Напоминание

"Общая методика решения уравнений"


Автор: Семичева Ирина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Общая методика решения уравнений"
Раздел: полное образование





Назад




Общая методика решения уравнений.

Содержание.

1.Введение.

2.Мотивационный этап.

3.Классификация уравнений.

4.Применение математической теории и методов к решению уравнений:

а) способ разложения на множители;

б) замена переменной;

в) уравнения, решаемые с помощью свойств функции;

5.Заключение.

Мотивационный этап.

В настоящее время при проведении итоговой аттестации большое

внимание уделяется уравнению. От ученика требуется определять вид

уравнения, знание алгоритма его решения и умение его осуществлять,

правильно записывать решение, а также умение применять при решении

текстовых задач.

При повторении систематизируем сведения об уравнениях и обратим внима-

ние на часто используемые методы решения уравнений.

Учащимся предлагается рассмотреть следующие уравнения:

1

)

х

4

+

4 х

3

18 х

2

12 х

+

9

=

0

2

)

27

х

13

18

х

12

х

+

13

8

х

=

0

3

)

3

х

+

5

х

=

34

4

)(

х

2

6 х

9

)

2

=

х

(

х

2

4 х

9

)

5

)(

х

2

+

2 х

)

2

4

(

х

+

2

)(

2 х

2

х

)=−

3

(

2 х

1

)

6

)

log

7

(

x

+

2

)=

6

+

x

7

)

1

+

2cos

2

x

+

2

2 sin x

+

cos2 x

=

0

8

)

2

(

x

1

)

2

(

x

+

2

)

2

(

x

+

1

)

2

(

x

2

)

2

=

x

2

1

x

2

4

9

)

5

4

х

=

х

+

2

10

)

3

4

х

+(

3 х

10

)⋅

2

х

+

3

х

=

0

11

)

log

5

(

3

2

1

+

x

2

x

5

2 x

+

1

)=

x

+

log

5

13

12

)

sin

x

3

cos6 x

=

2

13

)

x

2

+

x

x

+

3

=

6

(

x

+

3

)

14

)

5 sin

2

x

1

=

3 sin x cos x

и дать ответ на три задания.

Задание №1.Провести классификацию уравнений по виду.

Задание №2. Провести классификацию уравнений по методам решения.

Задание №3.Решить уравнения (кто сколько пожелает, на выбор ).

В ходе такой работы расширяются и углубляются знания. На уроках

проанализируем результаты выполненной работы и сделаем вывод.

Классификация уравнений.

Уравнения

Алгебраические Трансцендентные

Целые (№1,№4,№5) Показательные (№2.№3)

Дробные (№8) Логарифмические (№6)

Иррациональные (№13) Тригонометрические(№7,№12,

№14)

Смешанные (№9,№10,№11)

Выясняем, что данные уравнения можно решать:

- разложением на множители (№1,№4,№5);

- заменой переменной (№1,№4,№7,№10,№13);

- уравнения, решаемые с помощью свойств функции (№3,№6,№9,№12);

- однородные (или сводящиеся к однородному)

(№2,№5,№8,№11,№13,№14).

Покажем на примерах "работу" каждого метода.

Разложение на множители.

Уравнение№ 1 .

х

4

+

4 х

3

18 х

2

12 х

+

9

=

0 .

Если уравнение имеет целые корни, то они находятся среди делителей

свободного члена, значит, мы сможем разложить на множители его левую

часть. х=-1,х=3 удовлетворяют уравнению. Имеем:

¿

(

х

+

1

)(

х

3

)(

х

2

+

6 х

3

)=

0

[

х

+

1

=

0

[

х

3

=

0

[

х

2

+

6 х

3

=

0

[⇔ ¿

[

х

=−

1

[

х

=

3

[

х

=−

3

±

12

[ ¿ ¿

Ответ:

1 ; 3 ;

3

±

12 .

Решим уравнение №4:

¿

(

х

2

6 х

9

)

2

=

х

(

х

2

4 х

9

)

(

х

2

−(

6 х

+

9

) )

2

=

х

(

х

2

4 х

9

)

х

4

2 х

2

(

6 х

+

9

)+(

6 х

+

9

)

2

=

х

3

4 х

2

9 х

х

4

+

12 х

3

18 х

2

+

36 х

2

+

108 х

+

81

=

х

3

4 х

2

9 х

х

4

13 х

3

+

22 х

2

+

117 х

+

81

=

0

(

х

9

)(

х

+

1

)(

х

2

5 х

9

)=

0

[

х

9

=

0

[

х

+

1

=

0

[

х

2

5 х

9

=

0

[⇔ ¿

[

х

=

9

[

х

=−

1

[

х

=

5

±

61

2

[ ¿ ¿

Ответ:

9;

1;

5

±

61

2

Приведём другие примеры уравнений, решаемых методом разложения

на множители:

1

)

5

3 х

6

5

2 х

+

12

5

х

8

=

0 .

Решение :

5

3 х

6

5

2 х

+

12

5

х

8

=

0

⇔(

5

х

2

)

3

=

0

5

х

=

2

х

=

log

5

2.

Ответ:

log

5

2.

¿

х

+

7

⋅¿

6

х

8

=

0

¿

6

х

8

=

0,

х

+

7

0,

¿

[

¿

5

х

+

7

=

0,

х

8

0

¿

¿[⇔

¿

¿

¿

х

=

18 ,

х

8

¿

2

)

log

4

3

(

9 x

5

)−

log

4

2

(

9 x

5

)=

0 .

Решение :

log

4

3

(

9 x

5

)−

log

4

2

(

9 x

5

)=

0

⇔(

log

4

(

9 x

5

)−

1

¿

log

4

2

(

9 x

5

)=

0

[

log

4

(

9 x

5

)=

1,

[

log

4

(

9 x

5

)=

0

[⇔ ¿

[

x

=

1,

[

x

=

2

3

.

[ ¿

Ответ : 1;

2

3

.

¿ ¿

3

)

5

6

х

8

х

+

7

6

х

8

=

0 .

¿

Решение :

¿

5

6

х

8

¿ [

{

¿ ¿ ¿

Задания для самостоятельного решения:

1

)

3

х

+

3

х

+

4

=

246 ;

2

)

20

х

4

3 х

16

5

х

=

0 ;

3

)

log

4

3

x

+

3 log

4

2

x

+

3 log

4

x

+

1

=

0 ;

4

)

sin 3 x

cos x

+

3 sin 3 x

=

0;

¿

Уравнение№1 .

3

х

+

3

х

+

4

=

246

3

х

(

1

+

3

4

)=

246

3

х

82

=

246

3

х

=

3

х

=

1.

Ответ :1 .

Уравнение№2 .

20

х

4

3 х

16

5

х

=

0

5

х

4

х

4

3 х

16

5

х

=

0

5

х

(

4

4 х

16

)=

0

[

5

х

=

0 ;

[

4

х

16

=

0 ;

[⇔

4

4 х

16

=

0

4

4 х

=

4

2

4 х

=

2

¿⇔

х

=

1

2

.

¿

Ответ :

1

2

.

¿ ¿

Уравнение№ 3.

log

4

3

x

+

3 log

4

2

x

+

3 log

4

x

+

1

=

0

⇔(

log

4

3

x

+

1

)+

3

(

log

4

x

+

+

1

)⇔(

log

4

x

+

1

)(

log

4

2

x

log

4

x

+

4

)=

0

¿

x

>

0 ;

log

4

x

+

1

=

0 ;

¿

[

¿

x

>

0 ;

log

4

2

x

log

4

x

+

4

=

0

¿

¿[ ⇔

¿

¿

x

>

0 ;

log

4

x

=−

1

x

=

1

4

.

[

{

¿ ¿ ¿

¿

Уравнение №4.

sin 3 x cos x

+

3 sin 3 x

=

0

sin 3 x

(

cos x

+

3

)=

0

¿

[

sin 3 x

=

0;

[

cos x

+

3

=

0

[⇔

sin 3 x

=

0

3 x

=

n, n

z .

¿⇔

x

=

n

3

, n

z .

¿

Ответ:

Пп

3

, п

z .

¿ ¿

Метод замены переменной.

Другим возможным способом решения уравнений является замена

переменной. Обычно в результате замены переменной тригонометрическое,

показательное или логарифмическое уравнение сводится к квадратному.

В начале приведём простейшие случаи применения этого метода.

1

)

2sin

2

x

7 sin x

+

3

=

0 ;

sin x

=

z ;

2 z

2

7 z

+

3

=

0 ;

z

=

7

±

49

24

4

=

7

±

5

4

;

[

z

=

3 ;

[

z

=

0,5

[

1

)

sin x

=

3

нет

решений

2

)

sin x

=

0,5

x

=(−

1

)

k

¿

6

+

k , k

z .

¿

Ответ :

(−

1

)

k

¿

6

+

к , к

z .

¿

2

)

2

4 х

6

2

2 х

16

=

0;

2

2 х

=

у ;

у

2

6 у

16

=

0 ;

[

у

=

2

[

у

=

8

[

1

)

2

2 х

=−

2

нет

решений

2

)

2

2 х

=

2

3

х

=

1,5

Ответ:1,5

3

)

4

х

+

1

+

х

+

1

6

=

0 ;

4

х

+

1

=

z ;

z

2

+

z

6

=

0 ;

[

z

=−

3 ;

[

z

=

2.

[

1

)

4

x

+

1

=−

3

нет

решений

2

)

4

х

+

1

=

2

х

=

15 .

Ответ: х

=

15 .

Решим целые уравнения №1,№4,№5 заменой переменной.

х

4

+

4 х

3

18 х

2

12 х

+

9

=

0 .

Решение. х=0 не является корнем уравнения. Разделим обе части на

х

2

0 .

получим:

х

2

+

4 х

18

12

х

+

9

х

2

=

0

(

х

2

+

9

х

2

)+

4

(

х

3

х

)−

18

=

0

х

3

х

=

t , x

2

+

9

x

2

=

t

2

+

6 ;

Имеем:

¿

t

2

+

4 t

12

=

0

[

t

=−

6

[

t

=

2

[ ⇔

[

x

3

x

=−

6

[

x

3

x

=

2

[ ⇔¿

[

x

=−

3

±

12

[

x

=−

1

[

x

=

3

[ ¿

Ответ :

1;3 ;

3

±

12 .

¿ ¿

Уравнение №4 способом замены переменной решается проще, чем путём

разложения на множители.

(

х

2

6 х

9

)

2

=

х

(

х

2

4 х

9

)

х

2

4 х

9

=

t

x

2

6 x

9

=

t

2 x

Имеем :

t

2

5 tx

+

4 x

2

=

0

[

t

=

4 x

[

t

=

x

[

Исходное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:

[

х

2

4 х

9

=

4 х

[

х

2

4 х

9

=

х

[

¿

[

[

х

=−

1

[

х

=

9

[

¿[

х

=

5

±

61

2

[⇔ ¿

[

х

=−

1

[

х

=

9

[

х

=

5

±

61

2

[¿ ¿

Ответ:

1; 9 ;

5

±

61

2

.

¿ ¿

Уравнение №5.

¿

х

1

2

(

х

(

х

+

2

)

2 х

1

)

2

4

х

(

х

+

2

)

2 х

1

+

3

=

0

¿

¿

х

(

х

+

2

)

2 х

1

=

t

t

2

4 t

+

3

=

0

x

1

2

¿

x

(

x

+

2

)

2 x

1

=

t

[

t

=

1

[

t

=

3

[

x

1

2

¿

[

x

(

x

+

2

)

2 x

1

=

1

[

x

(

x

+

2

)

2 x

1

=

3

[⇔

¿

(

х

2

+

2 х

)

2

4

(

х

+

2

)(

2 х

2

х

)=−

3

(

2 х

1

)

2

х

2

(

х

+

2

)

2

4

(

х

+

2

)

х

(

2 х

1

)+

3

(

2 х

1

)

2

=

0

{

¿ ¿ ¿

Интересные рассуждения при решении уравнения №8.

2

(

х

1

)

2

(

х

+

2

)

2

(

х

+

1

)

2

(

х

1

)

2

=

х

2

1

х

2

4

Обозначим :

х

1

х

+

2

=

а ,

х

+

1

х

2

=

b

Получим: 2 a

2

b

2

=

ab

2 a

2

ab

b

2

=

0

Это уравнение однородное относительно a и b. b=0 не является решением

уравнения. Разделим обе части на

¿

х

2

х

≠−

1

¿

b

2

0

2

(

a

b

)

2

a

b

1

=

0

[

a

b

=

2

[

a

b

=−

1

[ ¿ ¿

[

(

x

1

) (

x

2

)

(

x

+

2

) (

x

+

1

)

1

=

0

[

(

x

1

)(

x

2

)

(

x

+

2

) (

x

+

1

)

+

1

2

=

0,

[ ¿

где

¿

{

¿ ¿ ¿

Первое уравнение даёт решение х=0,а второе решений не имеет в области

действительных чисел.

Ответ:0.

Уравнение №13. Здесь тоже два способа замены переменной ,решение

однородного уравнения.

I способ.

¿

х

>−

3

x

+

3

=

t

t

>

0

6 t

2

tx

x

2

=

0

¿

x

>−

3

t

>

0

x

+

3

=

t

[

t

=

1

2

x

[

t

=−

1

3

x

[

¿

¿

x

>−

3

x

+

3

=

1

2

x

1

2

x

>

0

¿

[

¿

x

>−

3

x

+

3

=−

1

3

x

1

3

x

>

0

¿

¿ [⇔

¿

¿

¿

x

+

3

=

1

4

x

2

x

>

0

¿

[

¿

x

+

3

=

1

9

x

2

3

<

x

<

0

¿

¿[ ⇔

¿

¿

[

x

=

6

[

x

=−

2

[

x

>

0

¿

[

¿

3

<

x

<

0

х

2

+

х

х

+

3

=

6

(

х

+

3

)⇔

{

¿

{

¿

{

¿ ¿¿

II способ.

х

2

+

х

х

+

3

=

6

(

х

+

3

)⇔

х

2

+

х

х

+

3

6

(

х

+

3

)=

0

Данное уравнение справедливо при х>-3 и является однородным

относительно

х и

х

+

3

.

(

х

х

+

3

)

2

+

х

х

+

3

6

=

0

х

х

+

3

=

t

t

2

+

t

6

=

0

t

=−

3; t

=

2

Имеем :

¿

х

х

+

3

=−

3

3

<

x

<

0

¿

[

¿

x

x

+

3

=

2

¿

x

>

0

¿

¿ [⇔

¿

[

{

¿ ¿ ¿

¿

Уравнение №10, кроме показательных функций, содержит линейные:

у=3х-10 и у=3-х. Но можно заметить, что относительно

2

х

оно является

квадратным.

¿

2

x

=

t

[

t

=

1

3

[

t

=

3

x

[

t

>

0

¿

¿

¿

2

x

=

3

x

3

x

>

0

¿

¿ [⇔

¿

¿

2

x

=

3

x

x

<

3

¿

3

4

х

+(

3 х

10

)⋅

2

х

+

3

х

=

0

[

2

x

=

t

[

3 t

2

+(

3 x

10

)

t

+(

3

x

)=

0

[

t

>

0

[ ⇔¿

{

¿

{

¿ ¿ ¿

В уравнении

2

х

=

3

х

, где x<3,x=1 является корнем уравнения. Функция

у

=

2

х

возрастающая, значит, графики этих функций пересекаются только в

одной точке с абсциссой х=1.

Ответ:

log

2

3; 1 .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

(время выполнения-10 минут)

Решите уравнения:

ВАРИАНТ 1

1

)

8

2

2 х

6

2

х

+

1

=

0

2

)

2sin

2

x

+

9 sin x

5

=

0

3

)

log

5

2

x

+

log

5

x

6

=

0

4

)

x

+

3

4

x

10

=

0

ВАРИАНТ 2

1

)

3

3

х

10

(

3

)

х

+

3

=

0

2

)

6 cos

2

x

13 cos x

+

2

=

0

3

)

log

2

2

x

6 log

2

x

+

8

=

0

4

)

3

4

x

+

x

18

=

0

Уравнения, решаемые с помощью свойств

функции.

Уравнение №3.

3

х

+

5

х

=

34

Заметим, что х=2 удовлетворяет уравнению. Докажем, что других корней нет.

Действительно, каждая из функций

у

=

3

х

иу

=

5

х

является возрастающей,

поэтому их сумма тоже возрастающая функция. При х=2 левая часть равна 34,

при х<2 она меньше 34, при х>2 она больше 34. Итак, уравнение имеет один

корень х=2.

Ответ:2.

Уравнение №12.

sin

x

3

cos 6 x

=

2

В левой части уравнения разность тригонометрических функций.

Решим уравнение, используя ограниченность синуса и косинуса. Так как

|

sin

x

2

|≤

1;

|

cos 6 x

|≤

1

Имеем :

sin

x

3

=

1

cos 6 x

=−

1

¿

¿

2

+

2

k , k

z

6 x

=

+

2

n , n

z

¿

¿

3

¿

2

+

6

k , k

z

¿

3

n , n

z

¿

6

+¿

x

=¿

no

¿

¿

¿

¿

¿

{

¿ ¿ ¿

¿

¿

Общее решение найдём с помощью тригонометрического круга.

Общее решение:

х

=

3

¿

2

+

6

k , k

z .

¿

Ответ :3

¿

2

+

6

k , k

z .

¿

Решим уравнение:

х

3

+

10 х

57

=

0

Решение. Не строя графиков функции

у

=

х

3

иу

=−

10 х

+

57

,заметим ,что при

х=3 левая часть уравнения обращается в ноль, т.е. число 3 является корнем

уравнения.

Комментарии.

1. Естественно возникает вопрос, имеется ли у данного уравнения ещё какие-

либо корни. Ответить на этот вопрос можно сославшись на свойства функций:

функция

у

=

х

3

возрастает на R, а функция у=-10х+57 убывает на R, значит,

найденный корень единственный.

2. В этом случае мы использовали функционально-графический метод,так

как в решении применяли известные свойства функций.

Рассмотрим ещё примеры уравнений, решаемых подобным методом.

№1.

8

х

+

18

х

=

2

27

х

Решение. Так как

27

х

0

,то, разделив обе части уравнения на

27

х

,получим

равносильное уравнение

(

8

27

)

х

+

(

18

27

)

х

=

2

.

Поскольку показательные функции

у

=

(

8

27

)

х

иу

=

(

18

27

)

х

имеют основания,

меньшие 1,то они обе - убывающие, и поэтому их сумма убывающая.

Следовательно, она принимает значение 2 не более чем в одной точке. Но

при х=0 её значение равно 2,т.е. 0 - единственный корень данного уравнения.

Ответ: х = 0.

№2.

х

5

+

4 х

=−

40

.

Решение. Функция

у

=

х

5

+

4 х

является возрастающей, так что она может

принять значение -40 только при одном значении х. При х=-2 она равна -40,

и следовательно, это единственный корень данного уравнения.

Ответ: х = -2.

№3.

2

х

+

1

+

х

=−

3

2

.

Решение. Так как

2

2

+

1

2

=

1

2

2

=−

3

2

, то - 2 - корень данного уравнения.

Других корней оно иметь не может, поскольку его левая часть –

возрастающая функция.

Ответ: х = - 2.

№4.

(

х

3

)(

х

+

3

)−

6 х

+

18

+(

х

4

)

2

=

7

2 х

.

Решение.

(

х

3

) (

х

+

3

)−

6 х

+

18

+(

х

4

)

2

=

7

2 х

х

2

6 х

+

9

=−

х

2

+

8 х

16

+

7

2 х

|

х

3

|=−(

х

2

6 х

+

9

)

|

х

3

|=−(

х

3

)

2

.

Заметим, что выражение

|

х

3

|

при х = 3 принимает наименьшее, равное

0,

а выражение

−(

х

3

)

2

принимает наибольшее значение, равное 0 , при х =

3.

Значит, корень уравнения равен 3.

Ответ: х = 3.

Для самостоятельного решения:

1

)

4

х

=

5

х

2

)

х

8

х

=

0

3

)

2

х

=

8

х

4

)

log

4

x

=

5

x

Заключение.

Успешное повторение курса математики обеспечивает

продуктивную подготовку к единому государственному экзамену. Подготовку

к ЕГЭ разумнее выстраивать по тематическому принципу. За время обучения

математике школьники решают множество уравнений. Уравнение -

центральная тема курса. Материал, представленный в работе, формирует

представления учащихся о способах решения уравнений, наиболее удобных

и экономных во многих случаях.



В раздел образования