Напоминание

"Маленькие логики"


Автор: Дигина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №58 "Гнёздышко""
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Маленькие логики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Название проекта: «Маленькие логики»

Авторы проекта: воспитатель первой квалификационной категории

Дигина Ольга Викторовна,

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы и их родители.

Место реализации:

МОУ « Детский сад №58» Дзержинского района Волгограда

Тип проекта:

По ведущему методу: информационный, творческий, игровой;

По содержанию: ребёнок и его семья;

По характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель;

Характер контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы;

По количеству участников проекта: коллективный;

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - апрель 2016-2017 учебный

год).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей

второй младшей группы посредством дидактических игр с использованием палочек Х.

Кюизенера и блоков Дьёнеша.

Задачи проекта:

1.

Обеспечить группу необходимым оборудованием для реализации проекта.

2.

Пробудить интерес детей к предполагаемой деятельности.

3.

В процессе проекта развивать у детей внимательность, сообразительность,

положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность,

предпосылки к развитию логического мышления.

4.

Вовлечь родителей в совместную проектную деятельность с детьми, для обогащения

их опыта познавательного развития ребёнка.

Проблема: Что такое блоки Дьёнеша? Что такое палочки Кюизенера? В какие игры с

ними можно играть?

Инструментарий:

Для успешной реализации проекта «Маленькие логики» были внесены изменения в

предметно-пространственную среду группы: был оформлен «Уголок познавательной

математики», в котором помещены дидактические игры, счётные палочки,

геометрические фигуры и тела, детская литература.

Специально для проекта составлена картотека развивающих игр с блоками Дьёнеша и

палочками Кюизенера, приобретены игровые альбомы «Волшебные дорожки», «Весёлые

цветные числа», «Маленькие логики»;

были изготовлены игры: «Найди отличия», «Заплатки», «Гаражи», «Собери листочки» и

другие.

Весь материал для педагогов распределён по образовательным областям.

Используемый дидактический и игровой материал:

Настольный театр геометрических фигур;

Игрушки-заместители;

Цветные прищепки;

Напольные геометрические фигуры;

Блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера;

Пазлы, лото, мозаика;

Геометрическое домино;

Деревянный конструктор;

Конструктор Лего;

Дидактические игры «Что к чему», «Вверху - внизу», «Магазин», «Цвета»,

«Формы» и другие;

Макеты «Зоопарк», «Уголок безопасности», «Домашние животные»;

Наборы для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Кухня», «Автобус»,

«Парикмахерская»;

Машины и куклы разной величины;

Модули животных;

Муляжи фруктов и овощей;

Посуда;

Музыкальные инструменты;

Мячи, обручи, мягкие модули

Актуальность проекта.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его

познавательных и творческих способностей.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном

возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с

самого

раннего

возраста

на

основе

практических

действий

у

детей

необходимо

формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Существуют

уникальные

по

своим

развивающим

возможностям

современные

педагогические средства: логические блоки З. Дьёнеша и палочки Х. Кюизенера. Эти

частные

методики

отличаются

своими

особенностями:

универсально стью,

абстрактностью, высокой эффективностью.

В процессе игр с блоками Дьёнеша дети учатся делить объекты на группы в зависимости

от их свойств, сравнивают их, находят различия, строят простейшие классификации, а

также

знакомятся с различными признаками предметов (размером, цветом, формой,

толщиной).

При использовании палочек Кюизенера детей легко подвести к осознанию соотношений

«больше — меньше», «длиннее - короче», «выше – ниже», познакомить со свойствами

отношений, научить делить целое на части и измерять объекты.

Логические

блоки

Золтона

Дьёнеша

и

палочки

Джорджа

Кюизенера

являются

одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-

познавательной деятельности ребёнка.

Занимательность

этого

дидактического

материала

оживляет

ту

математику,

которую

многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе

нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Маленькие логики».

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (октябрь):

Формирование проблемы проекта;

Определение темы, актуальности и цели;

Анкетирование родителей (Приложение №1);

Знакомство детей и родителей с целью и задачами проекта, планом совместной

деятельности в проекте;

Обогащение предметно-развивающей среды различными материалами и предметами

в соответствии с темой проекта;

Подбор методической литературы;

Подбор дидактических игр с блоками Дьёнеша (Приложение №2) и палочками

Кюизенера (Приложение №3);

Разработка перспективного планирования проекта (Приложение №4).

2 этап – основной (ноябрь- апрель):

Содержание поставленных задач проекта реализуется в разных видах деятельности,

в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей:

Виды

деятельности

Методы работы

Игровая

Сюжетно-ролевая игра

(блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера используются как

предметы – заместители):

«Магазин», «Встречаем гостей», «Больница», «Автобус»

Двигательная

Подвижные игры

(блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера используются как

предметы для игры):

«Гаражи», «Найди свой домик», «Раз, два, три - к своему

домику беги!».

Соревнования: «Кто быстрее перенесёт палочки?»,

«Закати в ворота», «Кто быстрее заселит жильцов в дом?».

Коммуникативна

я

Рассказывание и сочинение сказок

(модели блоков и палочек в виде героев сказок):

русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок»,

«Рукавичка», «Три медведя».

Познавательная

Игры на выявление и абстрагирование свойств:

«Домино», сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Продолжи

ряд», «Чудесный мешочек»,

«Собери в ведёрко блоки», «Раз, два, три -ко мне лети!».

Игры на сравнение: «Что изменилось?», «Найди отличия»,

«Геометрическое лото», «Сравни блоки», «Сравни две

палочки».

Игры на классификацию: «Этажи», «Геометрические

домики», «Два обруча», «Собери листочки», «Найди свой

домик», «Строим дорожки», «Коврик для кошечки».

Конструктивная

Конструирование объектов, используя блоки Дьёнеша и

палочки Кюизенера:

«Сушим длинные и короткие полотенца», «Стульчики для

игрушек», «Солнышко», «Разноцветные цветочки»,

«Цветочки разной величины», «Коврики для кошек».

Художественно-

эстетическая

Составление художественных композиций, используя

блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера:

«Художники», «Составь узор по образцу»,

«Рассмотри и дорисуй странички» (альбом – игра

«Волшебные дорожки», игра №6-13);

«Выложи разноцветные силуэты» (альбом-игра

«Маленькие логики», игра №5-8);

составление композиций по замыслу детей.

В процессе реализации

перспективного планирования проекта (Приложение №4)

необходимо использовать комплекс методов и приёмов:

Словесные методы (объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка);

Игровые методы (дидактические игры, действия с игрушками, имитация действий и

движений, прятанье и поиск предметов, элементы соревнования, разнообразные действия

с игрушками, игры с блоками Дьёнеша и палочками Кюизенера);

Практические методы (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, упражнения

конструктивного характера);

Наглядные методы (демонстрация картинок «Что перепутал художник?», «Где находится

предмет?», плоскостные изображения героев сказок и мультфильмов, рисунков, плакатов).

Работа с родителями осуществляется согласно этапам работы:

Этапы работы

Задачи и

формы работы

Информационно -

аналитический

Задачи: выявить интересы, потребности, запросы

родителей.

- Индивидуальные беседы;

-Анкетирование (Приложение №1)

Познавательный

Задачи: повышать компетентность родителей в вопросах

формирования элементарных математических

представлений у детей с использованием современных

педагогических технологий.

Проведение семинара-практикума:

«Использование палочек Кюизенера и блоков Дьёнеша в

развитии дошкольников»

Наглядно –

информационный

Задачи: повышать уровень знаний у родителей по

вопросам формирования элементарных математических

представлений у детей.

Проведение консультаций:

- «Математика по дороге домой»,

- «Математика - это интересно»;

-

«Что

такое

логические

блоки

Дьёнеша

и

палочки

Кюизенера?»

3 этап – заключительный (апрель):

При успешной реализации поставленной цели и задач, мы планируем получить

следующие результаты:

Дети:

Проявляют познавательную активность;

Сравнивают, классифицируют, отражая результаты в речи;

Имеют представление о форме, цвете, величине, толщине предмета;

Сформировано стремление преодолеть трудности.

Продукт проектной деятельности:

Организация мини-музея «Геометрические фигуры в быту»;

Итоговая организованная деятельность.

Перспективы проекта:

Разработка проекта по формированию элементарных математических представлений с

детьми среднего дошкольного возраста на тему «Обозначение свойств предметов с

помощью символов».

Список используемой литературы:

1.Е. Ю. Борисенкова

Игровой альбом «Маленькие логики». Блоки Дьёнеша для малышей. - Санкт- Петербург:

ООО «КОРВЕТ», 2014.

2.Л. М. Кларина, З.А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина

Весёлые цветные числа. Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет. - Санкт –

Петербург: ООО «КОРВЕТ», 2014.

3.Б. Б. Финкельштейн

Альбом-игра «Волшебные дорожки». Палочки Кюизенера для самых маленьких. - Санкт –

Петербург: ООО «КОРВЕТ», 2014.

5.Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические

рекомендации. Часть 1» - М.: Ювента, 2014.

6.В.П. Новикова, Л.И. Тихонова

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет» - М.:

Мозаика-Синтез, 2008.

9.Логические Блоки Дьёнеша

Методические рекомендации и игры с блоками Дьёнеша.



В раздел образования