Напоминание

«Почва – живая земля»


Автор: Комкова Марина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Калязин, Тверская область
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Почва – живая земля»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

Познавательно-исследовательский проект

«Почва – живая земля»

Выполнили воспитатела: Комкова М.И.

г.Калязин, 2020г.

«Почва - живая Земля»

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Пчелки»,

родители, воспитатели.

Возраст детей: 6-7 лет.

Проблемы. При посадке саженцев сирени и ели на территории детского сада мы

обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы

сможем узнать, почему почва имеет разные слои

Цель:

создать условия для формирования у старших дошкольников

представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

Развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей,

посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования

информационных технологий (тематическое слайд - шоу);

Обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

Задачи:

Познавательно-исследовательские:

• развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей,

посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования

информационных технологий (тематическое слайд - шоу);

• обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

• Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

Коммуникативные:

• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов,

взаимодействовать друг с другом;

• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

• учить общаться в процессе экологической игры;

• побуждать развитие фантазии;

• формировать умение выражать свои мысли;

• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной

трудовой деятельности;

Материально – техническая база для реализации проекта:

1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов,

выполненных из этих материалов;

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3.Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;

6. Коллективная работа «Подземное царство»

7.Конструктор «LEJO» для поливочной станции

8.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

9.Фартуки-халаты;

10.Микраскоп.

Информационная часть.

Почва–это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в

ней и имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких

животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается

верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. Чем больше в почве перегноя,

тем он плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают

черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи

различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они

менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и

на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности,

роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода.

Плодородие–основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв

разрабатываю правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы

земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест

и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля–наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от

истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия.

Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном

отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100летвсегоодин

сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды

почва разрушается.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей

хвои и является кислой.

Торфяная земля–это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и

высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно

собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой),

питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной – это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз

вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землёй, которая

содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет

питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того,

чтобы небело застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но задерживаете, не дает

быстро испаряться, удерживает растение от падения.

Актуальность темы:

-

сформировать представление о том, что почва – это верхний

плодородный слой земли;

-

обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка,

глины

-

учить делать простейшие умозаключения путем опытнической

исследовательской деятельности;

-

учить фиксировать результаты исследований;

-

учить формулировать выводы;

-

формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно - популярный и художественной литературы;

- оформление информационной копилки по данной тематике;

- Совместная деятельность с детьми:

- Вести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

- Совместная деятельность с родителями воспитанников:

II

ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Работа с детьми

Раздел программы

Формы, методы и приемы работы

Познавательная

деятельность

- НОД «Что такое почва?»

- Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

- Опыты:

1.Воздух в почве.

2.Есть ли в почве вода?

3.Есть ли в почве перегной?

4.Есть ли в почве соли?

- Беседы:

«Образование почвы»

«Как сохранить почву?»

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина».

Художественная

литература

Чтение Сказка «Дюймовка».

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям

вокруг Земли».

Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).

Чтение «Детская энциклопедия» Качур, Е.

Планета Земля

Игровая

деятельность

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«д/и Да—Нет».

Конструирование поливочной станции

ИЗО

- Рисование на тему: «Подземные жители»

- Рисование на тему: «Растения и почва»

- Выставка рисунков «Почва в природе»

-Рисование экологических знаков,

Работа с родителями

Форма

взаимодействия

Тематика

Информационно –

наглядная

- Выставка книг «Почемучка».

- Рекомендации в родительском уголке.

Коллективная

-Тематическая консультация «Как организовать и

провести простейшие эксперименты».

-Тематическая консультация «Методические

рекомендации по организации развивающей среды в

семье».

-Анкетирование родителей

-Беседы:

«Как вести познавательную беседу».

«Как читать познавательную литературу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

3 этап

Задачи этапа:

- формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и

родителей, а также начала основы экологического образования через проведение

следующих форм деятельности;

- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

-презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва - верхний,

плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста

растений, для жизни людей.

Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить;

предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать

выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную

практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию

познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе

исследовательской деятельности.



В раздел образования