Напоминание

" Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада"


Автор: Егорова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 г.Данков Липецкой области.
Населённый пункт: Г.Данков Липецкой области
Наименование материала: Мастер класс
Тема: " Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области

Мастер-класс

Тема: «Применение методов ТРИЗ

в повседневной жизни детского сада»

Разработчик

Егорова Татьяна Николаевна,

воспитатель 1квалификационной категории

2020

Цель мастер- класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило

себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе вос-

питания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направ-

ленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудниче-

ства. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой

прежний опыт.

Ответы педагога на вопросы.

Уважаемые коллеги, прежде чем перейти непосредственно к практической части и

пригласить участников, возможно у вас возникли вопросы ко мне. Ну а теперь поз-

вольте мне пригласить участников для проведения мастер-класса.

Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам.

Проведение мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в по-

вседневной жизни детского сада.

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте

задачу и помогите мне её решить .

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму,

жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний-

старый и уродливый-влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит

долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик

предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и бе-

лый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то

станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет

считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то её отца бро-

сят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик на-

клонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку

два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы ре-

шить, таким образом её участь и участь её отца. Теперь представьте себе, что это

вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой не-

счастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тща-

тельный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть

другой вид мышления - нешаблонный.

И вот вам первое задание:

В течении 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце

напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класа?».

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.

Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Пе-

дагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от

рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспита-

ние, и обучение губит в детях ростки этой одаренности…

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном дет-

стве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окру-

жающий мир.

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы вы тог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы

сможете:

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского

сада

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических си-

стем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ, со-

зданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Её

современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с по-

ниманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу я провожу поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явле-

ниях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть

окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ, Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и каче-

ствами: новую игрушку, необычное платье, подарок т.д.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные

задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготов-

ленных для вас памятках.

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1.Ига «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. ДОМ

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О»- слова, обозначающие свойства или состояние предметом (прилагатель-

ное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?»,

Составьте предложение из слов например в комбинации 2,3,1. Далее с детьми вы

можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

2.Игра «Создание лимерика»

Лимерик-это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут

постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно

даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка-выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка-характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка-реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями

махал)

Четвертая строчка-выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек

всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать кри-

тике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок

не смог её до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так

как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если

мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обду-

мывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Рефлексия. Подведение итогов мастер – класса

И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы прове-

ли в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько во-

просов:

-Я съел бы ещё этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

-Я переел…

-Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные

приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник дет-

ской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные

в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготови-

ла для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за вни-

мание.

Анализ проведенного мероприятия педагогам.

Уважаемые коллеги! Вами был просмотрен мастер-класс на тему «Применение ме-

тодов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». В своем анализе мне бы хоте-

лось остановиться на том, что задачи, поставленные мною будут достигнуты. Я ду-

маю, что мне удастся заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ.

Выполнение творческих задач способствует раскрепощению личностей педагогов,

активации их творческих способностей.

Вопросы-ответы.

Заключительное обобщение педагога.



В раздел образования