Автор: Сухарева Жанна Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ им. А.Н. Арапова"
Населённый пункт: го Верх-Нейвинский
Наименование материала: Статья
Тема: Структура профессионального самосознания
Раздел: полное образование
Структура профессионального самосознания
Профессиональное самосознание учителя - осознание учителем себя как субъекта
педагогической деятельности, пригодности своих качеств, способностей, своей
социальной значимости.
Факторы, осложняющие процесс профессионального становления педагога
( по Р.А. Ахметову):
1.
Кризис
нереализованности.
Человек
начинает
думать:
«Моя
жизненная
программа не выполнена…», «Жизнь не удалась…», «Не повезло…», он не видит
или недооценивает свои достижения и успехи и в своем прошлом не усматривает
существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и
предстоящего.
2.
Кризис
опустошенности.
Возникает,
когда
в
настоящей
жизни
слабо
представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее.
Человек чувствует, что выдохся и не способен на осуществление задуманного.
3.
Кризис бесперспективности. Возникает, когда по тем или иным причинам в
сознании слабо представлены потенциальные связи событий, планы, мечты о
будущем. Человек, обладая активностью, имея определенные достижения и ценные
личные качества, все же затрудняется в построении новых жизненных программ,
не видит для себя путей самоопределения, самосовершенствования.
В самых тяжелых случаях эти кризисы могут возникать в разных сочетаниях,
каждых человек переживает их по-разному, но если педагог подготовлен к ним, знает
об их существовании ему легче с ними справится.
Этапы профессионального продвижении (по Е.А. Климову):
Оптант (или фаза оптанта, оптации) - этап выбора профессии.
Адапт (или фаза адапта)
- человек, осваивающий профессию (обучение
специализированном заведении).
Адаптант (фаза адаптации) - привыкание молодого специалиста к работе (3-5
лет).
Интернал (фаза интернала)
- уже опытный работник, который уже может
самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (фаза мастерства) -
работник выделяется какими-то специальными
качествами, умениями, широкой ориентировкой в профессиональной области. Он
обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты
стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
Авторитет (фаза авторитета) - мастер своего дела, известный в своем кругу или
за его пределами. Профессионально-производственные задачи он успешно решает за
счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу.
Наставник (фаза наставничества) - авторитетный мастер своего дела, имеющий
единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым, следит за
их ростом, его жизнь наполнена осмысленной перспективой.
Если педагог находится в творческом поиске, системно занимается своим
профессиональным саморазвитием, то в ходе образовательного процесса можно
ожидать следующих результатов:
У учителей:
Существенное повышение интереса к своей профессии;
Персональная ответственность за свою деятельность;
Квалификационный рост и повышение профессионального мастерства;
Владение педагогическими технологиями;
Рост креативности и инициативы;
Улучшение самочувствия и здоровья;
Конструктивное решение конфликтов и противоречий в школьной среде;
Концептуальность в профессиональной работе;
Высокий уровень гуманитарной культуры;
У учащихся:
Повышение качества знаний;
Развитие способностей к исследовательской и проектной образовательной
деятельности;
Повышение гуманитарной культуры;
Адаптивность (отсутствие чувства беспомощности);
Доверие к учителю и школе;
Способность разрешать конфликты;
Улучшение самочувствия и здоровья.
Подготовила Сухарева Ж.В.