Автор: Хадиева Марина Викторовна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБУ ДО Балтасинская ДШИ
Населённый пункт: пгт. Балтаси
Наименование материала: Научно-методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: дополнительное образование
Научно-методическая разработка Хадиевой М.В.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ
ФОРТЕПИАНО ДМШ НА УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Изучив теоретические аспекты и проведя опытно-экспериментальное
исследование
проблемы
развития
навыков
чтения
с
листа
в
классе
фортепиано ДМШ на учебном материале уроков музыкальной литературы,
мы пришли к следующим выводам.
Чтение
с
листа
-
безостановочное
исполнение
незнакомого
произведения в темпе и характере, приближенных к требуемым. Привлекая
внимание множества педагогов разных эпох, проблема обучения навыкам
чтения
с
листа
нашла
свое
отражение
в
трудах
многих
выдающихся
зарубежных
и
отечественных
музыкантов
-
исполнителей,
педагогов,
композиторов, музыкальных деятелей - от Ф. Куперена и Ф.Э. Баха до А.
Алексеева, Ф. Брянской и Г. Цыпина.
Все
музыканты
рассматривали
чтение
с
листа
на
фортепиано
как
прекрасную возможность знакомства с богатейшим музыкальным наследием
-
произведениями
вокальной,
инструментальной
классики,
шедеврами
оперной, балетной, симфонической, и, конечно же, фортепианной музыки.
Чтение с листа представляет собой сложный процесс, состоящий из
нескольких
этапов.
Первый
этап
-
предварительный
зрительный
анализ
нотного
текста
без
инструмента,
предшествующий
исполнению.
В
ходе
анализа
определяются
тональность,
темп,
характер,
размер
исполняемого
произведения, осуществляется беглый обзор текста с целью выявления типа
фактуры, случайной альтерации, изменений темпа и т.п.
Второй
этап
-
непосредственное
исполнение
нотного
текста.
Это
сложная
деятельность,
связанная
с
координацией
всего
двигательного
аппарата и предъявляющая повышенные требования к работе зрения и слуха,
психологическим
процессам
внимания,
памяти,
мышления.
Процесс
осложняется тем, что внимание должно быть направлено одновременно на
различные фрагменты текста: тот, который еще нужно сыграть, и тот, который
исполняется в данный момент.
Одним
из
главных
условий
при
чтении
музыки
с
листа
является
зрительное восприятие и внутренне слуховое представление предстоящего
текста,
умение
«смотреть
вперед».
При
чтении
с
листа
важно
умение
предвосхищать
текст
музыкального
произведения,
предугадывать
его
развитие. Это возможно в произведениях с «предсказуемым» музыкальным
развитием,
поостренных
на
классических
основах
формообразования,
гармонии, фактуры, мелодики и т.п.
Другим
необходимым
условием
при
чтении
с
листа
является
неотрывность
взгляда
играющего
от
нотного
текста,
умение
играть
«вслепую», свободно ориентируясь на клавиатуре. Отвлекаясь в процессе
игры
глазами
от
нотных
строчек,
играющий
легко
теряет
тот
фрагмент,
который исполняет в данный момент.
Одним из условий успешного чтения с листа является способность
воспринимать
не
отдельные
музыкальные
знаки
(ноты,
ритмический
рисунок), а целые музыкально-ритмические комплексы. Знание фактурных
элементов
(гаммообразные,
арпеджированные
последовательности,
ритмические
формулы)
позволяет
«экономить
время»
на
распознавании
нотного
текста.
Схватывая
одним
взглядом
общую
конфигурацию
мелодического
рисунка,
его
направленность,
узнавая
в
тексте
различные
мелодические стереотипы, музыкант не должен испытывать затруднений в
абсолютной расшифровке каждого звука в нотах. При этом разгружается
внимание
играющего;
в
привычных
фактурных
ситуациях
использует
отлаженные психомоторные действия.
Читая музыку с листа, учащиеся имеют возможность не стремиться к
идеальному
в
виртуозно-техническом
плане
исполнению
произведения.
Допускается
упрощение
нотного
текста,
исполнение
лишь
наиболее
значимых элементов фортепианной фактуры. Сокращениям и облегчениям
подлежат
второстепенные
гармонические
и
мелодические
фактурные
элементы (мелизматика, удвоения и т.д.). При этом не подлежат изменениям
мелодия и бас, фактурная организация материала.
Чтение нот с листа на фортепиано - один из важных компонентов в
комплексе исполнительских навыков, формируемых у учащихся ДМШ. Это
наиболее
краткий,
перспективный
путь,
ведущий
в
направлении
общего
музыкального развития учащегося на уроках фортепиано. В процессе чтения
нот с листа эффективно решаются задачи увеличения объема используемого в
процессе
учебы
музыкального
материала
и
ускорения
темпов
его
прохождения.
В
настоящее
время
существует
ряд
методических
пособий
и
хрестоматий, разработанных с целью развития навыков чтения с листа на
фортепиано Ф. Брянской, А. Камаевым, Т. Камаевой, О. Курнавиной, А.
Румянцевым, В.М. Спиридоновой, Р. Сулеймановым, Т.Яковлевой и др.
Несмотря на всю важность формирования и развития навыков чтения с
листа
на
фортепиано
для
общего
музыкального
развития
учащихся
и
освоения образовательной программы в ДМШ, этому не всегда придается
большое значение в реальной музыкальной практике. Актуальность данной
проблемы
и
важность
не
только
теоретического,
но
и
практического
ее
изучения сделали необходимым проведение экспериментальной работы.
Экспериментальное
исследование
проводилось
на
базе
МБОУ
ДОД
«Детская школа искусств» Балтасинского муниципального района РТ в 2014-
2015
учебном
году.
В
работе
приняли
участие
17
учащихся
класса
фортепиано средних классов. Экспериментальная работа включала 3 этапа:
констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе исследования в сентябре 2014 года с целью
диагностики исходного уровня чтения с листа на фортепиано нами был
использованы:
анкета;
специальное
задание
по
чтению
с
листа
с
целью
изучения практического владения навыками чтения с листа; анализировалась
успеваемость по предмету «Музыкальная литература».
Далее мы провели формирующий этап эксперимента - специальные
обучающие мероприятия, направленные на развитие навыков чтения с листа
на учебном материале уроков музыкальной литературы в ДМШ,
основываные
на
положениях
в
области
музыкальной
психологии,
методики
фортепианного
обучения,
а
также
собственном
опыте.
Занятия
входили
в
структуру
урока
по
«Специальности
и
чтению
с
листа»
и
составляли 15 минут в течение октября-мая 2014-2015 учебного года.
По завершении обучения на контрольном этапе исследования была
проведена
повторная
оценка
уровня
развития
навыков
чтения
с
листа.
Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность разработанных и
апробированных
нами
приемов
по
развитию
навыков
чтения
с
листа
с
использованием
Хрестоматии
«По
страницам
мировой
музыкальной
литературы…».
Путем
сравнительного
анализа
результатов
констатирующего
и
контрольного
анкетирования
нами
была
выявлена
динамика
роста
у
школьников уровня развития навыков чтения с листа и улучшение уровня
успеваемости по предмету «Музыкальная литература». Число детей, уровень
развития навыков чтения с листа которых соответствовало низкому уровню,
сократилось на 41,2%, а высокий уровень возрос на 23,6%. Число детей,
имеющих средний уровень развития навыков чтения с листа, увеличилось на
17,7%.
Таким
образом,
было
доказано,
что
эффективность
музыкального
образования в аспекте развития не только исполнительских навыков, но и
музыкально-исторической грамотности, тесно связана с развитием навыков
чтения
с
листа.
Музыкальное
развитие
ребенка,
воспитание
его
общей
музыкальной культуры, становление исполнительского аппарата находятся в
тесной взаимосвязи с различными исполнительскими навыками, и один из
них - чтение с листа.