Напоминание

Организация самостоятельной работы обучающихся


Автор: Кузнецова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Профессиональный колледж г.Железногорска-Илимского"
Населённый пункт: Железногорск-Илимский
Наименование материала: Самостоятельная работа
Тема: Организация самостоятельной работы обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация самостоятельной работы студентов

В связи с введением в образовательный процесс новых Федеральных

государственных образовательных стандартов все более актуальной становится

задача организации самостоятельной работы студентов, которая способствует

развитию самостоятельности, ответственности,

творческому подходу к

решению различных проблем. Согласно требованиям ФГОС образовательное

учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу

обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны

преподавателей

и

мастеров

производственного

обучения

при

этом

внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и

обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

В подготовке

квалифицированного специалиста решающим условием является умение

самостоятельно пополнять свои знания и применять их в нужной ситуации,

ведь те знания, которые человек получил сам, усваиваются значительно лучше.

В требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов

среднего звена прописаны общие компетенции, которыми должен обладать

студент: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации (ОК 8) и ориентироваться в условиях частой смены технологий

в профессиональной деятельности (ОК 9).

Чтобы

сформировать эти

компетенции,

необходимо

показать

студентам

разнообразие видов

самостоятельной работы и дать право их выбора. При выполнении заданий на

формирование умений, лучше применять следующие виды самостоятельной

работы:

решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных

упражнений и ситуационных производственных задач, выполнение чертежей,

схем и расчетно-графических работ, проектирование и моделирование разных

видов профессиональной деятельности, подготовку курсовых и дипломных

проектов, опытно-экспериментальную работу, упражнения на тренажере. Для

заданий

по овладению знаниями лучше применять

следующие виды

самостоятельных работ: чтение текста первоисточника или дополнительной

литературы, составление плана текста или его конспектирование, работу со

словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

учебно-исследовательскую работу. При выполнении заданий по закреплению

и систематизации знаний, применимы следующие виды работ: выписки из

нормативных материалов, работа над первоисточником, составление тезисов

конспекта, таблиц и схем, ответы на вопросы, аналитическая обработка текста

(аннотирование, рецензирование, реферирование), подготовка сообщений и

рефератов, составление

тематических кроссвордов и тестов, выполнение

тестовых заданий и мультимедийных презентаций. Самостоятельная работа

студентов

обеспечивается со стороны преподавателя набором заданий

различных

видов.

В

зависимости

от

требуемого

уровня

усвоения

формулируется цель самостоятельной работы, определяется вид

работы,

конкретизируется содержание.

При выполнении самостоятельной работы

ставятся

следующие

цели:

систематизация

и

закрепление

общих

и

профессиональных компетенций,

углубление и расширение теоретических

знаний, развитие познавательных способностей и творческой инициативы,

самостоятельности

и

самоорганизации,

формирование

способностей

к

саморазвитию,

самосовершенствованию

и

самореализации,

развитие

исследовательских умений, формирования умений использовать правовую,

нормативную документацию и т.д.

Задачами самостоятельной работы

являются: углубление, систематизация и практическое применение знаний и

умений, развитие аналитических способностей умственной деятельности и

навыков организации самостоятельного труда, умение работать с различной по

объёму и

виду информацией.

Для успешного выполнения студентами

самостоятельной работы,

необходимо создать

соответствующие условия:

провести

мотивацию

учебного

задания

и

четко

сформулировать

познавательную задачу,

предложить алгоритм или

методы и способы

выполнения работы, определить формы отчетности, объем работы, сроки ее

выполнения, виды консультационной помощи, критерии оценки, формы

контроля

и

способы

устранения

недостатков.

Студентам

необходимо

подсказать правила

организации самостоятельной учебной деятельности:

первоначально

нужно

сформулировать

цель,

конкретизировать

задачи

предстоящей деятельности,

затем выбрать средства и пути, ведущие к

решению задач, наметить промежуточные этапы работы, определить время

выполнения

каждого

этапа,

реализовать

программу

выполнения

самостоятельной работы, осуществить анализ результатов работы, устранить

ошибки.

Опыт показывает, что студент, выполняя работу самостоятельно,

активнее

оперирует

приобретенными

знаниями,

включается

в

исследовательскую и поисковую творческую деятельность. Объем времени,

отведенный на самостоятельную внеаудиторную работу, отражается в учебных

планах,

в

примерных

и

рабочих

программах

учебных

дисциплин

и

профессиональных модулей, в карте

обратной связи

и в методических

рекомендациях по самостоятельной работе студентов.

На протяжении всей

самостоятельной

работы

студентов

должен

сопровождать

педагог,

выступающий в роли консультанта, координатора действий студентов.

Для

правильной

организации

самостоятельной

работы

студентов

для

преподавателей

нашего колледжа проводились обучающие семинары по

организации самостоятельной работы студентов и по разработке методических

рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по дисциплине или

профессиональному модулю. В методических рекомендациях по выполнению

самостоятельной работы

студентов,

должны быть:

титульный лист,

содержание, пояснительная записка, тематический план, основная часть, список

литературы и приложения.

В пояснительной записке отражается актуальность

разработки, ее ценность, назначение методических рекомендаций, то есть

учебная цель разработки, общее содержание или общий принцип работы с

методическими рекомендациями, укрупненные требования к знаниям и

умениям. В основной части отражаются: тема, цель, задание и его содержание,

сроки

выполнения,

ориентировочный

объем

работы,

форма

контроля,

литература, которую нужно использовать при выполнении задания. Задания для

самостоятельной работы могут выдаваться после каждого урока или укрупнено

на всю тему, с указанием срока ее выполнения. Обязательным условием

выполнения самостоятельной работы является наличие обратной связи между

студентом и преподавателем и ее контроль со стороны преподавателя.

Контроль задания проводится в форме проверки конспекта, фронтального

опроса, выполнения тестовых заданий, заслушивания сообщений, устного или

письменного опроса, защиты проекта, выполнения стенда. Осуществить связь

преподавателя и студента позволяет карта

обратной связи, в которой

указывается

раздел,

вид

самостоятельной

работы,

максимальное

и

минимальное количество баллов, которое может получить студент за данную

работу,

срок

выполнения,

баллы

за

выполнение

работы

и

подпись

преподавателя.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы

студентов

являются:

сформированность

общих

и

профессиональных

компетенций, уровень освоения

учебного материала, умение студента

использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

обоснованность и четкость изложения ответа, оформление материала в

соответствии с требованиями. По итогам выполнения самостоятельной работы

студенты

должны

научиться:

самостоятельно

принимать

решения,

проектировать

свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить

исследование, формулировать получаемые результаты, переопределять цели

дальнейшей работы,

корректировать свой образовательный маршрут

.

Во время

самостоятельной подготовки, студенты должны быть обеспечены доступом к

сети Интернет. Выполнение самостоятельных работ позволяет сформировать у

студента такие качества как стремление самостоятельно мыслить, способность

ориентироваться в ситуациях частой смены технологий на производстве,

имение находить правильные решения в нестандартных производственных

ситуациях, анализировать

получаемую

информацию, давать правильную

оценку происходящим событиям. Правильно организованная самостоятельная

работа становится одной из основ профессиональной подготовки студентов и

способствует повышению качества образования

.

Литература:

1.

Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы

студентов образовательных учреждений среднего профессионального

образования в условиях действия ГОС СПО. ( Письмо Минобразования

России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/ 16-13)

2.

Система самостоятельной работы студентов при изучении методики

преподавания

математики

//Научно-методическое

обеспечение

современного педагогического образования: сборник / сост., отв. ред.

A.B. Борчук; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск,

2011.



В раздел образования