Напоминание

ИКТ-компетентность педагога в рамках дистанционного обучения детей


Автор: Черенда Лариса Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ-компетентность педагога в рамках дистанционного обучения детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Черенда Л.Ю., заместитель директора по НМР

ИКТ-компетентность педагога

в рамках дистанционного обучения детей

В

настоящее

время

концепция

внедрения

информационно–

коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы

деятельности человека. В связи с этим профессиональная деятельность

педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и

дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.

Современное

образование

сегодня

напрямую

связано

с

информационно-коммуникационными

технологиями

(ИКТ),

наряду

с

традиционной системой образования успешно развивается и новая форма

обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя

образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного

обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет,

информационные и коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии и глобальные сети

несут в себе мощнейший потенциал для создания в учреждении открытой

информационно

образовательной

среды

и

освоения

новых

способов

деятельности всех участников образовательного процесса. Перед педагогом

возникает

проблема:

каким

образом

стать

активным

строителем

и

пользователем

информационно-образовательной

среды

учреждения

и

открытого информационно-образовательного пространства?

Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах:

целенаправленное развитие информационно образовательного пространства

и становление новых практик образовательной деятельности в новых

условиях.

Ц

ель

семинара:

Показать

возможности

использования информационно-коммуникативных и

дистанционных

технологии

в

педагогической

деятельности

Педагогами Дворца подготовлены мастер-класс из опыта работы в

рамках дистанционного образования «Видеоролики в Инстаграмм», «Опыт

работы педагогов в рамках летнего оздоровительного лагеря в 2020г. по

средствам платформы Zoom, WhatsApp и YouTube»», даны методические

рекомендации по организации работы на данных платформах.

ИКТ-компетентность

это

умение

самостоятельно

искать,

анализировать,

представлять, передавать

информацию, моделировать проектировать собственную индивидуальную

деятельность и работу коллектива, грамотно и уверенно используя для этого

современные средства информационных и коммуникационных технологий

(компьютер, прикладное программное обеспечение, ресурсы сети Интернет и

др.).

В профессиональную педагогическую ИКТ - компетентность входят:

общепользовательская ИКТ-компетентность,

общепедагогическая

ИКТ-компетентность

(педагогическая

деятельность в информационной среде, организация образовательного

процесса,

проведение

семинаров,

консультаций

с

мультимедийной

поддержкой, работа в дистанционном режиме и т.д.)

предметно

педагогическая

ИКТ-компетентность

(отражает

профессиональную компетентность в определенной области).

Возможности использования ИКТ и дистанционных образовательных

технологий очень широки – это и использование ИКТ на занятиях, для

участия

в

различных

профессиональных

конкурсах,

повышения

квалификации.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ

используются

различные

образовательные

технологии,

в

том

числе

дистанционные. Дистанционное обучение – способ организации процесса

обучения, основанный на использовании современных информационных и

телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение

на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и

учащимся.

В условиях дополнительного образования возможно, необходимо и

целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности

работа с часто болеющими детьми;

летних оздоровительных лагерях;

работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;

работа с одаренными детьми;

участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

В процессе дистанционного обучения, можно применить:

-электронную почту;

- учебно-сетевые проекты;

- персональные сайты и блоги учителей;

- видеосвязь;

- ресурсы мировой сети Интернет (использую в процессе обучения как

богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или

изучения

тем

курса,

так

и

выгрузка

собственных

разработок

заданий/уроков/тем).

- информационные платформы, проектные платформы, обучающие онлайн-

курсы, видеоуроки, всевозможные тренажеры и мастер-классы.

- Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, WhatsApp, Ютуб, Инстаграм и

др).

Дистанционные образовательные технологии

Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее

влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы

качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины,

образования,

торговли,

финансового

сектора,

страхования

и

др.)

и

государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с

внедрением информационных технологий.

В числе актуальных направлений использования информационных и

телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-

экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие

культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и

дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь

на

задачи

по

формированию

медиа

и

информационной

культуры

обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного

образования. Характерно, что новый Закон «Об образовании в Российской

Федерации»

уделяет

особое

внимание

внедрению

информационно-

телекоммуникационных

сетей,

мультимедийных

электронных,

информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации

образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

включает

требования,

обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и

обработки

аудиовизуальных

медиатекстов

в

ходе

аудиторной

и

самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием

дистанционных образовательных технологий.

Совершенствование информационных технологий занимает важное

место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно

нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной

среды

образовательного

учреждения,

что

предполагает

внедрение

и

эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль

новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не

только выполняют функции инструментария, используемого для решения

отдельных

педагогических

задач,

но

и

придают

качественно

новые

возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики,

способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием

компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его

участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы.

Под

дистанционными

образовательными

технологиями

понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с

применением

информационно-телекоммуникационных

сетей

при

опосредованном

(на

расстоянии)

взаимодействии

обучающихся

и

педагогов.

Обсуждая возможности дистанционных технологий в образовании,

наверное, каждый учитель задаётся вопросом: является ли дистанционное

образование помощником преподавателя или это обуза, навязываемая

временем?

Учитель должен идти в ногу со временем и владеть современными

информационными технологиями, которые при грамотном их использовании

позволят

сэкономить

время

на

подготовку

к

уроку,

рационально

распределить время на проверку

работ и внеурочную деятельность, повысить

интерес учеников к своему предмету, мотивировать их на высокие

результаты. Современные информационные сервисы помогут учителю

сделать урок более продуктивным, а совместную деятельность с учениками

более увлекательной и интересной.



В раздел образования