Автор: Черенда Лариса Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ-компетентность педагога в рамках дистанционного обучения детей
Раздел: дополнительное образование
Черенда Л.Ю., заместитель директора по НМР
ИКТ-компетентность педагога
в рамках дистанционного обучения детей
В
настоящее
время
концепция
внедрения
информационно–
коммуникационных технологий все активнее проникает в различные сферы
деятельности человека. В связи с этим профессиональная деятельность
педагога претерпела значительные изменения, умелое применение ИКТ и
дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным.
Современное
образование
сегодня
напрямую
связано
с
информационно-коммуникационными
технологиями
(ИКТ),
наряду
с
традиционной системой образования успешно развивается и новая форма
обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя
образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного
обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет,
информационные и коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии и глобальные сети
несут в себе мощнейший потенциал для создания в учреждении открытой
информационно
образовательной
среды
и
освоения
новых
способов
деятельности всех участников образовательного процесса. Перед педагогом
возникает
проблема:
каким
образом
стать
активным
строителем
и
пользователем
информационно-образовательной
среды
учреждения
и
открытого информационно-образовательного пространства?
Решение этого вопроса видится в двух взаимосвязанных процессах:
целенаправленное развитие информационно образовательного пространства
и становление новых практик образовательной деятельности в новых
условиях.
Ц
ель
семинара:
Показать
возможности
использования информационно-коммуникативных и
дистанционных
технологии
в
педагогической
деятельности
Педагогами Дворца подготовлены мастер-класс из опыта работы в
рамках дистанционного образования «Видеоролики в Инстаграмм», «Опыт
работы педагогов в рамках летнего оздоровительного лагеря в 2020г. по
средствам платформы Zoom, WhatsApp и YouTube»», даны методические
рекомендации по организации работы на данных платформах.
ИКТ-компетентность
–
это
умение
самостоятельно
искать,
анализировать,
представлять, передавать
информацию, моделировать проектировать собственную индивидуальную
деятельность и работу коллектива, грамотно и уверенно используя для этого
современные средства информационных и коммуникационных технологий
(компьютер, прикладное программное обеспечение, ресурсы сети Интернет и
др.).
В профессиональную педагогическую ИКТ - компетентность входят:
общепользовательская ИКТ-компетентность,
общепедагогическая
ИКТ-компетентность
(педагогическая
деятельность в информационной среде, организация образовательного
процесса,
проведение
семинаров,
консультаций
с
мультимедийной
поддержкой, работа в дистанционном режиме и т.д.)
предметно
–
педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражает
профессиональную компетентность в определенной области).
Возможности использования ИКТ и дистанционных образовательных
технологий очень широки – это и использование ИКТ на занятиях, для
участия
в
различных
профессиональных
конкурсах,
повышения
квалификации.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ
используются
различные
образовательные
технологии,
в
том
числе
дистанционные. Дистанционное обучение – способ организации процесса
обучения, основанный на использовании современных информационных и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение
на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и
учащимся.
В условиях дополнительного образования возможно, необходимо и
целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности
работа с часто болеющими детьми;
летних оздоровительных лагерях;
работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;
работа с одаренными детьми;
участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;
В процессе дистанционного обучения, можно применить:
-электронную почту;
- учебно-сетевые проекты;
- персональные сайты и блоги учителей;
- видеосвязь;
- ресурсы мировой сети Интернет (использую в процессе обучения как
богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или
изучения
тем
курса,
так
и
выгрузка
собственных
разработок
заданий/уроков/тем).
- информационные платформы, проектные платформы, обучающие онлайн-
курсы, видеоуроки, всевозможные тренажеры и мастер-классы.
- Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, WhatsApp, Ютуб, Инстаграм и
др).
Дистанционные образовательные технологии
Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее
влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы
качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины,
образования,
торговли,
финансового
сектора,
страхования
и
др.)
и
государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с
внедрением информационных технологий.
В числе актуальных направлений использования информационных и
телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-
экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие
культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и
дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь
на
задачи
по
формированию
медиа
и
информационной
культуры
обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного
образования. Характерно, что новый Закон «Об образовании в Российской
Федерации»
уделяет
особое
внимание
внедрению
информационно-
телекоммуникационных
сетей,
мультимедийных
электронных,
информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации
образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
включает
требования,
обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и
обработки
аудиовизуальных
медиатекстов
в
ходе
аудиторной
и
самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий.
Совершенствование информационных технологий занимает важное
место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно
нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной
среды
образовательного
учреждения,
что
предполагает
внедрение
и
эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль
новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не
только выполняют функции инструментария, используемого для решения
отдельных
педагогических
задач,
но
и
придают
качественно
новые
возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики,
способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием
компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его
участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы.
Под
дистанционными
образовательными
технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии
обучающихся
и
педагогов.
Обсуждая возможности дистанционных технологий в образовании,
наверное, каждый учитель задаётся вопросом: является ли дистанционное
образование помощником преподавателя или это обуза, навязываемая
временем?
Учитель должен идти в ногу со временем и владеть современными
информационными технологиями, которые при грамотном их использовании
позволят
сэкономить
время
на
подготовку
к
уроку,
рационально
распределить время на проверку
работ и внеурочную деятельность, повысить
интерес учеников к своему предмету, мотивировать их на высокие
результаты. Современные информационные сервисы помогут учителю
сделать урок более продуктивным, а совместную деятельность с учениками
более увлекательной и интересной.