Авторы: Макарова Мария Самуиловна, Коломенская Ирина Николаевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МБДОУ детского сада №49
Населённый пункт: г. о. Красногорска Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей старшего
дошкольного возраста
Макарова Мария Самуиловна, учитель-логопед МБДОУ детского сада
№49г.о. Красногорска
Коломенская Ирина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ детского
сада №49 г.о. Красногорска
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В
игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и
приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют
развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания,
воображения,
мышления
и
речи).
Педагоги
в
работе
с
детьми
широко
используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко
заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.
Игры
делятся
на
подвижные,
сюжетно-ролевые,
дидактические.
Дидактические игры разнообразны по форме, содержанию, целям и характеру
игровых действий. Существует огромное количество сборников всевозможных
игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам.
Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные
и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста. Многие из
известных игр можно применить лишь на одном из этапов коррекционной
работы (как правило, это этап автоматизации звука в слогах, фразах, связной
речи), при этом ход или правила игры изменяются в зависимости от целей,
которые
преследует
педагог.
Что
касается
других
этапов
работы
по
формированию
правильного
звукопроизношения
(подготовительного,
этапа
постановки звука) то здесь
и г р ,
п р е д л а г а е м ы х
в
л и т е р а т у р е
я в н о
недостаточно,
педагогу
з ач а с т у ю
п р и х о д и т с я
п р и д у м ы в а т ь
и х
самостоятельно.
В
м е т о д и ч е с к о й
копилке
каждого
педагога
и м е ю т с я
и н т е р е с н ы е
с ю ж е т ы
з а н я т и й .
Н о
необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с
детьми
разного
возраста,
обладающих
различным
запасом
знаний
и
представлений
об
окружающей
среде,
требует
постоянного
поиска
новых
конспектов занятий и игровых приемов.
Цель: трансляция
опыта
работы
по
применению
игровых
приемов
на
подгрупповых
и
индивидуальных
занятиях,
по
ознакомлению
родителей
и
педагогов и с речевыми играми в различных формах в процессе устранения
дефектов звукопроизношения.
Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми
Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое
значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах
он
говорил
о
том,
что
не
может
быть
здорового
развития
у
ребенка
без
деятельной,
интересной
жизни.
Такую
деятельную,
увлекательную
жизнь
ребенок
ведет
в
игре,
свободной,
им
самим
создаваемой,
или
в
играх
с
правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой.
Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет
ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она
требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым,
жизнерадостным
с а м о ч у в с т в и е м ,
а
бодрость и радость —
залог здоровья.
В
литературе
по
дошкольной педагогике
и психологии накоплен
значительный материал,
указывающий на то, что
игра
—
основной
вид
деятельности
ребенка
дошкольного
возраста,
одна
из
характерных
закономерностей
детского развития. Игра
как форма деятельности
ребенка
способствует
гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт,
интеллекта.
Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование
названных
качеств
в
игре
у
ребенка
реализуется
значительно
быстрее
и
прочнее,
нежели
при
использовании
только
дидактических
приемов
воспитания.
Касаясь
вопроса
о
влиянии
игры
на
формирование
всех
психических
процессов
у
ребенка,
советский
психолог
Д.Б.
Эльконин
совершенно
определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования
показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических
процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Результатом
специальных
исследований
и
практических
наблюдений
явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных
учреждениях отводится одно из первых мест.
Известно,
что
поведение
детей
с
речевыми
нарушениями
в
игре
характеризуется
рядом
особенностей.
По
наблюдениям
Г.В.
Косовой,
они
нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за
неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и
содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это
касается
детей
со
стертой
формой
дизартрии)
вызывает
у
детей
быстрое
утомление
в
игре.
Неуравновешенность,
двигательное
беспокойство,
суетливость
в
поведении,
речевая
утомляемость
затрудняют
включение
в
коллективную игру.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в том числе и
детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности детей с
речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры
в коррекционной работе.
Разнообразие игр и игровых приемов в устранении нарушений
звукопроизношения у дошкольников
Характеристика
различных видов игр
В
с л о в а р е -
с п р а в о ч н и к е
п о
п е д а г о г и к е
п о д
р е д а к ц и е й
П . И .
Пидкасистого
детская
игра
определяется
как
од и н
и з
о с н о в н ы х
видов
деятельности
и
важнейшее
средство
физического,
у м с т в е н н о г о
и
нравственного
в о с п и т а н и я
д е т е й ,
особенно
младшего
возраста; особая форма отношения ребенка к окружающей действительности.
Разновидности игровой деятельности:
-
манипулятивная
—
первоначальная
форма
игры
с
предметом,
возникающая на основе связи ребенка с ухаживающим за ним взрослым;
- предметная — овладение ребенком различными способами употребления
окружающих предметов;
- ролевая — совместная групповая игра, в которой дети берут на себя
различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика
и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях;
- подвижная или спортивная — проводится обычно в виде соревнования
участников и характеризуется большим разнообразием движений, выполняемых
в различных сочетаниях, высокой интенсивностью мышечной деятельности,
непрерывно меняющимися условиями, требующими от участников инициативы
и находчивости при решении возникающих задач, коллективными действиями,
подчиненными общим интересам команды, высокой эмоциональностью;
-
символическая
—
воспроизведение
ребенком
реальности
в
виде
символов, знаков, выполнение действий в абстрактной, символической форме;
- сюжетная — воспроизведение ребенком сюжетов из реальной жизни
людей, рассказов, сказок и т.п.;
- умственная (разновидность — дидактическая) — содержание, методика и
правила разрабатываются педагогами для развития познавательной активности
детей;
- компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для
персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер.
Представленные
в
нескольких
видах
(абстрактно-логические,
сюжетные,
ролевые)
компьютерные
игры
расширяют
кругозор
детей,
стимулируют
их
познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые
тренажеры),
способствуют
психофизическому
развитию.
Однако
излишнее
увлечение играми может нанести вред ребенку.
Особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра –
вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию (математические,
сенсорные,
речевые,
музыкальные,
природоведческие,
для
ознакомления
с
окружающим), игровым действиям (игры-путешествия, игры-предположения,
игры-поручения,
игры-загадки,
игры-беседы),
познавательной
деятельности
(интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные),
игровому материалу.
В литературе, как правило, речевые игры рассматриваются исключительно
как дидактические. Логопеды-практики под «речевыми играми» понимают не
только дидактические, но и все те (в том числе подвижные), которые можно
использовать
с
целью
развития
различных
сторон
речи.
Далее
подробно
рассказывается о том, как можно использовать подвижные, сюжетно-ролевые,
компьютерные
и
другие
игры
в
коррекционной
работе
с
детьми
старшего
дошкольного возраста.
Система
авторских
игр,
направленных
на
коррекцию
нарушений
звукопроизношения у детей
Учитель-логопед, работающий с детьми-дошкольниками, не имеющего в
своем составе специализированных групп (логопедический пункт), в течение
года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми разного
возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих
различными нарушениями речи (ФФН на фоне простой и сложной дислалии,
стертой
дизартрии,
ОНР). Педагоги
постоянно
изучают
методическую
литературу, а также используют другие источники информации в поисках не
только интересных, но и эффективных приемов работы.
Стараясь решить эту
задачу, пришли к выводу о
том,
что
п р о в е д е н и е
занятий в игровой форме
или
с
использованием
р а з л и ч н ы х
и г р о в ы х
п р и е м о в
п о з в о л и т
активизировать
учебный
п р о ц е с с ,
б у д е т
способствовать
развитию
сенсорной
(чувственной)
ориентировки
детей
(на
форму,
величину,
цвет,
расположение предмета в
пространстве
и
т.д.),
внимания,
памяти,
мышления,
формированию
представлений
об
окружающем
мире.
Кроме
того,
играя
с
детьми,
можно
решать
и
задачи
нравственного
воспитания
детей,
так
как
развивается
целеустремленность,
выдержка,
самостоятельность,
чувство
коллективизма,
вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе
нормами поведения.
Игры
для
работы
не
столько
приобретались,
сколько
специально
изготавливались. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых
игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал
подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований.
Многие
из
изготовленных
игр
являются
известными,
но
их
«изюминка»
заключается в том, что материал подобран с учетом речевых возможностей
детей,
либо
используется
нетрадиционный
вариант
игры.
Вот
несколько
примеров.
1. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ход игры. Логопед кладет в мешочек карточки-символы артикуляционных
упражнений.
Дети
достают
карточку,
говорят
название
упражнения
и
выполняют его.
2. Игра «Змейка»
Цель: автоматизация поставленных звуков на материале слогов, развитие
фонематического слуха, мелкой моторики.
Ход игры. Логопед кладет перед ребенком мозаику. А затем предлагает
ребенку повторить цепочку слогов. Каждый правильно воспроизведённый ряд
сопровождается включением элементы мозайки в планшет. Игра продолжается
до тех пор, пока ребенок не получит всех деталей.»
3. Игра «Разрезные картинки»
Цель:
автоматизация
поставленных
звуков
на
материале
слов
и
предложений, развитие мелкой моторики, пространственных представлений.
Ход
игры.
Ребен ку
п р е д л а г а е т с я
с о б р а т ь
несколько картинок (детали
для каждой картинки могут
предлагаться
поочередно
или
перемешиваться,
в
зависимости
от
подготовки
ребенка).
После
того
как
картинки собраны, ребенок
должен
правильно
назвать
их
и
составить
по
одному
предложению
с
каждой
из
них. Картинки подбираются
так,
чтобы
в
их
названии
с о д е р ж а л с я
з в у к ,
требующий автоматизации.
4. Игра «Найди пару»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры. Логопед подбирает парные картинки со словами паронимами
(вагон – батон, корона – ворона и др.) Перед игрой каждый ребенок получает по
карточке. Дети стоят в круге. Один из играющих произносит свое слово и ждет,
пока другой ребенок назовет свою картинку, но так, чтобы они оказались
похожими
по
звучанию.
Дети,
у
которых
оказались
картинки
с
похожими
словами встают рядом и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока
каждый не найдет свою пару.
В
методиче ской
литературе
найдено
немало
интере сных
и
многофункциональных
игр,
например:
«Логокуб»,
«Карточка-проверялочка»,
«Что
можно
сделать
за
одну
минуту?»,
«Поймай
рыбку»,
«Шумящие
коробочки», «Замочная скважина».
1. Игра «Логокуб»
Цель: развитие артикуляционной моторики
Материал:
кубик,
на
грани
которого
приклеены
картинки-символы
артикуляционных упражнений.
Ход игры. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, символ
которого выпал.
2. «Что можно сделать за одну минуту»
Цель:
автоматизация
поставленных
звуков
во
фразе,
формирование
представлений
о
длительности
времени
на
основе
наблюдений
детей
за
действиями других людей
Ход
игры.
Ребенку
предлагается
отобрать
картинки,
изображенные
действия на которых, можно выполнить за одну минуту и объяснить свой
выбор.
Логопед
или
ребенок
контролирует
правильность
выбора,
а
также
звукопроизношения.
3. Игра «Найди фигурку»
Цель:
дифференциация
звуков на материале слов, фраз,
р а з в и т и е
з р и т е л ь н о г о
восприятия,
закреплять
знание
о б о б щ а ю щ и х
п о н я т и й ,
основных и оттеночных цветов,
развивать фонематический слух,
мелкую
моторику,
зрительное
восприятие.
Ход игры. В песок логопед
з а к а п ы в а е т
ф и г у р к и
т е х
предметов, в названии которых
есть необходимый звук. Ребенок
откапывает фигурку, определяет
наличие
того
или
иного
звука,
кладет
фигурку
справа
или
слева
от
коробки
(по
предварительной
договоренности). После того как все фигурки будут найдены, они убираются,
ребенок должен перечислить все найденные фигурки.
4. Игра «Шумящие коробочки»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры. К каждой коробочке оранжевого цвета можно подобрать пару
среди коробочек красного цвета (они звучат одинаково); число коробочек может
быть
различным;
ребенку
предъявляются
сразу
все
коробочки
и
он
самостоятельно
отыскивает
пары,
либо
логопед
просит
найти
пару
для
конкретной коробочки.
5. Игра «Замочная скважина»
Цель:
автоматизация
звуков
в
словах,
фразах,
развитие
зрительного
восприятия.
Материал:
картонные
прямоугольники
с
прорезью
в
виде
скважины,
картинки, в названии которых содержится необходимый звук.
Ход
игры.
Предметная
картинка
закрывается
«дверцей»,
ребенок
перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен
на картинке.
Для этапа автоматизации звуков был разработан комплект игр «Игры из
кармашка».
В
тетради
у
ребенка
приклеивается
специальный
карман,
куда
кладутся картинки, в названии которых присутствует автоматизированный звук.
С
этими
картинками
ребенку
предлагается
поиграть
в
различные
игры.
Описание игры прописывается в тетради для родителей. Логопед сам делает
необходимые рисунки к каждой игре.
Приведем несколько примеров данных игр.
1.
Игра
«Собери
цветок»
Цель:
автоматизация
поставленного
звука,
р а з в и т и е
памяти.
Материал: тетрадь,
рисунок
цветка
в
т е т р а д и
с
5 - 7
лепестками,
картинки на
заданный звук.
Х о д
и г р ы .
К а р т и н к и
и з
кармашка кладутся
на лепестки нарисованного
цветка. Ребенок называет все картинки правильно. Логопед предлагает ребенку
запомнить
картинки.
Логопед:
«Ты
закрывай
глаза.
Я
«оторву»
несколько
лепестков.
Поворачивайся.
Постараемся
вспомнить,
какие
лепесточки
я
оторвала». Игра повторяется несколько раз.
2.
Игра из кармашка
Цель: автоматизация поставленного звука.
Материал: картинки на заданный звук; кубик от настольной игры.
Ход игры. Ребенок бросает кубик и, набирает соответствующее выпавшей
цифре количество картинок. Складывает их в кармашек. Складывая, называет
картинки правильно.
3.
Игра «Паровозики»
Цель: автоматизация поставленного звука, работа над слоговой структурой
слова.
Материал: тетрадь, рисунок поезда в тетради с 3-мя вагонами, картинки на
заданный звук.
Ход игры. Логопед предлагает ребенку делить слова-картинки на слоги
(хлопать). Если в слове один слог, то ребенок кладет картинку в первый вагон,
если два слога – во второй, если три слога – в третий. Игра заканчивается, когда
все картинки будут разложены по вагончикам.
Так же на этапе автоматизации звука можно использовать пропевание
детских песенок (логопедические распевки). С этой целью были отобраны и
записаны песни на каждый звук. Предварительно ребенок разучивает слова
песни. Затем на занятии она поется под фонограмму, в сочетании с видеорядом.
Дома
выполняется
аналогичное
задание.
Таким
образом,
осуществляется
перенос усвоенных навыков в новые условия. Этот прием можно расценивать
как
одну
из
форм
взаимодействия
учителя-логопеда
и
музыкального
руководителя.
Описанные игры могут оказать большую помощь при обследовании детей,
которые с трудом идут на контакт.
Все
игры,
о
которых
говорилось
выше,
а
также
многие
другие
используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях в зависимости от
поставленной цели. Для каждого занятия игры подбираются таким образом,
чтобы они подчинялись либо одной лексической теме, либо общему сюжету,
либо
грамматической
составляющей.
Это
придает
занятию
целостность,
завершенность, а также способствует активизации словарного запаса, развитию
лексико-грамматической стороны речи и делает занятие еще более интересным.
Объединить
несколько
игр
в
один
сюжет
возможно
в
том
случае,
если
картинный материал подобран по разным лексическим темам и на разные
группы звуков. Именно этот принцип был определяющим при изготовлении
большинства дидактических игр.
В
последнее
время
появилось
большое
количество
компьютерных
программ по развитию речи, например «Учимся говорить правильно», «Мир
звуков»,
«Игры
для
тигры»,
игры
из
комплекса
«Логомер».
Они
не
могут
заменить
традиционных
занятий,
но
могут
помочь
педагогу
разнообразить
занятия. Так как программы можно использовать только в качестве дополнения
к занятиям, а также с целью соблюдения гигиенических требований при работе
на компьютере желательно проводить такие занятия одни раз в неделю.
Большие возможности по использованию игровых приемов предоставляют
фронтальные или подгрупповые занятия, так как на этих занятиях помимо
дидактических можно использовать и подвижные игры. Особенно хорошо, если
детям знакома игра и они могут произносить речевки самостоятельно. В этом
случае
логопеду
необходимо
следить
за
правильным
звукопроизношением.
Интересным приемом, позволяющим развивать слуховое внимание, является
предъявление заданий в стихотворной форме. Активизации внимания детей
также способствует подчинение всех этапов занятия не только одной цели, но и
одной сюжетной линии.
Нельзя
обойти
стороной
и
ведение
индивидуальных
тетрадей
детей.
Записи
во
всех
тетрадях
начинаются
с
иллюстраций
к
артикуляционным
упражнениям. Прежде чем дать задание, проводится предварительная работа,
так как родители неохотно выполняют такие задания, часто выполняют их
вместо
детей.
Предварительная
работа
заключается
в
следующем.
Задание
нарисовать что-либо или поиграть в «Игру из кармашка» первый раз дается
ребенку
на
индивидуальном
занятии.
Это
позволяет
оценить,
насколько
сформированы у ребенка графо-моторные навыки, да и просто понять, любит
ли ребенок рисовать или предпочитает избегать сложной для него деятельности.
Часто используется прием совместного рисования, когда рисунок создается
ребенком и логопедом, обычно в этом случае логопед начинает рисовать, а
ребенок
дорисовывает
детали,
либо
рисунок педагога
используется
как
образец. Как раз этот и используется в «Играх из кармашка». Только после этого
в качестве домашнего задания предлагается нарисовать предмет, как правило,
указывается,
что
именно
нужно
нарисовать
(он
должен
быть
прост
в
изображении).
При
использовании
данных
игр
запись
домашнего
задания,
дополняется простыми рисунками или силуэтами предметов, вырезанных из
бумаги и хранящихся в кармашках в конце тетради, что позволяет превратить
отработку
речевого
материала
в
игру.
Немало
внимания
уделяется
раскрашиванию картинок на заданный звук, что развивает мелкую моторику
рук
детей.
Чуть
позже
эти
картинки
можно
будет
использовать
для
автоматизации
звуков
в
связной
речи.
Для
экономии
времени
на
записи
используются карточки со словами, стихами к пальчиковым играм, текстами для
пересказа и даже схемами для конструирования (например, из спичек), которые
вкладываются (влеиваются) в тетрадь. Но это возможно только в тех случаях,
когда домашние задания выполняются систематически. Помимо этого каждая
тетрадь снабжена системой условных обозначений, для обеспечения заочной
формы общения с родителями.
Взаимодействие
с
р о д и т е л я м и
и
п е д а г о г а м и
к а к
необходимое
условие
широкого
применения
речевых игр
В
х о д е
коррекционно-
педагогической
работы
л о го п ед
с т р е м и т ь с я
в о в л еч ь
к а к
м о ж н о
большее
ко л и ч е с т в о
людей в этот сложный и
трудоемкий процесс (родителей, сотрудников дошкольного подразделения). От
того
насколько
успешно
будет
решена
эта
задача,
во
многом
зависят
дальнейшие успехи ребенка. Поэтому помимо информирования родителей и
педагогов об уровне речевого развития детей, сбора анамнеза следует не только
рассказать
о
причинах
и
основных
этапах
работы
по
коррекции
речевых
нарушений, но и помочь им активно участвовать в этом процессе.
В
работе
с
родителями
и
педагогами
преимущественно
используются
традиционные
формы
работы:
родительские
собрания,
анкетирование,
информационные стенды, консультации, открытые занятия, но особенность их
состоит в том, что все они носят практическую направленность.
Анкетирование родителей проводится, с целью сбора анамнеза, а также для
выявления
родителей,
имеющих
активную
позицию
в
воспитании
ребенка.
Логопед таким образом намечает себе кого из родителей следует постараться
убедить в необходимости больше внимания уделять ребенку. Многие логопеды
предлагают анкеты родителям по окончании работы с ребенком. Анкетирование
- быстрый и удобный способ получения необходимой информации, который
помогает планировать дальнейшее направление работы.
Помимо
теоретических
сведений
родителям
и
педагогам
сообщаются
конкретные приемы работы, а также обязательно приводятся примеры игр для
закрепления того или иного навыка.
В первые же дни после начала коррекционной работы родителям в ходе
семинара-практикума
или
на
индивидуальной
консультации
даются
рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Записи домашних
заданий
обязательно
дополняются
игровыми
заданиями,
направленными
не
только на закрепление приобретенных навыков, но и на развитие различных
психических функций.
В
дальнейшем
все
очные
и
заочные
консультации,
размещаемые
на
информационных
стендах,
красочно
оформляются
и
обязательно
содержат
примеры
игр,
позволяющих
родителям
применить
полученные
знания
на
практике.
Одно
из
требований
к
информационным
стендам,
которое
неукоснительно
соблюдается,
-
это
актуальность,
содержащегося
в
них
материала на данном этапе коррекционной работы.
Для большей наглядности можно оформить выставку «Игры и пособия
своими
руками».
Благодаря
такой
выставке
родители
узнают,
какие
игры
используются в работе с детьми. Во время посещения выставки родителями
следует обратить их внимание на то, что многие игры просты в изготовлении, а
значит, их можно сделать вместе с ребенком, что в свою очередь поможет
организовать деятельность ребенка дома.
Наряду с вышеперечисленными формами сотрудничества с родители были
проведены:
семейные
конкурсы
по
изготовлению
«Семейного
древа»,
«Настольная игра своими руками», дистанционные конкурсы и олимпиады по
различным тематикам.
В современном мире осуществить обратную связь с родителями помогают
и
интерактивные
технологии.
При
необходимости учитель-логопед
может
ежедневно консультировать родителей при помощи эсэмэс, ай-си-кью, скайпа
или
до ступных
социальных
сетей.
Любой родитель может
задать
интересующий его вопрос учителю-логопеду и оперативно получить на него
ответ. Таким образом, любой педагог может общаться с родителями, обсуждать
с ними различные проблемы, оповещать о предстоящих мероприятиях.
Внедрение
современных
компьютерных
технологий
в
дошкольную
логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-
логопеда
более
продуктивной
и
эффективной.
Связь
с родителями может
осуществляться
при
помощи
Интернета
посредством
блогов,
сайтов,
электронной почты. Интернет шагает по планете, и логопеды могут найти
маленькое, удобное пространство в среде Интернета для своих образовательных
потребностей.
Немало времени нужно потратить на изготовление дидактических игр,
наглядного
материала,
информационных
стендов
и
многое
другое,
что
так
необходимо в работе с детьми дошкольного возраста. Но, имея такой багаж
пособий
можно
без
труда
спланировать
столько
индивидуальных
и
подгрупповых занятий, сколько требуется.
Обобщив имеющийся опыт по использованию игр и игровых приемов в
работе
с
детьми
с
нарушениями
звукопроизношения,
были
решены
поставленные задачи. Все описанные игры и приемы приведены с учетом
этапов коррекционной работы. Приводятся различные формы взаимодействия с
педагогами и родителями по ознакомлению их с речевыми играми. Таким
образом,
выстраивается
система
работы,
затрагивающая
различные
направления
работы
логопеда
в
дошкольных
группах:
организационно-
методиче ско е,
диагно стиче ско е,
ко р р е к ц и о н н о - п е д а го г и ч е с ко е ,
консультационное, профилактическое.
Библиографический список
1.
Авдулова
Т.
Игра:
ее
развитие
на
современном
этапе
//Дошкольное
воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33.
2.
Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть //
Логопед, 2007, № 3. - С.97 - 102.
3.
Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед,
2006, № 2. - С. 69 - 71.
4.
Ерошкина С.Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2. -
С. 74 - 75.
5.
Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М.,
2004. - 112с.
6.
Козина
И.В.,
Кулакова
Т.В.
Коррекционный
уголок
группы
как
часть
предметно-развивающей среды // Логопед, 2006, №2. - С. 62 - 68.
7.
Костылева
Н.Ю.
Автоматизация
звуков:
как
скучное
сделать
интересным // Логопед, 2008, № 2. - С. 74 - 77.
8.
Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации
звуков // Логопед, 2004, № 5. - С. 58 - 64.
9.
Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении
общего недоразвития речи у дошкольников // Логопед, 2006, № 3. - С. 44 - 50.
10.
Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в
коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 3.
11.
Сергеева Т.В. Игровые рифмовки //Логопед, 2006, № 1. - С. 61 - 64.
12.
Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов //
Логопед, 2006, № 5. - С. 41 - 42.
13.
Чернякова
В.Н.
Стихотворно-игровые
комплексы
для
дошкольников
с
недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. - С. 61 - 63.
14.
Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических
занятий // Логопед. 2005, № 6. - С. 51 - 58.