Автор: Суханова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с "Золотой ключик" Колпашевского района
Населённый пункт: п. Тогур
Наименование материала: Доклад.
Тема: "Особенности эмоционального отношения детей дошкольного возраста к предметному окружению".
Раздел: дошкольное образование
Особенности эмоционального
отношения детей дошкольного
возраста к предметному окружению
Ныне существует множество различных взглядов на природу эмоциональных
отношений, характеризующие влияние эмоций на взаимодействие ребенка с
внешним
миром,
который,
прежде
всего,
связан
с
его
предметным
окружением.
Разные
авторы
выделяют
различные
характеристики
этого
явления
в
качестве
основных,
поэтому
в
литературе
по
психологии
и
педагогике встречаются различные определения понятия «эмоции».
«Эмоциями
считают
простое,
непосредственное
переживание
в
данный
момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Проявляясь
как
реакции
на
предметы
окружающей
обстановки,
эмоции
связаны
с
первоначальными
впечатлениями
[5,
с.
115],
–
это,
наиболее
обобщенное
определение,
даваемое
И.
В.
Дубровиной,
акцентирует
биологическую сущность эмоций.
«Эмоции
выполняют
функцию
ориентировки
в
личностных
смыслах,
которые имеют для ребенка предметы окружающего мира, новых мотивов
поведения, превращая их из знакомых в реально действующие. В реализации
имеющихся
у
субъекта
мотивов
поведения
проявляется
регулятивно-
побудительная функция эмоций», – формулирует А. В. Запорожец [6, с. 204].
Таким
образом,
из
всего
сказанного
выше
следует
первый
вывод:
положительное эмоциональное отношение у ребенка можно сформировать
только в отношении того предмета (или группы однородных предметов),
которые привлекают его и вызывают у него интерес.
Некоторые другие определения эмоций открывают следующие стороны. Так,
первую
главу
своей
работы
об
эмоциях
К.
Изард
кратко
резюмировал
следующим образом: «Эмоции – переживание человеком его отношения к
окружающему миру и самому себе» [7, с. 54].
По мнению Г. А. Урунтаевой, эмоции – это специфическая форма отражения
действительности,
особый
класс
психических
процессов
и
состояний,
который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к
предметам и явлениям действительности»[10, с. 244]. В Этом смысле, в
жизни и взрослого человека, а особенно ребенка (у которого чувственное
восприятие преобладает над интеллектуальным) эмоции играют огромную
роль.
Эмоции
мотивируют
и
побуждают
к
определенным
реакциям
и
поведению,
ими
обуславливается
переход
к
определенным
стратегиям
поведения.
Эмоции
помогают
воспринять
информацию,
дать
оценку
происходящему.
Эти определения открывают еще одну грань рассматриваемой проблемы:
эмоциональное отношение к тому или иному предмету во многом зависит и
от эмоциональной окраски восприятия человеком окружающего его мира в
целом,
и
отдельных
сторон
этого
мира
(к
которым,
на
том
или
ином
основании, человек причисляет и данный предмет). Но такое восприятие у
разных
детей
очень
вариабельно,
в
том
числе
в
зависимости
от
уровня
базового доверия к миру: от доверительного интереса, через вопросы чисто
утилитарного
свойства,
и
до
опасливого
изучения
любого
незнакомого
предмета,
–
указывает
М.
В.
Осорина
[9,
с.
112].
Могут
играть
роль
и
особенности наглядного опыта, то есть, наблюдаемого ребенком отношения
взрослых к той или иной проблеме, предмету, явлению.
Из этого следует еще один важный вывод: эмоциональное отношение к
любому предмету у ребенка зависит от того, какой аспект доступного ему
мира этот предмет представляет. В этой связи, не имеющий устойчивого
положительного эмоционального отношения к народной культуре в целом,
ребенок не будет положительно воспринимать и ни один из ее элементов
(разве
что
именно
данный
объект
будет
способен
его
значительно
заинтересовать).
«Эмоции
(от
лат.
emovere
–
волновать,
возбуждать)
–
особый
класс
психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с
инстинктами,
потребностями,
мотивами
и
отражающих
форме
непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.)
значимость
действующих
на
индивида
явлений
и
ситуаций
для
осуществления
его
жизнедеятельности.
Сопровождая
практически
любые
проявления
активности
субъекта,
эмоции
служат
одним
из
главных
механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения,
направленных на удовлетворение актуальных потребностей», – указывает
Р.
С. Немов [8, с. 428]. Близко к нему и суждение Л. И. Божович: именно за
переживанием лежит мир потребностей ребенка – его стремлений, желаний,
намерений в их соотношении с возможностями их удовлетворения [2, с. 202].
Исходя из этого, эмоциональное отношение к предмету зависит от того,
насколько этот предмет удовлетворяет те или иные потребности ребенка.
Возможна и обратная связь: положительное эмоциональное отношение к
предмету формирует устойчивую потребность в нем у ребенка.
Эмоции
–
особый
класс
субъективных
психологических
состояний,
отражающихся
в
форме
непосредственных
переживаний,
ощущения
приятного
или
неприятного,
процесс
и
результаты
его
практической
деятельности, – формулирует И. Н. Вавилова [3, с. 12]. Такая трактовка,
деятельностная
по
своей
сути.
Действительно,
ребенок
в
основном
испытывает
интерес
и
положительное
отношение
к
тем
предметам,
с
которыми он может так или иначе действовать, – указывает Н. П. Аникеева
[1,
с.
41].
Действие
в
данном
случае
означает
прежде
всего
игру,
как
основную
деятельность
дошкольнику,
и
лишь
затем
остальные
виды
деятельности (познавательную, творческую и т.п.).
На ту же закономерность, хотя и косвенно, указывает Н. К. Гаранина. Во-
первых,
развитые
эмоционально-эстетические
переживания
появляются
только у старших дошкольников, дети же более младшего возраста большей
частью
ориентируются
на
внешнюю
привлекательно сть
и
н а
функциональные
стороны
предмета.
Во-вторых,
функциональность
для
дошкольников означает, в том числе, интерес в играх. Другими словами, из
народного
искусства
ребенок
скорее
предпочтет
мягкую
игрушку,
типа
тряпичной куклы или «зверюка» (как собирательно называют на русском
севере меховые фигурки разных животных: медведей, оленей, сов и т.п.), или
звучащую
игрушку
(свистульку
из
глины
или
коры,
дудку
и
т.п.),
его
внимание может привлечь деревянная игрушка с движущимися частями. Но к
игрушке другого типа – глиняному оленю или деревянной матрешке, интерес
будет значительно ниже именно ввиду их меньшего игрового потенциала [4,
с. 41] Следовательно, именно на игровом методе необходимо в основном
строить интерес детей к матрешке.
Таким
образом,
исходя
из
выше
рассмотренных
понятии,
можно
сформулировать следующее определение, которое имеет прямое отношения к
эмоциональному отношению детей дошкольного возраста: «Эмоции – это
внешнее психологическое состояние ребенка, которое связано с предметами и
объектами окружающего мира».
Таким образом, из всего сказанного в этой части работы можно
Список литературы:
1.
Аникеева,
Н.
П.
Воспитание
игрой
/
Н.
П.
Аникеева.
–
М.:
Просвещение, 1987. – 144 с.
2.
Божович,
Л.
И.
Личность
и
ее
формирование
в
детском
обществе
(психологические исследования) / Л. И. Божович. – М.: Просвещение,
1996. – 437 с.
3.
Вавилова,
И.
Н.
Развитие
эмоций
и
нравственных
чувств
детей
дошкольного
возраста
/
И.
Н.
Вавилова
//
APRIORI.
Серия:
Гуманитарные науки. – 2013. – № 2. С. 12-17.
4.
Гаранина,
Н.
К.
Декоративно–прикладное
искусство
как
синтез
эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми
дошкольного возраста / Н. К. Гаранина // Педагогика искусства. –
2010.– № 2. – С. 34-42.
5.
Дубровина,
И.
В.
Психология:
учебник
для
студ.
сред.
пед.
учеб.
заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М.
Прихожан; Под ред.
И.
В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
6.
Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного
возраста: Хрестоматия по возрастной психологии / А. В. Запорожец. –
Воронеж: НПО «Модэк», 2003. – С. 203-207.
7.
Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард – М.: Просвещение, 1980. –
180 с.
8.
Немов, Р. С. Психология / Р.
С.
Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 680
9.
Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых /
М. В. Осорина. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.
10.
Урунтаева,
Г.
А.
Дошкольная
психология:
Учебное
пособие
для
учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева.
– М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.