Напоминание

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Хадиева Марина Викторовна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБУ ДО Балтасинская ДШИ
Населённый пункт: пгт. Балтаси
Наименование материала: Научно-методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Научно-методическая разработка Хадиевой М.В.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ

ФОРТЕПИАНО ДМШ НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучив теоретические аспекты и проведя опытно-экспериментальное

исследование

проблемы

развития

навыков

чтения

с

листа

в

классе

фортепиано ДМШ на учебном материале уроков музыкальной литературы,

мы пришли к следующим выводам.

Чтение

с

листа

-

безостановочное

исполнение

незнакомого

произведения в темпе и характере, приближенных к требуемым. Привлекая

внимание множества педагогов разных эпох, проблема обучения навыкам

чтения

с

листа

нашла

свое

отражение

в

трудах

многих

выдающихся

зарубежных

и

отечественных

музыкантов

-

исполнителей,

педагогов,

композиторов, музыкальных деятелей - от Ф. Куперена и Ф.Э. Баха до А.

Алексеева, Ф. Брянской и Г. Цыпина.

Все

музыканты

рассматривали

чтение

с

листа

на

фортепиано

как

прекрасную возможность знакомства с богатейшим музыкальным наследием

-

произведениями

вокальной,

инструментальной

классики,

шедеврами

оперной, балетной, симфонической, и, конечно же, фортепианной музыки.

Чтение с листа представляет собой сложный процесс, состоящий из

нескольких

этапов.

Первый

этап

-

предварительный

зрительный

анализ

нотного

текста

без

инструмента,

предшествующий

исполнению.

В

ходе

анализа

определяются

тональность,

темп,

характер,

размер

исполняемого

произведения, осуществляется беглый обзор текста с целью выявления типа

фактуры, случайной альтерации, изменений темпа и т.п.

Второй

этап

-

непосредственное

исполнение

нотного

текста.

Это

сложная

деятельность,

связанная

с

координацией

всего

двигательного

аппарата и предъявляющая повышенные требования к работе зрения и слуха,

психологическим

процессам

внимания,

памяти,

мышления.

Процесс

осложняется тем, что внимание должно быть направлено одновременно на

различные фрагменты текста: тот, который еще нужно сыграть, и тот, который

исполняется в данный момент.

Одним

из

главных

условий

при

чтении

музыки

с

листа

является

зрительное восприятие и внутренне слуховое представление предстоящего

текста,

умение

«смотреть

вперед».

При

чтении

с

листа

важно

умение

предвосхищать

текст

музыкального

произведения,

предугадывать

его

развитие. Это возможно в произведениях с «предсказуемым» музыкальным

развитием,

поостренных

на

классических

основах

формообразования,

гармонии, фактуры, мелодики и т.п.

Другим

необходимым

условием

при

чтении

с

листа

является

неотрывность

взгляда

играющего

от

нотного

текста,

умение

играть

«вслепую», свободно ориентируясь на клавиатуре. Отвлекаясь в процессе

игры

глазами

от

нотных

строчек,

играющий

легко

теряет

тот

фрагмент,

который исполняет в данный момент.

Одним из условий успешного чтения с листа является способность

воспринимать

не

отдельные

музыкальные

знаки

(ноты,

ритмический

рисунок), а целые музыкально-ритмические комплексы. Знание фактурных

элементов

(гаммообразные,

арпеджированные

последовательности,

ритмические

формулы)

позволяет

«экономить

время»

на

распознавании

нотного

текста.

Схватывая

одним

взглядом

общую

конфигурацию

мелодического

рисунка,

его

направленность,

узнавая

в

тексте

различные

мелодические стереотипы, музыкант не должен испытывать затруднений в

абсолютной расшифровке каждого звука в нотах. При этом разгружается

внимание

играющего;

в

привычных

фактурных

ситуациях

использует

отлаженные психомоторные действия.

Читая музыку с листа, учащиеся имеют возможность не стремиться к

идеальному

в

виртуозно-техническом

плане

исполнению

произведения.

Допускается

упрощение

нотного

текста,

исполнение

лишь

наиболее

значимых элементов фортепианной фактуры. Сокращениям и облегчениям

подлежат

второстепенные

гармонические

и

мелодические

фактурные

элементы (мелизматика, удвоения и т.д.). При этом не подлежат изменениям

мелодия и бас, фактурная организация материала.

Чтение нот с листа на фортепиано - один из важных компонентов в

комплексе исполнительских навыков, формируемых у учащихся ДМШ. Это

наиболее

краткий,

перспективный

путь,

ведущий

в

направлении

общего

музыкального развития учащегося на уроках фортепиано. В процессе чтения

нот с листа эффективно решаются задачи увеличения объема используемого в

процессе

учебы

музыкального

материала

и

ускорения

темпов

его

прохождения.

В

настоящее

время

существует

ряд

методических

пособий

и

хрестоматий, разработанных с целью развития навыков чтения с листа на

фортепиано Ф. Брянской, А. Камаевым, Т. Камаевой, О. Курнавиной, А.

Румянцевым, В.М. Спиридоновой, Р. Сулеймановым, Т.Яковлевой и др.

Несмотря на всю важность формирования и развития навыков чтения с

листа

на

фортепиано

для

общего

музыкального

развития

учащихся

и

освоения образовательной программы в ДМШ, этому не всегда придается

большое значение в реальной музыкальной практике. Актуальность данной

проблемы

и

важность

не

только

теоретического,

но

и

практического

ее

изучения сделали необходимым проведение экспериментальной работы.

Экспериментальное

исследование

проводилось

на

базе

МБОУ

ДОД

«Детская школа искусств» Балтасинского муниципального района РТ в 2014-

2015

учебном

году.

В

работе

приняли

участие

17

учащихся

класса

фортепиано средних классов. Экспериментальная работа включала 3 этапа:

констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе исследования в сентябре 2014 года с целью

диагностики исходного уровня чтения с листа на фортепиано нами был

использованы:

анкета;

специальное

задание

по

чтению

с

листа

с

целью

изучения практического владения навыками чтения с листа; анализировалась

успеваемость по предмету «Музыкальная литература».

Далее мы провели формирующий этап эксперимента - специальные

обучающие мероприятия, направленные на развитие навыков чтения с листа

на учебном материале уроков музыкальной литературы в ДМШ,

основываные

на

положениях

в

области

музыкальной

психологии,

методики

фортепианного

обучения,

а

также

собственном

опыте.

Занятия

входили

в

структуру

урока

по

«Специальности

и

чтению

с

листа»

и

составляли 15 минут в течение октября-мая 2014-2015 учебного года.

По завершении обучения на контрольном этапе исследования была

проведена

повторная

оценка

уровня

развития

навыков

чтения

с

листа.

Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность разработанных и

апробированных

нами

приемов

по

развитию

навыков

чтения

с

листа

с

использованием

Хрестоматии

«По

страницам

мировой

музыкальной

литературы…».

Путем

сравнительного

анализа

результатов

констатирующего

и

контрольного

анкетирования

нами

была

выявлена

динамика

роста

у

школьников уровня развития навыков чтения с листа и улучшение уровня

успеваемости по предмету «Музыкальная литература». Число детей, уровень

развития навыков чтения с листа которых соответствовало низкому уровню,

сократилось на 41,2%, а высокий уровень возрос на 23,6%. Число детей,

имеющих средний уровень развития навыков чтения с листа, увеличилось на

17,7%.

Таким

образом,

было

доказано,

что

эффективность

музыкального

образования в аспекте развития не только исполнительских навыков, но и

музыкально-исторической грамотности, тесно связана с развитием навыков

чтения

с

листа.

Музыкальное

развитие

ребенка,

воспитание

его

общей

музыкальной культуры, становление исполнительского аппарата находятся в

тесной взаимосвязи с различными исполнительскими навыками, и один из

них - чтение с листа.



В раздел образования