Автор: Коробейникова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск ХМАО - Югры
Наименование материала: Проект
Тема: "Моя Югра - мой край родной."
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский №1 «Рябинка»
ПРОЕКТ «Моя Югра – мой край родной»
Автор проекта
Воспитатель: Коробейникова Н.В.
Проект «Моя Югра – мой край родной»
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители, музыкальный
руководитель, инструктор по физ. Воспитанию.
Сроки реализации: 12.12 – 16.12. 2016г.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.
Актуальность:
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном
образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края, играет
важную роль в воспитании подрастающего поколения. Содержание
регионального компонента дошкольного образования призвано
способствовать формированию у дошкольников патриотических и
интернациональных чувств.
Проблема: в ходе беседы было выявлено, что дети недостаточно владеют
информацией о жизни нашего округа, культуре коренного населения (ханты и
манси), родители не уделяют должного внимания данной проблеме.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста
знаний о родном крае.
Задачи:
познакомить воспитанников с историей и современной жизнью
своего города и Ханты – Мансийского автономного округа –
Югра;
расширить знания детей о природе родного края, коренном
населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра;
воспитывать бережное отношение к природе; уважение и интерес
к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об
их жизни.
Ожидаемый результат:
у воспитанников сформированы начальные знания об истории и
современной жизни своего города и Ханты – Мансийского
автономного округа – Югра;
расширены знания детей о природе родного края, коренном
населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра
воспитанники бережно относятся к природе; повысилось уважение
и интерес к жизни и традициям ханты и манси.
воспитанники могут применять полученные знания и впечатления в
продуктивной и игровой деятельности.
родители активные участники реализации проекта.
Этапы проекта:
1.
Этап: Подготовительный.
Воспитатели:
выявить уровень знаний детей о родном округе с помощью вопросов,
бесед;
изучение методических пособий, подборка художественной литературы
и мультфильмов;
обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным
материалом;
информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их
в проект.
подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок;
создание условий для просмотра презентаций;
оформление папки – передвижки «Люби и знай свой отчий край»
Родители:
пополнение развивающей среды в группе;
изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города»;
создание альбомов о животном и растительном мире края;
задание выходного дня: посещение родителями и детьми музея города с
целью ознакомления с этнографической коллекцией.
Дети:
поиск информации в различных источниках;
подготовка сообщений о коренных жителях нашего округа.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Наш город называется
Нефтеюганск.
В городе есть
памятники.
Есть музей.
В нашем городе много
красивых улиц.
Что такое Родина?
Что символизируют
герб и флаг нашего
города?
Чем мы отличаемся от
хантов?
Какая одежда народа
ханты и манси?
Прочитаем в
энциклопедии.
Узнаем на занятии.
Узнаем на экскурсии.
Сходим в краеведческий
музей.
Спросим у родителей, у
Растет ли пальма в
тайге?
Что общего у
хантыйских и русских
сказок?
воспитателя.
В компьютере
посмотрим.
Прочитаем в
художественной
литературе.
2.
Этап: Основной.
Формы реализации проекта.
Интеграция ОО по задачам и содержанию
Области
Задачи
Содержание
Познание
Расширение знаний о
новом и прошлом
нашего округа,
о природном богатстве
родного края и
взаимосвязи с жизнью
ханты и манси.
Рассматривание иллюстраций
«О чем рассказали старые
фотографии», рассматривание
альбомов «Животный мир
Югры», «Растительный мир
Югры». Презентации «Наш
округ ХМАО», «Города нашего
округа».
Речевое развитие
Воспитание духовно –
нравственных качества:
доброты, милосердия,
трудолюбия,
ответственности,
интереса к
национальным сказкам
ханты и манси.
Беседы с детьми «Мы –
дружная семья», «Праздники в
нашей семье», «Природа
родного края»;
чтение и заучивание потешек;
чтение и разъяснение пословиц
и поговорок;
Социально –
коммуникативное
развитие
Воспитывать любовь к
родному городу, округу
чувство уважения к
своему народу.
С/рол. игры
«
Поездка в
тундру», « Переезд на новое
стойбище»,«В гости в
хантыйский чум», «Семья»,
«Детский сад».
Художественно –
эстетическое
развитие
Развивать творческие
способности детей,
воспитывать интерес к
Рисование «Животные,
которые живут в нашем
округе», «Хантыйские узоры и
жизни коренных
народов, желание знать
о них как можно
больше
.
Развивать творчество в
конструктивной
деятельности
орнаменты»
Аппликация «Флаг города»,
«Хантыйский туесок»
Лепка «Животные края».
Конструирование изготовление
построек «Чум».
Физическое
развитие
Способствовать
обогащению
двигательного
опыта детей: развитие
ловкости, координации
движений, быстроты,
умение поддерживать
дружеские
взаимоотношения со
сверстниками.
п/и «Оленьи упряжки»,
«Метание тынзяна на оррей»
«Прыжки через нарты»,
народные игры: «Полярная
сова», «Волк и олени»,
«Ручейки и озера»;
Народные игры нашего края.
Игровая
деятельность
Развивать мышление,
воображение,
творчество,
воспитывать
эстетическое
восприятие. расширять
знания о природном
богатстве края,
развивать мышление,
воображение.
Воспитывать
экологическую
культуру
Дидактические игры «Кто что
делает», «Мир растений»,
«Мир животных», «Мой
город»; Сложи
орнамент», Рассели животных
по лесным домикам», «Чей,
чья?», «Выложи герб»,
«Собери флаг» «Собери
карту».
Самостоятельная
деятельность
Развивать умение детей
систематизировать
информацию и
презентация проектов
Презентации воспитанников.
Формы реализации проекта
ОО «Познание»
НОД «Коренные жители нашего округа», «Мы
жителя города Нефтеюганска»
ОО «Коммуникация»
Составление описательных рассказов о нашем
округе.
Подготовка детьми сообщений о коренных
жителях нашего округа.
ОО «Чтение
Чтение сказок «Кукушка», «Бабушка и
художественной
литературы»
внук», «Гордый олень». «Сказки "Мышонок и
медведь" A.M. Коньковой.
Физ.воспитание.
"Оленьи упряжки", "Метание тынзяна на оррей",
"Прыжки через нарты",«Хейро», «Важенка и
оленята», «Рыбаки и рыбки».
3.
Этап: Продукт проектной деятельности.
Выставка творческих работ детей «Моя Югра»;
Рисунков «Национальная одежда ханты и манси», поделок
Альбомы «Животный мир Югры», «Растительный мир Югры»;
Создание книги «Сказки Югры».
Результат:
У воспитанников сформированы начальные знания об истории и
современной жизни своего города и Ханты – Мансийского
автономного округа – Югра;
Расширены знания детей о природе родного края, коренном населении
Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра
Воспитанники бережно относятся к природе; повысилось уважение и
интерес к жизни и традициям ханты и манси.
Воспитанники могут применять полученные знания и впечатления в
продуктивной и игровой деятельности.
Родители активные участники реализации проекта.
Литература:
1. Нравственно - патриотическое воспитание и духовное воспитание
дошкольников. Под ред. Н. В, Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
2. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет. Методическое пособие.
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. – М.: ТЦ Сфера, 2077
3. Ребенок и декоративно – прикладное искусство обских угров. Кудрявцева
В. Т., Решетникова Р. Г. – М.: Издательство ИКАР, 2003
4. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Тарханов А.С.,
Мартовский С.Б. 2005г.
Журналы: «В мире растений», «Флора», «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Ребенок в детском саду».
Непосредственно – образовательная деятельность:
Аппликация «Чум»
Презентации воспитанников.
Совместные работы детей и родителей.