Автор: Синицына Елена Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Контакт"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях средствами музыкального искусства"
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях средствами
музыкального искусства
С
давних
времён
известно,
что
музыка
влияет
на
здоровье
человека.
Структура занятий музыкой, как занятия искусством достаточно гибкая, что
позволяет организовать работу на основе взаимодействия средств музыки с
приёмами
коррекции,
не
меняя
цели
занятия
-
формирование
общей
музыкальной культуры с ограниченными возможностями здоровья.
Выявлены
педагогические
условия
организации
работы
с
детьми
с
ограниченными возможностями здоровья на занятиях музыкой: внедрение в
традиционное
занятие
специальных
методов,
приёмов
и
форм
работы,
оказывающих позитивное коррекционное воздействие на детей
С
ОВЗ,
создание
эмоциональной,
комфортной
атмосферы
на
основе
интеграции
разнообразных
форм
творческой
деятельности,
организации
учебно-воспитательного процесса, который
строится
на сотрудничестве
педагога и ученика.
Разработаны
критерии
оценки
успешности
развития
музыкальных
способностей - это ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые
представления,
тембровый
слух,
беседа
о
произведении,
движение
под
музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная память,
вокально-хоровые
навыки
и
психологической
устойчивости
в
ходе
коллективной музыкальной деятельности на основе обработки эмперических
данных.
Вокально
-
логопедические
упражнения,
формирующие
постановку
правильного
дыхания,
дифференциацию
твёрдых
и
мягких
согласных,
автоматизацию
звуков,
организация
охранительного
речевого
режима,
регуляция эмоционального состояния, развитие моторных систем организма,
введение ребёнка в активный организационно-творческий процесс, используя
коллективно - индивидуальные формы работы.
Музыка
даёт
возможность
самотерапии,
позволяющая
тренировать
динамическую устойчивость психики. Групповая музыкотерапия в процессе
реабилитации
детей
с
ОВЗ
необходима,
как
способ
эмоционального
воздействия
с
целью
коррекции,
имеющих
физических
и
умственных
отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из
возможных способов познания мира.
Сказкотерапия
играет
большую
роль
в
коррекции
эмоциональной
сферы
детей с ОВЗ. Сказка побуждает детей к речевому контакту. Групповая или
индивидуальная
сказкотерапия
помогает
решить
жизненные
проблемы,
принять правильное решение. Сказка может помочь вызвать правильную
эмоцию
у
слушателя,
читателя,
избавиться
от
навязчивой
фобии:
страха
темноты,
высоты,
понять
жизненные
ценности,
принять
трудное,
но
правильное
решение,
сформировать
характер,
освоиться
в
социуме,
избавиться от недостатков, сформировать положительные черты характера.
Арттерапия-
лечение
искусством,
оно
относится
к
самым
естественным
формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Наиболее
значимыми при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы
являются «Социальные игры» и «игры с правилами».
Арттерапия помогает обнаружить скрытые способности ребёнка, развивает
ассоциативно-образное мышление, расширяет жизненный опыт, добавляет
уверенности в своих силах. Одним из направлений арт-терапии является
сценическое искусство. Одной из составных частей музыкальной арт-терапии
являются
вокальные
и
дыхательные
тренинги,
также
слушание
музыки
направлено на моделирование положительного эмоционального состояния.
Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в
каждом
из
них
неожиданно
откроются
скрытые
природные
таланты
и
способности. Истинная красота музыки заключается не столько в самих
тембрах
и
переливах
звучания,
сколько
в
возможности
пережить
своё
единство с природой, с другими людьми и обрести в себе самом желаемую
психологическую устойчивость и душевное здоровье.
Игротерапия - этот метод психологического воздействия на детей с ОВЗ с
использованием игры. Игра имеет сильное влияние на развитие личности.
Цель использования игротерапии – не менять и не переделывать ребёнка, а
дать
ему
возможность
«прожить»
в
игре
волнующие
его
ситуации
при
полном понимании и сопереживании взрослого. Игротерапия применяется
для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и
отклонения
в
поведении
и
общении
с
детьми
с
ОВЗ.
Ограничивать
в
движении детей, страдающими различными заболеваниями не нужно, так как
они активно растут. Недостаток активных действий оказывает негативное
влияние на опорно - двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную,
эндокринную и другие системы детского организма.
Ребёнку
с
ограниченными
возможностями
для
полноценного
развития
праздник необходим, как воздух. Праздник - это окно в мир прекрасного, в
мир
волнующей
музыки,
поэзии,
в
мир
ярких
зрительных
образов,
увлекательных игр и затей. Работая с детьми важно видеть каждого из них и
сделать так, чтобы они проявили все таланты, которые спрятаны в них
глубоко и чтобы в жизни были раскованными, уверенными в себе.
В результате музыкальной деятельности у детей и родителей проявляется
устойчивый интерес к праздникам
и развлечениям. Праздники духовно
обогащают ребёнка, расширяют его представления об окружающем мире,
способствуют
закреплению
знаний,
умений
и
навыков,
полученных
на
различных видах занятий и побуждают ребёнка к творчеству и общению.