Автор: Гончаренко Анна Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ № 140"
Населённый пункт: г. Комсомольск-31
Наименование материала: Технологическая карта урока музыки для 3 класса
Тема: "Форма рондо"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока музыки для 3 класса «Форма рондо».
Учитель музыки ФГКОУ «СОШ № 140» г. Комсомольска-31 Гончаренко Анна
Николаевна.
Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и
настроение музыкальных произведений.
Задачи:
Способствовать закреплению одночастной, двухчастной, трёхчастной форм.
Способствовать формированию представлений о форме рондо.
Способствовать осознанному построению высказывания о характере музыки и
сопоставлении с характером её исполнения.
Способствовать развитию творческого мышления и воображение, музыкально –
творческих способностей.
Способствовать формированию коммуникативной культуры, интереса к музыке, уважения
к культуре прошлого.
Планируемые результаты:
Личностные. Будет реализован творческий потенциал в процессе коллективного или
индивидуального исполнительства при воплощении учебных задач; внутренняя позиция
обучающегося на уровне положительного отношения к хоровому пению.
Регулятивные. Научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать и воспринимать
результат своей работы учителем, одноклассниками; осуществлять самопроверку.
Познавательные. Научатся: понимать заданные вопросы, в соответствии с ним строить
логическое рассуждение и ответ; получить возможность научиться добывать специальные
знания, понятия, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным жизненным
опытом.
Коммуникативные. Научатся организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и со
сверстниками.
Тип урока: Комбинированный.
Наглядность и оборудование: карточки, ПК, проектор, мультимедийная презентация,
синтезатор. Подготовительный этап: создание элемента презентации двумя обучающимися.
Технологии: проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения,
формирование певческой культуры, моделирования, ИКТ.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Орг. Момент
1.Эмоциональный настрой на урок.
Приветствие «Здравствуйте, ребята!» в
мажорном и минорном ладах.
На приветствие «Здравствуйте,
ребята!» - обучающиеся отвечают
точно повторяя мелодию учителя
(игра «Эхо»).
Актуализация
опорных
знаний.
Ребята, какой большой раздел мы начали
изучать в этой четверти?
«
Построение музыки.
Слайд № 1
Что это значит?
(Постановка проблемы)
Сегодня утром пришла весточка от Феи
Музыки. Посмотрим, что находится в
конверте.
«Здравствуйте, ребята. Я узнала от своих
ноток, что вы начали изучать построение
музыки, в какой форме могут создаваться
музыкальные произведения. Я решила
вам загадать загадку: перед вами
несколько цветных прямоугольников,
Построение музыки.
Обучающиеся
дают ответы.
составьте из них схемы музыкальных
форм. Удачи! Фея Музыки »
Кто из вас, ребята, справится с этим
заданием?
А пока выполняется задание у доски,
давайте вспомним, какие музыкальные
формы вы уже знаете?
Что представляет собой 1-ая форма?
Приведите пример.
- 2-х частная форма?
- 3-х частная форма?
Ребята, от чего зависит количество
частей в произведении?
А теперь проверим, как справились с
заданием Феи Музыки.
Ученик выполняет задание у доски.
Обучающиеся отвечают на
вопросы
учителя:
1,2,3-х частная.
Дают ответы:
Музыкальная форма, состоящая из
2-х контрастных частей.
Музыкальная форма, в которой 1 и
3 части одинаковые.
Количество частей в произведении
зависит от изменения характера
музыки.
Идёт самоанализ выполненной
работы у доски.
(составление цветовых схем).
Постановка
целей, темы
урока.
Ребята, достаточно ли нам будет знаний о
музыкальных формах, чтобы понять весь
замысел, идею музыкального
произведения?
Сейчас прозвучит неизвестное нам
музыкальное произведение, а вы
определите, в одночастной форме оно
написано или нет.
Слушание «Зачем нам выстроили
дом?» Д.Б.Кабалевского
-в двухчастной?
- в трёхчастной?
Ни одна известная нам музыкальная
форма не подходит.
Как вы думаете, что мы сегодня будем
изучать?
Какие задачи вы поставите перед собой?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой
формой построения музыки – формой
РОНДО.
Слайд № 2
Что вы хотите узнать об этой форме?
Высказывают своё мнение.
Обучающиеся слушают
музыкальное произведение и
выдвигают свои версии.
Высказывают своё мнение,
формулируют цель, задачи урока.
Первичное
усвоение
новых знаний.
Ребята, а название «Рондо» ни о чём не
говорит?
А какой формы эти конфеты?
Теперь подумайте и скажите, что
означает слово рондо, если связать его с
формой этих леденцов?
Правильно ребята. Рондо с французского
означает «круг», «кружок», где главная
мелодия постоянно повторяется через
различные промежутки времени –
Есть конфеты «Рондо».
Круглой.
Круг.
Физминутка
для девочек.
эпизоды.
Сейчас прозвучат несколько
музыкальных фрагментов, определите их
характер, в какой музыкальной форме
они написаны?
Слушание фрагментов:
«Мы - девочки»,
«Мы - третьеклассники»,
«Мы - мальчики».
Черты какого жанра вы услышали в
первом фрагменте?
Почему так решили?
Ребята, черты какого ещё жанра можно
услышать в этом фрагменте?
Докажите.
Кому из класса может подойти эта
мелодия?
Учитель обращается к девочкам:
Давайте разучим этот фрагмент.
Разучивание фрагмента «Мы -
девочки».
А теперь исполним с движением.
Черты какого жанра вы услышали во
втором фрагменте?
Как вы определили?
Кто исполнил бы её?
Разучивание фрагмента «Мы -
третьеклассники».
А теперь все ровно встали. Давайте
исполним этот фрагмент как настоящие
артисты.
Черты какого жанра вы услышали в
третьем фрагменте?
Почему так решили?
Кому из класса может подойти эта
мелодия?
Обучающиеся слушают
музыкальное произведение и
выдвигают свои версии.
Если обучающиеся дают разные
ответы, то они доказывают свою
точку зрения и выполняют
движения под музыку
соответствующего характера.
В итоге, приходят к правильному
ответу.
Танца польки.
Характер музыки был весёлым,
радостным. Звуки в мелодии были
лёгкими, отрывистыми, в быстром
темпе.
Песни.
Мелодия была песенной, её можно
пропеть.
Девочкам.
Идёт работа над голосоведением,
дикцией, дыханием.
Девочки поют с исполнением
танцевальных движений.
Песни.
Мелодия была напевной, певучей.
Хотелось её пропеть.
Все.
Идёт работа над голосоведением,
кантиленой, дикцией, дыханием,
унисоном.
Ученики
исполняют фрагмент
хором, соло+хор, «по цепочке».
Марша.
Характер музыки был бодрым,
решительным. Звуки в мелодии
подчёркнутые, ритм шага.
Мальчикам.
Физминутка
для мальчиков.
Учитель обращается к мальчикам.
Давайте разучим этот фрагмент.
Разучивание фрагмента «Мы -
мальчики».
А теперь исполним с движением.
Как вы думаете, какая попевка будет
главной?
Почему так решили?
Сейчас я предлагаю собрать эти
фрагменты в единое целое. Сначала все
поём «Мы - третьеклассники», далее
поют наши богатыри «Мы - мальчики»,
все вместе «Мы - третьеклассники»,
потом поют девочки «Мы – девочки» и
опять все вместе «Мы -
третьеклассники».
Исполнение песни.
Ребята, а вы определили, в какой
музыкальной форме получилось это
произведение?
Тогда обратимся к буквенному
обозначению. «Мы - третьеклассники»
обозначим буквой А, «Мы - мальчики»
обозначим буквой В, «Мы – девочки»
обозначим буквой С.
Учитель предлагает одному ученику
начертить схему на доске.
Вот и получилась схема музыкальной
формы Рондо.
Открыли тетради, отступили положенное
количество клеточек, линеек, записали
дату, тему урока. Обратите внимание, как
пишется новое слово Рондо, подчеркните
его.
Запишите названье произведения,
которое у нас получилось.
«Классное рондо», автором которого
является советский композитор
Дмитрий Борисович Кабалевский.
Слайд № 3
Кто сможет дать определение
музыкальной формы Рондо?
А теперь проверим, правильно ли мы
сформулировали правило.
Форма рондо – это музыкальная форма, где
главная тема чередуется с новыми
эпизодами. Слайд № 4
Идёт работа над голосоведением,
дикцией, дыханием.
Мальчики поют и маршируют около
своих парт.
Мы – третьеклассники.
Потому что мы учимся в одном
классе и поём её все вместе.
Обучающиеся исполняют песню.
Обучающиеся
делают
предположения и приходят к выводу,
что ни одна из изученных
музыкальных форм не подходит.
Обучающиеся работает у доски.
Все работают в тетрадях.
Дети дают свои ответы.
Сравнивают свои ответы с
правильным.
Проговорим его хором.
Запишите в тетрадь.
Обучающиеся
проговаривают
правило.
Записывают его в тетрадь.
Закрепление
новых знаний.
Ребята, кто из вас хочет попытать свои
силы и составить схему музыкальной
формы Рондо, используя цветовую
гамму?
Пока … работает у доски, вам предлагаю
составить в тетради схему, используя
геометрические фигуры.
А теперь проверим наши работы.
Обучающийся
выполняет задание у
доски.
Идёт самостоятельная работа в
тетрадях.
Учитель и класс проверяю задание
у доски и в тетрадях.
Итоги.
Вот и подходит к концу наш урок.
Что нового вы узнали?
Чему сегодня научились?
Что такое форма Рондо?
Какое буквенное обозначение этой
музыкальной формы?
От чего зависит количество частей в
произведении?
Учитель: Молодцы!
С этой музыкальной формой мы
продолжим работать на следующем
уроке.
Обучающиеся дают ответы.
Домашнее
задание,
инструктаж по
выполнению.
У вас будет возможность выбрать
задание по силам.
На «4» - выучить правило,
на «5» - нарисовать урок или подобрать
сказки, которые можно сравнить с
формой Рондо. Слайд № 5
Обучающиеся записывают
домашнее задание в дневник.
Оценки.
Рефлексия.
Ребята, как вы думаете, кто сегодня
заслужил оценки и почему?
Довольны ли вы своими ответами?
Какие вопросы у вас вызвали
затруднения?
Какое настроение у вас сейчас?
Поаплодируйте себе за проделанную
работу.
Урок окончен, до свидания!
Звучит музыкальное произведение
«Рондо в турецком стиле»
В.А.Моцарта. Слайд № 6
Обучающиеся
высказывают своё
мнение, учитель корректирует.
Обучающиеся дают ответы.
Из класса выходят под музыку