Напоминание

Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе


Автор: Куприянова Людмила Леонидовна
Должность: учитель орксэ
Учебное заведение: МБОУЯСШ №4
Населённый пункт: г.Ярцево Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе

Основная

интеллектуальная,

а

особенно

духовная

и

эмоциональная

сфера

формируется

именно

в

возрасте

младшего школьника; происходит

духовное взросление человека. Именно в этот возрастной период у ребёнка

меняется отношение к себе, к родителям, к школе. Происходит переоценка

ценностей. Это сложный период для ребёнка. И очень важно, чтобы переход

от

ценностей

детства

к

ценностям

взрослой

жизни

происходил

в

определённом культурном пространстве. Младший школьник в любом случае

будет создавать свою собственную систему ценностей, но будет лучше, если

он будет это делать, опираясь на нравственный опыт человечества.

И мы должны учиться вместе с детьми, мы должны осваивать новые

меняющейся жизни вместе с детьми. Для этого может быть только один

верный

путь

диалог.

Содружество

школы

и

семьи.

Необходимо

рассказывать школьникам о системе вечных ценностей, о богатом опыте

нравственной жизни, примерах подвига во имя высших идеалов. Необходимо

обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей, становление

гражданской позиции, овладение культурой народов России.

Сегодня педагогическое сообщество решает множество важных задач

по модернизации российского образования, к таким относится и введение

курса «Основы религиозных культур и светской этики». На мой взгляд, для

нашего

многонационального

государства

это

одно

из

приоритетных

направлений

работы

в

школе.

Человек

не

рождается

с

врождённой

нравственностью.

Нравственность

это

продукт

воспитания

основа

формирования

личностных

качеств человека,

в том

числе

и

таких,

как

толерантность, умение уважать культуру других национальностей, именно

эту воспитательную задачу целенаправленно решает ведение курса «Основы

религиозных

культур

и

светской

этики»,

который

является

составной

частью

реализации

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов.

В своей статье я хотела бы обозначить ценностные основания введения

данного курса в учебный план школ, специфику его преподавания, а также

проблемы, с которыми я столкнулась в ходе практической работы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на

развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и

ценностях,

составляющих

основу

религиозных

и

светских

традиций

многонациональной

культуры

России.

Это

- единая

комплексная

учебно-

воспитательная система. Все модули курса согласуются между собой по

педагогическим

целям,

задачам,

требованиям

к

результатам

освоения

учебного

содержания,

находясь

в

системе

содержательных,

понятийных,

ценностно-смысловых

связей

с

другими

гуманитарными

предметами

начальной и основной школы. Каковы задачи данного курса? Это:

знакомство обучающихся с основами национальных культур России,

основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных

норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и

м о р а л и , ф о р м и р о в а н и е

у

н и х

ц е н н о с т н о - с м ы с л о в ы х

мировоззренческих

основ,

обеспечивающих

целостное

восприятие

отечественной

истории

и

культуры

при

изучении

гуманитарных

предметов на ступени основной школы;

развитие

способностей

младших

школьников

к

общению

в

полиэтнической среде на основе взаимного уважения.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий

выбран

культурологический

подход,

способствующий

формированию

у

обучающихся

первоначальных

представлений

об

основах

религиозных

культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний,

а также межпредметное взаимодействие, которое выражено в следующем:

По месту в учебном плане и по содержанию курс ОРКСЭ служит

важным

связующим

звеном

между

двумя

этапами

гуманитарного

образования и воспитания школьников.

Курс

ОРКСЭ

дополняет

обществоведческие

аспекты

предмета

«Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.

Курс ОРКСЭ предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета

«История».

Почему курс вводится в 4 классе ?

1.

Социально-психологические

особенности

обучающихся

данного

возраста

(

бесконфликтность,

мягкость,

доброта,

сопереживание)

созвучны содержанию курса ОРКСЭ;

2.

Происходит переоценка ценностей;

3.

К

четвёртому

классу,

как

правило,

установлены

доверительные

взаимоотношения между учителем, обучающимися и их родителями,

что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

Особенности методики преподавания этого культурологического курса

в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы

является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на

основе социокультурного опыта. Предмет же «Основы религиозных культур

и

светской

этики»

(ОРКСЭ)

призван

дать

целостную

картину

мира,

в

единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только

логических законов.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению

содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод

моральных

дилемм

и

дискуссий –

создание

доступной

для

понимания

школьников

проблемной

ситуации,

имеющей

отношение

к

реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые

для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский

метод

организация

обучения,

при

которой

учащиеся ставятся в положение исследователя.

Проектирование –

о с о б ы й

в и д

д е я т е л ь н о с т и ,

с о ч е т а ю щ и й

индивидуальную

самостоятельную

работу

с

групповыми

занятиями,

в

результате которого школьники создают конечный продукт их собственного

творчества.

Готовясь

к

урокам,

я

не

забываю

о

таких

формах,

как

дискуссия,

мозговой штурм, киносъемки, фестивали, ролевые игры, выставки, проекты,

эвристические беседы, восходящие к диалогу, самостоятельная работа и т.д.

Подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени,

так

как

это

новый

предмет,

незнакомый.

Основной

источник

нового

материала – учебник. Учебники обязательно должны быть в работе. Другое

дело, какой путь изберет при этом учитель. Это может быть:

продолжение ряда слов

составление словаря терминов и понятий

распределение терминов в таблице

ролевое чтение и т.д.

Кроме того, на уроках ОРКСЭ вполне уместно использование текстов

сказок и притч. Причем использовать их тоже можно по-разному. Некоторые

можно просто обсудить, другие предложить инсценировать. А можно, читая с

остановками,

дать

возможность

ребятам

«дописать»,

«предположить»

продолжение.

Обязательны

игровые,

тренинговые моменты на уроках ОРКСЭ. Это

яркие эпизоды, ребята максимально активизируются в этот момент, а уж о

морально-нравственном воздействии и говорить нечего.

Особенно

важно

сказать

об

использовании

кино

и мультфильмов.

Мультфильм - это детство. Ребята любят их смотреть, а потом обсуждать.

Так что это кладезь для уроков ОРКСЭ.

Особенный подход и к домашнему заданию. В общепринятом смысле его

нет.

Но

уходя

домой,

ребенок

точно

должен

знать,

с

чем

прийти

на

следующее занятие. Как правило, я нацеливаю детей на то, чтобы дома

обязательно рассказали родителям о том, что узнали на уроке, выяснили их

мнение по данной теме.

Кроме

того,

особых

методических

решений

требует внеурочная

деятельность.

Методиче ско е

обе спечение

курс а

позволяет мне

использовать различные

формы

работы:

коллективную,

групповую

постоянным и меняющимся составом обучающихся) и индивидуальную.

Итак, что бы мы ни использовали на своем уроке, мы должны помнить,

что все наши усилия направлены, прежде всего, на проявление у детей таких

качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

и внимание к другим людям, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Дети должны принять эти основные нравственные ценности.

Действительно, у меня подготовка к данному курсу занимает много времени,

но каждый раз я ощущаю себя увереннее и компетентнее.

Хочется

закончить

словами

великого

Плутарха:

«Какими

дети

рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путём правильного

воспитания сделались хорошими, - это в нашей власти».



В раздел образования