Напоминание

Система проектной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла


Авторы: Викторова Марина Викторовна, Вологжин Сергей Леонидович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ 33
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Система проектной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла
Раздел: среднее образование





Назад




Система проектной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла

Викторова М.В., учитель литературы МОБУ СОШ №33, г. Якутск

Вологжин С.Л., учитель истории МОБУ СОШ № 33, г. Якутск

В современной системе образования литература как учебный предмет является одной из

важных составляющих формирования духовно-нравственного становления. Именно через

слово учителя и печатное слово до ученика доносятся важные человеческие ценности,

которые помогают ему иметь достойную гражданскую позицию.

В этом контексте перед педагогом стоит непростая задача в выборе УМК. Учебник

Литературы пятого класса под редакцией академика РАО Л.А.Вербицкой, на наш взгляд,

помогает учителю и ученику в решении выше заявленных задач. Апробация учебника в

течение 2016-2017 уч. года дает возможность нам говорить о достоинствах данного УМК.

Первоначальное знакомство учителя и ученика

с содержанием учебника позволяет

увидеть особый подход авторов к структурированию и отбору материала по главам.

Традиционный подход, когда главы располагаются по историческому времени, заменен

тематическим подходом (например, «Фольклор и литература», «Звери и люди», «Почти

невыдуманные истории» и т.д.). Это позволяет школьнику расширить кругозор, повысить

общекультурный уровень, получить целостное представление по теме и качественно

подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. А включение в содержание произведений В.К. Крапивина

«Тень Каравеллы», А.Гайдара «Тимур и его команда», Г.А. Черкашина «Кукла» и других

помогают учителю вести диалог с детьми о теме патриотизма, которая, к сожалению,

ушла с уроков литературы в последнее десятилетие.

Вступительная часть к учебнику «Как работать с учебником» является одной из фишек

«Сферы». Рубрики формируют у школьников систему работы с текстом. Новыми, на наш

взгляд, в преподавании литературы в 5 классе стали рубрики: «Литературный фокус»,

«Литературный блокнот», «Справка», «Перекличка». В «Литературном блокноте» даются

любопытные подробности, рассказы о писателях и книгах. Так в теме «Загадаю вам

загадку» «Литературный блокнот» знакомит учащихся с «Загадкой Сфинкса», расширяя

их представление о древнегреческой мифологии.

Каждый раздел начинается отдельной страницей, на которой размещены название раздела,

определены подтемы и основные произведения. Интересным является наличие эпиграфа к

каждому разделу, который нацеливает школьников на восприятие содержания раздела.

Цветовое выделение страниц помогает ориентироваться ребенку в объеме главы.

Согласно

требованиям

ФГОС,

у

школьника

должны

формироваться

навыки

исследовательской и проектной деятельности. Этому способствует наличие рубрик в

главах: «Литературное исследование», «Проект», «Творческое задание», «Киноклуб». Так

вместо традиционного сочинения ребятам после изучения повести В. Крапивина «Тень

Каравеллы» «Творческое задание» предлагает: «Давайте представим, что Павлик, уезжая,

оставил письмо другу. Что было бы в этом письме? Попробуйте написать письмо другу

от лица Павлика». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на проблему

взаимоотношений подростков, понять ценность настоящей дружбы. Рубрика учебника

«Творческое задание» дает возможность ребенку попробовать себя в роли автора – поэта,

сочинителя, художника. Вот еще некоторые варианты Творческих заданий: «напишите

сочинение от лица какого-нибудь животного; придумайте свою сказку..; попробуйте

сочинить собственную басню..; попробуйте догадаться, что дальше сказал Гайдар».

Разнообразные виды Творческих заданий помогают учителю осуществлять личностно-

ориентированный подход и нацеливают школьника на подготовку к ОГЭ.

Разработчики учебника уделили особое внимание форме подачи и отбора основного

литературного материала. Главными особенностями учебника являются фиксированный в

тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста.

Предложенный школьникам интересный дополнительный материал, иллюстративный

ряд, дают человеку, работающему с учебником, комплексное представление о том, чему

посвящена глава. Поражает умение авторов на небольшом пространстве расположить

большой по объему материал. Например, на развороте «Как понимать стихи» авторы

расположили рубрики: «Вы узнаете, вспомните»; «Вопросы и задания». Знакомясь с

основным текстом, школьник учится не только читать стихи, но и размышлять над ними.

Пятикласснику дается первое представление о ритме, рифме, строфе. «Литературный

фокус» рассказывает о разных видах рифм: перекрестной, парной, кольцевой. Рубрика

«Справка» (рубрика-комментатор) дает толкование лексического значения слова «бор»,

употребленного в стихотворении И.Бунина «Детство», которое также размещено на

развороте в основном тексте. В «Литературном блокноте» авторы поместили информацию

об Иване Алексеевиче Бунине, в том числе и о том, что он является лауреатом

Нобелевской

премии

по

литературе.

Во

втором

«Литературном

блокноте»

рассматриваются поэтические примеры разных видов рифм. «Вопросы и задания» носят

разнообразный характер: «в каком значении...; выпишите из стихотворения..; подумайте,

какой смысл рождается из созвучия..; найдите в стихотворении звуковые повторы;

запишите ваши вопросы к стихотворению». Наличие рубрик в каждом разделе: «Вы

узнаете. Вспомните», «Вопросы и задания» позволяет целостно представить тему,

получить

теоретические

знания

в

комплексе.

Особое

удовлетворение

вызывает

продуманная система работы в каждом тексте с лексическими и акцентологическими

нормами.

Работа с терминами является важным моментом в изучении любого предмета. В

литературе основным назначением терминов, на наш взгляд, является формирование

навыков

анализа

художественного

текста.

И

поэтому

именно

в

пятом

классе

закладываются основы литературоведческой культуры. В конце каждой части учебника

дается Словарь литературоведческих терминов. Акцентологические нормы, выделение

шрифта – положительные моменты Словаря.

Разработчиками УМК

удачно подобран иллюстративный материал. Здесь и кадры из

мультфильмов, кинофильмов, и рисунки художников, и графика, и портретная живопись,

и рисунки предметов быта. Все это помогает школьнику в восприятии текста, вводит в

мир художественного произведения, создает атмосферу эпохи, расширяет кругозор

ребенка. На наш взгляд, этот интересный, богатый материал может заиграть особыми

красками

при

продуманной

системе

заданий,

направленной

на

формирование

культурологической компетенции.

Авторским коллективом создан учебник, который можно педагогу использовать как в

обычном классе, так и в классе с углубленным изучением литературы. Школьник на уроке

становится субъектом обучения: читает, слушает, отвечает на вопросы, выполняет

систему творческих и исследовательских заданий. Обучается синтезу и анализу. Все это

позволяет

формировать

коммуникативные

навыки,

навыки

самовыражения

и

самоанализа, способствует становлению духовно-нравственной личности.



В раздел образования