Автор: Дигина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №58 "Гнёздышко""
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Маленькие логики"
Раздел: дошкольное образование
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Название проекта: «Маленькие логики»
Авторы проекта: воспитатель первой квалификационной категории
Дигина Ольга Викторовна,
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы и их родители.
Место реализации:
МОУ « Детский сад №58» Дзержинского района Волгограда
Тип проекта:
По ведущему методу: информационный, творческий, игровой;
По содержанию: ребёнок и его семья;
По характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель;
Характер контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы;
По количеству участников проекта: коллективный;
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - апрель 2016-2017 учебный
год).
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей
второй младшей группы посредством дидактических игр с использованием палочек Х.
Кюизенера и блоков Дьёнеша.
Задачи проекта:
1.
Обеспечить группу необходимым оборудованием для реализации проекта.
2.
Пробудить интерес детей к предполагаемой деятельности.
3.
В процессе проекта развивать у детей внимательность, сообразительность,
положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность,
предпосылки к развитию логического мышления.
4.
Вовлечь родителей в совместную проектную деятельность с детьми, для обогащения
их опыта познавательного развития ребёнка.
Проблема: Что такое блоки Дьёнеша? Что такое палочки Кюизенера? В какие игры с
ними можно играть?
Инструментарий:
Для успешной реализации проекта «Маленькие логики» были внесены изменения в
предметно-пространственную среду группы: был оформлен «Уголок познавательной
математики», в котором помещены дидактические игры, счётные палочки,
геометрические фигуры и тела, детская литература.
Специально для проекта составлена картотека развивающих игр с блоками Дьёнеша и
палочками Кюизенера, приобретены игровые альбомы «Волшебные дорожки», «Весёлые
цветные числа», «Маленькие логики»;
были изготовлены игры: «Найди отличия», «Заплатки», «Гаражи», «Собери листочки» и
другие.
Весь материал для педагогов распределён по образовательным областям.
Используемый дидактический и игровой материал:
Настольный театр геометрических фигур;
Игрушки-заместители;
Цветные прищепки;
Напольные геометрические фигуры;
Блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера;
Пазлы, лото, мозаика;
Геометрическое домино;
Деревянный конструктор;
Конструктор Лего;
Дидактические игры «Что к чему», «Вверху - внизу», «Магазин», «Цвета»,
«Формы» и другие;
Макеты «Зоопарк», «Уголок безопасности», «Домашние животные»;
Наборы для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Кухня», «Автобус»,
«Парикмахерская»;
Машины и куклы разной величины;
Модули животных;
Муляжи фруктов и овощей;
Посуда;
Музыкальные инструменты;
Мячи, обручи, мягкие модули
Актуальность проекта.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его
познавательных и творческих способностей.
Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном
возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с
самого
раннего
возраста
на
основе
практических
действий
у
детей
необходимо
формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Существуют
уникальные
по
своим
развивающим
возможностям
современные
педагогические средства: логические блоки З. Дьёнеша и палочки Х. Кюизенера. Эти
частные
методики
отличаются
своими
особенностями:
универсально стью,
абстрактностью, высокой эффективностью.
В процессе игр с блоками Дьёнеша дети учатся делить объекты на группы в зависимости
от их свойств, сравнивают их, находят различия, строят простейшие классификации, а
также
знакомятся с различными признаками предметов (размером, цветом, формой,
толщиной).
При использовании палочек Кюизенера детей легко подвести к осознанию соотношений
«больше — меньше», «длиннее - короче», «выше – ниже», познакомить со свойствами
отношений, научить делить целое на части и измерять объекты.
Логические
блоки
Золтона
Дьёнеша
и
палочки
Джорджа
Кюизенера
являются
одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-
познавательной деятельности ребёнка.
Занимательность
этого
дидактического
материала
оживляет
ту
математику,
которую
многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе
нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Маленькие логики».
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (октябрь):
Формирование проблемы проекта;
Определение темы, актуальности и цели;
Анкетирование родителей (Приложение №1);
Знакомство детей и родителей с целью и задачами проекта, планом совместной
деятельности в проекте;
Обогащение предметно-развивающей среды различными материалами и предметами
в соответствии с темой проекта;
Подбор методической литературы;
Подбор дидактических игр с блоками Дьёнеша (Приложение №2) и палочками
Кюизенера (Приложение №3);
Разработка перспективного планирования проекта (Приложение №4).
2 этап – основной (ноябрь- апрель):
Содержание поставленных задач проекта реализуется в разных видах деятельности,
в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей:
Виды
деятельности
Методы работы
Игровая
Сюжетно-ролевая игра
(блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера используются как
предметы – заместители):
«Магазин», «Встречаем гостей», «Больница», «Автобус»
Двигательная
Подвижные игры
(блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера используются как
предметы для игры):
«Гаражи», «Найди свой домик», «Раз, два, три - к своему
домику беги!».
Соревнования: «Кто быстрее перенесёт палочки?»,
«Закати в ворота», «Кто быстрее заселит жильцов в дом?».
Коммуникативна
я
Рассказывание и сочинение сказок
(модели блоков и палочек в виде героев сказок):
русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок»,
«Рукавичка», «Три медведя».
Познавательная
Игры на выявление и абстрагирование свойств:
«Домино», сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Продолжи
ряд», «Чудесный мешочек»,
«Собери в ведёрко блоки», «Раз, два, три -ко мне лети!».
Игры на сравнение: «Что изменилось?», «Найди отличия»,
«Геометрическое лото», «Сравни блоки», «Сравни две
палочки».
Игры на классификацию: «Этажи», «Геометрические
домики», «Два обруча», «Собери листочки», «Найди свой
домик», «Строим дорожки», «Коврик для кошечки».
Конструктивная
Конструирование объектов, используя блоки Дьёнеша и
палочки Кюизенера:
«Сушим длинные и короткие полотенца», «Стульчики для
игрушек», «Солнышко», «Разноцветные цветочки»,
«Цветочки разной величины», «Коврики для кошек».
Художественно-
эстетическая
Составление художественных композиций, используя
блоки Дьёнеша и палочки Кюизенера:
«Художники», «Составь узор по образцу»,
«Рассмотри и дорисуй странички» (альбом – игра
«Волшебные дорожки», игра №6-13);
«Выложи разноцветные силуэты» (альбом-игра
«Маленькие логики», игра №5-8);
составление композиций по замыслу детей.
В процессе реализации
перспективного планирования проекта (Приложение №4)
необходимо использовать комплекс методов и приёмов:
Словесные методы (объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка);
Игровые методы (дидактические игры, действия с игрушками, имитация действий и
движений, прятанье и поиск предметов, элементы соревнования, разнообразные действия
с игрушками, игры с блоками Дьёнеша и палочками Кюизенера);
Практические методы (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, упражнения
конструктивного характера);
Наглядные методы (демонстрация картинок «Что перепутал художник?», «Где находится
предмет?», плоскостные изображения героев сказок и мультфильмов, рисунков, плакатов).
Работа с родителями осуществляется согласно этапам работы:
Этапы работы
Задачи и
формы работы
Информационно -
аналитический
Задачи: выявить интересы, потребности, запросы
родителей.
- Индивидуальные беседы;
-Анкетирование (Приложение №1)
Познавательный
Задачи: повышать компетентность родителей в вопросах
формирования элементарных математических
представлений у детей с использованием современных
педагогических технологий.
Проведение семинара-практикума:
«Использование палочек Кюизенера и блоков Дьёнеша в
развитии дошкольников»
Наглядно –
информационный
Задачи: повышать уровень знаний у родителей по
вопросам формирования элементарных математических
представлений у детей.
Проведение консультаций:
- «Математика по дороге домой»,
- «Математика - это интересно»;
-
«Что
такое
логические
блоки
Дьёнеша
и
палочки
Кюизенера?»
3 этап – заключительный (апрель):
При успешной реализации поставленной цели и задач, мы планируем получить
следующие результаты:
Дети:
Проявляют познавательную активность;
Сравнивают, классифицируют, отражая результаты в речи;
Имеют представление о форме, цвете, величине, толщине предмета;
Сформировано стремление преодолеть трудности.
Продукт проектной деятельности:
Организация мини-музея «Геометрические фигуры в быту»;
Итоговая организованная деятельность.
Перспективы проекта:
Разработка проекта по формированию элементарных математических представлений с
детьми среднего дошкольного возраста на тему «Обозначение свойств предметов с
помощью символов».
Список используемой литературы:
1.Е. Ю. Борисенкова
Игровой альбом «Маленькие логики». Блоки Дьёнеша для малышей. - Санкт- Петербург:
ООО «КОРВЕТ», 2014.
2.Л. М. Кларина, З.А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина
Весёлые цветные числа. Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет. - Санкт –
Петербург: ООО «КОРВЕТ», 2014.
3.Б. Б. Финкельштейн
Альбом-игра «Волшебные дорожки». Палочки Кюизенера для самых маленьких. - Санкт –
Петербург: ООО «КОРВЕТ», 2014.
5.Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. Часть 1» - М.: Ювента, 2014.
6.В.П. Новикова, Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет» - М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
9.Логические Блоки Дьёнеша
Методические рекомендации и игры с блоками Дьёнеша.