Напоминание

"Первые шаги к здоровью"


Автор: Стрелкова Нина Николаевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 54"
Населённый пункт: Томская область город Северск
Наименование материала: "Укрепление и сохранение физического здоровья дошкольников"
Тема: "Первые шаги к здоровью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, познанию

самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном

учреждении. В ходе реализации образовательной программы коллектив

нашего детского сада целенаправленно работает над созданием

здоровьесберегающего пространства, пусть у нас не все получается, но мы

ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту

дошкольников. Как говорил педагог – писатель Василий Александрович

Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От

жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста является актуальной

проблемой в течение многих лет. На наш взгляд, здоровьесберегающие

технологии не будут иметь эффекта, если не сочетать их со

здоровьеформирующими. Важно не только создать условия для охраны

жизни и здоровья детей, но и сформировать у них понимание, что «человек

сам делает свое здоровье». Что такое здоровьесберегающие

образовательные технологии, и какая цель их применительно к ребенку,

итак: здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплекс

организационно – административных, учебно – методических и

воспитательных мероприятий, реализация которых в образовательном

учреждении предусматривает сохранение и укрепление здоровья всех

участников образовательного процесса.

ФГОС на этапе завершения дошкольного образования предполагает

формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа

жизни, формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения,

обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического

здоровья и умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одним из важнейших принципов является принцип интеграции

образовательных областей. В каждой образовательной области в разных

видах детской деятельности у педагога имеется возможность

акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе

проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения,

в процессе проектирования, при чтении художественной литературы

воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья,

основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения,

что способствует формированию у ребенка ценностного отношения к своему

здоровью. Здоровьесберегающая деятельность в нашем ДОУ

осуществляется в различных направлениях: Медико – профилактическое

направление – обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей под

руководством медицинского персонала (организация и контроль питания

детей, контроль физического развития, закаливание, кварцевание, уборка и

проветривание групп, организация профилактических мероприятий, таких

как: витаминотерапия, кислородный коктейль, также организация

мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций для

педагогов, родителей по оптимизации детского организма).

Физкультурно – оздоровительное направлено на развитие физических

качеств и двигательной активности, укрепления здоровья, приобщение к

ЗОЖ. Реализация данных технологий осуществляется руководителями

физического воспитания, а также педагогами нашего ДОУ в разных формах

организации образовательного процесса.

Социально – психологическое – направлено на обеспечение

эмоциональной комфортности и позитивного психологического

самочувствия ребенка.

Информационно – просветительное направление – направлено на

приобщение семьи к ЗОЖ и взаимодействие с дошкольным учреждением по

вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Главным воспитателем

ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня

ребенка, какое внимание родители уделяют здоровью своего ребенка,

зависит его настроение, состояние физического комфорта, ЗОЖ ребенка, к

которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить

поддержку дома. Согласно ФГОС родители являются участниками

образовательного процесса, усилиями наших педагогов они принимают

активное участие в жизни своих малышей в ДОУ.

Традицией стали детско – взрослые газеты « В здоровой семье – здоровые

дети», « Здоровые дети – счастливые дети».Забавные праздники, где

родители, принимают активное участие в подготовке и проведении, такие

как « Спортивная семья – спортивный город», « Папа, мама, я - спортивная

семья», « А, ну – ка, парни!», « Веселая масленица», «Флэшмоб», « Дети и

родители в гостях у Нептуна». Совместное творчество родителей, детей и

педагогов в изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования.

Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и

педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей,

характеризующих здоровье детей и их ориентацию на ЗОЖ.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления

детей в каждой возрастной группе созданы «Центры здоровья и движений»,

которые учитывают возрастные и гендерные особенности детей и их

интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия,

для подвижных и спортивных и упражнений общеразвивающего

воздействия. Воспитатели проявляют творчество и избирательность в

изготовлении пособий из бросового материала для пополнения

двигательной зоны. В соответствии с темой, выбранной на групповом сборе,

воспитатели и специалисты применяют здоровьесберегающие

образовательные технологии. Так, например, тема недели: «Домашние

животные», проводится пальчиковая гимнастика «Повстречались два

котенка и буренка», артикуляционная гимнастика «Кошка умывается»,

подвижные игры « Лохматый пес», «Пастух и стадо», так тема недели:

«Морские обитатели», проводится пальчиковая гимнастика «Чайка»,

подвижные игры «Водяной» «Рыбак и рыбки», «Море волнуется». Во всех

группах есть дидактические игры, детская литература по здоровому образу

жизни.

Рациональное использование ЗОТ повышает результативность

воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и

родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья,

а у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Руководитель физического воспитания: Стрелкова Нина Николаевна



В раздел образования