Автор: Мавлютова Сиреня Рафиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №229
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактические игры во время прогулок в летний период в средней группе".
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры во время прогулок в летний период в средней группе.
Мавлютова Сиреня Рафиковна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №229
г.Ульяновск
Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребёнка
читать, писать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра это не
только развитие, но и общение с детьми.
Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются;
- в расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного
(то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением)
словаря;
-выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать
и быть понятым;
- отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования,
чтобы
понимать
не
только
смысл
слов,
но
и
эмоциональную
окраску
целых
высказываний, то есть все тонкости речи;
-
совершенствование
навыка
воспринимать
информацию
на
слух
(это
помогает
выстраивать
причинно-следственные
связи
в
полученной
информации,
а
также
развивает логику и образное мышление);
- развитии связной монологической и диалогической речи.
Игра –
это
благоприятные
условия
для развития
речи,
обогащение
словаря,
знакомство
с
окружающим
миром
через
образы,
краски,
звуки,
которые
способствуют развитию психических
процессов,
качеств
и
свойств
личности
воображения,
самостоятельности.
Чем
разнообразнее
впечатления детей
об
окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
В процессе игровой деятельности с детьми следует вызывать у детей интерес
к играм, создавать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую
занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Особое
внимание
необходимо
уделять
дидактической
игре.
Благодаря
ее
использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей
дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь,
формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно
выражать свои мысли.
В своей работе можно использовать различные дидактические игры: словесные,
с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Дидактические игры хороши тем, что их смело можно использовать во время
прогулок в любое время года. Предлагаю вашему вниманию некоторые из игр по
активизации и словарного запаса детей средней группы.
Дидактическая игры:
«Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход
игры:
Воспитатель
задает
вопросы,
дети
отвечают
глаголами.
За
каждый
правильный ответ дети получают фишку.
– Что можно делать с цветами? ( нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
«Какое что бывает?»
Цели:
учить
классифицировать
предметы
по
цвету
форме,
качеству,
материалу;
сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих
под это определение; развивать внимание.
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
«Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший
ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по
одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«Подбери слово»
Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.
Правила: подбирать наиболее точные слова.
Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова.
Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова,
чтобы ее смысл стал более понятен.
Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой).
Я
еле
принесла
его
домой,
разрезала
и
обрадовалась,
потому
что
он
оказался
такой (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и
причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный).
Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью
воспитателя
рассказывают
свои
истории,
а
Марина
подбирает
слова.
Если
слово
подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона
каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет
норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У
коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а
ребёнок,
возвращая
мяч,
называет
существительное,
подходящее
к
данному
прилагательному педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин,
морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой
- небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень,
сумерки.
«Четвёртый лишний»
Цель:
з а к р е п л е н и е
у м е н и я
д е т е й
в ы д е л я т ь
о б щ и й
п р и з н а к
в
словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить,
какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец,
тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном
числе.
Дети
бросают
мяч
обратно,
называя
существительные
во
множественном
числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома,
носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны,
гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.