Напоминание

"Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях средствами музыкального искусства"


Автор: Синицына Елена Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Контакт"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях средствами музыкального искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ на занятиях средствами

музыкального искусства

С

давних

времён

известно,

что

музыка

влияет

на

здоровье

человека.

Структура занятий музыкой, как занятия искусством достаточно гибкая, что

позволяет организовать работу на основе взаимодействия средств музыки с

приёмами

коррекции,

не

меняя

цели

занятия

-

формирование

общей

музыкальной культуры с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлены

педагогические

условия

организации

работы

с

детьми

с

ограниченными возможностями здоровья на занятиях музыкой: внедрение в

традиционное

занятие

специальных

методов,

приёмов

и

форм

работы,

оказывающих позитивное коррекционное воздействие на детей

С

ОВЗ,

создание

эмоциональной,

комфортной

атмосферы

на

основе

интеграции

разнообразных

форм

творческой

деятельности,

организации

учебно-воспитательного процесса, который

строится

на сотрудничестве

педагога и ученика.

Разработаны

критерии

оценки

успешности

развития

музыкальных

способностей - это ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые

представления,

тембровый

слух,

беседа

о

произведении,

движение

под

музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная память,

вокально-хоровые

навыки

и

психологической

устойчивости

в

ходе

коллективной музыкальной деятельности на основе обработки эмперических

данных.

Вокально

-

логопедические

упражнения,

формирующие

постановку

правильного

дыхания,

дифференциацию

твёрдых

и

мягких

согласных,

автоматизацию

звуков,

организация

охранительного

речевого

режима,

регуляция эмоционального состояния, развитие моторных систем организма,

введение ребёнка в активный организационно-творческий процесс, используя

коллективно - индивидуальные формы работы.

Музыка

даёт

возможность

самотерапии,

позволяющая

тренировать

динамическую устойчивость психики. Групповая музыкотерапия в процессе

реабилитации

детей

с

ОВЗ

необходима,

как

способ

эмоционального

воздействия

с

целью

коррекции,

имеющих

физических

и

умственных

отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из

возможных способов познания мира.

Сказкотерапия

играет

большую

роль

в

коррекции

эмоциональной

сферы

детей с ОВЗ. Сказка побуждает детей к речевому контакту. Групповая или

индивидуальная

сказкотерапия

помогает

решить

жизненные

проблемы,

принять правильное решение. Сказка может помочь вызвать правильную

эмоцию

у

слушателя,

читателя,

избавиться

от

навязчивой

фобии:

страха

темноты,

высоты,

понять

жизненные

ценности,

принять

трудное,

но

правильное

решение,

сформировать

характер,

освоиться

в

социуме,

избавиться от недостатков, сформировать положительные черты характера.

Арттерапия-

лечение

искусством,

оно

относится

к

самым

естественным

формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Наиболее

значимыми при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы

являются «Социальные игры» и «игры с правилами».

Арттерапия помогает обнаружить скрытые способности ребёнка, развивает

ассоциативно-образное мышление, расширяет жизненный опыт, добавляет

уверенности в своих силах. Одним из направлений арт-терапии является

сценическое искусство. Одной из составных частей музыкальной арт-терапии

являются

вокальные

и

дыхательные

тренинги,

также

слушание

музыки

направлено на моделирование положительного эмоционального состояния.

Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в

каждом

из

них

неожиданно

откроются

скрытые

природные

таланты

и

способности. Истинная красота музыки заключается не столько в самих

тембрах

и

переливах

звучания,

сколько

в

возможности

пережить

своё

единство с природой, с другими людьми и обрести в себе самом желаемую

психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Игротерапия - этот метод психологического воздействия на детей с ОВЗ с

использованием игры. Игра имеет сильное влияние на развитие личности.

Цель использования игротерапии – не менять и не переделывать ребёнка, а

дать

ему

возможность

«прожить»

в

игре

волнующие

его

ситуации

при

полном понимании и сопереживании взрослого. Игротерапия применяется

для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и

отклонения

в

поведении

и

общении

с

детьми

с

ОВЗ.

Ограничивать

в

движении детей, страдающими различными заболеваниями не нужно, так как

они активно растут. Недостаток активных действий оказывает негативное

влияние на опорно - двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную,

эндокринную и другие системы детского организма.

Ребёнку

с

ограниченными

возможностями

для

полноценного

развития

праздник необходим, как воздух. Праздник - это окно в мир прекрасного, в

мир

волнующей

музыки,

поэзии,

в

мир

ярких

зрительных

образов,

увлекательных игр и затей. Работая с детьми важно видеть каждого из них и

сделать так, чтобы они проявили все таланты, которые спрятаны в них

глубоко и чтобы в жизни были раскованными, уверенными в себе.

В результате музыкальной деятельности у детей и родителей проявляется

устойчивый интерес к праздникам

и развлечениям. Праздники духовно

обогащают ребёнка, расширяют его представления об окружающем мире,

способствуют

закреплению

знаний,

умений

и

навыков,

полученных

на

различных видах занятий и побуждают ребёнка к творчеству и общению.



В раздел образования