Напоминание

"Форма рондо"


Автор: Гончаренко Анна Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ № 140"
Населённый пункт: г. Комсомольск-31
Наименование материала: Технологическая карта урока музыки для 3 класса
Тема: "Форма рондо"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока музыки для 3 класса «Форма рондо».

Учитель музыки ФГКОУ «СОШ № 140» г. Комсомольска-31 Гончаренко Анна

Николаевна.

Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и

настроение музыкальных произведений.

Задачи:

Способствовать закреплению одночастной, двухчастной, трёхчастной форм.

Способствовать формированию представлений о форме рондо.

Способствовать осознанному построению высказывания о характере музыки и

сопоставлении с характером её исполнения.

Способствовать развитию творческого мышления и воображение, музыкально –

творческих способностей.

Способствовать формированию коммуникативной культуры, интереса к музыке, уважения

к культуре прошлого.

Планируемые результаты:

Личностные. Будет реализован творческий потенциал в процессе коллективного или

индивидуального исполнительства при воплощении учебных задач; внутренняя позиция

обучающегося на уровне положительного отношения к хоровому пению.

Регулятивные. Научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать и воспринимать

результат своей работы учителем, одноклассниками; осуществлять самопроверку.

Познавательные. Научатся: понимать заданные вопросы, в соответствии с ним строить

логическое рассуждение и ответ; получить возможность научиться добывать специальные

знания, понятия, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным жизненным

опытом.

Коммуникативные. Научатся организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и со

сверстниками.

Тип урока: Комбинированный.

Наглядность и оборудование: карточки, ПК, проектор, мультимедийная презентация,

синтезатор. Подготовительный этап: создание элемента презентации двумя обучающимися.

Технологии: проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения,

формирование певческой культуры, моделирования, ИКТ.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Орг. Момент

1.Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие «Здравствуйте, ребята!» в

мажорном и минорном ладах.

На приветствие «Здравствуйте,

ребята!» - обучающиеся отвечают

точно повторяя мелодию учителя

(игра «Эхо»).

Актуализация

опорных

знаний.

Ребята, какой большой раздел мы начали

изучать в этой четверти?

«

Построение музыки.

Слайд № 1

Что это значит?

(Постановка проблемы)

Сегодня утром пришла весточка от Феи

Музыки. Посмотрим, что находится в

конверте.

«Здравствуйте, ребята. Я узнала от своих

ноток, что вы начали изучать построение

музыки, в какой форме могут создаваться

музыкальные произведения. Я решила

вам загадать загадку: перед вами

несколько цветных прямоугольников,

Построение музыки.

Обучающиеся

дают ответы.

составьте из них схемы музыкальных

форм. Удачи! Фея Музыки »

Кто из вас, ребята, справится с этим

заданием?

А пока выполняется задание у доски,

давайте вспомним, какие музыкальные

формы вы уже знаете?

Что представляет собой 1-ая форма?

Приведите пример.

- 2-х частная форма?

- 3-х частная форма?

Ребята, от чего зависит количество

частей в произведении?

А теперь проверим, как справились с

заданием Феи Музыки.

Ученик выполняет задание у доски.

Обучающиеся отвечают на

вопросы

учителя:

1,2,3-х частная.

Дают ответы:

Музыкальная форма, состоящая из

2-х контрастных частей.

Музыкальная форма, в которой 1 и

3 части одинаковые.

Количество частей в произведении

зависит от изменения характера

музыки.

Идёт самоанализ выполненной

работы у доски.

(составление цветовых схем).

Постановка

целей, темы

урока.

Ребята, достаточно ли нам будет знаний о

музыкальных формах, чтобы понять весь

замысел, идею музыкального

произведения?

Сейчас прозвучит неизвестное нам

музыкальное произведение, а вы

определите, в одночастной форме оно

написано или нет.

Слушание «Зачем нам выстроили

дом?» Д.Б.Кабалевского

-в двухчастной?

- в трёхчастной?

Ни одна известная нам музыкальная

форма не подходит.

Как вы думаете, что мы сегодня будем

изучать?

Какие задачи вы поставите перед собой?

Сегодня мы с вами познакомимся с новой

формой построения музыки – формой

РОНДО.

Слайд № 2

Что вы хотите узнать об этой форме?

Высказывают своё мнение.

Обучающиеся слушают

музыкальное произведение и

выдвигают свои версии.

Высказывают своё мнение,

формулируют цель, задачи урока.

Первичное

усвоение

новых знаний.

Ребята, а название «Рондо» ни о чём не

говорит?

А какой формы эти конфеты?

Теперь подумайте и скажите, что

означает слово рондо, если связать его с

формой этих леденцов?

Правильно ребята. Рондо с французского

означает «круг», «кружок», где главная

мелодия постоянно повторяется через

различные промежутки времени –

Есть конфеты «Рондо».

Круглой.

Круг.

Физминутка

для девочек.

эпизоды.

Сейчас прозвучат несколько

музыкальных фрагментов, определите их

характер, в какой музыкальной форме

они написаны?

Слушание фрагментов:

«Мы - девочки»,

«Мы - третьеклассники»,

«Мы - мальчики».

Черты какого жанра вы услышали в

первом фрагменте?

Почему так решили?

Ребята, черты какого ещё жанра можно

услышать в этом фрагменте?

Докажите.

Кому из класса может подойти эта

мелодия?

Учитель обращается к девочкам:

Давайте разучим этот фрагмент.

Разучивание фрагмента «Мы -

девочки».

А теперь исполним с движением.

Черты какого жанра вы услышали во

втором фрагменте?

Как вы определили?

Кто исполнил бы её?

Разучивание фрагмента «Мы -

третьеклассники».

А теперь все ровно встали. Давайте

исполним этот фрагмент как настоящие

артисты.

Черты какого жанра вы услышали в

третьем фрагменте?

Почему так решили?

Кому из класса может подойти эта

мелодия?

Обучающиеся слушают

музыкальное произведение и

выдвигают свои версии.

Если обучающиеся дают разные

ответы, то они доказывают свою

точку зрения и выполняют

движения под музыку

соответствующего характера.

В итоге, приходят к правильному

ответу.

Танца польки.

Характер музыки был весёлым,

радостным. Звуки в мелодии были

лёгкими, отрывистыми, в быстром

темпе.

Песни.

Мелодия была песенной, её можно

пропеть.

Девочкам.

Идёт работа над голосоведением,

дикцией, дыханием.

Девочки поют с исполнением

танцевальных движений.

Песни.

Мелодия была напевной, певучей.

Хотелось её пропеть.

Все.

Идёт работа над голосоведением,

кантиленой, дикцией, дыханием,

унисоном.

Ученики

исполняют фрагмент

хором, соло+хор, «по цепочке».

Марша.

Характер музыки был бодрым,

решительным. Звуки в мелодии

подчёркнутые, ритм шага.

Мальчикам.

Физминутка

для мальчиков.

Учитель обращается к мальчикам.

Давайте разучим этот фрагмент.

Разучивание фрагмента «Мы -

мальчики».

А теперь исполним с движением.

Как вы думаете, какая попевка будет

главной?

Почему так решили?

Сейчас я предлагаю собрать эти

фрагменты в единое целое. Сначала все

поём «Мы - третьеклассники», далее

поют наши богатыри «Мы - мальчики»,

все вместе «Мы - третьеклассники»,

потом поют девочки «Мы – девочки» и

опять все вместе «Мы -

третьеклассники».

Исполнение песни.

Ребята, а вы определили, в какой

музыкальной форме получилось это

произведение?

Тогда обратимся к буквенному

обозначению. «Мы - третьеклассники»

обозначим буквой А, «Мы - мальчики»

обозначим буквой В, «Мы – девочки»

обозначим буквой С.

Учитель предлагает одному ученику

начертить схему на доске.

Вот и получилась схема музыкальной

формы Рондо.

Открыли тетради, отступили положенное

количество клеточек, линеек, записали

дату, тему урока. Обратите внимание, как

пишется новое слово Рондо, подчеркните

его.

Запишите названье произведения,

которое у нас получилось.

«Классное рондо», автором которого

является советский композитор

Дмитрий Борисович Кабалевский.

Слайд № 3

Кто сможет дать определение

музыкальной формы Рондо?

А теперь проверим, правильно ли мы

сформулировали правило.

Форма рондо – это музыкальная форма, где

главная тема чередуется с новыми

эпизодами. Слайд № 4

Идёт работа над голосоведением,

дикцией, дыханием.

Мальчики поют и маршируют около

своих парт.

Мы – третьеклассники.

Потому что мы учимся в одном

классе и поём её все вместе.

Обучающиеся исполняют песню.

Обучающиеся

делают

предположения и приходят к выводу,

что ни одна из изученных

музыкальных форм не подходит.

Обучающиеся работает у доски.

Все работают в тетрадях.

Дети дают свои ответы.

Сравнивают свои ответы с

правильным.

Проговорим его хором.

Запишите в тетрадь.

Обучающиеся

проговаривают

правило.

Записывают его в тетрадь.

Закрепление

новых знаний.

Ребята, кто из вас хочет попытать свои

силы и составить схему музыкальной

формы Рондо, используя цветовую

гамму?

Пока … работает у доски, вам предлагаю

составить в тетради схему, используя

геометрические фигуры.

А теперь проверим наши работы.

Обучающийся

выполняет задание у

доски.

Идёт самостоятельная работа в

тетрадях.

Учитель и класс проверяю задание

у доски и в тетрадях.

Итоги.

Вот и подходит к концу наш урок.

Что нового вы узнали?

Чему сегодня научились?

Что такое форма Рондо?

Какое буквенное обозначение этой

музыкальной формы?

От чего зависит количество частей в

произведении?

Учитель: Молодцы!

С этой музыкальной формой мы

продолжим работать на следующем

уроке.

Обучающиеся дают ответы.

Домашнее

задание,

инструктаж по

выполнению.

У вас будет возможность выбрать

задание по силам.

На «4» - выучить правило,

на «5» - нарисовать урок или подобрать

сказки, которые можно сравнить с

формой Рондо. Слайд № 5

Обучающиеся записывают

домашнее задание в дневник.

Оценки.

Рефлексия.

Ребята, как вы думаете, кто сегодня

заслужил оценки и почему?

Довольны ли вы своими ответами?

Какие вопросы у вас вызвали

затруднения?

Какое настроение у вас сейчас?

Поаплодируйте себе за проделанную

работу.

Урок окончен, до свидания!

Звучит музыкальное произведение

«Рондо в турецком стиле»

В.А.Моцарта. Слайд № 6

Обучающиеся

высказывают своё

мнение, учитель корректирует.

Обучающиеся дают ответы.

Из класса выходят под музыку



В раздел образования