Автор: Егорова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 г.Данков Липецкой области.
Населённый пункт: Г.Данков Липецкой области
Наименование материала: Мастер класс
Тема: " Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Мастер-класс
Тема: «Применение методов ТРИЗ
в повседневной жизни детского сада»
Разработчик
Егорова Татьяна Николаевна,
воспитатель 1квалификационной категории
2020
Цель мастер- класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.
Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило
себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе вос-
питания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Обоснование мастер-класса.
Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направ-
ленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудниче-
ства. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой
прежний опыт.
Ответы педагога на вопросы.
Уважаемые коллеги, прежде чем перейти непосредственно к практической части и
пригласить участников, возможно у вас возникли вопросы ко мне. Ну а теперь поз-
вольте мне пригласить участников для проведения мастер-класса.
Уважаемые коллеги я приглашаю желающих пройти к столам.
Проведение мастер-класса.
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в по-
вседневной жизни детского сада.
Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте
задачу и помогите мне её решить .
В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму,
жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний-
старый и уродливый-влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит
долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик
предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и бе-
лый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то
станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет
считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то её отца бро-
сят в тюрьму, а сама она станет нищей.
Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик на-
клонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку
два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы ре-
шить, таким образом её участь и участь её отца. Теперь представьте себе, что это
вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой не-
счастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тща-
тельный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть
другой вид мышления - нешаблонный.
И вот вам первое задание:
В течении 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце
напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класа?».
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.
Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Пе-
дагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от
рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспита-
ние, и обучение губит в детях ростки этой одаренности…
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном дет-
стве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окру-
жающий мир.
Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.
Как бы вы тог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы
сможете:
Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика
Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского
сада
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических си-
стем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ, со-
зданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Её
современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с по-
ниманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?
Данную работу я провожу поэтапно:
Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явле-
ниях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть
окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На 2 ЭТАПЕ, Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и каче-
ствами: новую игрушку, необычное платье, подарок т.д.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные
задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготов-
ленных для вас памятках.
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
1.Ига «Полиномы фантазии»
Загадать любое слово из 3 букв. ДОМ
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О»- слова, обозначающие свойства или состояние предметом (прилагатель-
ное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?»,
Составьте предложение из слов например в комбинации 2,3,1. Далее с детьми вы
можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
2.Игра «Создание лимерика»
Лимерик-это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут
постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно
даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строка-выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка-характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка-реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями
махал)
Четвертая строчка-выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек
всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать кри-
тике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок
не смог её до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так
как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если
мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обду-
мывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Рефлексия. Подведение итогов мастер – класса
И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы прове-
ли в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько во-
просов:
-Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
-Я переел…
-Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные
приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник дет-
ской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные
в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготови-
ла для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за вни-
мание.
Анализ проведенного мероприятия педагогам.
Уважаемые коллеги! Вами был просмотрен мастер-класс на тему «Применение ме-
тодов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». В своем анализе мне бы хоте-
лось остановиться на том, что задачи, поставленные мною будут достигнуты. Я ду-
маю, что мне удастся заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ.
Выполнение творческих задач способствует раскрепощению личностей педагогов,
активации их творческих способностей.
Вопросы-ответы.
Заключительное обобщение педагога.