Автор: Маньшина Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дом детского творчества "Гармония" с.Борское
Населённый пункт: село Борское, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное самоопредиление старшеклассников"
Раздел: дополнительное образование
В «Стратегии социально-экономического развития Самарской области
на
период
до
2020
года»
отмечено,
что конкурентоспособность
и
инвестиционная
привлекательность
Самарской
области
в
условиях
современной экономики в значительной степени определяются качеством
человеческого
потенциала,
а
выход
на
опережающую
траекторию
экономического роста возможен, прежде всего, на основе развития частной
инициативы и интеллектуального капитала.
В
ситуации
перехода
России
от
индустриального
общества
к
постиндустриальному
информационному
обществу
нарастают
вызовы
к
системе
дополнительного
непрерывного
образования
человека,
социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей
дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в
условиях
информационной
социализации
осознается
необходимость
общественного
понимания
миссии
дополнительного
образования,
как
открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека
на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит
личностное
и
профессиональное
самоопределение
детей,
подростков и молодежи
Современная ситуация в Самарской области, те проблемы, которые
испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют
по-новому
взглянуть
на
организацию
профориентационной
работы.
Старшеклассники
должны
обладать
такими
личностными
качествами,
которые
позволили
бы
им
реализовать
себя
в
профессиональном
и
социальном плане.
Традиционно
в
образовательных
учреждениях
управление
личностным
и
профессиональным
самоопределением
детей
сводится
к
профориентационной работе, а та, в свою очередь – к ознакомлению с
направлениями
подготовки
и
специальностями
учреждений
высшего
и
среднего профессионального образования города; в более редких случаях
проводится
психологическое
тестирование
старшеклассников
с
последующими рекомендациями по выбору профессии. В то же время для
успешной жизнедеятельности в обществе и душевной гармонии ребенку
необходимо помочь определиться с системой жизненных ценностей, найти
смысл жизни и любимое дело, которое затем станет профессией.
В
современном
обществе
существенно
изменились
те
требования,
которые предъявляются к работнику и гражданину. Всё в большей мере
востребованным
оказывается
человек
активный,
способный
легко
ориентироваться и принимать ответственные решения в быстро меняющихся
обстоятельствах.
Создание
условий
для
максимально
полной
творческой
с аморе а лизации
каждого
ребенка
–
это
не
акт
с о ц и а л ь н о й
благотворительности,
а
залог
дальнейшего
поступательного
развития
общества. Реалии сегодняшнего дня требуют не только высокой активности
человека, но и его способности к нестандартному мышлению.
Сейчас
становится
очевидно,
что
для
достижения
успеха
в
современном
обществе
невозможно
обойтись
без
культуры
делового
общения,
ведения
здорового
образа
жизни,
ненавязчивого
руководства
и
умения разрешать конфликты.
Проблемы профессионального
самоопределения обучающихся
Возможные способы решения
данных проблем путем реализации
предлагаемого проекта
1.
Отсутствие,
неполнота
или
недостоверность
информации
о
ситуации выбора.
2.
Неумение
систематезировать
и
использоват ь
и м е ю щ у ю с я
информацию.
3.
Н е д о с т а т о ч н о е
з н а н и е
т р е б о в а н и й
р ы н к а
т р уд а
и
конкретных профессий.
1.
Формирование
способности
к
анализу рынка труда и профессий.
2.
О с в о е н и е
п о н я т и й ,
отно сящихся
к
п л а н и р о ва н и ю
профессиональной
деятельности
(рынок
труда,
профессия,
вид
деятельности, конкуренция).
3. Анализ рынка образовательных
услуг; систематизация источников и
способов
получения
информации
о
рынке труда; изучение требований к
работнику.
4.
Недостаточное знание самого
себя; заниженная самооценка.
5.
Н а ру ш е н и я
ко м м у н и к а -
тивной сферы.
4 - 5. Формирование способности к
с а м о п о з н а н и ю .
П о в ы ш е н и е
с а м о о ц е н к и ,
ф о р м и р о в а н и е
лидерских качеств.
6.
Социальная незрелость.
7.
О т су т с т в и е
ж и з н е н н ы х
ценностей высшего порядка.
6. Активизация социальной позиции.
7 . Ф о р м и р о в а н и е
ж и з н е н н ы х
ценностей высшего порядка.
8. Несформированность
навыковов
принятия
решения,
планирования карьеры.
8.
Выработка
навыков
принятия
решения: выбора профессии и путей
ее получения, трудоустройство
Перечисленные проблемы делают актуальным поиск новых способов
организации
профориентационной
работы
на
основе
ценностного
управления личностным и профессиональным самоопределением ребенка.
Управление самоопределением обучающихся является неотъемлемой
частью всестороннего и гармоничного развития личности, и его следует
рассматривать
в
единстве
и
взаимодействии
с
нравственным,
трудовым,
интеллектуальным,
политическим,
эстетическим
и
физиче ским
совершенствованием личности, то есть со всей системой ценностей учебно-
воспитательного процесса.