Напоминание

"Профессиональное самоопредиление старшеклассников"


Автор: Маньшина Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дом детского творчества "Гармония" с.Борское
Населённый пункт: село Борское, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное самоопредиление старшеклассников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




В «Стратегии социально-экономического развития Самарской области

на

период

до

2020

года»

отмечено,

что конкурентоспособность

и

инвестиционная

привлекательность

Самарской

области

в

условиях

современной экономики в значительной степени определяются качеством

человеческого

потенциала,

а

выход

на

опережающую

траекторию

экономического роста возможен, прежде всего, на основе развития частной

инициативы и интеллектуального капитала.

В

ситуации

перехода

России

от

индустриального

общества

к

постиндустриальному

информационному

обществу

нарастают

вызовы

к

системе

дополнительного

непрерывного

образования

человека,

социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей

дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в

условиях

информационной

социализации

осознается

необходимость

общественного

понимания

миссии

дополнительного

образования,

как

открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека

на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых

происходит

личностное

и

профессиональное

самоопределение

детей,

подростков и молодежи

Современная ситуация в Самарской области, те проблемы, которые

испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют

по-новому

взглянуть

на

организацию

профориентационной

работы.

Старшеклассники

должны

обладать

такими

личностными

качествами,

которые

позволили

бы

им

реализовать

себя

в

профессиональном

и

социальном плане.

Традиционно

в

образовательных

учреждениях

управление

личностным

и

профессиональным

самоопределением

детей

сводится

к

профориентационной работе, а та, в свою очередь – к ознакомлению с

направлениями

подготовки

и

специальностями

учреждений

высшего

и

среднего профессионального образования города; в более редких случаях

проводится

психологическое

тестирование

старшеклассников

с

последующими рекомендациями по выбору профессии. В то же время для

успешной жизнедеятельности в обществе и душевной гармонии ребенку

необходимо помочь определиться с системой жизненных ценностей, найти

смысл жизни и любимое дело, которое затем станет профессией.

В

современном

обществе

существенно

изменились

те

требования,

которые предъявляются к работнику и гражданину. Всё в большей мере

востребованным

оказывается

человек

активный,

способный

легко

ориентироваться и принимать ответственные решения в быстро меняющихся

обстоятельствах.

Создание

условий

для

максимально

полной

творческой

с аморе а лизации

каждого

ребенка

это

не

акт

с о ц и а л ь н о й

благотворительности,

а

залог

дальнейшего

поступательного

развития

общества. Реалии сегодняшнего дня требуют не только высокой активности

человека, но и его способности к нестандартному мышлению.

Сейчас

становится

очевидно,

что

для

достижения

успеха

в

современном

обществе

невозможно

обойтись

без

культуры

делового

общения,

ведения

здорового

образа

жизни,

ненавязчивого

руководства

и

умения разрешать конфликты.

Проблемы профессионального

самоопределения обучающихся

Возможные способы решения

данных проблем путем реализации

предлагаемого проекта

1.

Отсутствие,

неполнота

или

недостоверность

информации

о

ситуации выбора.

2.

Неумение

систематезировать

и

использоват ь

и м е ю щ у ю с я

информацию.

3.

Н е д о с т а т о ч н о е

з н а н и е

т р е б о в а н и й

р ы н к а

т р уд а

и

конкретных профессий.

1.

Формирование

способности

к

анализу рынка труда и профессий.

2.

О с в о е н и е

п о н я т и й ,

отно сящихся

к

п л а н и р о ва н и ю

профессиональной

деятельности

(рынок

труда,

профессия,

вид

деятельности, конкуренция).

3. Анализ рынка образовательных

услуг; систематизация источников и

способов

получения

информации

о

рынке труда; изучение требований к

работнику.

4.

Недостаточное знание самого

себя; заниженная самооценка.

5.

Н а ру ш е н и я

ко м м у н и к а -

тивной сферы.

4 - 5. Формирование способности к

с а м о п о з н а н и ю .

П о в ы ш е н и е

с а м о о ц е н к и ,

ф о р м и р о в а н и е

лидерских качеств.

6.

Социальная незрелость.

7.

О т су т с т в и е

ж и з н е н н ы х

ценностей высшего порядка.

6. Активизация социальной позиции.

7 . Ф о р м и р о в а н и е

ж и з н е н н ы х

ценностей высшего порядка.

8. Несформированность

навыковов

принятия

решения,

планирования карьеры.

8.

Выработка

навыков

принятия

решения: выбора профессии и путей

ее получения, трудоустройство

Перечисленные проблемы делают актуальным поиск новых способов

организации

профориентационной

работы

на

основе

ценностного

управления личностным и профессиональным самоопределением ребенка.

Управление самоопределением обучающихся является неотъемлемой

частью всестороннего и гармоничного развития личности, и его следует

рассматривать

в

единстве

и

взаимодействии

с

нравственным,

трудовым,

интеллектуальным,

политическим,

эстетическим

и

физиче ским

совершенствованием личности, то есть со всей системой ценностей учебно-

воспитательного процесса.



В раздел образования