Напоминание

"Особенности эмоционального отношения детей дошкольного возраста к предметному окружению".


Автор: Суханова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с "Золотой ключик" Колпашевского района
Населённый пункт: п. Тогур
Наименование материала: Доклад.
Тема: "Особенности эмоционального отношения детей дошкольного возраста к предметному окружению".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности эмоционального

отношения детей дошкольного

возраста к предметному окружению

Ныне существует множество различных взглядов на природу эмоциональных

отношений, характеризующие влияние эмоций на взаимодействие ребенка с

внешним

миром,

который,

прежде

всего,

связан

с

его

предметным

окружением.

Разные

авторы

выделяют

различные

характеристики

этого

явления

в

качестве

основных,

поэтому

в

литературе

по

психологии

и

педагогике встречаются различные определения понятия «эмоции».

«Эмоциями

считают

простое,

непосредственное

переживание

в

данный

момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Проявляясь

как

реакции

на

предметы

окружающей

обстановки,

эмоции

связаны

с

первоначальными

впечатлениями

[5,

с.

115],

это,

наиболее

обобщенное

определение,

даваемое

И.

В.

Дубровиной,

акцентирует

биологическую сущность эмоций.

«Эмоции

выполняют

функцию

ориентировки

в

личностных

смыслах,

которые имеют для ребенка предметы окружающего мира, новых мотивов

поведения, превращая их из знакомых в реально действующие. В реализации

имеющихся

у

субъекта

мотивов

поведения

проявляется

регулятивно-

побудительная функция эмоций», – формулирует А. В. Запорожец [6, с. 204].

Таким

образом,

из

всего

сказанного

выше

следует

первый

вывод:

положительное эмоциональное отношение у ребенка можно сформировать

только в отношении того предмета (или группы однородных предметов),

которые привлекают его и вызывают у него интерес.

Некоторые другие определения эмоций открывают следующие стороны. Так,

первую

главу

своей

работы

об

эмоциях

К.

Изард

кратко

резюмировал

следующим образом: «Эмоции – переживание человеком его отношения к

окружающему миру и самому себе» [7, с. 54].

По мнению Г. А. Урунтаевой, эмоции – это специфическая форма отражения

действительности,

особый

класс

психических

процессов

и

состояний,

который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к

предметам и явлениям действительности»[10, с. 244]. В Этом смысле, в

жизни и взрослого человека, а особенно ребенка (у которого чувственное

восприятие преобладает над интеллектуальным) эмоции играют огромную

роль.

Эмоции

мотивируют

и

побуждают

к

определенным

реакциям

и

поведению,

ими

обуславливается

переход

к

определенным

стратегиям

поведения.

Эмоции

помогают

воспринять

информацию,

дать

оценку

происходящему.

Эти определения открывают еще одну грань рассматриваемой проблемы:

эмоциональное отношение к тому или иному предмету во многом зависит и

от эмоциональной окраски восприятия человеком окружающего его мира в

целом,

и

отдельных

сторон

этого

мира

которым,

на

том

или

ином

основании, человек причисляет и данный предмет). Но такое восприятие у

разных

детей

очень

вариабельно,

в

том

числе

в

зависимости

от

уровня

базового доверия к миру: от доверительного интереса, через вопросы чисто

утилитарного

свойства,

и

до

опасливого

изучения

любого

незнакомого

предмета,

указывает

М.

В.

Осорина

[9,

с.

112].

Могут

играть

роль

и

особенности наглядного опыта, то есть, наблюдаемого ребенком отношения

взрослых к той или иной проблеме, предмету, явлению.

Из этого следует еще один важный вывод: эмоциональное отношение к

любому предмету у ребенка зависит от того, какой аспект доступного ему

мира этот предмет представляет. В этой связи, не имеющий устойчивого

положительного эмоционального отношения к народной культуре в целом,

ребенок не будет положительно воспринимать и ни один из ее элементов

(разве

что

именно

данный

объект

будет

способен

его

значительно

заинтересовать).

«Эмоции

(от

лат.

emovere

волновать,

возбуждать)

особый

класс

психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с

инстинктами,

потребностями,

мотивами

и

отражающих

форме

непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.)

значимость

действующих

на

индивида

явлений

и

ситуаций

для

осуществления

его

жизнедеятельности.

Сопровождая

практически

любые

проявления

активности

субъекта,

эмоции

служат

одним

из

главных

механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения,

направленных на удовлетворение актуальных потребностей», – указывает

Р.

С. Немов [8, с. 428]. Близко к нему и суждение Л. И. Божович: именно за

переживанием лежит мир потребностей ребенка – его стремлений, желаний,

намерений в их соотношении с возможностями их удовлетворения [2, с. 202].

Исходя из этого, эмоциональное отношение к предмету зависит от того,

насколько этот предмет удовлетворяет те или иные потребности ребенка.

Возможна и обратная связь: положительное эмоциональное отношение к

предмету формирует устойчивую потребность в нем у ребенка.

Эмоции

особый

класс

субъективных

психологических

состояний,

отражающихся

в

форме

непосредственных

переживаний,

ощущения

приятного

или

неприятного,

процесс

и

результаты

его

практической

деятельности, – формулирует И. Н. Вавилова [3, с. 12]. Такая трактовка,

деятельностная

по

своей

сути.

Действительно,

ребенок

в

основном

испытывает

интерес

и

положительное

отношение

к

тем

предметам,

с

которыми он может так или иначе действовать, – указывает Н. П. Аникеева

[1,

с.

41].

Действие

в

данном

случае

означает

прежде

всего

игру,

как

основную

деятельность

дошкольнику,

и

лишь

затем

остальные

виды

деятельности (познавательную, творческую и т.п.).

На ту же закономерность, хотя и косвенно, указывает Н. К. Гаранина. Во-

первых,

развитые

эмоционально-эстетические

переживания

появляются

только у старших дошкольников, дети же более младшего возраста большей

частью

ориентируются

на

внешнюю

привлекательно сть

и

н а

функциональные

стороны

предмета.

Во-вторых,

функциональность

для

дошкольников означает, в том числе, интерес в играх. Другими словами, из

народного

искусства

ребенок

скорее

предпочтет

мягкую

игрушку,

типа

тряпичной куклы или «зверюка» (как собирательно называют на русском

севере меховые фигурки разных животных: медведей, оленей, сов и т.п.), или

звучащую

игрушку

(свистульку

из

глины

или

коры,

дудку

и

т.п.),

его

внимание может привлечь деревянная игрушка с движущимися частями. Но к

игрушке другого типа – глиняному оленю или деревянной матрешке, интерес

будет значительно ниже именно ввиду их меньшего игрового потенциала [4,

с. 41] Следовательно, именно на игровом методе необходимо в основном

строить интерес детей к матрешке.

Таким

образом,

исходя

из

выше

рассмотренных

понятии,

можно

сформулировать следующее определение, которое имеет прямое отношения к

эмоциональному отношению детей дошкольного возраста: «Эмоции – это

внешнее психологическое состояние ребенка, которое связано с предметами и

объектами окружающего мира».

Таким образом, из всего сказанного в этой части работы можно

Список литературы:

1.

Аникеева,

Н.

П.

Воспитание

игрой

/

Н.

П.

Аникеева.

М.:

Просвещение, 1987. – 144 с.

2.

Божович,

Л.

И.

Личность

и

ее

формирование

в

детском

обществе

(психологические исследования) / Л. И. Божович. – М.: Просвещение,

1996. – 437 с.

3.

Вавилова,

И.

Н.

Развитие

эмоций

и

нравственных

чувств

детей

дошкольного

возраста

/

И.

Н.

Вавилова

//

APRIORI.

Серия:

Гуманитарные науки. – 2013. – № 2. С. 12-17.

4.

Гаранина,

Н.

К.

Декоративно–прикладное

искусство

как

синтез

эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми

дошкольного возраста / Н. К. Гаранина // Педагогика искусства. –

2010.– № 2. – С. 34-42.

5.

Дубровина,

И.

В.

Психология:

учебник

для

студ.

сред.

пед.

учеб.

заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М.

Прихожан; Под ред.

И.

В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

6.

Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного

возраста: Хрестоматия по возрастной психологии / А. В. Запорожец. –

Воронеж: НПО «Модэк», 2003. – С. 203-207.

7.

Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард – М.: Просвещение, 1980. –

180 с.

8.

Немов, Р. С. Психология / Р.

С.

Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 680

9.

Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых /

М. В. Осорина. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.

10.

Урунтаева,

Г.

А.

Дошкольная

психология:

Учебное

пособие

для

учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева.

– М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.



В раздел образования