Автор: Дигина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №58 "Гнёздышко""
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Комнатные растения-наши друзья"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект
«Комнатные растения – наши друзья»
Авторы проекта: воспитатель I квалификационной категории Дигина Ольга Викторовна,
Участники проекта: воспитатели группы, дети второй младшей группы №7, родители.
Место реализации проекта: МОУ Детский сад № 58
Тип проекта:
по методу: исследовательский;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: краткосрочный.
Цель проекта:
Развивать
экологическую
культуру
детей
младшего
дошкольного
возраста
на
основе
информации
о
жизни
растений,
способах
ухода
за
ними,
эмоциональных
переживаний,
практических действий (дидактические игры с цветами, уход за растениями, проведение
опытов, посадка фикуса).
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием «комнатные растения», с их значением в жизни человека;
помочь запомнить и правильно называть части растений, отличительные особенности
внешнего вида растений: фикуса, кактуса, фиалки и герани.
2. Дать понятие, что нужно растениям для их роста (вода, тепло, свет).
3.
Учить
детей
ухаживать
за
комнатными
растениями
(поливать,
протирать
листья,
опрыскивать).
Воспитательные:
1. Поддерживать интерес детей к растениям и желание ухаживать за ними.
2. Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.
2. Упражнять в приёмах по уходу за комнатными растениями (поливе, опрыскивание,
протирание листьев).
Актуальность проекта
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу,
наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений,
так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Комнатные растения – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь,
охранять и знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
И, конечно же, важно развивать желание ребенка быть творцом этой красоты.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает
вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно
найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить
первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для
поисково-исследовательской деятельности малышей.
Мы считаем, что использование комнатных растений в формировании экологических
понятий в младшем дошкольном возрасте целесообразно, т. к. в мире растений наглядно
проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
Проблема проекта:
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Они красивые.
Хорошо пахнут.
Цветы растут.
У них есть листья
Зачем нам растения?
Из каких частей состоит
цветок?
Нужен ли растениям свет?
Зачем растения поливают?
Рассказ воспитателя.
Рассматривание
иллюстраций.
Проведение опытов.
В процессе наблюдения за цветами в уголке природы, были выявлены недостаточные
знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. Дети задавали вопросы: «
Почему пожелтели листочки комнатных растений? Зачем цветы поливают?» - так была
сформулирована проблема проекта.
Виды детской деятельности:
Содержание
поставленных
задач
проекта
реализуется
в
разных
видах
детской
деятельности, в режимных моментах и в совместной деятельности:
Виды
деятельност
и
Методы работы
Игровая
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди такой же»,
«Угадай растение по описанию», «Где спрятался Медвежонок?»,
«Найди растение по названию»
Двигательна
я
«Раз, два, три – к цветку беги!», «День- ночь»
Коммуникат
ивная
Беседы с детьми:
Что необходимо растению для роста?», «Как
ухаживать за комнатными растениями?», «Строение комнатного
растения»;
Чтение
художественной
литературы:
стихотворение
Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях»,
чтение
стихотворения
Н.
Шайбаковой
«Кактус»,
загадывание
загадок, заучивание стихотворения «Кактус»
Познаватель
ная
«Что изменилось?», «Найди отличия», «Собери цветок»
Конструктив
ная
«Солнышко», «Разноцветные цветочки»
Художествен
но-
эстетическая
Раскрашивание раскрасок по теме, лепка «Кактус», рисование
«Светит солнышко», аппликация из салфеток «Кактус»,
коллективная аппликация «Фикус»
Обеспечение проекта
:
пополнение уголка природы необходимым оборудованием: леечки, тряпочки, тазы и
ведерки, фартучки;
оснащение экологической зоны в группе новыми растениями, учитывая возрастные
особенности детей;
изготовление «Паспорта комнатных растений»
картотека опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете
(Приложение №5);
карточки – схемы ухода за комнатным растением;
модель «Строение комнатных растений» (Приложение №6);
опорная схема «Расскажи о растении» (Приложение №7);
подбор дидактических игр по знакомству с комнатными растениями (Приложение
№2).
Изготовление лэпбука: тип - интерактивная папка «Комнатные растения»
Изготовление дидактического пособия «Строение комнатного растения»
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией:
растению для роста необходимо: свет, тепло, вода;
растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
растения отличаются друг от друга;
состояние растения зависит от ухода человека.
Продукт проектной деятельности:
коллективная аппликация «Фикус».
Технология проекта:
Целеполагание: научить детей применять знания, умения и навыки, полученные в
процессе проекта по уходу за комнатными растениями (поливать, протирать листья,
опрыскивать, рыхлить почву).
Разработка проекта:
- к кому обратиться за помощью? (К воспитателям, побеседовать с родителями);
- в каких источниках найти информацию?
(Дети: рассмотреть детские книги с иллюстрациями о цветах, об их жизненном цикле;
иллюстрации с правилами по уходу за растениями)
( Педагоги: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию; дидактические игры по
экологическому воспитанию перспективный план работы по формированию экологической
культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста»; В.А. Дрязгунова
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»; интернет-ресурсы);
- какие предметы использовать? (Лейки, мокрые тряпочки, опрыскиватель, деревянные
палочки, ведёрки, тазы, фартуки);
- для достижения цели дети с помощью воспитателя работают с лейкой, протирают
крупные листья растений мокрой тряпочкой, рыхлят почву деревянной палочкой,
опрыскивают.
План реализации проекта:
Основные
направлен
ия
деятельнос
ти
Деятельность педагога
Формирование ЗУН детей
I этап – подготовительный
1.Беседа
д е т е й
с
Мишуткой
«Комнатн
ые
растения
нашей
группы»
Формулирует проблему, определяет
продукт проекта.
Вводит в игровую ситуацию.
Формулирует
задачи
проекта
«на
модели трёх вопросов».
Вхождение в проблему.
В ж и в а н и е
в
и г р о в у ю
ситуацию. Принятие задачи.
Дополнительные
вопросы
к
проекту.
2.Работа
с
родителям
1.Размещение статей, рекомендаций по теме проекта. 2.Консультации
для родителей: «Домашняя школа «зелёного» воспитания»; «О
пользе комнатных растений».
и.
3.Беседы и анкетирование родителей (Приложение №1).
3.Методич
еское
обеспечен
ие проекта
- Подбор методической литературы;
-
составление
картотеки
дидактических
игр
(Приложение
№2)
и
опытов по теме проекта (Приложение №5);
-изготовление
пособий: модель «Строение комнатного растения»
(Приложение
№6);
опорная
схема
«Расскажи
о
растении»
(Приложение №7).
II этап - основной
1 неделя
Опыт №1
1.Беседа «Цветы на подоконнике»
2.Игра «Назови части растения»
3.Пальчиковая игра «Цветок»
4.Игра с карточками
«Что растениям необходимо для
роста?»
5.Организация
о п ы т а
№ 1
Необходимость
света
для
роста
растений. (Приложение №5 стр.20)
1. Дать детям понятия
«комнатные растения»
познакомить с их значением в
жизни человека.
2. Вести наблюдение за
объектами живой природы.
3.Познакомить детей с
комнатным растением
«герань», его строением.
4.В процессе игры
познакомить с
необходимыми условиями для
жизни растений.
2 неделя
Опыт №2
1.Подведение итогов опыта №1.
2 . С о с т а в л е н и е
р а с с к а з а
о
к о м н а т н о м
р а с т е н и и
с
и с п о л ь з о в а н и е м
и г р о в о г о
персонажа (литер.№1, стр.40)
3.Игра
на
развитие
воображения
(ситуации): «Как лейка с цветами
дружила?»,
«Как
живётся
нашим
комнатным растениям в выходные
дни?»
4.Дыхательное упражнение «Подуй
на цветок»
5.Подвижная игра «Раз, два, три – к
цветку беги!»
6.Организация опыта №2«
Необходимость влаги для роста
растений» (Приложение №5 стр.
20)
1.Учить составлять небольшие
описательные
рассказы
о
растении по модели.
2 . Р а з в и в а т ь
н а в ы к и
ситуативного
воображения
детей.
3.Показать
детям
потребность
растений во влаге. Продолжать
обучать процессу поливки.
4.Во спитывать
интере с
к
экспериментальной
деятельности.
3 неделя
1.Загадки о кактусе.
2.Рассказ воспитателя о необычном
растении.
3.Игра малой подвижности
1.П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
растением «кактус».
2.Закрепить умение детей
создавать законченный образ с
«Кактус и насекомые»
4.Чтение стихотворения Н.
Шайбаковой «Кактус»
5.Объяснение поэтапного
выполнения поделки. Подведение
итогов.
6.Подведение итогов опыта №2.
использованием бросового
материала.
3.Формировать навыки
правильного ухода за кактусом.
4.Закреплять навыки
вытирания пыли с кактуса с
помощью кисточки.
4 неделя
1.Дидактическая игра «Где
спряталась Мишутка?»
3 . Д и д а к т и ч е с к а я
и г р а
«Следопыты»
4 . Д ы х ат е л ь н о е
у п р а ж н е н и е
«Понюхаем цветочки»
5.Напольная игра «Составь цветок
с разноцветными лепестками»
1.Развивать
пространственные
отношения детей.
2.Закрепить названия растений.
Учить
находить
растения
по
названию.
3.Воспитывать интерес к играм
экологического содержания.
5 неделя
2..Игра
«Угадай
по
описанию»
3.Пальчиковая игра «Солнышко»
4.Воспитатель
демонстрирует
варианты изображения лучей.
5.Рисование «Светит солнышко»
6.Подведение итогов.
Чтение
сказки
перед
сном
«У
солнышка в гостях»
1 . П о м о ч ь
д е т я м
с формулировать
вывод
о
необходимости света для роста
растений.
2.Формировать
н а в ы к и
нахождения
растения
по
перечисленным признакам.
3.Закреплять
умения
детей
изображать
неживые
объекты
природы.
6 неделя
1.Игра «Найди такой же»
(Приложение №2 игра №1)
2.Рассмотреть строение кактуса.
3.Игра малой подвижности «Где
находится цветок?»
4. Объяснение поэтапного
выполнения аппликации.
1. Подвести детей к выводу о
необходимости влаги для роста
растений.
2.Формировать
навыки
по
у х о д у
з а
к о м н а т н ы м и
растениями: кактусом, геранью.
3.Воспитывать интерес детей к
художественному творчеству.
7 неделя
1..Дидактическая игра «Опиши
растение по схеме»
2.Подвижная игра «Раз, два, три – к
цветку беги!»
3.Речевая игра «Что сначала, что
потом»
4.Посадка фикуса.
5.Подведение итогов проекта с
детьми.
1.Закрепить умение детей
составлять короткий рассказ о
растении.
2.Сформировать представление
о потребности растений в
земле. Составить модель
последовательности трудового
процесса посадки фикуса.
3.Воспитывать желание
помогать растениям:
протирание крупных листьев от
пыли влажной тряпочкой.
III этап заключительный
Продукт
проектной
деятельнос
ти
Коллективная аппликация «Фикус»
Представление продукта
деятельности.
Подведение итогов проекта:
В ходе проекта дети более подробно узнали о жизни комнатных растений, об уходе за
ними и необходимых условиях для их роста и развития, активно участвовали в
практических занятиях, с большим удовольствием выполняли и выполняют поручения по
дежурству в уголке природы, заботятся о растениях в экологическом уголке.
Особый интерес у детей вызвал «огород на окне»: рассматривали почву, сажали овёс, лук,
регулярно наблюдаем за изменениями и ростом растений.
Родители приняли активное участие в акции «Подари цветок группе», очень
эмоционально реагировали на выставки детских работ, помогали в организации «огорода
на окне».
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и
приемов, что способствует повышению уровня экологического культуры, трансляции
своего педагогического опыта по данной тематике.
Перспективы:
Продолжать проведение опытов с комнатными растениями;
Обмен практическим опытом по ознакомлению младших дошкольников с жизнью
комнатных растений с воспитателями МОУ;
Участие в районных педагогических конкурсах, в интернет - проектах;
Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.
Список использованной литературы:
1.О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного
возраста.- С – П «Детство-Пресс», 2002.
2.М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989.
3.Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003.
4.В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 1991.
5.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»
М., 1981.