Автор: Куприянова Людмила Леонидовна
Должность: учитель орксэ
Учебное заведение: МБОУЯСШ №4
Населённый пункт: г.Ярцево Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе
Раздел: начальное образование
Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе
Основная
интеллектуальная,
а
особенно
духовная
и
эмоциональная
сфера
формируется
именно
в
возрасте
младшего школьника; происходит
духовное взросление человека. Именно в этот возрастной период у ребёнка
меняется отношение к себе, к родителям, к школе. Происходит переоценка
ценностей. Это сложный период для ребёнка. И очень важно, чтобы переход
от
ценностей
детства
к
ценностям
взрослой
жизни
происходил
в
определённом культурном пространстве. Младший школьник в любом случае
будет создавать свою собственную систему ценностей, но будет лучше, если
он будет это делать, опираясь на нравственный опыт человечества.
И мы должны учиться вместе с детьми, мы должны осваивать новые
меняющейся жизни вместе с детьми. Для этого может быть только один
верный
путь
–
диалог.
Содружество
школы
и
семьи.
Необходимо
рассказывать школьникам о системе вечных ценностей, о богатом опыте
нравственной жизни, примерах подвига во имя высших идеалов. Необходимо
обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей, становление
гражданской позиции, овладение культурой народов России.
Сегодня педагогическое сообщество решает множество важных задач
по модернизации российского образования, к таким относится и введение
курса «Основы религиозных культур и светской этики». На мой взгляд, для
нашего
многонационального
государства
–
это
одно
из
приоритетных
направлений
работы
в
школе.
Человек
не
рождается
с
врождённой
нравственностью.
Нравственность
–
это
продукт
воспитания
–
основа
формирования
личностных
качеств человека,
в том
числе
и
таких,
как
толерантность, умение уважать культуру других национальностей, именно
эту воспитательную задачу целенаправленно решает ведение курса «Основы
религиозных
культур
и
светской
этики»,
который
является
составной
частью
реализации
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов.
В своей статье я хотела бы обозначить ценностные основания введения
данного курса в учебный план школ, специфику его преподавания, а также
проблемы, с которыми я столкнулась в ходе практической работы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на
развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях,
составляющих
основу
религиозных
и
светских
традиций
многонациональной
культуры
России.
Это
- единая
комплексная
учебно-
воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по
педагогическим
целям,
задачам,
требованиям
к
результатам
освоения
учебного
содержания,
находясь
в
системе
содержательных,
понятийных,
ценностно-смысловых
связей
с
другими
гуманитарными
предметами
начальной и основной школы. Каковы задачи данного курса? Это:
знакомство обучающихся с основами национальных культур России,
основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
м о р а л и , ф о р м и р о в а н и е
у
н и х
ц е н н о с т н о - с м ы с л о в ы х
мировоззренческих
основ,
обеспечивающих
целостное
восприятие
отечественной
истории
и
культуры
при
изучении
гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
развитие
способностей
младших
школьников
к
общению
в
полиэтнической среде на основе взаимного уважения.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий
выбран
культурологический
подход,
способствующий
формированию
у
обучающихся
первоначальных
представлений
об
основах
религиозных
культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний,
а также межпредметное взаимодействие, которое выражено в следующем:
По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит
важным
связующим
звеном
между
двумя
этапами
гуманитарного
образования и воспитания школьников.
Курс
ОРКСЭ
дополняет
обществоведческие
аспекты
предмета
«Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета
«История».
Почему курс вводится в 4 классе ?
1.
Социально-психологические
особенности
обучающихся
данного
возраста
(
бесконфликтность,
мягкость,
доброта,
сопереживание)
созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
2.
Происходит переоценка ценностей;
3.
К
четвёртому
классу,
как
правило,
установлены
доверительные
взаимоотношения между учителем, обучающимися и их родителями,
что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
Особенности методики преподавания этого культурологического курса
в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы
является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на
основе социокультурного опыта. Предмет же «Основы религиозных культур
и
светской
этики»
(ОРКСЭ)
призван
дать
целостную
картину
мира,
в
единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только
логических законов.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению
содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод
моральных
дилемм
и
дискуссий –
создание
доступной
для
понимания
школьников
проблемной
ситуации,
имеющей
отношение
к
реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые
для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский
метод –
организация
обучения,
при
которой
учащиеся ставятся в положение исследователя.
Проектирование –
о с о б ы й
в и д
д е я т е л ь н о с т и ,
с о ч е т а ю щ и й
индивидуальную
самостоятельную
работу
с
групповыми
занятиями,
в
результате которого школьники создают конечный продукт их собственного
творчества.
Готовясь
к
урокам,
я
не
забываю
о
таких
формах,
как
дискуссия,
мозговой штурм, киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты,
эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.
Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени,
так
как
это
новый
предмет,
незнакомый.
Основной
источник
нового
материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое
дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:
продолжение ряда слов
составление словаря терминов и понятий
распределение терминов в таблице
ролевое чтение и т.д.
Кроме того, на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов
сказок и притч. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые
можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с
остановками,
дать
возможность
ребятам
«дописать»,
«предположить»
продолжение.
Обязательны
игровые,
тренинговые моменты на уроках ОРКСЭ. Это
яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о
морально-нравственном воздействии и говорить нечего.
Особенно
важно
сказать
об
использовании
кино
и мультфильмов.
Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать.
Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ.
Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его
нет.
Но
уходя
домой,
ребенок
точно
должен
знать,
с
чем
прийти
на
следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома
обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их
мнение по данной теме.
Кроме
того,
особых
методических
решений
требует внеурочная
деятельность.
Методиче ско е
обе спечение
курс а
позволяет мне
использовать различные
формы
работы:
коллективную,
групповую
(с
постоянным и меняющимся составом обучающихся) и индивидуальную.
Итак, что бы мы ни использовали на своем уроке, мы должны помнить,
что все наши усилия направлены, прежде всего, на проявление у детей таких
качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость
и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Дети должны принять эти основные нравственные ценности.
Действительно, у меня подготовка к данному курсу занимает много времени,
но каждый раз я ощущаю себя увереннее и компетентнее.
Хочется
закончить
словами
великого
Плутарха:
«Какими
дети
рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путём правильного
воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти».