Авторы: Прокофьева Наталия Владимировна, Малицкая Анжелика Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре, заместитель заведующего
Учебное заведение: Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "МАЛЫШ" Муниципального Образования город Ноябрьск
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "Спорт высоких достижений в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Н. В. Прокофьева
А. А. Малицкая
Инструктор по физической культуре, заместитель заведующего Муниципальное
Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «МАЛЫШ» Муниципального
Образования город Ноябрьск
В
современной
педагогике
уже
давно
поднимается
вопрос
о
необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе
и в спортивном направлении. Речь идет не о врожденных способностях, а о тех,
которые
формируются
в
процессе
развития
ребенка.
Первой
задачей
для
педагога
стоит
необходимость
выявить
такого
ребенка,
которому
по
плечу
большие
спортивные
нагрузки
и
высокие
темпы
с п о р т и в н о го
совершенствования.
Выявление
одаренных
детей
и
создание
условий,
способствующих
оптимальному развитию спортивного потенциала, выработка стратегий, форм и
методов обучения в физкультурной деятельности, является основной задачей
спорта
высоких
достижений.
Я,
как
инструктор
по
физической
культуре,
выявляя
одарённых
детей,
использую
метод
наблюдения,
общение
с
родителями,
учитываю
итоги
прошлого
года
по
диагностике
физических
данных учащихся.
Далее необходимо более полно раскрыть имеющиеся у них физические
способности.
Для
этого
планомерно
и
организованно
наши
воспитанники
тренируются несколько раз в неделю с целью систематического повышения
уровня
спортивных результатов и регулярного
участия в соревнованиях
зонального и городского масштаба.
Из опыта моей деятельности хочу поделиться организацией работы с
одарёнными детьми дошкольного возраста в области развития мини – футбола.
Как известно, традиционные занятия по физической культуре в дошкольном
учреждении включают в себя лишь элементы мини – футбола.
В нашем дошкольном учреждении имеется положительный опыт более
глубокого изучения детьми дошкольного возраста техники мини – футбола. Так,
уже восемь лет, с одарёнными детьми я провожу кружковую деятельность. Мы
участвуем
в
зональных
товарищеских
матчах,
а
также
в
городских
соревнованиях
среди
дошкольников
по
мини
–
футболу.
Неоднократно
становились победителями и призёрами данных соревнований.
Цель нашей спортивной работы с одарёнными детьми – подготовить базу
для спортивных секций города в данном направлении. Преемственность со
школой и спортивными кружками города, позволила нашим воспитанникам,
которые окончили воспитание и обучение в детском саду, стать призёрами и
победителями
окружных
соревнований,
участниками
Всероссийских
соревнований.
Для
одарённых
детей
необходим
определённый
у р о в е н ь
работоспособности,
они
имеют
право
на
проявление
своих
незаурядных
способностей. Спорт в высоких достижениях в детском возрасте, в принципе,
следует признать положительным явлением.
Функции спорта для детей с высокими достижениями:
стимулирует физическое, психическое и духовное развитие ребёнка;
способствует практическому познанию собственной работоспособности
и собственных умений, а также укрепляет уверенность в своих силах;
приобщает ребёнка к коллективу и формирует социальное поведение;
расширяет
опыт
и
обогащает
эмоциональную
жизнь
ребёнка,
путём
рациональной организации досуга.
Допустимые нагрузки для одарённых детей по физической культуре
Дети
хорошо
приспосабливаются
к
повышенным
нагрузкам
на
тренировке, однако необходимо учитывать уровень физического и психического
развития детей. Тренировка, организованная в соответствии с возрастными
особенностями детей – не наносит ущерба здоровью детскому организму.
Специфика организации спорта для одаренных детей должна учитывать
не
только
конечный
результат,
то
есть
победу,
но
и
эстетические,
педагогические,
психологические,
медицинские
аспекты.
Именно
они
определяют развитие детского спорта. Необходимо, чтобы верхние пределы
нагрузок определялись для каждого ребёнка индивидуально.
Организация детского спорта осуществляется взрослым. При организации
тренировочного процесса необходимо соблюдать правило: нормальное развитие
ребёнка
не
должно
ставиться
под
угрозу,
ради
кратковременного
успеха
в
спорте. Конечно, поощряются и приветствуются победы детей в дошкольном
возрасте,
однако
оптимальная
спортивная
результативность
должна
приходиться на период юности и зрелости. Нельзя лишать ребёнка детства!
Из
выше
отмеченного
вытекает
следующее:
в
сфере
детского
спорта
следует
развивать
все
двигательные
способности,
личностные
качества,
учитывать социальные потребности ребёнка. Равное внимание следует уделять,
как спортивному результату, так и радости, которую приносит игра, ощущение
принадлежности
к
коллективу.
Результат,
стремление
к
успеху,
не
должны
становиться самоцелью и тормозить всестороннее развитие ребёнка. Он должен
иметь достаточное поле деятельности для самовыражения, самостоятельности,
уметь
правильно
ставить
собственную
мотивацию,
переживать
неудачи,
которые неизбежны в спорте.
В заключение, хочется сделать выводы по организации спорта одарённых
детей:
проведение тренировочного процесса в соответствии со склонностями и
способностями ребёнка, условиями его развития;
соответствие
содержания
и
методов
тренировки
возрасту
детей,
разнообразным
формам
двигательной
деятельности,
общефизической
подготовке;
тщательное медицинское обследование для благополучного перенесения
повышенного уровня физических нагрузок;
регулярное информирование родителей о перспективах и рисках ребёнка
в спорте.
тесное
сотрудничество
и
согласованность
действий
между
семьёй
и
дошкольным учреждением.
Список литературы:
Дети в спорте высоких достижений//Спорт, духовные ценности, культура. – М.,
1997. – Вып.7 – с.168 - 173