Напоминание

Технологическая карта урока по физике "Сила упругости" 7 класс


Автор: Демина Людмила Константиновна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: НОУ "Католическая гимназия г. Томска"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Технологическая карта урока по физике
Тема: Технологическая карта урока по физике "Сила упругости" 7 класс
Дата публикации: 13.01.2021
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)

Класс (группа) 7 _____

УМК (программа) __ Перышкин А.В _________________________________________

Тема урока (занятия, мероприятия) ___ Сила упругости ____________________________

Тип урока (только для уроков) ____ проблемный

, поисково-эврестический

______________________________

Цель:

Ввести понятие силы упругости, Выяснить зависимость силы упругости от деформации, Изучить

закон Гука

Задачи: Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления; проводить эксперимент на простейшем

оборудовании.

Демонстрации: 1. Деформация линейки под действием груза.

2. Деформация пружины (одной и той же пружины под действием разных сил; разных пружин под действием одной и той же силы)

3. Упругая и пластическая деформация

Этапы урока

(занятия,

мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты*

Актуализация

необходимых

знаний

Фронтальный опрос.

Дети, какую новую физическую величину мы с

вами изучаем?

Что такое сила? Что это за величина?

Какие силы вы уже знаете?

Правильно. Молодцы.

Ответ: силу.

Ответ:

Сила-мера

взаимодействия

тел.

Единица силы - ньютон.

Ответ:

- силы всемирного тяготения.

Сила, с которой притягиваются друг к другу

все тела во Вселенной, называется силой

всемирного тяготения.

Сила

тяжести

-

сила,

с

которой

Земля

притягивает к себе тела. Чем больше масса

тела, тем больше сила тяжести, действующая

Ученик должен знать понятия:

Сила всемирного тяготения,

сила тяжести,

должен уметь:

вычислять силу тяжести

Формирование коммуникативных

УУД

оформлять диалогическое

высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета;

сотрудничество со взрослыми и

сверстниками, готовность слушать

собеседника и вести диалог;

Как вычислить силу тяжести?

На доске 2 варианта задач. Дети самостоятельно

решают (3-5 мин), а затем проверяют,

обменявшись тетрадями. На доске открывается

решение задачи.

В1. Вычислите силу тяжести, действующую на

тело массой 200 г. Изобразите эту силу в

масштабе: 1Н/см.

В2. Вычислите силу тяжести, действующую на

тело массой 0, 2т. Изобразите эту силу в

масштабе: 1кН/см.

Оценка «5»-если сделано все правильно.

Оценка «4» -если есть либо вычислительная ошибка,

либо не перевели единицы измерения ф.в. в единицы

СИ, либо неправильно изображена сила.

Оценка «3» -если задача решена, но допущено

несколько ошибок из выше перечисленных.

Что может произойти с телом, на которое

действует сила?

Правильно.

(если дети не называют слово деформация, можно прочесть

стихотворение, чтобы они назвали это слово.)

С. Михалков, «Азбука».

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.

на него.

Чтобы

вычислить

силу

тяжести,

действующую

на

тело,

надо

ускорение

свободного падения g умножить на массу тела

m.

Дано:

Решение:

m = 200г = 0,2 кг

F= m* g

g ≈10Н/кг

F=0,2 кг* 10 Н/кг = 2Н

F-?

Ответ: F= 2Н

Дано:

Решение:

m = 0,2т = 200 кг

F= m* g

g ≈10Н/кг

F=200 кг* 10 Н/кг =

2000Н=2кН

F-?

Ответ: F= 2кН

Ответ:

Тело под действием силы может

изменить скорость движения, ее направление,

форму, размеры тела- т.е. деформироваться.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладину свою!

Очутилась на полу,

Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

- Какое явление описывает поэт в своем

стихотворение? (деформацию).

У букв деформация одинаково происходила?

Как вы думаете, а тела, когда на них действует

сила, одинаково деформируются?

А вы хотите узнать об этом?

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

Правильно, но это еще не все, что новое мы

сегодня узнаем на уроке.

Ответ:

Нет.

Нет. (может кто-то скажет, что да. Или

В зависимости от силы и т.д.)

Хотим.

Какие бывают деформации.

Мотивация

познавательн

ой

а) проблемное изложение.

На все тела, находящиеся вблизи Земли,

действует ее притяжение. Под действием силы

Формирование познавательных УУД

устанавливать причинно –

следственные связи;

высказывать предположения

деятельности

тяжести падают на Землю капли дождя,

снежинки, оторвавшиеся от веток листья. Но

когда тот, же снег лежит на крыше, его по-

прежнему притягивает Земля, однако он не

проваливается сквозь крышу, а остается в покое.

Что препятствует его падению? (Крыша. Она

действует на снег с силой, равной силе тяжести,

но направленной в противоположную сторону. )

Что это за сила? Чтобы ответить на этот вопрос

проведём опыт: Для этого возьмем полоску

фанеры или линейку, установим ее на две опоры,

а сверху поставим гирьку или положим

полиэтиленовый мешочек с речным песком.

-Что произошло с опорой? (деформировалась)

-Что произошло с помещенным на нее телом?

(остановилось)

-Почему?

-До каких пор прогибалась опора? (на эти

вопросы нам предстоит ответить)

А, чтобы узнать, как называется эта сила, вы

закончите фразу из стихотворения, которое я вам

прочитаю.

Вот дощечка через речку,

По ней как речку перейти?

Шагом иль бегом без трудностей,

Поможет нам сила … (упругости)

(слайд 1) - Тема сегодняшнего урока « Сила

упругости. Закон Гука»

Ответ: Крыша. или Сила.

Ответы:

-деформировалась

-Сначала тело опускалось вниз, а затем

остановилось.

Наверно еще какая-то сила действует на тело.

Постановка

учебной

задачи:

И так, что мы сегодня должны узнать?

Правильно. - какие бывают деформации;

-когда возникает сила упругости?

-что это за сила, от чего она зависит?

- какие бывают деформации;

-когда возникает сила упругости?

-что это за сила, от чего она зависит?

-как вычислить силу упругости.

Развитие

познавательных УУД:

высказывать предположения, обсуждать

проблемные вопросы

-как вычислить силу упругости. А для этого мы

изучим закон Гука, который и позволит нам

вычислить силу упругости.

Записывают

в

тетради

тему

урока:

Сила

упругости. Закон Гука.

Организация

познавательн

ой

деятельности

Возвращаемся к опыту.

-Что произошло с опорой?

-Что произошло с помещенным на нее телом?

Далее демонстрируем растяжение пружины

(резинки), сжатие резинового мяча, смещение

страниц толстой книги, изгиб линейки,

закрепленной с одного конца, закручивание куска

ткани.

б) понятие деформации

-Что произошло с телами во всех наблюдаемых

случаях?

(слайд 3) Деформация – это изменение формы

или размеров тела.

в) понятие упругой и пластической деформации.

Работа с восковыми и резиновыми шариками

- Деформация, при которой тело восстанавливает

свою форму после снятия нагрузки, называется

упругой.

- Деформация, которая не исчезает после

прекращения внешнего воздействия, называют

пластическими.

(слайд 4) Виды упругих деформаций:

Развитие

познавательных УУД:

осуществлять синтез и анализ

физических явлений;

устанавливать причинно –

следственные связи;

высказывать предположения, обсуждать

проблемные вопросы;

Формирование личностных УУД

оценивать ситуации с точки зрения

правил поведения и этики;

мотивировать свои действия;

выражать готовность в любой ситуации

поступить в соответствии с правилами

поведения; проявлять в конкретных

ситуациях доброжелательность,

доверие, внимательность, помощь и др.

воспринимать речь учителя

(одноклассников),

непосредственно не

обращенную к учащемуся;

выражать положительное отношение

к процессу познания: проявлять

внимание, удивление, желание больше

узнать;

применять правила делового

сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением

другого человека; проявлять терпение и

доброжелательность в споре

(дискуссии), доверие к собеседнику

(соучастнику) деятельности.

1.Растяжения, сжатия.

2. Сдвига.

3. Кручения.

4. Изгиба.

(слайд 5-6) - Что является причиной

деформации?

-До каких пор прогибалась опора?

Объяснение причин покоя тел, лежащих на опоре

или подвешенных на нити.

На середину горизонтально расположенной доски

поставим гирю. Под действием силы тяжести

гиря начнет двигаться вниз и прогнет доску, т.е.

доска деформируется. При этом возникает сила, с

которой опора действует на тело, расположенное

на ней.

Вывод: на гирю кроме силы тяжести,

направленной вертикально вниз, действует другая

сила, направленная вертикально вверх. Она и

уравновешивает силу тяжести. Это и есть сила

упругости.

г) определение силы упругости (слайд5)

Буквенное обозначение Fупр

- Увеличение силы упругости происходит при

увеличение прогиба опоры.

- Когда Fупр = Fт, то опора и тело

Ответы:

Дети дают разные ответы (Опора и

тело действуют друг на друга; на

тело действует еще какая-то сила и

т.д.)

Коммуникативных УУД:

оформлять диалогическое

высказывание в соответствии с

требованиями речевого этикета;

сотрудничество со взрослыми и

сверстниками, готовность слушать

собеседника и вести диалог;

составлять устные монологические

высказывания, «удерживать» логику

повествования, приводить

убедительные доказательства.

Основные понятия:

Деформация

Сила упругости

Коэффициент жесткости

Умения:

Вычислять силу упругости

останавливаются.

Демонстрация подвеса. Нить (подвес)

растягивается. В нити (подвесе) также возникает

сила упругости. При растяжении подвеса сила

упругости увеличивается. Если Fупр = Fт, то

растяжение прекращается.

- Сила упругости возникает только при

деформации тел. Рассматривая взаимодействия

бруска на поверхность стола, шарика,

подвешенного на нити, вы можете визуально

увидеть деформацию опоры или подвеса. В этих

случаях Fупр называется силой реакции опоры.

-Закон Гука справедлив только для упругих

деформаций.

д) объяснение закона Гука.

(слайд 7) - Выясним, от чего зависит сила

упругости.

На столах: пружина, прикрепленная к штативу;

набор грузиков по 100г, линейка.

Проблемный вопрос: Подумайте, из тех

примеров деформации тел, которые мы

наблюдали сейчас, при которых возникает сила

упругости, от чего может зависеть сила

упругости. Как имея набор предметов,

находящихся на ваших столах, мы можем

Примеры ответов.

Подвесить разные грузы к пружине.

Вычислить силу тяжести, с которой

они действуют на пружину, сл-но

узнать, от чего зависит сила упругости.

Совместно приходим к тому, что обучающиеся

должны:

-измерить длину недеформированной пружины;

-повесить 1 груз, измерить длину

деформированной пружины;

- повесить 2 груза, измерить длину

деформированной пружины;

- повесить 3 груза, измерить длину

деформированной пружины;

- попытаться сделать вывод, что модуль силы

упругости при растяжении (или сжатии) тела

прямо пропорционален изменению длины тела.

Демонстрация опыта с резиновым шнуром

(замена грузов)

lо – первоначальная длина

l– длина шнура после деформации

Удлинение шнура Δl = l - lо

- Опыт показал, что модуль силы упругости при

растяжении (или сжатии) тела прямо

пропорционален изменению длины тела.

такая и сила упругости ит.д.

(слайд 8-9)

- В этом заключается закон Гука:

Fупр = k ×Δℓ

Δℓ - удлинение тела, k - коэффициент

пропорциональности, который

называется жесткостью.

[k] = Н/м; k= Fупр/ Δℓ, Δℓ= Fупр/ k

Демонстрация растяжения пружины разной

жесткости.

Задание на

дом

Откройте дневники и запишите задание на дом:

V. Итог урока.

(слайд 10)

VI. Домашнее задание

§ 25 (слайд 14)

Дети записывают дом. задание

Подведение

итогов

(рефлексия)

1.

Что нового вы узнали?

2.

Интересна ли тема урока? Что особенно

заинтересовало Вас на уроке?

Чему научились? (не научились)

1. Беседа по вопросам:

- Когда возникает сила упругости?

- Что называется деформацией тела?

- Какие виды деформации вы знаете?

- Как формулируется закон Гука?

- как записывается закон Гука?

2. Выполнение заданий (слайд 11, 12, 13)

Рефлексия:

достижения

сложности

предложения

Или

Новое для

меня

Интересно

для меня

интересно

Учитель: Спасибо всем за работу на уроке и за

сотрудничество. Успехов!

Дети отвечают на вопросы

Сила упругости возникает при любых

деформациях тела

-Деформации бывают: упругие и

неупругие. Или деформация

растяжения, сдвига, кручения.

Сила упругости прямо

пропорциональна удлинению.

Fупр = k ×Δℓ

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную

деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу,

ответственность, причины неудач



В раздел образования