где спрятался Медвежонок?»,

«Найди растение по названию»

Двигательна

я

«Раз, два, три – к цветку беги!», «День- ночь»

Коммуникат

ивная

Беседы с детьми:

Что необходимо растению для роста?», «Как

ухаживать за комнатными растениями?», «Строение комнатного

растения»;

Чтение

художественной

литературы:

стихотворение

Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях»,

чтение

стихотворения

Н.

Шайбаковой

«Кактус»,

загадывание

загадок, заучивание стихотворения «Кактус»

Познаватель

ная

«Что изменилось?», «Найди отличия», «Собери цветок»

Конструктив

ная

«Солнышко», «Разноцветные цветочки»

Художествен

но-

эстетическая

Раскрашивание раскрасок по теме, лепка «Кактус», рисование

«Светит солнышко», аппликация из салфеток «Кактус»,

коллективная аппликация «Фикус»

Обеспечение проекта

:

пополнение уголка природы необходимым оборудованием: леечки, тряпочки, тазы и

ведерки, фартучки;

оснащение экологической зоны в группе новыми растениями, учитывая возрастные

особенности детей;

изготовление «Паспорта комнатных растений»

картотека опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете

(Приложение №5);

карточки – схемы ухода за комнатным растением;

модель «Строение комнатных растений» (Приложение №6);

опорная схема «Расскажи о растении» (Приложение №7);

подбор дидактических игр по знакомству с комнатными растениями (Приложение

№2).

Изготовление лэпбука: тип - интерактивная папка «Комнатные растения»

Изготовление дидактического пособия «Строение комнатного растения»

Предполагаемый результат:

Владение детьми информацией:

растению для роста необходимо: свет, тепло, вода;

растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;

растения отличаются друг от друга;

состояние растения зависит от ухода человека.

Продукт проектной деятельности:

коллективная аппликация «Фикус».

Технология проекта:

Целеполагание: научить детей применять знания, умения и навыки, полученные в

процессе проекта по уходу за комнатными растениями (поливать, протирать листья,

опрыскивать, рыхлить почву).

Разработка проекта:

- к кому обратиться за помощью? (К воспитателям, побеседовать с родителями);

- в каких источниках найти информацию?

(Дети: рассмотреть детские книги с иллюстрациями о цветах, об их жизненном цикле;

иллюстрации с правилами по уходу за растениями)

( Педагоги: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию; дидактические игры по

экологическому воспитанию перспективный план работы по формированию экологической

культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста»; В.А. Дрязгунова

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»; интернет-ресурсы);

- какие предметы использовать? (Лейки, мокрые тряпочки, опрыскиватель, деревянные

палочки, ведёрки, тазы, фартуки);

- для достижения цели дети с помощью воспитателя работают с лейкой, протирают

крупные листья растений мокрой тряпочкой, рыхлят почву деревянной палочкой,

опрыскивают.

План реализации проекта:

Основные

направлен

ия

деятельнос

ти

Деятельность педагога

Формирование ЗУН детей

I этап – подготовительный

1.Беседа

д е т е й

с

Мишуткой

«Комнатн

ые

растения

нашей

группы»

Формулирует проблему, определяет

продукт проекта.

Вводит в игровую ситуацию.

Формулирует

задачи

проекта

«на

модели трёх вопросов».

Вхождение в проблему.

В ж и в а н и е

в

и г р о в у ю

ситуацию. Принятие задачи.

Дополнительные

вопросы

к

проекту.

2.Работа

с

родителям

1.Размещение статей, рекомендаций по теме проекта. 2.Консультации

для родителей: «Домашняя школа «зелёного» воспитания»; «О

пользе комнатных растений».

и.

3.Беседы и анкетирование родителей (Приложение №1).

3.Методич

еское

обеспечен

ие проекта

- Подбор методической литературы;

-

составление

картотеки

дидактических

игр

(Приложение

№2)

и

опытов по теме проекта (Приложение №5);

-изготовление

пособий: модель «Строение комнатного растения»

(Приложение

№6);

опорная

схема

«Расскажи

о

растении»

(Приложение №7).

II этап - основной

1 неделя

Опыт №1

1.Беседа «Цветы на подоконнике»

2.Игра «Назови части растения»

3.Пальчиковая игра «Цветок»

4.Игра с карточками

«Что растениям необходимо для

роста?»

5.Организация

о п ы т а

№ 1

Необходимость

света

для

роста

растений. (Приложение №5 стр.20)

1. Дать детям понятия

«комнатные растения»

познакомить с их значением в

жизни человека.

2. Вести наблюдение за

объектами живой природы.

3.Познакомить детей с

комнатным растением

«герань», его строением.

4.В процессе игры

познакомить с

необходимыми условиями для

жизни растений.

2 неделя

Опыт №2

1.Подведение итогов опыта №1.

2 . С о с т а в л е н и е

р а с с к а з а

о

к о м н а т н о м

р а с т е н и и

с

и с п о л ь з о в а н и е м

и г р о в о г о

персонажа (литер.№1, стр.40)

3.Игра

на

развитие

воображения

(ситуации): «Как лейка с цветами

дружила?»,

«Как

живётся

нашим

комнатным растениям в выходные

дни?»

4.Дыхательное упражнение «Подуй

на цветок»

5.Подвижная игра «Раз, два, три – к

цветку беги!»

6.Организация опыта №2«

Необходимость влаги для роста

растений» (Приложение №5 стр.

20)

1.Учить составлять небольшие

описательные

рассказы

о

растении по модели.

2 . Р а з в и в а т ь

н а в ы к и

ситуативного

воображения

детей.

3.Показать

детям

потребность

растений во влаге. Продолжать

обучать процессу поливки.

4.Во спитывать

интере с

к

экспериментальной

деятельности.

3 неделя

1.Загадки о кактусе.

2.Рассказ воспитателя о необычном

растении.

3.Игра малой подвижности

1.П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

растением «кактус».

2.Закрепить умение детей

создавать законченный образ с

«Кактус и насекомые»

4.Чтение стихотворения Н.

Шайбаковой «Кактус»

5.Объяснение поэтапного

выполнения поделки. Подведение

итогов.

6.Подведение итогов опыта №2.

использованием бросового

материала.

3.Формировать навыки

правильного ухода за кактусом.

4.Закреплять навыки

вытирания пыли с кактуса с

помощью кисточки.

4 неделя

1.Дидактическая игра «Где

спряталась Мишутка?»

3 . Д и д а к т и ч е с к а я

и г р а

«Следопыты»

4 . Д ы х ат е л ь н о е

у п р а ж н е н и е

«Понюхаем цветочки»

5.Напольная игра «Составь цветок

с разноцветными лепестками»

1.Развивать

пространственные

отношения детей.

2.Закрепить названия растений.

Учить

находить

растения

по

названию.

3.Воспитывать интерес к играм

экологического содержания.

5 неделя

2..Игра

«Угадай

по

описанию»

3.Пальчиковая игра «Солнышко»

4.Воспитатель

демонстрирует

варианты изображения лучей.

5.Рисование «Светит солнышко»

6.Подведение итогов.

Чтение

сказки

перед

сном

«У

солнышка в гостях»

1 . П о м о ч ь

д е т я м

с формулировать

вывод

о

необходимости света для роста

растений.

2.Формировать

н а в ы к и

нахождения

растения

по

перечисленным признакам.

3.Закреплять

умения

детей

изображать

неживые

объекты

природы.

6 неделя

1.Игра «Найди такой же»

(Приложение №2 игра №1)

2.Рассмотреть строение кактуса.

3.Игра малой подвижности «Где

находится цветок?»

4. Объяснение поэтапного

выполнения аппликации.

1. Подвести детей к выводу о

необходимости влаги для роста

растений.

2.Формировать

навыки

по

у х о д у

з а

к о м н а т н ы м и

растениями: кактусом, геранью.

3.Воспитывать интерес детей к

художественному творчеству.

7 неделя

1..Дидактическая игра «Опиши

растение по схеме»

2.Подвижная игра «Раз, два, три – к

цветку беги!»

3.Речевая игра «Что сначала, что

потом»

4.Посадка фикуса.

5.Подведение итогов проекта с

детьми.

1.Закрепить умение детей

составлять короткий рассказ о

растении.

2.Сформировать представление

о потребности растений в

земле. Составить модель

последовательности трудового

процесса посадки фикуса.

3.Воспитывать желание

помогать растениям:

протирание крупных листьев от

пыли влажной тряпочкой.

III этап заключительный

Продукт

проектной

деятельнос

ти

Коллективная аппликация «Фикус»

Представление продукта

деятельности.

Подведение итогов проекта:

В ходе проекта дети более подробно узнали о жизни комнатных растений, об уходе за

ними и необходимых условиях для их роста и развития, активно участвовали в

практических занятиях, с большим удовольствием выполняли и выполняют поручения по

дежурству в уголке природы, заботятся о растениях в экологическом уголке.

Особый интерес у детей вызвал «огород на окне»: рассматривали почву, сажали овёс, лук,

регулярно наблюдаем за изменениями и ростом растений.

Родители приняли активное участие в акции «Подари цветок группе», очень

эмоционально реагировали на выставки детских работ, помогали в организации «огорода

на окне».

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и

приемов, что способствует повышению уровня экологического культуры, трансляции

своего педагогического опыта по данной тематике.

Перспективы:

Продолжать проведение опытов с комнатными растениями;

Обмен практическим опытом по ознакомлению младших дошкольников с жизнью

комнатных растений с воспитателями МОУ;

Участие в районных педагогических конкурсах, в интернет - проектах;

Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.

Список использованной литературы:

1.О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного

возраста.- С – П «Детство-Пресс», 2002.

2.М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989.

3.Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003.

4.В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 1991.

5.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»

М., 1981.



В раздел образования