Напоминание

"Принцип работы учителя малокомплектной школы"


Автор: Тихонова Галина Леонтьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Саранпаульская СОШ филиал Кимкьясуйская начальная школа с группой детского сада.
Населённый пункт: ХМАО. Тюменская обл, Березовский район, д. Кимкьясуй
Наименование материала: статья
Тема: "Принцип работы учителя малокомплектной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа учителя в малокомплектной начальной школе. начальной школе.

В течении последних 6 лет я работаю в малокомплектной начальной школе.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет свои особенности,

которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель

одновременно с двумя классами в одном помещении.

Я считаю, что учитель в малокомплектной школе работает в сложнейших

условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного

возраста, разной подготовленности по учебным программам разных

классов. И, несомненно, работать приходиться трудно и сложно, чем в

обычной школе.

Результаты мы даем неплохие, бывает ниже качество знаний, везде есть

свои скелеты. Я, например. как учитель хочу учеников научить не только

давать знания, но хочу чтобы они умели говорить, строить свою речь,

выражать мысли.

Работа учителя в малокомплектной начальной школе требует

профессионализма. творчества, одержимости, доброты и сердечности.

В сельской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в

деревне многим обделены.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя более

тщательной подготовки, правильной организации учебной работы,

рационального составления расписания уроков, а также умелого

педагогического такта.

Особенностью работы в малокомплектной школе является организация

самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в

малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени. Поэтому

мы должны научить детей работать самостоятельно. С 1 класса я стараюсь

знакомить детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала

эти задания небольшие по объему. Например, детям предлагается

выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько

яблок, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и

вводятся творческие задания.

При одновременных занятиях с несколькими классами я выделила

некоторые особенности (т.е сложности):

1.Учитель работает с классом лишь половину (или менее) урока, а в

остальное время дети работают самостоятельно.

2. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности

получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это

время занят другим классом (особенно, когда работаешь с 1 классом)

3. Учащиеся не могут спокойно работать самостоятельно при наличии помех

со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти

беседа, объяснение и т.д.

4. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 10

урокам.

5. Нехватка времени на уроке для выполнения логических задач,

упражнений.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при

одновременной работе с несколькими классами, я стараюсь успешно

выполнять все учебно-воспитательные задачи.

Наши учащиеся в малокомплектных начальных школах получают неплохие

знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают

обучение в других школах района, вливаясь в другой коллектив.

В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими

материалами.

Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом

случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме,

так и по содержанию. Самостоятельная работа должна иметь место не

только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель

разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если

необходимо, то дать образец работы. Особое внимание стараюсь уделять

слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а

для сильных учащихся (их в данное время немного) подготовить

дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания готовлю

заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

Работая в таких условиях одновременной работы учителя с несколькими

классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом

выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить

детей самоконтролю. Элементы самоконтроля стараюсь вводить уже к концу

первого класса. На уроках математики можно использовать проверку

решенных примеров путем обратных действий. Большое значение для

развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети

обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить

самостоятельно выполненную работу.

При работе с несколькими классами я использую те же виды

самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для

малокомплектных школ нет никакой специальной методической

литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много

дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые

дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом

их индивидуальных особенностей.

Во время работы над трудными разделами программы, я при

необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не

только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы

можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к

восприятию нового материала. В своей работе использую информационно-

коммуникативные технологии, постоянно совершенствую свои знания через

систему интернет- ресурсов.

Проблемой малокомплектной школы является не только качество

образования и уровень знаний и воспитанности учащихся, а социальное

положение семей школьников. Много детей из неблагополучных семей,

поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только

работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей.

Приходится часто навещать неблагополучные семьи, беседовать с

родителями, но делать это очень аккуратно, чтобы не повлиять на хрупкую

психику ребенка, иначе проблем будет еще больше. В большинстве случаев

многие родители прислушиваются к ним, меняют свой образ жизни,

стараются соответствовать статусу заботливого родителя. Так что прежде чем

утверждать, что малокомплектные школы это проблема, стоит подумать, а

какая проблема возникнет, если таких школ не станет?

Однако уже понятно давно, что если школа в сельской местности исчезнет,

то исчезнет и деревня. А сколько таких школ по всей республике, России? Это

проблема должна решиться…



В раздел образования